Авторская программа к элективному курсу для учащихся 9 класса по технологии "Профориентация"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Шерешева Александра Ильинична

 

Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. 9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Элективный курс «Профориентация» призван помочь 9-классникам в нелёгкий период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_9.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Копанищенская средняя общеобразовательная школа»

Лискинского района Воронежской области

«Согласовано»                                                                                        «Утверждаю»

__________________                                                                               _________________

зав. кафедрой технологии, начального                                             директор школы

и среднего профессионального образования                                   Н.В.Гавриленко

ВОИПКиПРО                                                                    

Л.И.Хатунцева

Рабочая программа элективного курса

«Профориентация»

                                     Ступень, класс - 9.

    Срок реализации программы: 2016-2017 г.

                                     Разработана:

                                     учителем технологии Шерешевой А.И.

с. Копанище

2016 г

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного компонента государственного образовательного стандарта основного общего  образования;

Примерных программ основного общего образования: Технология (базовый уровень);

Образовательной программы МКОУ  Копанищенская СОШ.

Элективный курс «Профориентация» предназначен  для  предпрофильной подготовки  учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.

УМК

1. Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2012. – 228 с.

            2. Коломинский Я.Л. Человек: Психология: кн. для учащихся старших классов. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.

            3. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для учащихся старших классов. – М.: П., 2001. – 141 с.

4. Селезнёва Е.В. Я познаю мир: Психология: Детская энциклопедия. –М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002. – 425 с.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате выполнения данной программы учащиеся должны:

Знать:

- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;

- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Уметь:

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Введение (1 ч.)

     Знакомство с содержанием курса.

Ознакомительная анкета.

Тема 2. Внутренний мир человека и система представлений о себе (1 ч.)

     Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности.

Методика определения уровня самооценки.

Тема 3. Профессиональные интересы и способности (2 ч.)

     Сущность понятий «интерес», «профессиональный интерес», виды интересов, этапы развития интересов, формула интересов; способности, условия их проявления и развития. Выявление и оценка профессиональных интересов – тест «Карта интересов».

Тема 4. Природные свойства нервной системы (2 ч.)

     Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Методики: «Ваш «паспорт»:  Определение типа темперамента», «Сильный ли у вас характер?»

Тема 5. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч.)

     Восприятие, внимание, память, мышление.

Тест «Память на образы», тест «Расстановка чисел».

Тема 6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль

в профессиональном самоопределении (1 ч.)

     Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Методика определения типа ценностных ориентаций; анкета мотивов выбора профессии.

Тема 7. Профессиональные и жизненные планы.

Профессиональная пригодность (2 ч.)

     Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.

Упражнение «Личный профессиональный план». Составление личного профессионального плана по схеме.

Тема 8. Здоровье и выбор профессии (2 ч.)

     Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Координация движений, глазомер и его роль в профессиональной деятельности.

Анкета «Профессия и здоровье». Задания на выявление индексов здоровья. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П.Ильина (теппинг-тест).

Тема 9. Отрасли общественного производства.

Профессии, специальности, должности (2 ч.)

     Отрасли общественного производства. Сфера материального производства и непроизводственная сфера. «Профессия», «специальность», «должность». Требования, предъявляемые профессиями к кандидату.

Профориентационная игра «Угадай профессию».

Тема 10. Профессиональная проба (2 ч.)

     Понятие «профессиональная проба». Варианты профессиональных проб по отдельным отраслям. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ). Гороскоп профессиональный. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Тема 11. Заключительное занятие. Зачёт (1 ч.)

     Защита творческих исследовательских работ по темам курса.

Предполагаемые методы, формы и средства обучения

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательско – творческий.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Наряду с традиционными формами проведения уроков используются и такие активные формы, как анализ конкретных ситуаций, презентация творческих работ; экскурсия, встреча с интересными людьми.

Формы контроля: анкетирование; тестирование; использование методик:

- определения уровня самооценки;

- определения типа темперамента;

- определения типа ценностных ориентаций;

- экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям;

Упражнения «Сильный ли у вас характер», «Личный профессиональный план»;

Опросники;

 Профориентационная и деловая игры;

Защита творческих работ.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела программы, тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

1

3

4

5

6

1

Введение

1

06.09

2

Внутренний мир человека и система представлений о себе

1

13.09

3-4

Профессиональные интересы и cпособности

2

20.09-27.09

5-6

Природные свойства нервной системы

2

04.10-11.10

7

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

1

18.10

8

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

1

25.10

9-10

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность

2

08.11-15.11

11-12

Здоровье и выбор профессии

2

22.11-29.11

13-14

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности

2

06.12-13.12

15-16

Профессиональная проба

2

20.12-27.12

17

Заключительное занятие. Зачёт

1

17.01

Итого

17



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...

рабочая программа по элективному курсу в 11 классе

рабочая программа по элективному курсу в 11 классе...

Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение"

Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе  "Семьеведение", расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани»

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани»  разработана на основе: программы элективного курса  «Клетки и ткани»: 10-11 классы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н....

Программа предметного элективного курса для учащихся 9 классов " Математика доступная каждому"

Элективный курс адресован учащимся 9-х классов.Главная идея-организация системного и систематического повторения, помочь профессиональному ориентированию и самоопределению школьников....

Образец рецензии на авторскую программу или элективный курс

Образец рецензии на авторскую программу или элективный курс...