Доклад на тему:"Выбор образовательной программы, педагогических технологий -залог успешного обучения учащихся"
статья по технологии на тему

Шевелева Лидия Терентьевна

Из опыта работы: образовательная область "Технология" является необходимым компонентом общего образования школьников, формированием трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитанием трудовых, гражданских, патриотических качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou_sosh_no10_doklad_sheveleva_l.t.docx51.43 КБ

Предварительный просмотр:

Шевелева Лидия Терентьевна

Учитель технологии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района РС(Я)

Тема: «Выбор образовательной программы, педагогических технологий - залог успешного обучения учащихся ».

Аннотация: из опыта работы - Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, формированием трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитанием трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональным самоопределением учащихся в условиях рынка труда.

Ключевые слова: Образовательная область «Технология», методы и технологии, мониторинг, анализ ЗУН, анализ учебной деятельности, проектная деятельность анализ кружковой работы.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, так как представляет им возможность применять на практике знания основ наук.

Как известно, любому типу общества присуща соответствующая система образования. Появление новых педагогических систем, технологий и программ ставит перед учителем ответственную задачу – выбрать такую программу и технологию работы с учащимися, которые не только могут быть успешно реализованы учителем, но и будут способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Задачи:1. мною взят за основу курс обучения Федерального компонента, предназначенный  для учащихся общеобразовательной школы,

2. он составлен на основе стандартного минимума предметной области  «Технология».

Актуальность темы: она признана способствовать целостному развитию учащихся, практической реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий.

Учебная программа для учащихся 5-9 классов под редакцией В.Д.Симоненко, она состоит из пяти разделов:

  1. «Технология обработки пищевых продуктов» (кулинарные работы);
  2. «Материаловедение» (технология обработки ткани);
  3. «Машиноведение»
  4. «Технология изготовления швейного изделия» (моделирование и конструирование);
  5. «Рукоделие».

Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы дать учащимся представление о технологических процессах, вооружить их знаниями и умениями выполнять необходимые операции при изготовлении кулинарных и швейных изделий, сформировать представления об основных профессиях. Способствовать развитию умения учащихся самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению любой работы, производить экономические расчеты, находить оптимальные пути достижения поставленных целей, работать с технологической документацией, дополнительной литературой. Овладение учащимися практическими навыками не возможно без свободного владения необходимым оборудованием, свойствами волокон, конструированием и моделированием,  отработки навыков по выполнению швов и отдельных узлов.

Для практических работ введен перечень изготовления швейных изделий:

5класс – фартук, 6 класс – поясное изделие, 7 класс – плечевое изделие, 8 класс или сложное изделие или узлы обработки к швейному изделию.

В разделе «Рукоделие» знакомлю учащихся с видами и основными приемами выполнения различных техник художественной обработки материалов с целью вызвать интерес к этим видам народного творчества, организовать досуг.

Серьезное внимание уделяю соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами.

Большое значение в обучении играют конкурсы и выставки творческих работ учащихся школьного, муниципального, регионального, федерального (дистанционного) уровня.

Для учащихся 10-11классов использую программу «Портной». Программа ориентирована на использование учебников и учебных пособий под редакциями Б.А.Бузовой, И.Н.Назаровой,  А.Т.Трухановой, Л.В.Шершневой и др. Данная программа может быть использована как профильное обучение старшеклассников.

Цели обучения по курсу начальной профессиональной подготовки по программе  «Портной»:

-  освоение знаний об отраслевом делении современного производства, ведущих отраслях производства в регионе; о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;

- овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессии;

- развитие способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;

 - воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

Анализ ЗУН по технологии на 2011-12г.

Шевелева Л.Т

Класс / темы

Кули-нария

Материа-ловедение

Машино-ведение

Конструи-рование

Модели-рование

Технология

обработки

Руко-делие

Проект

Хор/Отл

Хор/Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/Отл

Хор/Отл

5 кл – 4 чел

-/ 4

2 / 2

2 / 2

1 / 3

1 / 3

1 / 3

4/-

-

6 кл - 10чел

-  /10

4  / 6

2 / 8

4 / 6

4 / 6

3 / 7

10/-

3/7

7 кл – 4чел

-/ 4

1 / 3

2 /  2

2 / 2

2 / 2

1 / 3

4/-

-

8 кл - 3чел

- / 3

2 /1

2  / 1

2 / 1

2 / 1

2 / 1

3/-

-

9 кл – 2чел.

- / 2

5/-

-

10 кл – 6чел

-  / 6

6/-

0/1

Итого: 35 чел

-/ 35

13 /16

10 /17

11 / 16

11 /16

9 /18

35 /-

3/8

Анализ ЗУН по технологии на 2012-13г.

Шевелева Л.Т

Класс / темы

Кули-нария

Материа-ловедение

Машино-ведение

Конструи-рование

Модели-рование

Технология

обработки

Руко-делие

Проект

Хор/Отл

Хор/Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/Отл

Хор/Отл

5 кл – 4 чел

-/ 4

2 / 2

2 / 2

1 / 3

1 / 3

1 / 3

4/-

-

6 кл - 10чел

-  /10

4  / 6

2 / 8

4 / 6

4 / 6

3 / 7

10/-

3/7

7 кл – 4чел

-/ 4

1 / 3

2 /  2

2 / 2

2 / 2

1 / 3

4/-

-

8 кл - 3чел

- / 3

2 /1

2  / 1

2 / 1

2 / 1

2 / 1

3/-

-

9 кл – 2чел.

- / 2

5/-

-

10 кл – 6чел

-  / 6

6/-

0/1

Итого: 35 чел

-/ 35

13 /16

10 /17

11 / 16

11 /16

9 /18

35 /-

3/8

Мониторинг качества образования

по предмету технология

Шевелева Л.Т.

Учебный год

% обученности

% качества

2011-12

100%

98%

2012-13

100%

98%

2013-14

100%

99%

Наблюдается стабильное повышение качества знаний по предмету.

Методы обучения технологии.

В общенаучном понимании метод обозначает способ достижения цели, упорядоченная деятельность, в процессе которой достигаются усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формируются нравственные качества, развивается мировоззрение.

В своей работе для достижения поставленных целей я использую различные методы и приемы работы. Я считаю,  что для того, чтобы   научить девочку чему-то, надо заинтересовать ее в конечном результате работы.

Передо мной встает вопрос, каким сделать урок, чтобы ученик сознательно освоил знания и получил трудовые навыки, чтобы наша совместная работа пробудила в душе ребенка те струны, которые дадут начало развитию творческой личности.

Считаю, что основную роль в этом играют уроки, которые я провожу в различной форме. Я организую коллективную, групповую, индивидуальную и парную работу, при этом использую поисковый, демонстрационный, наглядный метод работы. Мною отработаны различные приемы обучения, современные технологии: беседы, лекции, рассказы, лабораторные и практические работы, использую деловую игру, ролевые ситуации, в процессе обучения учащиеся знакомятся, а в дальнейшем и отрабатывают приемы творческой деятельности. Учащиеся выполняют творческие проекты, ведут исследовательскую работу, работают с книгой и дополнительной литературой, учатся и совершенствуют учебные умения и навыки.  Использую кроссворды, демонстрационные работы, выполненные мной или учениками. Провожу тестирование по пройденным темам.

 Для эффективности достижения  цели использую наглядные пособия:

  1. Таблицы, карточки-задания, дидактические куклы,  схемы, чертежи;
  2. Компьютерную технику при просмотре дисков с демонстрацией моделей, творческие работы бывших выпускников.

При планировании уроков, руководствуюсь следующими критериями:

  • целенаправленность обучения;
  • переход от простого к сложному;
  • связь с практикой и жизнью;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность изложения материала;
  • предоставление самостоятельности, создание условий для творческой деятельности;
  • личностное саморазвитие;
  • стимулирование познавательного интереса учащихся.

Каждый человек в своей практической деятельности постоянно решает различные проблемные задачи, т.е. выполняет своего рода проект.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.  Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Защита проектов проходит с демонстрацией практической работы, при этом учащиеся используют  стендовую защиту,  участвуют в школьных и районных выставках и олимпиадах по технологии.

При реализации в программе раздела «проект» мне как педагогу необходимо решить ряд задач:

  • при разработке проектного задания учесть возрастные и личностные способности учащихся;
  • составить характеристику потребности проектного задания;
  • определить содержание проектного задания и описать условия, которые потребуются для достижения цели;
  • подготовить учащихся к выполнению проектного задания с позиции определения межпредметных связей, формирования и развития творческих способностей, развития художественного вкуса, инициативы и самостоятельности;
  • поддержать интерес учащегося – проработать лучшую идею;
  • побудить учащегося находить и решать реальные задачи, вытекающие из потребностей семьи, школы.

За годы преподавания  мною накоплен разнообразный и интересный материал по многим темам учебной программы,  учащиеся могут воспользоваться  готовыми проектами для выполнения любого изделия.

Отрадно осознавать и радоваться тому, что твой труд, труд учителя, не зря потрачен,  некоторые  девочки после окончания школы поступают в училища, техникумы, институты по профилю швейного и кулинарного дела. И всем без исключения помогают в жизни умения и навыки, полученные на уроках технологии!

Анализ ЗУН по технологии на 2014-15г.

Шевелева Л.Т

Класс / темы

Кули-нария

Материа-ловедение

Машино-ведение

Конструи-рование

Модели-рование

Технология

обработки

Руко-делие

Проект

Хор/Отл

Хор/Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/Отл

Хор/Отл

5 кл – 4 чел

-/ 4

2 / 2

2 / 2

1 / 3

1 / 3

1 / 3

4/-

-

6 кл - 10чел

-  /10

4  / 6

2 / 8

4 / 6

4 / 6

3 / 7

10/-

3/7

7 кл – 4чел

-/ 4

1 / 3

2 /  2

2 / 2

2 / 2

1 / 3

4/-

-

8 кл - 3чел

- / 3

2 /1

2  / 1

2 / 1

2 / 1

2 / 1

3/-

-

9 кл – 2чел.

- / 2

5/-

-

10 кл – 6чел

-  / 6

6/-

0/1

Итого: 35 чел

-/ 35

13 /16

10 /17

11 / 16

11 /16

9 /18

35 /-

3/8

Анализ ЗУН по технологии на 2015-16г.

Шевелева Л.Т

Класс / темы

Кули-нария

Материа-ловедение

Машино-ведение

Конструи-рование

Модели-рование

Технология

обработки

Руко-делие

Проект

Хор/Отл

Хор/Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/ Отл

Хор/Отл

Хор/Отл

5 кл – 4 чел

-/ 4

2 / 2

2 / 2

1 / 3

1 / 3

1 / 3

4/-

-

6 кл - 10чел

-  /10

4  / 6

2 / 8

4 / 6

4 / 6

3 / 7

10/-

3/7

7 кл – 4чел

-/ 4

1 / 3

2 /  2

2 / 2

2 / 2

1 / 3

4/-

-

8 кл - 3чел

- / 3

2 /1

2  / 1

2 / 1

2 / 1

2 / 1

3/-

-

9 кл – 2чел.

- / 2

5/-

-

10 кл – 6чел

-  / 6

6/-

0/1

Итого: 35 чел

-/ 35

13 /16

10 /17

11 / 16

11 /16

9 /18

35 /-

3/8

Анализ учебной деятельности по технологии

Шевелевой Л.Т. за 2015-16 год.

Цели

Мероприятия

Проблемы

Цели на будущее

Формировать и развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время.

Задачи:

  • Вовлекать учащихся во  внеурочную деятельность по участию в кружковой работе,
  • Принимать участие в различных мероприятиях школы, района.

Урочная деятельность. Ученицы 5,6,8 классов шили изделия согласно плану учебной деятельности: 5кл. – фартук, 6кл. – юбку, 8 кл. – изделия по собственному замыслу (брюки, пиджаки, блузы). 11кл. – творческие работы по вышивке крестом, организовала индивидуальную выставку этих учениц.

Проектная деятельность. Ученицами 5 6, 8,  11 классов выполнены проекты, с которыми они участвовали в школьных и районных мероприятиях, имеют хорошие результаты.

Олимпиады. На районной олимпиаде по технологии учащиеся нашей школы принимали участие, показали хорошие результаты.

Выставки.  Участие в выставке художественно-прикладного искусства в рамках I районного фестиваля «Звезды нового века». Участие в районном фестивале по художественно-прикладному искусству, в рамках выставки «Весенняя капель». Ученица нашей школы признана победителем выставки:  Ван-Вей-Тан Ирина ученица 11кл.

Самообразование. Прошла обучение основам «Техники безопасности и противопожарной безопасности» . Получила  удостоверение.

В Хабаровском краевом институте развития образования повысила свою квалификацию по теме «Проектирование и организация образовательного процесса при обучении школьников технологии в условиях перехода на ФГОС общего образования» .  Получила свидетельство.

Мало часов по предмету в старших классах.

Отсутствует материальная база.

1. Вовлекать больше учащихся в кружковую работу и внеурочную.

2. Разрабатывать программы для кружковой работы по новым направлениям соответствующим государственным стандартам общего образования

Календарно-тематическое планирование

по технологии «Проектная деятельность»

(для уч-ся 5-11кл.)

Пояснительная записка

Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности; обеспечивать овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно-трудовые навыки, ценные для общества мотивы трудовой деятельности, обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся.

Особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.

тема

теория

практика

  1. Определение потребности и краткая формулировка задачи (для кого и почему это нужно)
  2. Набор первоначальных идей (размышление о том, какого рода изделие можно изготовить).
  3. Проработка одной или нескольких идей (оценка идей и выбор той, над которой нужно начинать работать).
  4. Изготовление изделия (создать то, что разработали).
  5. Испытание и оценка изделия (что получилось, как применить, что улучшить).
  6. Написание проекта (оформление).
  7. Защита проекта. Презентация.
  8. Выход на районную олимпиаду. Результат.

2

2

2

2

3

4

2

1

1

1

1

1

2

4

1

1

Итого часов:

18

12

Деятельность учащихся, обучающихся по методу проектов

Процесс проектирования

Учащиеся обучаются

(учебные результаты)

  1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи.

1.1. Определять потребности человека, которые можно удовлетворить, проектируя и изготавливая изделия.

1.2.Кратко формулировать задачу.

  1. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний, умений и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия.

2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта.

2.2. Знать профессии необходимые для изготовления конкретных изделий.

  1. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие.

3.1. Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.

  1. Выработка ряда идей для поиска возможных решений.

4.1. Оценивать идеи  на основе выбранных критериев.

  1. Оценка идей, выбор наиболее удачной идеи для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности.

5.1. Оценивать  идеи  с учетом времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений  и  навыков, необходимых для реализации выбранной  идеи.

5.2. Прорабатывать  избранное предложение  вплоть  до  создания изделия.

  1. Планирование изготовления изделия.

Изготовление изделия.

6.1. Подробно записывать последовательность действий, при необходимости внося изменения.

6.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделия высокого качества.

  1. Экономическая оценка произведенного изделия.

7.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат).

  1. Испытание изделия в процессе использования.

8.1. Испытание изделия на практике.

  1. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями.

9.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)

9.2. Предлагать пути усовершенствования изделия.

  1. Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия.

10.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия.

10.2. Определять трудности, встретившиеся при проектировании и изготовлении изделия.

10.3. Рекламировать свое изделие.

Проектная деятельность

Проект - самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учеником под руководством учителя.

Проектная деятельность позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика.

Требования к использованию метода  проектов

- Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.

- Теоретическая, практическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.

- Самостоятельная деятельность учащихся.

- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

- Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).

Цели и задачи творческого проекта

- Оказание действенной помощи учащимся в выборе темы проекта.

Задачи:

- формирование представлений,

- активизация к подготовке,

- вооружение методами,

- формирование навыков готовности.

Знания и умения

Учащиеся должны знать:

- уровень готовности,

- значение и потенциал проекта,

- порядок подготовки и оформление пояснительной записки к проекту,

- правила построения плана.

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять самоконтроль готовности,

- корректировать, осуществлять поиск и анализ информации,

- проводить анализ,

- осуществлять анализ выполненной проектной работы, уметь ее презентовать.

План кружковой работы по технологии

на 2014-15г. Шевелева Л.Т.

Цель: Формировать и развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся во внеурочное время на кружковой работе.

Направления

Кружковая работа

Районные олимпиады

Внеклассные мероприятия по предмету

Практическая работа

  1. Художественная вышивка 5-7 кл.
  2. Декоративно-прикладное искусство – лоскутное шитье и аппликация.

1. Индивидуаль-ная работа.

Индуганова А.- 10кл.

2.Участие в районной олимпиаде.

1. Выставки декоративно-прикладного искусства (апрель-май) – подготовка в течение всего учебного года.

2. Участие в районном фестивале по художественно-прикладному искусству, в рамках выставки «Весенняя капель».

1. Для учащихся 5 – 7 классов:

А). Тесты,

Б). Практическая работа.

В). Проект.

Г). Творчество и фантазия.

 

Результаты кружковой работы по технологии

в 2014-15г. Шевелева Л.Т.

Кружковая работа

Районные олимпиады

Внеклассные мероприятия по предмету

Выставки

1. Выполнили много вышивок крестом уч-ся 5-7кл ,  9-10кл.

2. Учащиеся 6кл выполнили прихватки для кухни  в лоскутной  и аппликационной технике.

Приняли участие в районной олимпиаде по технологии и показали неплохие результаты.

1. В течение учебного года выполнили несколько работ по вышивке крестом, гладью,  аппликации, лоскутной пластики, изготовление швейных изделий  и другие виды работ.

2. Участие в районном фестивале по художественно-прикладному искусству, в рамках выставки «Весенняя капель». Ученица нашей школы признана победителем выставки:  Ван-Вей-Тан Ирина ученица 11кл. в 2011г

1. Приняли участие в  поселковой и районной выставках.

2. Приняли участие в акции к Дню победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога»

выступление на педагогическом совете:  «Обучение и воспитание успехом»  обидно, что пришлось "разбить" презентацию и убрать картинки...

Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

Владение перспективными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога.

Современные условия ставят в качестве основных задач педагогики формирование у учащихся творческого мышления, способности к самостоятельной деятельности по усвоению знаний в процессе овладения професс...

Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова

Применение в образовательном процессе педагогическойтехнологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова...

Современные перспективные педагогические технологии - залог успешного урока английского языка в рамках ФГОС

Новый ФГОС поменял требования к современному уроку. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной о...

Применение современных педагогических технологий - залог успешного результата

Актуальность темы заключается в том, что современная система образования, требует внедрения новых педагогических технологий, для того чтобы, молодое поколение самостоятельно реагировало на вызовы совр...

Выступление по теме "Современные педагогические технологии - залог успешного развития ученика на уроке математики”

Выступление по теме "Современные педагогические технологии - залог успешного развития ученика на уроке  математики” для использования в методических советах...