План урока "Ручные стежки" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Методическая разработка плана урока "Ручные стежки" 5 класс.  План-конспект сожержит подробный теоретический и практический материал о ручных сежках. Материал направлен на повышение мотивации к учебной деятельности и развития интереса к процессу создания швейных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_stezhki.docx555.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей

г. Зернограда

методическая разработка урока

Тема: Ручные стежки

5 класс

Обслуживающий труд

Разработал:

Шевченко Любовь Григорьевна.

Учитель технологии

Категория высшая

2014г.

План-конспект урока

Тема: Ручные стежки

Проблема: Повышение мотивации к учебной деятельности.

Цель: Создать условия успешного овладения практических навыков через развитие познавательного интереса к технологической культуре, осмысление ценностного отношения к процессу создания одежды.

Задачи: 1. Пробудить интерес к предстоящей работе.

2. Актуализировать значение освоения практической работы.

3. Включить элементы самоконтроля.

4. Сравнить и оценить качество работы.

Методы обучения: объяснение, демонстрация наглядного материала, диалог, показ приемов работы.

М.Т.О.: учебный плакат «Ручные стежки», учебник, образцы стежков, инструкция по безопасности труда, материал, инструменты, швейные изделия, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить

Ход урока

  1. Организационный момент

а)Проверить присутствующих.

б)Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Актуализация темы урока

Одежда человеку необходима всегда. Что необходимо иметь, чтобы сшить одежду?

(ткань, инструменты, швейные машины, утюг)

Кто шьет одежду?

(портной, швея, закройщик)

С чего начинается работа по изготовлению швейных изделий?

(снятие мерок, раскрой, подготовка к примерке, примерка, пошив)

Обратите внимание на костюм одетый на манекен. Он сшит ученицей восьмого класса. Вам нравится он? А вы хотите так научиться шить, а может быть лучше? Все начинается с простого, с ручных стежков, без которых нельзя научиться шить. Тема нашего урока сегодня «Терминология ручных работ. Виды ручных стежков и их выполнение».

  1. Изучение новых понятий и способов деятельности

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ. Стр.14.

А) Быть внимательной;

Б) Надевать наперсток на средний палец рабочей руки;

В) Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

Г) Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

Д) Передавать ножницы кольцами вперед;

Е) Посчитать количество иголок и булавок вначале и конце работы в игольнице.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Стр. 15.

Рабочий стол должен хорошо освещаться, на столе располагают инструменты и приспособления. Правильная посадка во время работы:

-Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.

-Корпус держать прямо или слегка наклонить вперед.

-Голову слегка наклонить вперед.

-Нельзя опираться грудью о стол.

-Руки согнуты в локтях иотставать от корпуса на 10 см.

-Расстояние от глаз до работы должно быть около 30 см.

-Свет должен падать с левой стороны.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента.

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

  1. Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров — тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.
  2. Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкиевыпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.
  3. Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

Чтобы технологически правильно называть и выполнять ручные работы, нужно ознакомиться с соответствующей терминологией (табл. 2) стр. 21(рис. 1).

На доске рисунок фартука. Учащиеся определяют термины по соединению деталей.

В тетради выполнить запись терминологии:

сметать, наметать, заметать, приметать, пришить.

Детали изделия соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек

 (рис 2)

Шов - это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки. По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Рис. 2

4 Приобретение умений и навыков

Вводный инструктаж

Работа портного требует старания и терпения. Качество изделий зависит от многих факторов: от ткани, выкройки и т.д. но если все эти операции сделаны безупречно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаще всего такое изделие испорчено. Чтобы такого не случилось с нашими работами, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего. Чтобы нитка не закручивалась, вдевать ее в ушко иголки следует концом, оторванным от катушки. Для этого конец нитки скручивают (хлопчатобумажной - от себя, шелковой - к себе). Держа иголку большим и указательным пальцами правой руки, взять в левую руку конец скрученной нитки, продеть его в ушко иглы и вытянуть нитку на 2/3 ее длины. На длинном конце делают узелок, для чего обводят нитку вокруг указательного пальца левой руки, немного скручивают ее большим пальцем и, сняв с пальца, затягивают узел.

Во время выполнения ручных работ надо следить за тем, чтобы обрабатываемая деталь лежала на столе. При этом левая ее сторона должна находиться на указательном и среднем пальцах левой руки, а большой палец должен придерживать деталь сверху.

Технология выполнения сметочной строчки (рис. 3)

Выполняют ее в одну нитку, справа налево, лучше хлопчатобумажными нитками контрастного цвета, только кроме черного и красного. Как вы думаете, почему нельзя этими цветами выполнять ручные швы? (Они могут полинять). Эти ниточные ручные строчки непрочные, легко удаляются из ткани. А служат они для временного соединения деталей, их называют строчками временного назначения. Рекомендуется длина стежков при ее выполнении от 0,7 до 1,5 см. После соединения деталей строчками постоянного назначения нитки строчки временного назначения удаляют.

Эту строчку применяют при изготовлении любого изделия.

Например: можно сметать детали, заметать низ изделия, приметать одну деталь на другую.

Учитель демонстрирует приемы выполнения сметочных стежков.

Учащиеся выполняют прямые сметочные стежки.

Физкультминутка

Упражнение № 1. Исходное положение основная стойка. На счет “раз руки подняли вверх, поработали пальчиками. На счет “два” перевели в стороны, поработали пальчиками, на счет “три” руки вперед, на счет “четыре” вниз стряхнули руки.

Упражнение № 2. Исходное положение - основная стойка. Поднялись на цыпочки, опустились в исходное положение повторить 2 раза.

Упражнение № 3. Медленно покрутите головой: вправо, влево – повторить 2 раза.

Упражнение № 4. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы – повторить 2 раза.

Текущий инструктаж

Технология выполнения копировальных стежков  (рис. 4)

Копировальные стежки служат для переноса линий на детали. Рекомендуется длина стежков при ее выполнении 0,7 – 1,0 см. Высота петли 0,5 – 1,0 см. После выполнения копировальную строчку растягивают между тканей и разрезают нитки посередине. Вот так остается линия закрепления кармана с обеих сторон детали и ее видно с лицевой стороны. Посмотрите внимательно, как можно выполнить эту строчку на рис. 3.

Учащиеся выполняют копировальные стежки.

Технология выполнения петельных стежков  (рис. 5)

Для обработки прорези петли или срезов детали с целью предохранения их от осыпания. Выполняют стежки на расстоянии 3-5 мм от среза с частотой 6-10 стежков в 1см. х.б .нитками в цвет ткани (рис. 5).

Учащиеся выполняют петельные стежки.

Пришивание пуговиц (дополнительный материал 0

Пришивают пуговицы нитками, сложенными вдвое. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. По способу закрепления пуговицы подразделяют на бельевые и декоративные. Обратите внимание: бельевые пуговицы с 4-мя отверстиями пришивают только параллельными линиями, а вот декоративные пуговицы можно пришить по-разному и цвет ниток выбрать любой. Эти способы закрепления пуговиц вам могут пригодиться при изготовлении творческой работы, т.е. творческого проекта. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

Учащиеся пришивают пуговицы

Образцы работ представлены на каждом столе.

Целевые обходы:

  1. Проверить начало работы, соблюдение технических условий.
  2. Обратить внимание на самоконтроль.
  3. Проверить качество работы.

5 Заключительная часть

  1. Подвести итог урока.
  2. Провести опрос:

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?

- Понятна ли вам технология выполнения ручных швов?

- Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практическойработы?

- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?

3. Выставить оценки, прокоментировать.

4 Домашнее задание: подготовить ткань х/б.  10/15 см  3шт., нитки, игла, ножницы.

       5. Уборка кабинета

Терминология ручных работ

Термины

Содержание работы

Примеры применения

Схема

Сметать

временно соединить 2 или несколько деталей, примерно равных  по величине, по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками

сметать части пояса, части  оборки, детали изделия  

Наметать

временно соединить 2 детали, наложив одну деталь на другую, прямыми стежками

наметать карман на деталь  переда

Заметать

временно закрепить подогнутые края детали сметочной строчкой

заметать нижний срез изделия боковые срезы и складки  

Пришить

прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного  назначения

пришить пуговицы, крючки  кнопки

Выметать

выправить края деталей и закрепить их сметочной строчкой

выметать бретели, обтачку горловины, воротник

Обметать

обметать срезы для предохранения их от осыпания

ночной сорочки, боковые срезы юбки

Рис.1

Ручные швы

Рис. 2

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Строчка - Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка.

Расстояние от среза детали до строчкиширина шва.

Смёточный шов

Сметочный шов применяется во всех случаях временного скрепления деталей между собой. Проколы делаются справа налево, длина стежка от 0,5 до 3 см.  рис. 3

Копировальный шов

Силки, или копировальный шов, применяются для переноса линий швов с одной детали на другую. Кроме того, силки применяются для обозначения величины припуска на швы. Силки образуют петельки длиной от 0,5 до 1,5 см. Выполняют силки штопальной ниткой (рис. 4,а, б,в).

Петельный шов

Выглядит как ряд параллельных петлеобразных стежков, расположенных перпендикулярно краю. Его выполняют справа налево. Рабочую нить закрепляют на изнанке и выводят на лицевую сторону. Прокалывают ткань сверху вниз иголкой точно по вертикальной линии. При этом следят, чтобы рабочая нитка всегда находилась под иголкой, и протягивают ее так, чтобы получилась петля. Высота стежков может быть разной, она зависит от узора. Сами стежки кладут и плотно друг к другу, и на некотором расстоянии. Кроме того, их можно располагать группами: от 2 до 5. Стежкам придают разную форму.

Петельным швом обшивают края изделия, делают фестоны, цветы, листья. Его также кладут на настил для получения выпуклости (рис. 5).

Обметочный косой шов

Обметочный косой шов применяется в основном при работе с тонкими тканями. Возможны два вида выполнения данного шва: слева направо и справа налево. Обметочный косой шов слева направо показан на (рис. 6 а). Шов, выполняемый справа налево (рис. 6 б), имеет противоположный наклон стежков. Длина и глубина стежка одинаковы и равны 0,1-0,3 см.

Схемы ручных работ и их терминология

Рис. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный план для 5 класса

Воспитательные планы, перечень классных часов, тематика родительских собраний и.т.д....

Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)

 Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные ...

Планы уроков (1 класс)

Планы уроков по физкультуре для 1 класса (новые стандарты). 2 часа в неделю. Третья страница в планах это обратный лист для каждой страницы....

План работы 8 класса

«Светить всегда, светить везде,   В учёбе, спорте и труде!»...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

План-конспект мастер-класса Создание интерактивных заданий по информатике для начальных классов в MS PowerPoint при помощи анимации

Данный мастер-класс предназначен для учителей. Он знакомит с возможностями использования эффектов анимации и триггеров  в программе MS PowerPоint , а также с методикой создани...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...