Проектная деятельность в процессе формирования коммуникативных учебных действий на уроках технологии в 5 классе.
статья по технологии (5 класс) на тему

Васильева Марина Сергеевна

В статье рассматриваются этапы проектной деятельности, расктрывается роль ученика и учителя в проектной деятельности, затрагиваются особенности групповых проектов. Также большое внимание в статье  уделено формированию компетентностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в процессе формирования коммуникативных учебных действий на уроках технологии в 5 классе.

      Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей , позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

    Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение методов проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

     Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. В настоящее время каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

     Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», то есть условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

     По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

  • Разработки проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
  • Реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
  • Оценка результатов проекта.

       В европейские языки слово «проект» пришло из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», то есть прототип какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет. Понятие «проект» так же часто связывается с понятием «проблема». Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

      Перенесение существующего в культуре вида деятельности в школьную практику является способом обустройства образовательного процесса. Следует отметить, что при таком перенесении характерные для того или иного вида деятельности цели ставит ученик, и ученик же следует алгоритму, присущему этому виду деятельности (играет, исследует и тп.) Перед учителем ставятся иные – дидактические или воспитательные цели. Обучающийся должен все шаги алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя – формирование ключевых компетентностей обучающегося, а алгоритм ее достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты учащихся, и сопровождении проектной деятельности учеников.

    Метод проектов всегда предполагает разрешение учащимися какой-то прооблемы. Разрешение проблемы предусматривает , с одной стророны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей.

     Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и ее разрешение, которое непременно должно завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

     Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми» : если это теоретическая проблема – то конкретное ее разрешение, оформленное в инновационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к использованию. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности.

Таким образом, под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося по разрешению проблем.

   Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности, а структура программы по технологии в 5 классе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов в каждом разделе курса. Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки обучающихся, активизировать их деятельность, применять полученные знания. Именно на уроках технологии педагог получает возможность обучению детей проектной деятельности: вся программа в учебнике по технологии построена на методе проектов.

  Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этих этапах учитель выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть он:

- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

-  мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- наблюдает. Наблюдение , которое приводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся , с другой.

     Роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. То есть ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает того, как и что делать

    Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. На всех этапах он:

- выбирает ( принимает решения ) Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций.

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию  точки зрения ее полезности для проекта, предложенные идеи с точки зрения их реалистичности и тп. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся объективно и адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, что не удалось. Анализ субъективных и объективных причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию.

 По количеству участников проекты принято делить на индивидуальные – выполняемые одним учеником, и групповые (коллективные) – выполняемые от двух до десяти - двенадцати учащимися и нацеленные на формирование ключевых компетентностей.

 Понятие «ключевые компетентности» прочно вошло в оборот в конце 20 века.

Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетенция необходима человеку, живущему в обществе бурно развивающихся технологий, где основным требованием к работнику является требование осваивать новые технологии и роли или выполнять неалгоритмизированные действия. Поскольку признаком того, что субъект овладел деятельностью, осознавая себя в ней, в основе компетенции лежит самоуправление.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.

Сопоставление компетенции и компетентностей с другими образовательными результатами позволяет выявить специфические признаки новых результатов образования.

Знание – информация, присвоенная человеком.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь. Превращаются в навыки.

Навыки – действия, выполняемые автоматически.

Компетентность в сравнении с компетенцией:

а) является интегрированной

б) позволяет решать целый класс задач

в) в отличие от навыка – осознанна

г) в отличие от умения – совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов

д) в отличие от знания существует в форме деятельности, а не информации о ней.

          Три основные компетентности, которые целесообразно здесь выделить , это:

  • Компетентность решения проблем (способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь).
  • Информационная компетентность (способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации).
  • Коммуникативная компетентность (готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и тд) других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач)

В рамках этих компетенций мы и обозначаем те способы деятельности, которые должен освоить обучающийся в результате выполнения проектов.

         Коллективный проект наиболее эффективен при формировании коммуникативных учебных действий.  Руководство групповыми проектами имеет свою специфику, особенно если речь идет о подростках, для которых общение является ценностью. Нередко перспективы общения являются основанием для участия в той или иной проектной группе. Обычно проектные группы образуются в том случае, если учащиеся решают личностно значимую, но не персональную проблему: например, проблему в области обустройства школьной жизни или досуга, изменения общественного мнения и тп. Иногда группа образуется из обучающихся, которые оказываются в сходных жизненных ситуациях.

      При работе в группе, итоговые формулировки проблемы, цели и задачи, план деятельности и модель продукта должны быть у участников группы одинаковыми. Это означает, что члены группы договорились, приняли решение, работают над единым проектом единой командой.

     Несомненным плюсом группового проекта является то, что руководитель может, не создавая искусственных ситуаций, более тщательно, чем в условиях индивидуального проекта, работать над формированием компетентности продуктивной коммуникации. Здесь руководитель проекта проводит групповые консультации, которые он может перевести в ситуацию групповой работы, или просто наблюдает за работой группы.

     Учитель также берет в свои руки инициативу по устранению трудностей групповой коммуникации младших подростков. Работая с пятиклассниками, учитель должен продемонстрировать образцы организации группового обсуждения. Под его руководством участники проектной группы договариваются о порядке обсуждения и вопросах, по которым необходимо принять решение, а затем учитель «отступает в тень», проявляя активность только тогда, когда оговоренные правила грубо нарушаются. Далее приводим таблицу, в которой указывается, насколько самостоятельно обучающиеся смогут работать над проектами, где им может понадобится помощь учителя, и он может или должен помочь им в выполнении тех или иных этапов исследования.

На этапе практического выполнения проекта учащиеся реализуют запланированные шаги, выполняют текущий контроль. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности обучающихся. В том случае, если проект был спланирован некорректно, с точки зрения содержания деятельности, учащиеся неизбежно столкнуться с затруднениями. Результат проекта – это зона ответственности самого ученика; зона ответственности учителя – формирование компетентностей.

    На презентационном этапе, если речь идет о групповых проектах, руководитель должен обеспечить возможность публичного выступления и участия в вопросно-ответной процедуре для каждого ученика. Можно четко структурировать выступление и распределить ответственность за его составные части.

   Содержание контрольного этапа является осмысление учащимися хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность.

 В общем виде работа над контрольным этапом выглядит таким образом.

Ученик:

  • Проводит оценку продукта проекта;
  • Проводит оценку результативности проекта;
  • Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, учителем, одноклассниками;
  • Рефлексирует свою деятельность по проекту.

Учитель:

  • Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося;
  • Обеспечивает процесс группового обсуждения;
  • Инициирует оценку продукта, оценку презентации;

Специфика группового проекта заключается в наличии общей цели, совместной деятельности, получении одного продукта и общей оценке сформированности ключевых компетентностей. Но также очевидно, что каждый участник проекта получает свой собственный опыт, который нужно обсудить. Таким образом, руководителю проекта необходимо организовать на контрольном этапе рефлексию так, чтобы каждый член группы имел возможность оценить собственное продвижение по итогам проектной работы.

Список использованной литературы:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология  компетентностно—оринтированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы/ под ред. Д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.
  2. Голуб Г.Б., Перелгина Е.А., Чуракина О.В.. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса ( с использованием тетрадей на печатной основе)/под ред.проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 224 с.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. – 4-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2014. – 48 с.
  4. Комарова И.А.: Технология организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС; под редакцией: Вайполиной М. О.-СПб.: Каро, 2015 г. -134 с.: ил.
  5. Нессонова О.А. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности. – М.: изд. «Учитель», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности школьников в формировании универсальных учебных действий

Сегодня система отечественного образования стоит на пути великих перемен, «важнейшей задачей которых является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «науч...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...