«ВИДЫ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СМЕШАННЫХ КЛАССОВ»
учебно-методический материал по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения:

Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Исходные научные идеи:

уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznourovnevye_tehnologii.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 14 им. Ю. И. Гагарина

Щёлковского района Московской области

«ВИДЫ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ СМЕШАННЫХ КЛАССОВ»

подготовила учитель

 технологии

Скворцова Татьяна Викторовна

г. Щёлково

 2014


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология разноуровневого обучения.

Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения:

Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Исходные научные идеи:

 уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

 В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня:

 минимальный (базовый),

программный и

усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников:

 особенности личностно-смысловой сферы;

особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др);

уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).

Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта.

Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения:

1) знание (запомнил, воспроизвел, узнал);

2) понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой);

3) применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации);

4) обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое);

5) оценка (определил ценность и значение объекта изучения). Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий.

Учителю предписывается осуществить следующие ведущие действия:

а) мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

 б) организацию самостоятельной работы школьников на различных уровнях - все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им;

в) сведение фронтальных или общеклассных форм работы к необходимому и достаточному минимуму; предпочтительными формами организации учебно-познавательного процесса являются парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава).

В рамках технологии разноуровневого обучения наиболее предпочтительными оказываются спаренные уроки, позволяющие на учебном занятии реализовать полный цикл обучения по укрупненной единице усвоения.

Действия учителя и учащихся

На этапе подготовки к основному виду деятельности после информации о цели учебного занятия и соответствующей мотивации проводится вводный контроль чаще всего в виде теста, диктанта, проговора опорных определений, правил, алгоритмов и т.п. Эта работа завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ.

На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации основной части класса.

Для остальной части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый ученик по мере усвоения изучаемой информации включается в обсуждение, ответы на вопросы товарищей, постановку собственных вопросов. Эта работа может проходить как в группах, так и в парах.

На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются товарищам.

Этап подведения итогов учебного занятия начинается с контрольного тестирования, которое, как и вводное, имеет обязательную и дополнительную части. После само- и взаимопроверки итогового теста учащиеся подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на учебном занятии. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы, а затем обобщаются учителем.

Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию  обучения , мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс  обучения  на уроках " Технологии " позволило мне решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.

Применение  дифференцированного  подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы:

1 группа (А) – «сильные» дети,

2 группа (Б) – «средние»,

3 группа (В) – «слабые».

Распределение по группам провожу по результатам  обучения  предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.

Дифференцированный  подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1. Опрос:

При письменном опросе

 использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы  дифференцирую  количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний:

 первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с  дифференцированными  заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.

3. Закрепление нового материала:

При закреплении нового материала  дифференцирую  вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.

Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

4. Домашнее задание:

Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

Применение в своей работе с учащимися  дифференцированного  подхода на уроках " Технологии " позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.


СБОРНИК 
РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ, 
ПРИМЕНЯЕМЫХ 
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССОВ. 

В данном сборнике представлены разноуровневые задания для проверки усвоения основных ЗУН на всех этапах урока, соответствующие требованиям уровней обучения. 

Ученический уровень представляет «обязательный минимум», а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ученика. 

Ученический уровень обеспечивает только такое качество знаний, как правильность (на первом уровне это – правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил). 

Алгоритмический уровень усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задание по теме с применением полученных знаний и умений. 

Цели и задачи разработанных заданий: 
1. Контроль усвоения учащимися программного материала по изученной теме. 
2. Формирование навыков самостоятельной работы, воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению предмета технология. 
3. Развитие логического мышления учащихся, активизация их деятельности. 



5 класс 
Раздел «Кулинария» 

Тема: Посуда и инвентарь. Правила ТБ. 

1 уровень 
Карточка № 1 
¬ Перечислите кухонные инструменты и инвентарь. 
¬ Что означает слово «Кулинария»? 

Карточка № 2 
¬ Как и в какой последовательности надо мыть посуду? 
¬ Какие моющие средства применяют для мытья посуды? 

Карточка № 3 
¬ Перечислите требования к рабочему месту при кулинарных работах. 
¬ Что необходимо знать при работе с горячими жидкостями? 

2 уровень 
Карточка № 1 
Отметьте буквой: 
С – санитарно-гигиенические требования 
Т – Технику безопасности труда 
П - правила внутреннего распорядка 

1. Не допускать мух в помещение. 
2. Бережно относиться к оборудованию и инструментам. 
3. Сидеть на закрепленных местах, не вставать без разрешения учителя. 
4. Пользоваться правильными приемами ножом. 
5. До тепловой обработки продукты тщательно моют, очищают и нарезают. 
6. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимать ее от себя. 

Карточка № 2 
Обозначить: 
П – посуда Пр. – приспособления 
И – инструменты 
Кастрюля, ложка, терка, сковорода, миска, овощерезка, нож, тарелка, разливательная ложка, разделочная доска, мясорубка. 

Карточка № 3 
Отметьте буквой: 
С – санитарно-гигиенические требования, 
Т – технику безопасности. 
• Руки мыть с мылом. 
• Перед включением электрического прибора проверить исправность электрического шнура. 
• Включать и выключать электроприборы сухими руками. 
• Надеть фартук и косынку. 
• Закатать рукава одежды. 
• Не оставлять включенные электроприборы без присмотра. 



3 уровень 
Карточка № 1 
Найдите лишнее: 
¬ Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев. 
¬ На сковороду с горячим жиром продукты класть аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир. 
¬ Засыпать в горячую жидкость крупу и другие продукты осторожно. 
¬ Передавать нож и вилку ручкой вперед. 
¬ Не пользоваться посудой с прогнувшимся дном и сломанными ручками. 
¬ Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края. 
¬ Снимая горячую посуду с плиты, пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки, то с помощью сковородника. 

3 уровень 
Карточка № 2 
Установите отличие кухонной посуды от столовой. 
В чем сходство кухонных и столовых приборов? 

Увеличение количества заданий 

1-2 уровень 
Отобрать из данного перечня кухонную и столовую посуду: кастрюля, тарелка для первого блюда, сковорода, поварешка, блюдце, стакан, чайная чашка, десертная тарелка. 

3 уровень 
Отобрать из данного перечня кухонную и столовую посуду, кухонные и столовые приборы: кастрюля, тарелка для первого блюда, вилка для десерта, сковорода, поварешка, нож разделочный, блюдце, стакан, чайная чашка, нож для рыбы, десертная тарелка, ложка чайная. 

Тема: Салаты. 
Карточка № 1 
1 уровень 
Задание. 
Запишите, какие блюда можно приготовить из овощей. 

2 уровень 
Задание. 
Подумайте, по какому признаку можно разделить предложенные салаты на две группы. Озаглавьте каждую группу и запишите названия салатов в два столбика. 
(салат «Оливье», «Хе морковное», салат из огурцов и помидор, «Крабовые палочки», салат из редиски, салат из капусты, винегрет, «Сельдь под шубой») 

3 уровень 
Задание. 
Подумайте, по какому признаку можно разделить предложенные салаты на две группы. Озаглавьте каждую группу и запишите названия салатов в два столбика. Составьте свой рецепт салата из сырых овощей. Запишите набор входящих в него продуктов. 

Карточка № 2 
Дано практическое задание. 

1 уровень 
Подготовьте необходимые продукты для выполнения салата из капусты. Приготовьте салат. Подумайте, можно ли для данного салата использовать другой вид нарезки? 

2 уровень 
Приготовьте салат. Классифицируйте салаты и охарактеризуйте каждую из групп. 

3 уровень 
Придумайте рецепт, оформление и название своего салата. Приготовьте салат и охарактеризуйте его питательную ценность. 

Карточка № 3 
использование обратного задания в место прямого 

1-2 уровень 
Составить набор продуктов для салата «Оливье». 

3 уровень 
Указать какое блюдо можно приготовить из данного набора продуктов: вареные свекла, морковь, картофель; соленые огурцы, кислая капуста, лук репчатый, масло подсолнечное. 

Карточка № 4 
2 уровень 
1. Чем отличается яблоко от помидора? 
2. Чем отличается салат от винегрета? 
3. Что общего между салатом «Оливье», салатом «Крабовые палочки», винегретом? 

3 уровень 
Найдите соответствие между понятиями и определениями. 
1. Салаты А. Искусство приготовления пищи. 
2. Кулинария Б. Доведение продукта до готовности в кипящей воде, молоке, бульоне или на пару. 
3. Винегрет В. Холодная закуска 
4. Варка. Г. Нормы поведения, для предотвращения травматизма. 
5. Правила Т.Б. Д. Разновидность салата с добавлением свеклы. 

3 уровень 
1. Назовите процесс по его характеристикам. 
Этот процесс выполняется с помощью ножа и разделочной доски, иногда применяются специальные приспособления: терки, «херезки», кухонные комбайны. 
2. Назовите общим словом несколько слов: 
• Морковь, свекла, огурцы, помидоры, капуста - ? 
• Белки, жиры, углеводы, минеральные соли - ? 
• Ложка, вилка, нож - ? 
• А, С, В1, В2, В12, РР - ? 
• Сортировка, мойка, очистка, нарезка - ? 

3 уровень 
Установи соответствие термина его определению: 
1. Аппетит А) электрический прибор для поджаривания и подсушивания ломтиков хлеба. 
2. Сервировка Б) пища. 
3. Меню В) сосуд для хранения содержимого при постоянной температуре. 
4. Термос Г) перечень кушаний и напитков к завтраку, обеду, ужину. 
5. Тостер Д) ощущение, связанное с потребностью в пище. 
6. Питание Е) расстановка на столе посуды и кушаний. 

Тема: Бутерброды. 
Задания с применением классификации 
1-2 уровень 
Надпиши над продуктами растительного происхождения букву «Р», а над продуктами животного происхождения букву «Ж». 
1. Бутерброд с ветчиной и огурцом. 
2. Бутерброд с маслом и джемом. 
3. Бутерброд с печеночным паштетом, яйцом и помидором. 
4. Бутерброд с колбасой, сыром и салатом. 
5. Бутерброд с вареньем. 

3 уровень 
Отметь «галочкой» сложные бутерброды. Как изменить отмеченные тобой бутерброды так, чтобы они оставались сложными, но состояли из продуктов только животного происхождения или только растительного происхождения? 

Раздел «Культура дома». 

1 уровень 
Карточка № 1 
1. Какое значение имеет сервировка стола? 
2. Перечислите правила сервировки стола. 

Карточка № 2 
1. Как сервировать стол к завтраку? 
2. Назовите столовые приборы и белье. 

Карточка № 3 
1. Для чего нужно соблюдать правила поведения за столом? 
2. Перечислите правила поведения за столом. 

2 уровень 
Карточка № 1 
Отметить последовательность сервировки стола цифрами. 
¬ сложить салфетки и поместить их возле чашек; 
¬ стол застелить отутюженной скатертью; 
¬ поставьте на стол чайные принадлежности (хлеб, масло, сахар, конфеты и т.д.) 
¬ поставьте на стол чайный или кофейный сервиз, разложите ложки. 

Карточка № 2 
Отметить буквой «О» предметы общего пользования. 
Тарелки, вилки, ложки, ножи, хлебница, скатерть, солонка, клеенка, сахарница, бокал, салфетка. 

Карточка № 3 
Отметить цифрами последовательность операций по уходу за посудой. 
¬ вымыть посуду: столовую, кухонную, чайную; 
¬ поставить на сушилку; 
¬ очистить посуду от остатков пищи; 
¬ ополоснуть посуду горячей водой. 

3 уровень 
Карточка № 1 
1. Предложите способы сервировки стола к завтраку. 
2. Какое положение в сервировке стола занимает столовое белье? 

Карточка № 2 
1. Придумайте способы складывания салфеток. 
2. Почему при сервировке стола нужно соблюдать определенные требования? 

Карточка № 3 
1. Нарисуйте эскиз сервировки стола к завтраку. 
2. Какова причина требований, предъявляемых к сервировке стола? 

Карточка № 4 
1. По каким признакам можно определить воспитанность человека? 
2. К каким последствиям может привести неправильное поведение за столом? 


Раздел «Машиноведение» 
1 уровень. 
Карточка № 1 
1. Какие приводы бывают у швейной машины? 
2. Какое устройство приводит ручную швейную машину в движение? 
3. Как называется основание швейной машины? 
4. В какую сторону должно вращаться маховое колесо? 
5. Какой механизм позволяет менять натяжение верхней нити? 

Карточка № 2 
Назови: 
1. Деталь, которая продвигает ткань. 
2. Приспособление для перемотки ниток. 
3. Деталь для прошивания ткани. 
4. Деталь машины, прижимающая ткань. 
5.Деталь, закрывающая челночное устройство. 

Карточка № 3 
Назови: 
1. Деталь для намотки нижней нити. 
2. Деталь, на которой крепится лапка. 
3. Деталь, которая направляет верхнюю нить. 
4. Деталь, которая притягивает верхнюю нить. 
5. Деталь, куда вставляется шпулька с нитками. 

Карточка № 4 
Назови: 
1. Устройство, которое позволяет изменять длину стежка. 
2. Деталь, закрывающая зубчатую рейку. 
3. Деталь, с помощью которой приводится в движение ручная швейная машина. 
4. Деталь, на которой устанавливаются нитки. 

Карточка № 5 
1. Какие машины помогают нам выполнять работу по дому? 
2. Как называется деталь, которая ставит швейную машину на рабочий и холостой ход? 

Карточка № 6 
1. С какими приводами бывают швейные машины? 
2. Как называется деталь, которая прижимает ткань к корпусу машины? 

2 уровень. 

Карточка № 1 
1. Установи последовательность заправки верхней нити: 
Нитенаправитель №1, ушко иглы, нитенаправитель №3, нитепритягиватель, катушечный стержень, нитенаправитель №2, регулятор натяжения верхней нити. 
2. Установи связь между принципом работы регулятора длины стежка и длиной стежка. 

Карточка № 2 
Установи последовательность действий при работе на швейной машине. 

Виды действий. № п/п 
Прострочить строчку. 
Установить машину на холостой ход. 
Поднять иглу. 
Подложить под прижимную лапку ткань. 
Установить машину на рабочий ход. 
Опустить прижимную лапку. 
Проколоть ткань, проворачивая маховое колесо на себя. 
Поднять прижимную лапку. 


Карточка № 3 
Найди соответствие между понятиями и определениями. 
1. Игла А) Приспособление для перемотки ниток. 
2. Прижимная лапка Б) Основание машины. 
3. Моталка В) Деталь, которая продвигает ткань. 
4. Платформа Г) Рабочий колющий орган машины. 
5. Зубчатая рейка Д) Деталь, которая прижимает 
ткань к корпусу машины. 

Карточка № 4 
Дополни санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине: 
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди, чтобы левая рука не загораживала его. 
2. …………………………………………………… 
3. …………………………………………………… 

Карточка № 5 
Проставьте нумерацию последовательности работы на швейной машине. 

Виды действий. № п/п 
Поднять лапку. 
Обрезать нитки так, чтобы концы ниток на изделии и на машине оставались по 10-15 см длинной. 
Крутить рукоятку машины от себя. 
Заправить верхнюю и нижнюю нитку. 
Сделать несколько вращений махового колеса на себя. 
Поставить машину на свободный ход. 
Поправить кончики ниток. 
Поднять иглу. 
Опустить лапку. 
Вытащить из машины верхние и нижние нитки. 
Поставить машину на рабочий ход. 
Опустить иглу. 
Вытянуть ткань назад под лапку на величину вытянутой руки, покачивая при этом маховое колесо. 

3 уровень 
Карточка № 1. 
1. Напишите, как начать и закончить работу на швейной машине. 
2. Подумайте и сделайте вывод, к каким последствиям приведет несоблюдение правил ТБ при работе на швейной машиной. 

Карточка № 2. 
1. Найдите лишнее. 
Рабочими органами швейной машины являются: игла, челнок, булавка, зубчатая рейка, ножницы, прижимная лапка, утюг, маховое колесо. 
2. Подумайте и сделайте вывод, к каким последствиям приведет несоблюдение санитарно-гигиенических правил при работе на швейной машине. 

Задание с усложнением способа выполнения 
Задание: Заправка швейной машины. 
1-я группа. Выполнение заправки швейной машины нитками (индивидуально). 
2-я группа. Выполнение работы письменно или устно с использованием опоры (рисунок, картинка швейной машины). 
3-я группа. Выполнение задания без наглядной опоры, в уме (устно или письменно). Можно использовать прием представления. 

Задания с алгоритмическими предписаниями. 
Задание. Выполни шов вразутюжку. 
Алгоритм выполнения 
1. Сложи две детали лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы деталей. 
2. Сметай детали на расстоянии 1,5 см от края деталей. 
3. Стачай детали на расстоянии 1,5 см от края деталей, сделав закрепки в начале и в конце машинной строчки. 
4. Удали сметку (стежки временного назначения). 
5. Разложи припуски на шов в разные стороны и разутюжь их (закрепить припуски в данном положении горячим утюгом). 
6. Выполни самоконтроль: 
а) проверь ширину шва; 
б) проверь ровность машинной строчки; 
в) проверь качество утюжки. 

Задание с выбором правильного решения. 
Задание. 1. Найди условное изображение шва вподгибку с открытым срезом. 

Варианты ответов: 

1 2 3 

2. Выполни образец шва вподгибку с открытым срезом. 

Раздел «Материаловедение» 

Задания со вспомогательными вопросами. 
1 уровень 
Карточка № 1 
Задание. Вставьте пропущенные слова: 

1. Кромка направлена вдоль нитей …(каких?). 
2. Ткань растягивается больше по направлению нитей …(каких?) 
3. При резком растяжении ткани (хлопком) по направлению нитей … (каких?) звук получается глухой. 
4. Нити …(какие?) более тонкие, ровные. 
5. Нити …(какие?) более толстые, пушистые. 

Задание с выполнением некоторой его части. 

Карточка № 2 
Задание. Запиши слова (платье, пряжа, семя, волокно, ткань, растение) в определенной последовательности. 

Выполнение задания: 
Семя растение волокно ……. 
(закончи выполнение логического ряда) 

Карточка № 3 
1. Что образуется по краям ткани при ее изготовлении? 
2. Как называются нити, идущие вдоль ткани? 
3. Как называются нити, которые прокладывает челнок? 

Карточка № 4 
1. Назовите виды натуральных текстильных волокон растительного происхождения. 
2. На каких станках вырабатывают пряжу? Люди каких профессий работают на таких станках? 
3. Как называется процесс получения ткани из пряжи? 

Карточка № 5 
1. Какая часть растений используется для получения волокон хлопка и льна? 
2. Как называется процесс получения пряжи из волокна? 
3. На каких станках вырабатывают ткань? Люди, каких профессий работают на таких станках? 

Карточка № 6 
1. Какие свойства имеют хлопчатобумажные и льняные ткани? 
2. Назовите требования, предъявляемые к свойствам тканей при изготовлении одежды? 

Карточка № 7 
1. Дайте характеристику лицевой и изнаночной сторон. 
2. Как определить направление нити основы и утка? 

1 уровень 
Вспомните технологический процесс получения ткани и ответьте на вопросы. 

2 уровень 
Ответьте на вопросы и дайте характеристику каждой из нитей образующей ткань. 

3 уровень 
Ответьте на вопросы и дайте характеристику каждой из нитей образующей ткань. Подумайте, по какому признаку можно разделить свойства тканей на 2 группы. 

2 уровень 

Карточка № 1 
Поставьте буквы соответствующие правильным ответам: 
А) основные нити; 
Б) уточные нити; 
В) кромка. 

вопросы ответы 
1. Что образуется по краям ткани при ее изготовлении? 
2. Как называются нити идущие вдоль ткани? 
3. Как называются нити, которые прокладывает челнок? 
4. Какие нити в ткани более мягкие и пушистые? 

Карточка № 2 
1. По каким признакам можно определить виды текстильных волокон? 
2. Для чего нужно знать способы образования тканей? 

Карточка № 3 
1. Как убедиться в том, что свойства х/б тканей отличаются от свойств льняных тканей? 
2. Подберите требования к свойствам х/б и льняных тканей, предъявляемые для изготовления одежды. 

Карточка № 4 
1. Для чего нужно знать, чем отличается лицевая сторона от изнаночной? 
2. Что необходимо сделать, чтобы определить направление нитей основы и утка? 

Карточка № 5 
Поставьте буквы, соответствующие правильным ответам: 
А) ткань с печатным рисунком; 
Б) пестротканая ткань; 
В) гладкокрашенная ткань; 
Г) ворсовая. 
вопросы ответы 
1. Какая ткань имеет на лицевой стороне ворс? 
2. У какой ткани с изнаночной стороны плохо виден рисунок? 
3. У какой ткани лицевую сторону определяют по чистоте отделки? 

Карточка № 6 
Поставьте буквы, соответствующие правильным ответам: 
Л – лицевая; 
И – изнаночная. 
вопросы ответы 
1. Технические узелки и ворсинки на поверхности ткани 
2. Четко виден печатный рисунок 
3. Гладкая, блестящая поверхность ткани 
4. Ворс на поверхности ткани 
5. Печатный рисунок на ткани виден слабо 

Карточка № 7 
Вставьте пропущенные слова: 
1. Кромка направлена вдоль нитей …(каких?). 
2. Ткань растягивается больше по направлению нитей …(каких?) 
3. При резком растяжении ткани (хлопком) по направлению нитей … (каких?) звук получается глухой. 
4. Нити …(какие?) более тонкие, ровные. 
5. Нити …(какие?) более толстые, пушистые. 

3 уровень 
Карточка № 1 
1. Определите, чем отличаются х/б ткани от льняных тканей, и составьте схему. 
2. Установите взаимосвязь свойств тканей от способов их образования и видов волокон. 

Карточка № 2 
1. Установите логическую последовательность предложенных слов и пронумеруй их. 
Пряжа, семя, льняная простынь, волокно, ткань, растение. 
2. Установите взаимосвязь внешнего вида ткани от лицевой и изнаночной сторон ткани. 

Тема: «Свойства тканей» 
Наводящие вопросы 
1 уровень: 
Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани? 
Поставьте букву над словом соответствующим правильному ответу: 
А – натуральные ткани растительного происхождения; 
Б - натуральные ткани животного происхождения; 
Шелк, лен, шерсть, хлопок. 
1. На какие две группы делятся все ткани? 
2. Что означает слово «натуральное»? 
3. Что означает слово «химическое»? 
4. На какие две группы делятся натуральные ткани по происхождению? 
5. Из каких растений можно изготавливать ткани? 
6. От каких животных можно получать шерсть? 
7. От каких животных можно получать шелк? 

2 уровень 
Ответьте на вопросы: 
1. Для чего нужно знать, чем отличается лицевая сторона ткани от изнаночной? 
2. Какими способами можно определить лицевую и изнаночную стороны ткани? 
3. На какой ткани легче всего определить лицевую и изнаночную стороны? 
Задание: Расставьте буквы, соответствующие правильным ответам: 

А - ткань с печатным рисунком 1. У какой ткани с изнаночной стороны плохо виден рисунок? 
Б – пестротканая ткань 2. Какая ткань имеет на лицевой стороне ворс? 
В – гладкокрашеная ткань 3. У какой ткани лицевую сторону определяют по чистоте отделки? 
Г - ворсовая 

3 уровень 
1. Выполните задание 2го уровня. 
2. Придумайте аналогичные вопросы и задание, где прослеживалась бы связь помогающая выполнить всё задание. Запишите вопросы и задание и покажите способы его выполнения. 

2 уровень 
1. Для чего нужно знать способы образования ткани? 
2. Какими способами можно определить нить основы и нить утка в ткани? 
3. Какой способ определения нити основы и утка является самым простым? 
Установите соответствие данных терминов их определениям: 

1. Нить основы А. нити идущие поперек ткани 
2. Нить утка Б. образуется по краям ткани при ее изготовлении. 
3. Кромка В. нити идущие вдоль ткани 

Раздел «Конструирования и моделирования». 
1 уровень: 
Карточка № 1 
1. Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? 
2. Перечислите правила измерения фигуры человека. 

Карточка № 2 
1. Перечислите линии фигуры. 
2. Что такое моделирование? 
3. От какой мерки зависит длина фартука? 

Карточка № 3 
1. От какой мерки зависит ширина фартука? 
2. Какие инструменты необходимы для снятия мерок и построения чертежа изделия? 
3. В каком масштабе выполняется чертёж в тетради? 

Карточка № 4 
Постройте чертеж фартука в М 1:4. 

Карточка № 5 
Промоделируйте фартук (на выбор) 

2 уровень 
Карточка № 1 
1. Расскажите, для чего снимают мерки? 
2. Объясните, какие мерки и почему записываются в половинном размере. 
3. Расскажите, по какой стороне фигуры снимают мерки и почему. 

Карточка № 2 
Сделайте эскиз и моделирование фартука (на выбор). 
Какие детали фартука можно изменить при моделировании? 

3 уровень 
Карточка № 1 
1. По заданному фасону грудки выполни модель фартука. 
2. Сделай эскиз модели фартука из белой ткани. 

Карточка № 2 
1. По заданному фасону кармана выполни моделирование фартука. 
2. Подбери отделку для фартука из однотонной, клетчатой ткани или ткани в горошек. 

Карточка № 3 
1. Каким путем из чертежа основы фартука можно получить различные его фасоны? 
2. Сформулируйте основные правила конструирования. 

Раздел «Технология обработки ткани». 

1 уровень 
1. Перечислите швейные инструменты и принадлежности. 
2. Перечислите детали фартука 
3. Назовите парные детали фартука. 


2 уровень 
Карточка № 1 
Перечислите швейные инструменты и принадлежности. Дайте технологическую характеристику каждому из них. 

Карточка № 2 
Даны термины, обозначающие ручные работы и примеры применения ручных работ. К каждому термину найдите правильный пример его применения. Поставьте цифры соответствующие терминам, и рядом буквы (пример применения). 

Термины ручных работ. Применение. 
1. сметать А. обработка кармана 
2. заметать Б. обработка бретели 
3. приметать В. соединение кармана с основной деталью 
4. заметать Г. соединение нагрудника с нижней частью фартука 

Карточка № 3 
Какие машинные швы применяют при выполнении указанных операций? Поставьте номер операции и рядом букву правильного ответа. 

Операции изготовления. Машинные швы 
1. обработка бретели А. накладной 
2. соединение кармана с нижней частью фартука Б. обтачной 
3. обработка среза отделочной тесьмой В. шов вподгибку с закрытым срезом 
4. обработка боковых срезов 

2 уровень 
Карточка №1 
Предложите свой способ отделки фартука. 

Карточка № 2 
Перечислите швейные инструменты и принадлежности. Дайте технологическую характеристику каждому из них. Составьте кроссворд по данной теме. 

Карточка № 3 
Найдите правильные ответы на приведенные вопросы. Установите соответствие номера вопроса, букве правильного ответа. 
1. Как называются линии, которыми отмечают середины деталей кроя? 
2. Какими стежками отмечают положение карманов. 
3. Как называются стежки, которыми отмечают места сгиба деталей? 
4. Как называются линии, которыми обводят контур выкройки? 
5. Какие правила должны соблюдать при работе на швейной машине? 
Ответы: А. прокладочные стежки; 
Б. копировальные стежки; 
В. контурные линии; 
Г. контрольные линии. 

Карточка № 4 
1. Предложите свой способ технологии раскроя фартука. 
2. Сравните два способа раскроя и сделайте вывод, какой из способов будет более экономичным? 

Карточка №5 
Установите, технологическую последовательность обработки бретели: 
1. Срезать припуски шва в углах. 
2. Выметать бретель. 
3. Сложить бретель пополам в длину, лицевой стороной внутрь. 
4. Обтачать бретель с двух сторон на расстоянии 
0,7 мм от срезов. 
5. Приутюжить бретель. 
6. Сметать бретель с двух сторон. 
7. Вывернуть бретель на лицевую сторону, выправить углы. 
8. Удалить сметку. 

Тема: «Обработка накладного кармана». 
1 уровень 
Задание: выполнить образец накладного кармана прямоугольной формы. 
2 уровень 
Задание: выполнить образец накладного кармана фигурной формы, верхний срез которого обработан отделочной тканью контрастного цвета. 

3 уровень 
Задание: выполнить образец накладного кармана круглой формы, срезы которого обработаны рюшей.


Литература:

1. Антонова Л.В. Решение педагогических задач. М.: Школьные технологии  №2,  2006.

2. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.  М.: Издательство Психологическая наука СССР,1969.

3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Москва: Издательство Вита, 2005.

4. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Издательство Народное образование, 2001.

5. Корнилов В.А. Новые подходы к педагогическому образованию. М.: Народное образование, 1998.

6. Как работает продуктивный педагог? Как работает продуктивная школа? М.: Новые ценности образования.  № 4 (19, № 4- 15), 2004.

7. Кларин М.В. Технологический подход к обучению. М.: Школьные технологии.  №4, 2006г.

8. Образовательная деятельность. М.: НЦО Новые ценности образования. № 1-2 (25-26), 2000.

9. Основина В.И. Интеграция в профильном обучении. М.: Народное образование. № 1, 2007.

10. Психология управления. Курс лекций. Москва–Новосибирск, 1999.

11. Решоренко И.М. Разное управление для разного образования. Санкт-Петербург  -  Москва, 2005.

12. Спирин Л.В. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997.

13. Самоорганизация инновационной школы. М.: Эврика, 2004.

14. Строкова Т.А. Психолого–педагогическое обеспечение доступности качественного образования. М.: Школьные технологии. №4, 2007.

15. Формирование  оценочной компетентности школьников. М.: Эврика, 2004.

16. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Издательство Просвещение, 1990.

17. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания для 6-7 класс, технология, девочки.

Задания трёх уровней сложности для проверки знаний учащихся за курс технологии 6-7 класс(девочки). Контрольные работы за 1-е и 2-е полугодия....

Разноуровневые задания по физике 9 класс.

Подбор разноуровневых задач по темам "Прямолинейное равномерное дви­жение. Относительность движения" и "Прямолинейное равноускоренное движение"...

Разноуровневые задания за курс 7 класса

Представлены 4 варианта проверки знаний за курс 7 класса...

Разноуровневые задания для учащихся 8 класса

Разноуровневые задания по следующим темам:1. «Строение и грамматическое значение словосочетаний»2.  «Связь слов в словосочетании»3.  «Типы сказуемых»4....