Мини-ателье «Белошвейка» дополнительная общеобразовательная программа профессионально-практической направленности «Клуб по интересам» для учениц старших классов
рабочая программа (9, 10, 11 класс) по теме

Рубан Ольга Ивановна

Программа Мини-ателье «Белошвейка» составлена в рамках дополнительных образовательных услуг в плане работы методической площадки профессионально-трудовой подготовки учащихся с ВОЗ в образовательной области  «Технология».

Данная программа нацелена на профессионально-ориентированную установку  учащихся 9, 10, 11 классов по профессии швея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mini-atele_beloshveyka.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Мини-ателье «Белошвейка»

дополнительная общеобразовательная программа

профессионально-практической направленности

«Клуб по интересам»

для учениц старших классов

срок реализации 1 год

Составитель:  Рубан Ольга Ивановна

учитель трудового обучения первой категории

г. Радужный

2016 г

                    РАССМОТРЕНО                                                                                           УТВЕРЖДЕНА

                     МП трудового   обучения                                                                            методическим советом    

                     Протокол от «____»___________2016г. №___                                         Протокол от «____»___________2016г. №____    

                     Руководитель МП                                                                                        Председатель методического совета

                     _____________________Т.К. Глушак                                                             ___________________Лапутько Л.Е.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа Мини-ателье «Белошвейка» составлена в рамках дополнительных образовательных услуг в плане работы методической площадки профессионально-трудовой подготовки учащихся с ВОЗ в образовательной области  «Технология».

Данная программа нацелена на профессионально-ориентированную установку  учащихся 9, 10, 11 классов по профессии швея.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Актуальность.

Инновационные преобразовании в системе российского образования, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, т.к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, носящим личностно-ориентированный характер. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Актуальность программы заключается в создании условий для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей, способствования углублению и расширению базовых знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии; в побуждении к самостоятельному выбору содержания своей деятельности при проектировании; развитие в ребенке творческой личности; выявления профессионального интереса к проектной художественно-прикладной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции художественно-эстетической, профессионально-практической направленности. Программа мини-ателье «Белошвейка» предполагает организацию самостоятельной работы школьников в выполнении индивидуальных и коллективных творческих проектов: по заказам организаций, предприятий (пошив и ремонт спецодежды, постельного белья); по индивидуальным заказам (пошив школьной формы, карнавальных костюмов для новогодних праздников, костюмов для школьного танцевального коллектива).

Практическая значимость.

Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально экономических и культурных условий жизни.

У детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованного обучения и воспитания накапливается определенный жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.

Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи.

В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Ребенок  ограниченный в интеллектуальном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам ее освоить. По сути, он лишен основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.

Социальная адаптация ребенка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом познавательной деятельности. Поэтому такого ребенка нужно специально обучать тому, что обычный ребенок усваивает не задумываясь, с легкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Это будут знания и умения, приобретенные в мини-ателье «Белошвейка».

Пошив одежды – одно из самых древнейших ремесел, которое славилось во все времена своими мастерами, настоящими художниками своего дела. Практика убеждает в том, что в искусстве одевать людей, художником должен быть каждый: от прославленных мастеров-модельеров до рядового любителя.

Цель и задачи программы.

Главной целью является допрофессиональная подготовка в области швейного производства, развитие творческой активности и художественных способностей, а так же успешная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья вливания в социум, помощь осознания учеником полезности своего труда, обретения веры в свои силы.

Цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:

  • Организовать деятельность мини-ателье «Белошвейка» под руководством администрации школы с привлечением социальных партнеров, организаций, родителей.
  • Содействовать профессиональной ориентации и подготовке учащихся к самостоятельной жизни;
  • Формировать знания, умения и навыки использования средств и путей преобразования материалов и информации в конечный потребительский продукт.
  • Развивать художественный вкус, творческую инициативу, гармонию индивидуальных интересов с требованиями социальной среды.
  • Помогать в освоении технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности.
  • Воспитывать трудолюбие, бережливость, целеустремленность, предприимчивость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.

Отличительные особенности программы.

Главной особенностью программы является ее гибкая структура. Набор содержания и форм подготовки учащихся к практическим занятиям строится по вариативному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения целей обучения. Каждая работа включает вариативность содержания в зависимости от вида заказа швейных изделий и новых технологий обработки швейных материалов. Такая система позволяет оперативно приспосабливать ее ко времени сдачи готовой продукции, а также проведения различных конкурсов, выставок, праздников и других мероприятий на уровне школы и города.

Процесс обучения осуществляется во взаимодействии со школьной программой технологии, помогая учащимся получить целостный комплекс знаний, умений и  навыков, развить и реализовать свои способности, осуществить творческие замыслы, социально адаптироваться в обществе.

Если сравнивать данную программу по результативности с традиционной школьной программой, то можно сделать вывод о большем объеме, разнообразии и качестве знаний, умений и навыков, получаемых учащимися; большей практической направленности, связанной с современными требованиями жизни (производство товаров и услуг, экономическая целесообразность, экология и безопасность трудовой деятельности, рациональное использование материалов и т.д.), а также о большем внимании педагога к каждому учащемуся индивидуально.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

По нормативным срокам реализации программы дополнительной образовательной услуги мини-ателье «Белошвейка» рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю (по 1 часу 3 раза в неделю, 102 ч в год). Время проведения 15.15: понедельник, среда, пятница. Продолжительность занятий 40 минут. Во время работы используются здоровье сберегающие технологии (упражнения для глаз, физ. Минутки), в соответствии с требованиями СанПиНа.

Занятия проводятся в школьной швейной мастерской, которая оборудована современными бытовыми швейными машинами, оборудованием для выполнения ВТО, компьютером, проектором, экраном.

На занятиях обучающимся дается право выбора вида деятельности, поощряется инициатива. Программа включает в себя элементы развивающего обучения. Учащиеся разрабатывают рефераты, творческие проекты по созданию современной одежды, что позволяет более углубленно изучить программу.

Формы проведения занятий включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде демонстрации приемов работы педагогом, встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а также при помощи бесед и диспутов, индивидуальных консультаций учащихся, посещение выставок, экскурсий, организация праздников, показ моделей. Практическая часть представлена в виде самостоятельной практической работы по проектированию и изготовлению швейных изделий, выполнения домашнего задания.

Используются разнообразные формы организации занятий: рациональное  сочетание фронтального, группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

Особенности возрастной группы учащихся.

Доминирующим формам организации деятельности детей предполагаются занятия в группе учениц 9 – 11х классов, так как работа с современными материалами отличается большой сложностью и трудоемкостью в процессе изготовления швейного изделия, а работа над проектом требует у обучающихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Разновозрастная группа имеет свои преимущества: старшие учащиеся проявляют заботу о младших, у них повышается чувство ответственности и значимости. Своим примером они показывают перспективу развития особенностей умений и навыков младшим девочкам, те в свою очередь учатся преодолевать трудности, стремятся к качественному, быстрому выполнению заданий.

Ожидаемые результаты.

Подведение итогов деятельности обучающихся осуществляется на итоговых занятиях выставках и показах моделей, а также участие в конкурсах и олимпиадах.

Анализ творческо-трудовой эстетической и проектной деятельности детей не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, сопоставление с которым позволяет более полно фиксировать продвижение каждой ученицы.

Знания, умения и навыки:

знать:

  • Этапы проектирования.
  • Способы получения информации по проекту.
  • Виды швейных материалов, их свойства.
  • Виды современного швейного оборудования, организацию рабочего места и правила техники безопасности при обработке ткани.
  • Основы моделирования и конструирования швейных изделий.
  • Правила раскроя.
  • Способы и последовательность обработки швейного изделия.
  • Различные виды декоративно-прикладного искусства.

уметь:

  • Выполнять и оформлять творческий проект под руководством учителя.
  • Осуществлять обзор литературы и других источников информации.
  • Планировать и анализировать свою деятельность, выполнять самоконтроль в работе.
  • Выполнять выбор материалов для изделия с учетом их свойств.
  • Выбирать оборудование инструменты и приспособления, работать с ними.
  • Выполнять последовательную обработку швейного изделия и его отделку, применяя новые технологии в обработке ткани и различные виды декоративно-прикладного искусства.
  • Систематизировать, практически применять и обобщать полученные ЗУН.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Дата

Содержание занятия

Теория

Практика

Вводное занятие

Цели  и задачи творческого объединения.

1

В мире современной моды.

3

6

Структура  творческого проекта

5

Этапы проектирования современной моды

I – Подготовительный исследовательский этап.

6

3

II – Технологический этап.

3

III – Заключительный этап.

1

2

Мир тканей

Знакомство с различными швейными материалами и их свойствами.

3

Экскурсия в магазин ткани.

1

Информационные технологии

Информационные технологии в проектировании одежды.

2

6

Технология изготовления швейных изделий

Виды одежды и требования к ней.

3

Конструирование и моделирование одежды.

1

5

Правила раскроя.

1

2

Современные способы обработки швейных изделий.

2

17

Художественная отделка.

1

3

Окончательная отделка изделия, контроль качества.

1

1

Итоговые занятия

Оформление творческого проекта

4

Показ презентаций.

1

Демонстрация моделей.

1

Декоративно-прикладное искусство

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.

3

Аппликация.

3

Вышивка.

3

Итоговое занятие

Ярмарка – распродажа, выставка творческих работ учащихся.

3

Профессиональные встречи за круглым столом.

Встречи с мастерами и специалистами швейного дела.

1

Встречи с социальными партнерами.

1

Встречи с родителями

1

Всего занятий: 102 часа.

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, объяснение, общение).
  • Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
  • Проблемные (исследовательский, поисковый).
  • Практические (самостоятельная работа).

Дидактический материал:

схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала, журналы мод, образцы узоров деталей к изделиям, таблицы по обработке узлов швейных изделий, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок.

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя

Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.

материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы

Литература:

  1. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии женской одежды. М.: «легкая промышленность»1997г.
  2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М. : «Академия» 2000г.
  3. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М.: «Академия»2001г.
  4. Слевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г.
  5. Подборка журналов мод.

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/09/ - «Творческая мастерская»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/14/ - «Волшебная мастерская»

Примечание.

В зависимости от поступления заказов  от организаций, материальным обеспечением со стороны администрации школы и педагога возможны взаимозамены разделов программы, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.

При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно, их включение в работу вне плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная гимнастика. Развитие гибкости и координации движений на уроках физической культуры у учениц старших классов.

Необходимость работы в школе на уроках по художественной гимнастике обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается отсутствие гармоничного развития у школьниц старших классов. У большинства девуше...

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа белошвейки"

Дополнительная общеобразовательная программ...

Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для старших классов

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способносте...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-бытовой направленности "Клуб юная рукодельница"

      Вопросы формирования компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, можно решать не только на уроках, но и путем вовлечения детей в разн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Клуб интернациональной дружбы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности  «Клуб интернациональной дружбы» актуальна, поскольку дает возможность возро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Клуб лингвистов»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Клуб лингвистов»...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса.

Дополнительная общеобразовательная программа  социально-гуманитарной  направленности «Звёздный английский»  для обучающихся 7 класса направлена на обеспечение допо...