Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Использование ягод в кулинарии.
план-конспект урока по технологии (6, 7 класс) на тему

Тема: Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Использование ягод в кулинарии.

Выполнила: Бушкова Людмила Ивановна, учитель технологии

Цель урока: Ознакомить учащихся с ягодными кустарниками, распространёнными в местных условиях; с питательной ценностью ягод и использование их в кулинарии; научить готовить пирог со смородиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МСКОУ «Тутальская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Тема: Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях.

Использование ягод в кулинарии.

Выполнила: Бушкова Людмила Ивановна

Учитель технологии

2017 год

Тема: Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях.

Использование ягод в кулинарии.

Цель урока: Ознакомить учащихся с ягодными кустарниками, распространёнными в местных условиях; с питательной ценностью ягод и использование их в кулинарии; научить готовить пирог со смородиной.

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть понятие ягодные культуры.
  • Научить готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу.
  • Расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • Формирование трудового и коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом.
  • Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.
  • Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
  • Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
  • Актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности.
  • Способствовать адаптации к самостоятельной жизни через привитие практических навыков.
  • Воспитывать культуру, эстетический вкус.

Учебно-наглядное пособие:

  • Плакат «Ягодные кустарники», «Сладкие блюда».
  • Операционная карта «Приготовление пирога со смородиной».
  • Индивидуальные карточки задания.
  • Учебник по сельскохозяйственному труду.

Оборудование для практической работы: противень, глубокая тарелка, венчик, скалка, тёрка, духовка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуй, милый мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Сегодня мы проведём с вами необычный урок, совместим два хорошо известных вам предмета – сельскохозяйственный труд и социально – бытовую ориентировку. На уроке мы поговорим о ягодных кустарниках и о ягодах, которые мы с вами собираем, а также поговорим, что можно приготовить из ягод, как ягоды используются в кулинарии.

А о каких ягодах пойдет речь, вы узнаете из загадок.

1. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и раз поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника).

2. Низок да колюч,

Сладок, не пахуч,

Ягоды сорвёшь –

Всю руку обдерёшь. (Крыжовник).

3. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина).

И ещё одна загадка о ягоде, которую мы будем использовать в практической работе.

Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус! (Смородина).

III. Основная часть.

1. Сообщение темы урока. Запись темы урока.

2. Вводная беседа. Использование ягод в кулинарии.

Ягоды – ценный пищевой продукт. В них содержится сахар (фруктоза, глюкоза), минеральные соли, кислоты, витамины и другие вещества, полезные для организма человека. Особенно много в ягодах содержится витамина С, так например в 100 граммах чёрной смородины содержится – 300 миллиграмм витамина, в землянике садовой – 60 мг, в малине – 25 мг, бруснике – 14 мг, чернике – 5 мг.

В конце обеда, завтрака или ужина обычно подаётся сладкое блюдо. Сладкие блюда вкусны, питательны и полезны для организма человека благодаря содержанию в них белков, жиров, витаминов и минеральных солей. Для их приготовления используют свежие, замороженные или сушёные ягоды и фрукты, плодово – ягодные соки, повидло, джемы, варенье. Особенно популярны кисели, компоты, муссы, желе, кремы. (Таблица – сладкие блюда).

Вкусны кисели из клюквы и брусники. Эти ягоды содержат много кислот и поэтому сохраняются более длительное время по сравнению с другими ягодами. Это позволяет использовать бруснику и клюкву в течении всей зимы. Также из свежих, замороженных и сушённых ягод можно готовить компоты. А ещё ягоды широко используются в кулинарии, добавляя в выпечку.

Вот и сегодня мы будем печь пирог со смородиной. Прежде чем преступить к практической работе рассмотрим технологическую карту.

3. Работа с технологической картой.

Рассмотреть технологическую карту и записать рецепт в тетрадь.

«Пирог со смородиной»

Инвентарь: глубокая тарелка, венчик, противень, скалка, тёрка, нож, блюдо.

Продукты: яйца – 5 штук, масло сливочное – 200 гр, соль – 1 ч.л, сахар – 2 ст.л, сода – 0,5 ч.л. (погашенная в уксусе), мука – 3 ст, варенье смородина – 1 стакан, растительное масло – для смазки противня.

Ход работы.

1. Разбить в большую тарелку 3 яйца.

2. Добавить сахар, соль, соду (погашенную в уксусе), всё перемешать.

3. Растопить сливочное масло и добавить в яичную массу.

4. Добавить муку и замесить тесто.

5. Тесто помять и разделить на 2 части.

6. Одну часть теста раскатать по листу и залить вареньем.

7. Вторую часть теста ещё туже намять и натереть на крупной тёрке и посыпать сверху вареньем.

8. Выпекать при температуре 250 градусов, готовы пирог разрезать на маленькие квадратики и выложить на блюдо.

4. Подготовка к практической работе. Вводный инструктаж к работе.

1) Мытьё рук, одевание спецодежды.

2) Подготовка инструментов для работы.

3) Повторение правил техники безопасности труда с электроплитами, режущими и колющими инструментами. (Плакат).

5. Повторение правил санитарии при выполнении практической работы. (У каждого на столе и на доске).

ПРАВИЛА САНИТАРИИ

1. Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава.

2. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены, руки вымыты с мылом, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.

3. Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.

4. Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.

5. Соблюдать правила техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитами, режущими и колющими инструментами.

IV. Практическая работа.

1. Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда.

2-ый обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы.

3-ый обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям.

V. Беседа по теме.

1. Повторение пройденного материала, работа с учебником.

Пока печётся пирог мы побеседуем. Прежде чем перейти к беседе, мы повторим предыдущий материал. Откроем учебники на странице 85.

Ответим на следующие вопросы:

 1. На какие группы делятся многолетние растения?

2. Какие растения относятся к деревьям?

3. Какие растения относятся к кустарникам?

4. Какие растения относятся к травянистым многолетним растениям?

Физминутка.

Яблоня в моём саду,

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки в низ и вверх качнула.

И вперёд их потянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснёт.

2. Работа с кроссвордом, работа в тетрадях.

Найдите название кустарников, произрастающих в нашей зоне. Находим и записываем в тетрадь.

1)Смородина;

2)Облепиха;

3)Шиповник;

4) Черёмуха;

5)Рябина;

6)Крыжовник;

7)Лимонник;

8)Калина;

9)Малина;

10)Барбарис.

3. Рассказ детей о растениях.

1. Смородина.

2. Облепиха.

3. Черёмуха.

4. Калина.

5. Малина.

4. Игра на знание растений.

Назовите растение, о которых говорят следующее:

  • «Царица ягод» - земляника;
  • «Полосатый, лекарственный, лесной доктор, сибирский ананас» - крыжовник;
  • «Никнет к земле» - рябина;
  • «Целебное варенье» - малина;
  • «Свадебное дерево» - ранетка;
  • «Северный виноград» - смородина;
  • «Колючий» - шиповник;
  • «Чёрная» - рябина.

5. Прочти и объясни пословицу.

«Первую ягодку в рот кладут, а вторую в дом несут»

«Себя сама калина хвалил, что с мёдом хороша»

«В ягодный год дел не в проворот»

«Положи свежих ягод в рот, избавишься от хворей на целый год»

«При красном солнышке и ягодка растёт»

«Ради земляники земле надо поклониться»

6. Отгадайте загадки.

1. Красная матрёшка, беленько сердечко. (Малина)

2. Над водой стоит с красной бородой. (Калина)

3. Будто белый шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

Разом сделалась она

Все от ягоды черна (Черёмуха)

4. Хоть травка и мала, да ягодка мила. (Земляника)

5. И ягоды ищи и занозы тащи. (Крыжовник)

VI. Закрепление новых знаний и навыков.

1. Игра «Различи варенье».

2. Закрепление.

  • Какие кустарники произрастают в нашей зоне?
  • Какие ягоды полезнее в лесу или саду?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

3. Сервировка стола.

4. Проводиться дегустация готового блюда.

VII. Итог урока.

Оценка работы учащихся.

Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок цветоводства в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Кустарники для озеленения в местных условиях. Свойства, отличительные особенности."

Данный урок позволит познакомить обучающихся с кустарниками, используемыми для озеленения в местных условиях....

Ягодные кустарники , распространённые в местных условиях

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------...

Презентация " Ягодные кустарники"

В презентации представлены самые распространенные кустарники нашей местности: смородина, крыжовник, малина.На первых слайдах изучаем каждый кустарник отдельно.На последних идет сравнение и делаются вы...

Обобщающий урок по теме "Ягодные кустарники" в 6 классе коррекционной школы VIII вида

Урок проводился в 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Ягодные кустарники».  Тип урока: систематизация , обобщение знаний и способов деятельности. Цель урока: обобщение знаний учащихся...

"Однолетники, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады"

В презентации рассмотрены основные виды однолетников, выращиваемых с помощью рассады....

Тестовые задания по предмету "Технология "Сельскохозяйственный труд"" 6 класс коррекционной школы VIII типа по теме "Осенний уход за ягодными кустарниками"

Электронный тест по теме "Осенний уход за ягодными кустарниками"  для проверки знаний по предмету "Технология. Сельскохозяйственный труд" для учащихся 6 класса  корр...

Вредители и болезни ягодных кустарников

Материал для учителя технологии(Сельскохозяйственный труд) в 7 классе....