Технологическая карта внеурочного занятия "Дымковская расписная игрушка"
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Бойко Елена Николаевна

     Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного так и эстетического значения. Я попыталась на этом уроке закрепить новый материал нестандартной формой урока. Урок-проект,  как показывают  наблюдения, действительно является обоснованным и рациональным. На данном уроке предлагаются различные формы коллективной и групповой работы, используется оригинальная подача материала, возможность проявить творческие способности, у детей присутствует повышенный интерес к данному предмету, высокая работоспособность. Учащимся предоставляется возможность делать что-то самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, свои знания и публично показать свой результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_vneurochnogo_zanyatiya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

К технологической карте внеурочного занятия на тему «Дымковская игрушка. Народная глиняная игрушка».

  1. Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного так и эстетического значения. Я попыталась на этом уроке закрепить новый материал нестандартной формой урока. Урок-проект,  как показывают  наблюдения, действительно является обоснованным и рациональным. На данном уроке предлагаются различные формы коллективной и групповой работы, используется оригинальная подача материала, возможность проявить творческие способности, у детей присутствует повышенный интерес к данному предмету, высокая работоспособность. Учащимся предоставляется возможность делать что-то самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, свои знания и публично показать свой результат. 
  2. Я -  учитель технологии и педагог дополнительного образования. Предпочтение в своей деятельности я отдаю декоративно-прикладному  искусству. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.  
  3. На данном уроке мы продолжаем формирование таких духовно – нравственных ценностей, как патриотизм, любовь к своему народному творчеству. Закрепляем сведения о видах декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка. Развиваем эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углубляем  эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитываем любовь к народному искусству России. Дать возможность детям самостоятельно добыть знание, создать проектный продукт и побыть самим в роли учителя, журналиста, иллюстратора.

Технологическая карта внеурочного занятия, 5 класс,

 Учитель: Бойко Елена Николаевна, учитель технологии  МБОУ «СОШ №68 г. Челябинск» (СП)

Программа: «Город мастеров» составитель Бойко Е.Н. Челябинск 2014г.

Тема: Дымковская игрушка. Народная глиняная игрушка.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: Создание рекламного проспекта «Дымковская игрушка» для начальной школы.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности,  осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:  умение вести поиск и выделять необходимую информацию, владение операциями сериации, классификации, умение устанавливать причинно-следественные связи;

Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать  и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать правила в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, владеть навыками смыслового чтения текста, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задачи, умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы.

Предметные: Закрепить знания

Задачи:

1. Научить учащихся планировать учебную деятельность, исходя от возникшей проблемы;

2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах;

3. Развивать коммуникативные навыки и умения;

4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

5. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых во  внеурочное время.

Обеспечение урока:

Методическое: Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010.  , Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

Дидактическое:  Интерактивная разработка на электронном ресурсе http://learningapps.org

Ресурсы урока: АРМ учителя для показа слайдов.

Материалы для обучающегося: канцелярские принадлежности, альбомный лист, ноутбук с выходом в интернет, принтер, заготовки буклета, толковый словарь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Организационный

Приветствие.       (Слайд1)           Ребята! Сегодня у нас гости! Создадим гостям, себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся гостям и друг другу. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Ребята, какое у нас занятие?

Наш девиз:

«На занятии не зеваю–

Сразу всё запоминаю.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль точно в цель попала!»

Я думаю, что сегодня вы будете соответствовать нашему девизу!

-Занятие  «Город мастеров»

1-2 мин.

ЛУУД:

Мотивационная основа учебной деятельности; эмоциональный настрой на работу.

ЛУУД:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

РУУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Предлагает вспомнить содержание предшествующего урока.

- Прежде чем приступить к занятию, что необходимо сделать?

1. С чем мы начали знакомиться на прошлых занятиях?

2. С каким видом народного творчества мы с вами познакомились?

3. Ваше домашнее задание было творческим. Нужно было  подготовить репортаж. (Слайд 2)

Отвечают на вопросы.

- Повторить то, что нам потребуется.

- С народным творчеством.

- С дымковской игрушкой.

Объясняют в чем заключалось домашнее задание и демонстрируют репортаж.

3-4 мин

РУУД:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ПУУД:

Устанавливать причинно-следственные связи.

ПУУД:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Постановка проблемы. Определение  цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- С чем же мы столкнулись, в ходе своего репортажа?

- Что же мы можем сделать для того чтобы большинство учеников узнали о такой чудесной игрушке?

- Что вы видите на доске?

-Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга?

-Расставьте эти четырёхугольники в ряд в таком порядке, чтобы было видно радугу. Затем переверните четырёхугольники, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

-Как мы с вами определились, на сегодняшнем уроке  мы создадим с вами буклет для начальной школы о дымковской игрушке? Можете ли вы ответить, что такое буклет?

Учитель предлагает обратиться к электронной энциклопедии- Википедии.  (Слайд 3)

- С тем, что большинство первоклассников не знает ничего о дымковской игрушке.

- Рассказать, нарисовать игрушки, нарисовать газету и т.д.

-Геометрические фигуры.

- Это четырёхугольники. Они разные по цвету.

Расставляют в нужном порядке. Прочитывают тему урока.

Учащиеся сомневаются.

Учащиеся прочитывают понятие и рассуждают на тему того,

как должен выглядеть их буклет.

9 – 10 мин.

РУУД:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ПУУД:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения  поставленной задачи

ПУУД:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

ПУУД:

Устанавливать причинно-следственные связи.

ЛУУД:

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы.

Актуализация знаний. С целью подготовки к творческой работе.

Для того что бы учащиеся вспомнили о чем говорилось на прошлом занятии, предлагает поиграть в интерактивную игру.

Используется ресурс http://learningapps.org/

(Слайд 4)

В игровой форме вспоминают об особенностях дымковской игрушки, вместе рассуждают, как отвечать на вопросы, после проверки правильности ответов корректируют себя.

3 – 4 мин.

РУУД:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ПУУД:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

ПУУД:

Устанавливать причинно-следственные связи

РУУД:

формулировать собственное мнение и позицию

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Просит ребят вспомнить о том, как называется организация, в  которой создают газеты, буклеты с определенной информацией.

После ответа просит найти в толковом словаре русского языка понятие «типография».

Просит каждого из ребят достать по одному житону и распределиться по группам соответственно цвету.

Дети отвечают на вопросы, находят нужную информацию в словаре.

Распределяются по группам и слушают задание.

3 – 6 мин.

ПУУД:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

ЛУУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

РУУД:

формулировать собственное мнение и позицию

Физминутка

Проводит динамическую паузу.

(Слайд 5)

Повторяют движения разминки.

2 – 3мин.

ЛУУД:

Установка на здоровый образ жизни.

Обобщение и систематизация знаний.

Учитель инструктирует группы перед выполнением задания. По ходу задания контролирует, помогает с затруднениями.

(Слайд 6)

Красная группа- поисковики, находят в электронной энциклопедии  информацию о дымковской игрушке, копируют ее вставляют в ворд, преобразовывают и формируют первую страницу буклета.

Зеленая группа- иллюстраторы. Наносят на готовый лист элементы дымковской росписи, формируют центральный лист буклета.

Желтая команда- отвечают на вопросы, данные в третьем листе буклета. Формируют его.

10 – 15 мин

ПУУД:

Использовать алгоритм для выполнения практической работы

ЛУУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

РУУД:

формулировать собственное мнение и позицию

ПУУД:

Использовать алгоритм для оценки своей работы и работ одноклассников

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Предлагает учащимся защитить свой проект.

(Слайд7)

По одному из группы выходят к доске и защищают свой проект «Дымковская расписная». Высказывают оценочные суждения

2-3 мин.

ЛУУД:

Ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.

РУУД:

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Предлагает творческое домашнее задание, придумать сказку-рассказ (в устной или письменной форме)  о дымковской игрушке

Слушают.  Принимают поставленное задание.

1 мин

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребятам предложено продолжить предложение.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Итак, со всеми задачами на занятии мы справились?

Спасибо за работу!

(Слайд 8)

я познакомился с ...

было непросто ...

я добился ...

у меня получилось ...

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...

2 мин.

ЛУУД:

Ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка"

Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка" согласно ФГОС. Подробно представлены технологическая карта и сценарий урока....

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа

Технологическая карта - новый вид методической продукции...

Технологическая карта к занятию: «Мастерим игрушки из подручного материала»

Технологическая карта разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. На занятии учащиеся знакомятся с изготовлением игрушек из подручных материалов напримере «Та...

Технологическая карта Потешный промысел "Глиняные игрушки"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с потешным промыслом - глиняные игрушки, их изготовлением, историей создания, характерными признаками каждой игрушки (Дымковская игрушк...