Оценивание результатов обучения по технологии
методическая разработка по технологии на тему

Ильина Мария Александровна

Фонд средств текущего оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_rezultatov_obucheniya.docx291.71 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОУ ВПО ХМАО-Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

Составитель:  М.А. Ильина, учитель технологии  МБОУ СОШ №19

 

Сургут 2016

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РЕЗУЛЬТАТА

Планируемый результат: Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Критерии оценки достижения планируемого результата:

  1. способность к сопереживанию;
  2. толерантность в общении;
  3. нравственная самооценка.

Перечень оценочных средств для оценки достижения планируемого результата:

  1. Опросник для диагностики способности к эмпатии;
  2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности;
  3. Диагностика нравственной самооценки и этики поведения.

1. Опросник для диагностики способности к эмпатии

Автор: А. Мехрабиена и Н. Эпштейна

Цель: оценить уровень сформированности гуманистических ценностей личности.

Возраст:10-15лет

Описание: Для диагностики способности к эмпатии может быть применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений.    

Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков.

Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.

Диагностический материал  

Опросник

  1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
  2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
  3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
  5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
  8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
  9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
  10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
  11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
  12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
  13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
  14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
  15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
  16. Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
  17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
  18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
  19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
  20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
  21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
  22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
  23. Чужой смех меня не заражает.
  24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
  25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
  26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
  27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
  28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
  29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
  30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
  31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
  32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
  33. Маленькие дети плачут без причины.

Обработка результатов:

http://testoteka.narod.ru/0.pngСопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Ключ

Ответ

Номера утверждений-предложений

Согласен "+"

1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Не согласен "-"

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Интерпретация результатов:http://testoteka.narod.ru/0.pngПолученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в нижеследующей таблице.

Пол

Уровень эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

очень низкий

Юноши

33-26

25-17

16-8

7-0

Девушки

33-30

29-23

22-17

16-0

http://testoteka.narod.ru/0.png 

 

2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

Автор:  В.В.Бойко

Цель: определить уровень общей коммуникативной толерантности 

Возраст:10-15лет.

Описание: Пункты опросника, сгруппированны в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал. 

Общая коммуникативная толерантность обусловлена  свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.

Диагностический материал:

 

Бланк методики

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

Утверждения

Баллы

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

3.

Шумные детские игры я переношу с трудом

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

                                                                                                                               Всего:    

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей

других людей.

Утверждения

Баллы

6.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

7.

Меня раздражают любители поговорить

8.

Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе

9.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

10.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

                                                                                                                               Всего:

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей

Утверждения

Баллы

11.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)

12.

Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

13.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны

14.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

15.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем

                                                                                                            Всего:

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

Утверждения

Баллы

16.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

17.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

18.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

19.

Мне неприятны самоуверенные люди

20.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров

Утверждения

Баллы

21.

Я имею привычку поучать окружающих

22.

Невоспитанные люди возмущают меня

23.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

24.

Я по привычке постоянно делаю  кому-либо замечания

25.

Я люблю командовать близкими

                                                                                                            Всего:

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"

Утверждения

Баллы

26.

Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах

27.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

28.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

29.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

30.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Утверждения

Баллы

31.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

32.

Меня часто упрекают в ворчливости

33.

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

34.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

35.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие,  я на него, тем не менее, обижусь

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

Утверждения

Баллы

36.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

37.

Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

38.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

39.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

40.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

                                                                                                                                 Всего:

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

Утверждения

Баллы

41.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

42.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

43.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

44.

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

45.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

                                                                                                                                 Всего:

Обработка результатов:По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Ключ к тесту Бойко.

Подсчитывается сумма баллов, полученных по всем девяти признакам.

Максимальное число баллов — 135, по каждому из блоков — 15.

1-45 высокая степень толерантности 

45-85 средняя степень толерантности 

85-125 низкая степень толерантности 

125-135 полное неприятие окружающих

  Интерпретация:

Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим и высокой вероятности конфликтов. Обратите внимание на то, по каким поведенческим блокам получены высокие суммарные оценки. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше испытуемый терпим к людям в данном аспекте отношений с ними и сложнее наладить эффективный процесс общения.  Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений.

Расшифровка блоков:

  1. Неприятие или непонимание индивидуальности человека: вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальные особенности других людей.

  2. Использование себя в качестве эталона при оценках других: оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.   

3. Категоричность или консерватизм в оценках людей: вы категоричны или консервативны в оценках людей, вам не хватает гибкости и широты кругозора.   

 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства: вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.    

5. Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению: вы стремитесь переделать, перевоспитать, изменить по вашему желанию своего собеседника.         

 6. Стремление подогнать других участников коммуникации под себя:  вам хочется подогнать других к своему характеру,  привычкам, притязаниям.               

7. Неумение прощать другому ошибки: вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.                            

8. Нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению:  вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался другой.         

9. Неумение приспосабливаться к другим участникам общения: вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других.  
 

3. Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Автор: Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках научной школы А.И.Шемшуриной.

Цель: Определить уровень нравственной воспитанности и самооценки школьника.

Возраст:11-13лет.

Описание: Текст методики состоит из 10 высказываний.

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

 если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;

 если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

  1. - 3;
  2. - 4 и т.д.

Диагностический материал:  

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
  8. Мне приятно делать людям радость
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

 Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  • Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
  • в 3 балла - 2 единицы,
  • в 2 балла - 3 единицы,
  • в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Автор: Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках научной школы А.И.Шемшуриной.

Цель: Определить уровень нравственной воспитанности и самооценки школьника.

Возраст:11-13лет.

Описание: Текст методики состоит из  5 незаконченных предложений.

Инструкция:  Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Диагностический материал:  

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.



ОЦЕНКА   МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА

 

Планируемый результат: 

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Критерии оценки достижения планируемого результата:

1). Сформированность навыков проектной деятельности (самостоятельного приобретения знаний и решение проблем, знания предмета, регулятивных действий, коммуникации).

2). Устойчивый познавательный интерес школьников, их учебная мотивация.

Перечень оценочных средств для оценки достижения планируемого результата:

  1. Проект. Оценка сформированности навыков проектной деятельности.
  2. Методика изучения мотивации учения подростков. Анкета.

1. ПРОЕКТ. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источник: Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО,2011.

Цель: Определить уровень сформированности навыков проектной деятельности

Возраст:11-15лет

Описание: защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.  

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Инструкция: Обучающиеся   публично представляют результаты работы над проектами и демонстрируют  уровень владения   отдельными элементами проектной деятельности.

Диагностический материал  

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Сформированность предметных знаний и способов действий

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы, отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Сформированность регулятивных  действий

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Сформированность коммуникативных действий

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Обработка результатов:

Комиссия выставляет оценки по каждому из критериев.

Интерпретация результатов: 

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий).

Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

Также  может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Автор:  М. Лукьянова, кандидат педагогических наук.

Цель: Определить уровень сформированности познавательного интереса школьников и их учебной мотивации.

Возраст:11-13лет

Описание:  Диагностическая методика включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами.  

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

 

Диагностический материал

Анкета

 

I

1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

    а) хороших оценок;     б) продолжения образования, поступления в институт;

    в) поступления на работу;     г) чтобы получить хорошую профессию;

    д) чтобы быть образованным и интересным человеком;     е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы не…

    а) было школы;     б) не было учебников;     в) родителей;     г) хотелось учиться;

    д) было интересно;     е) мысли о будущем;     ж) школа и долг перед Родиной;

    з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

    а) хорошие отметки;     б) усилия, трудолюбие;     в) мои способности;  

    г) хорошую работу;     д) выполнение домашнего задания;     е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

    а) получить высшее образование;     б) я пока не знаю;     в) стать отличником;

    г) состоит в учебе;     д) получить хорошую профессию;

    е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

    а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;     б) усвоить материал, понять тему;

    в) получить новые знания;     г) сидеть тихо как мышка;

    д) внимательно слушать;     е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

    а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;     б) думаю;

    в) анализирую задание, стараюсь понять суть;     г) составляю план своей работы;

    д) внимательно читаю задание;     е) стараюсь сделать сразу всё;

    ж) открываю «готовые домашние задания»;     з) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

    а) разные игры по теме;     б) объяснение учителя;     в) новая тема;      г) устные задания;

    д) побольше читать;     е) общаться с друзьями;     ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

    а) он мне нравится;     б) он легкий;     в) он мне интересен;     г) я его хорошо понимаю;

    д) меня не заставляют;     е) не дают списать;     ж) надо исправить двойку

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

    а) они легкие и их мало;     б) остается время погулять;     в) они интересные;

    г) есть настроение;     д) есть «готовые домашние задания»;

    е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

    а) мысли о будущем;     б) родители и (или) учителя;     в) покупка желаемой вещи;

    г) низкие оценки;     д) желание знаний;     е) высокие оценки.

  11. Я более активно работаю на уроках, если…

    а) ожидаю похвалы;     б) мне интересна выполняемая работа;

    в) мне нужна отметка;     г) хочу больше узнать;     д) хочу, чтоб меня заметили;

    е) изучаемый материал мне нужен.

    12. «Хорошие» оценки – это результат…

    а) хороших знаний;     б) везения;     в) добросовестного выполнения домашних заданий;

    г) помощи друзей;    д) упорной работы;    е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

    а) настроения;    б) трудности заданий;     в) моих способностей;

    г) приложенных усилий;    д) везения;     е) внимания к объяснению учителя;

   14. Я буду активным на уроке, если…

    а) хорошо знаю тему и понимаю материал;     б) смогу справиться;

    в) почти всегда;     г) не будут ругать за ошибку;     д) уверен, что отвечу хорошо;

    е) довольно часто;

    15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

    а) ничего не предпринимаю;     б) прибегаю к помощи других;

    в) мирюсь с ситуацией;     г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

    д) надеюсь, что пойму потом;

    е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

    а) делаю его снова;     б) теряюсь;     в) нервничаю;     г) исправляю ошибку;

    д) бросаю это задание;     е) прошу помощи.

    17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

    а) анализирую его снова;     б) огорчаюсь;     в) спрашиваю у учителя или родителей;

    г) откладываю его;     д) обращаюсь к учебнику;     е) не делаю его, потом списываю

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они…

    а) сложные и большие;     б) с лёгким решением;     в) письменные домашние;

    г) не требуют усилий;     д) только теоретические или только практические;

    е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону»;

Обработка результатов:

Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов. 

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

учебный мотив – 5 баллов.

 

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 5-7-х классов

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

2

0

2

3

4

3

1

3

3

б)

5

0

5

0

5

5

4

1

1

в)

4

0

2

2

5

5

3

3

3

г)

3

5

4

5

0

5

3

3

3

д)

5

3

5

4

3

5

5

0

0

е)

0

4

3

4

2

3

1

0

5

ж)

-

3

-

-

-

0

3

2

-

з)

-

4

-

-

-

1

-

-

-

I

II

III

Показатели мотивации

Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.

Интерпритация уровня мотивации по показателям I, II, III

I, II, III – показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.  

Оценочная таблица в анкете для учащихся 5-7-х классов

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

27-29

25-29

20-23

70-81

II

24-26

20-24

16-19

58-69

III

18-23

13-19

10-15

39-57

IV

10-17

6-12

4-9

18-38

V

до 9

до 5

до 3

до 17

Выявляются следующие итоговые уровни мотивации школьников;

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.  

Таблицы для выявления ведущих мотивов

варианты

ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

и

п

п

б)

с

и

и

в)

п

п

п

г)

п

п

п

д)

у

в

в

е)

и

в

у

ж)

п

о

-

з)

-

-

-

условные обозначения видов мотивов

Условные обозначения видов мотивов:

у – учебный мотив; с – социальный мотив; п – позиционный мотив; о – оценочный мотив; и – игровой мотив; в – внешний мотив.

IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (№ 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в IV, V, VI показателях мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение (вопрос) будут такими:+10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом содержательном блоке - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут такими: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 5-7-х классов

Варианты

ответов

Номера предложений

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

б)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

в)

-5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

-5

г)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

+5

д)

+5

-5

+5

-5

-5

-5

-5

+5

-5

е)

+5

+5

-5

-5

+5

+5

+5

-5

+5

IV

V

VI

Показатели мотивации

Интерпретация результатов по выявлению ведущих мотивов:

+30; +20 баллов, то можно говорить о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (IV показатель), о стремлении к успеху в учебной деятельности (V показатель) и реализации учебных мотивов в поведении (VI показатель);

+10; 0; -10 баллов – внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; -30 баллов – преобладают внешние мотивы над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении.


ОЦЕНКА   ПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА

 

Планируемый результат: Осуществление технологических операции при решении технико-технологических задач, соответствующих возрасту.

 

Критерии оценки достижения планируемого результата:

1) знания по технологии раскроя деталей лоскутного изделия,

2) умения, навыки по обработке ткани при выполнении раскроя;

3) соблюдение правил техники безопасности при выполнении практической работы.

 

Перечень оценочных средств для оценки достижения планируемого результата:

 

  1. Карточки для проверки знаний «Лоскутное шитье».
  2. Практическая работа «Раскрой платья для куклы-акань» (Карта пооперационного контроля).
  3. Карта наблюдения учителя  «Соблюдение безопасных приемов труда»

КАРТОЧКИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ «ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ»

Автор:М.А. Ильина, учитель технологии.

Цель: проверка знаний по технологии раскроя деталей лоскутного изделия.

Возраст:10-12 лет

Описание: карточка состоит из пяти понятий и пяти определений лоскутного шитья.

Инструкция: соотнести понятия и определения лоскутного шитья при помощи стрелок.

Диагностический материал

Обработка результатов: одно верное соотношение равняется одному баллу. 

Интерпретация результатов:   количество верных соотношений определяет оценку за работу:

5 верных соотношений – 5б.

4 верных соотношений – 4б.

3 верных соотношений – 3б.

2 верных соотношений – 2б.

 

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «РАСКРОЙ ПЛАТЬЯ ДЛЯ КУКЛЫ-АКАНЬ»

Автор:М.А. Ильина, учитель технологии.

Цель: проверка  уровня сформированности,  умений и навыков раскроя деталей   изделия.

Возраст:10-12 лет

Описание:  Карта состоит из пяти оцениваемых позиций, определяющих правильную последовательность и качество выполняемой работы.

Инструкция: Оценить качество выполненной практической работы по заданным критериям.

Диагностический материал

КАРТА ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1

Правильная организация рабочего места (да/нет)

1

2

Направление долевой нити учтено

1

3

Определены лицевая и изнаночные стороны ткани

1

4

Качественная обмеловка шаблона

1

5

Качественный раскрой изделия

1

Итого:

5

Обработка результатов: Каждая правильно выполненная операция оценивается в один балл, затем подсчитывается их сумма.

Интерпретация:

оценка «5» выставляется в случае правильного выполнения 5-ти операций раскроя;

оценка «4» выставляется в случае правильного выполнения 4-х операций раскроя;

оценка «3» выставляется в случае правильного выполнения 3-х операций раскроя;

оценка «2» выставляется, если количество правильных операций 2 и менее;

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

 «СОБЛЮДЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ПРИЕМОВ ТРУДА»

Автор:М.А. Ильина, учитель технологии.

Цель: проверка  сформированности  знаний по технике безопасности и их соблюдения при выполнении практических работ.

Описание:  Карта состоит из пяти позиций наблюдения за соблюдением приемов безопасной работы.

Инструкция: Осуществить наблюдение за практической работой обучающихся. Оценить безопасность поведения обучающегося при выполнении работ связанных с использованием опасных инструментов и приспособлений.

Диагностический материал

№ п/п

 Позиции наблюдения

Отметка о выполнении

+

-

1

Наличие рабочей одежды

2

Правильная организация рабочего места.

3

Все инструменты и приспособления исправны.

4

Инструменты и необходимые материалы хранятся в специальной

коробке.

 коробке.

5

Иголки и булавки хранятся в игольнице.

6

Во время работы на средний палец правой руки надет наперсток.

7

Иголки и булавки в процессе раскроя  вкалываются только в игольницу.

8

Ножницы передаются  с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.

9

Ножницы в процессе работы лежат справа с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе.

10

Длина рабочей нити не превышает заданную.

Итого:

Обработка результатов:

оценивание каждого критерия производится следующим образом: выполнение -1балл, невыполнение -0балл.

Интерпретация:

Количество суммарных баллов определяет уровень безопасности труда:

9-10 – высокий.

6-8 – средний,

0-5 – низкий.

Любой уровень, кроме высокого,  дает основание для коррекционной работы с обучающимися по правилам техники безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе (8 класс)

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе - хороший способ активизации работы на уроке и повышения уровня учебной мотивации по предмету....

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.

Статья содержит описание системы критериального оценивания планируемых результатов обучения по математике в 5 классе при переходе на ФГОС.При этом используется два рабочих журнала. дневник планируемых...

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден.Отметка все более становится простой формальностью. В условиях, когда образование ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого п...

Модель системы оценивания результатов обучения

В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных р...

Мастер -класс "Современные средства оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО (балльно - рейтинговая система)"

Остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценк...

Модель системы оценивания результатов обучения.

Система оценивания результатов обучения.Система оценивания  результатов  обучения  основной образовательной программы  об­щего образования (далее — система оценки) представляет соб...

система оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОС

"Смысл введения ФГОС и основные изменения в практике работы учителя: что стандарт требует от учителя?" (по материалам статьи О.Б.Логиновой)....