Воспитание как составная часть обучения предмета « технология».
статья по технологии на тему

Лицова Лиля Александровна

Предмет технология очень тесно связан и с обучением и воспитанием подрастающего поколения, ведь на протяжении  столетий  понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лицова Лилия Александровна учитель технологии школы № 174  Советского р –на г.Казани.

Воспитание как составная часть обучения предмета « технология».

 Предмет технология очень тесно связан и с обучением и воспитанием подрастающего поколения, ведь на протяжении  столетий  понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом  питание. А  по определению ЭСБЭ  (в редакции 1892 года) воспитание  «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью  довести его до  той  доли самостоятельности, которая  необходима человеку  для исполнения  своего назначения  человека  на земле»(1).  Конечно  есть еще множество определений этого слова и в педагогике и в психологии, но самое главное, это не фразы, а действия стоящие за ними. Каждый учитель  может и должен донести до своего ученика не только  знания по предмету, но и научить его эти знания применять в жизни. Пусть не все знания в, точности по учебнику, пригодятся в жизни, но ведь никто не застрахован от чрезвычайной ситуации прорыва трубы в доме, или распоровшемся шве на юбке перед свиданием, это нам взрослым, и то не всегда, удается сразу справиться с ситуацией, а что говорить про ребенка, когда он с ней один на один. А выбор подарка, когда средства ограничены, а гастрономические пристрастия, удивить сверстников! Общаясь с учениками каждый день, видя как и чем они живут, что им интересно, очень гибко начинаешь строить отношения даже в преподавании простых тем. Ведь  семьи разные и начальное воспитание идет именно от семьи и вот тут главное поддержать ребенка робкого, приструнить зазнавшегося, придумать дополнительное задание торопыжке, и все это уложить в образовательный процесс одного урока. Ведь уроки – первые самостоятельные шаги ребенка, а на уроках технологии еще и выполненные своими руками изделия.  Воспитание происходит каждый день, причем не осознанное, мягкое, направляющее. Ко мне приходят девочки с 5 класса. Восторгам нет конца, пока не начнутся рутинные работы, вот тут и воспитывается и усидчивость и терпение и уважение к чужому труду, весь год я стараюсь поддерживать интерес к предмету, то выставку работ  организуем, то показ мод сшитых изделий и обязательно  нацеливаю на продолжение обучения. Так   в 5 классе при расчете ткани для фартука сразу оговариваю, что ткани нужно приобрести больше на 50см, а то и просто принести выстиранную старую простыню, объясняю, что в 5 классе из этой ткани шьем фартук и прихватку, в 6 классе варежку – прихватку и куклу из остатков. Теперь каждый кусочек на своем месте, в коробке у ученицы. Мелочь в мусоре, чистота и порядок, и воспитание бережливого отношения к  семейным финансам  и творческое развитие в придачу. Если с 5, 6 классами заниматься одно удовольствие, то 7, 8 отличаются сложностями противоречивых отношений  во всем. Не все получается гладко, но стараюсь и здесь применять небольшие воспитательные хитрости. Так для 7 класса намеренно не предлагаю разные варианты ночных сорочек для выполнения, так как уровень подготовки разный и обязательно есть отстающие и опережающие. Как только работа бывает кем -то  выполнена, я предлагаю выбрать из нескольких отстающих, кому будут помогать. Просто для закрепления и повторения  материала.   Как показала  практика  не все хотят, что бы им помогали одноклассники, и очень быстро собираются и все у нас получается намного продуктивнее. Причем пока мы «ждем» отстающих, на ночных сорочках появляются оборки, декоративные элементы и даже вышивка. Воспитать эстетический вкус можно и таким способом.  Самое   интересное происходит в 8 классе, часто классы не делят по половому признаку. Мальчики и девочки вместе проходят , что такое семья и семейный бюджет, как построить дом, как устроены провода, где находятся счетчики в квартире и для чего они нужны,  и как правильно  поменять лампочку в комнате. Какие бывают покупки и как не ошибиться с размером одежды и обуви. Не все родители рассказывают  казалось бы простую информацию, ведь подростки все в компьютерах и гаджетах, а оказывается не знают простых вещей!  Бывают на уроке такие дебаты, депутаты позавидуют. Утихомирить помогают творческие проекты, причем, не скачанные с интернета, а со своими фотографиями в презентации. Когда я в первый раз предложила  эту работу, встретила такое сопротивление и даже испуг. Пришлось объяснить, что сначала мы вместе выполняем работу на уроке. Прорабатываем элементы, потом процесс выполнения схожей работы  они  фотографируют и получается индивидуальный творческий проект.  Кто-то самостоятельно выбирает более сложное задание, кто –то отлынивает, выберет полегче,  но воспитание самостоятельного выбора и принятия решения все равно происходит. Вот так день за днем, шаг за шагом, обучение, воспитание, принятие, уважение и взросление  переходят в самостоятельную личность, наших взрослых и воспитанных выпускников.  Которые даже после окончания школы приходят, и с улыбкой вспоминают, как в первый раз пришили пуговицу в 5 классе  на рубашку папе, именно после  урока технологии, и она оторвалась только через  неделю.

Использованная литература :

1. ru.wikipedia.org›Воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души(Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 В (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 4 А (из1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...