Профессиональное самоопреденение 9, 11 класс
методическая разработка по технологии (9, 11 класс) по теме

Удовиченко Вера Владиславовна

Предварительный просмотр:

Программа «Профессиональное самоопределение на уроках технологии», 8 кл.

Программа по технологии «Профессиональное самоопределение», 8 кл.

«Самопрезентация на рынке труда.

Профессиональное самоопределение учащихся»

Количество часов:  6 час.

Пояснительная записка

     Выбор профессии - это очень важный момент в жизни любого человека и этот выбор нам приходится делать по окончании школы. От правильности нашего выбора будет зависеть наше будущее и наше место в жизни. Допущенные ошибки всегда трудно исправить. Правильный выбор профессии – основа жизненного успеха и самореализации как личности и как профессионала.

     Однако получение профессионального образования не гарантирует трудоустройства, и может потребоваться много времени для поиска места работы. В настоящее время при устройстве на работу работодателю важны не только профессиональные качества будущего работника, но и его коммуникативная культура.

     Предлагаемый модуль «Самопрезентация на рынке труда» в разделе «Профессиональное самоопределение»  даст возможность учащимся ближе познакомиться с «рынком труда» и предлагаемым им услугами, знакомит с документами, представляющими работника работодателю, требованиями, предъявляемыми работодателем к современным специалистам, условиям труда, знакомит с правовыми и юридическими аспектами и способствует привитию культуры труда.

     Предлагаемый модуль может быть использован как в качестве преподавания внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению учащихся 9, 11 классов, так же в преподавании предметов образовательной области «Технология» раздела «Профессиональное самоопределение» 8 класс.

ПРОГРАММА

Тематическое планирование

Тема

Кол-во час.

1

2

3

4

5

Исследование рынка труда

Как составить резюме?

Правила собеседования.

Ведение телефонных переговоров.

Обобщающий урок  «Самопрезентация на рынке труда».

1

2

1

1

1

Итого:                                                                                                                     6час.

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: рынок труда, работодатель, работник, вакансия, бюро или центры занятости;
  • Как найти вакансию;
  • Что такое резюме, его структура, документы, представляющие работника работодателю;
  • Правила общения и поведения во время собеседования, телефонных переговоров;

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться компьютером;
  • Находить вакансии в соответствии со своими возможностями;
  • Вести устные и телефонные переговоры, беседы, собеседование;
  • Заполнять и составлять «резюме»;
  • Находить нужную информацию в Интернете;
  • Составлять и отправлять электронные письма.

Содержание занятий

     По представленной  программе на занятия  по «Самопрезентации на рынке труда» отводятся 6 час.

  1. «Исследование рынка труда» - 1час (комбинированный урок).

Понятия: рынок труда, работник, работодатель, вакансия, бюро занятости.  Как работать с вырезками из газет и журналов о вакансиях на рынке труда (беседа).

Практическая работа: «Бюро занятости» (ролевая игра).

  1. «Как составить резюме?» – 2часа (комбинированный урок).

Понятия: документы, представляющие работника работодателю и их подготовка. Резюме и его структура (беседа).  Заполнение и составление резюме (тренировочные упр.).

Практическая работа: «Презентация резюме» (профпроба).

  1. «Правила собеседования» – 1час (комбинированный урок).

Понятия: собеседование и правила поведения во время него, роль одежды, результат (беседа).

Практическая работа: «Собеседование» (ролевая игра в парах).

                                       Электронное тестирование «Профессиональное

                                       самоопределение».

  1. «Ведение телефонных переговоров» – 1час (практический урок).

Понятия: диалог, беседа, правила поведения и этикета во время телефонных переговоров, роль интонации и умение внимательно слушать собеседника (беседа).

Практическая работа: «Разговор по телефону» (ролевая игра в парах).

  1. Обобщающий урок «Самопрезентация на рынке труда» - 1ч. (практический урок).

Фронтальный опрос о вариантах  самопрезентации на рынке труда.

Практическая  работа: кроссворд.

Дидактические материалы к занятиям:

Приложение 1 «Бюро занятости» (ролевая игра)

Приложение 2 «Структура резюме» (инструкционная карта)

Приложение 3 «Собеседование» (ролевая игра в парах)

Приложение 4 «Разговор по телефону» (ролевая игра в парах)

Приложение 5 «Самопрезентация на рынке труда» (кроссворд)

Приложение 6 Профессиональная проба «Устройство на работу»

Приложение 7 Электронное тестирование «Профессиональное

                          самоопределение» (см.документ «Тест xls)

начало

Приложение 1

«Бюро занятости»

(ролевая игра) – 15-20 мин.

     Ведущий  (учитель) предлагает по выбору уч-ся стать работниками бюро занятости либо его посетителями.

     Уч-ся предлагается распределить профессии и специальности, вакансии которых они «ищут на рынке труда».

     Работник  бюро занятости  представляют  посетителям свое бюро и услуги, которые в нем предлагаются. Его задача  – дать посетителям как можно больше информации о вакансиях через их бюро (здесь можно использовать вырезки из газет, журналов и т.п. о вакансиях), выбрать и предложить именно те вакансии, которые устроили бы посетителя по каким-либо критериям (зарплата, продолжительность рабочего дня, отпуск и т.п.).

     Задача посетителя сформулировать какую именно вакансию он ищет (профессия или специальность), что он хочет (приблизительную оплату труда, условия работы, отпуск, продолжительность рабочего дня и п.т.)  и что он может предложить работодателю как работник (его профессиональные и человеческие качества).

     (Вырезки из периодической печати о вакансиях см. в приложении 1*.)

Карточка                                 «Пример объявления о вакансии»:

     «Частное кафе приглашает помощника повара: Требования к претенденту: возраст 25 – 45 лет, опыт работы по профессии не менее года. В обязанности кандидата входит: подготовка продуктов, приготовление пищи и уборка. Режим работы – три дня в неделю утром и вечером и два дня в неделю утром. Зарплата от …….. телефон для справок …….. Людей с вредными привычками просим не беспокоить!»

Анализ данного объявления

     Конкретные (явные) требования к кандидату:

  • Возраст от 20 до 45 лет.
  • Наличие опыта работы по специальности не менее года.
  • Не должен иметь вредных привычек, т.е. быть некурящим.

    Скрытые  требования к кандидату:

  • Должен быть готов работать утром и вечером, с перерывом в течение дняю
  • Должен быть способен проводить много времени стоя.
  • Должен выглядеть чистым и опрятным.
  • Должен быть способен войти в состав «небольшой команды».
  • Должен быть способен работать в жаркой обстановке (кухня).
  • Должен быть способен выдерживать значительные нагрузки.

назад

Приложение 2

«Структура резюме» 

(инструкционная карта)

РЕЗЮМЕ – составленный по определенным правилам набор сведений о

                      претенденте на работу.

Структура РЕЗЮМЕ:

  1. Заголовок (фамилия, имя, отчество).
  2. Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение).
  3. Цель в поиске работы – какую работу вы можете и хотите делать, на каких ксловиях.
  4. Опыт работы – дается в обратном хронологическом порядке, с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций и достижений.
  5. Образование – какие и когда учебные заведения закончили, какую специальность (специальности) имеете, можно добавить отметки и награды, отметить участие в исследовательских или каких-либо других работах, связанных с учебой.
  6. Дополнительная информация – сведения о степени владения иностранными языками, онавыках работы на персональном компьютере, о наличии водительских прав и о личных качествах.
  7. Дата составления резюме – указанная дата составления резюме добавляет ему четкость и контрастность, желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую дату.
  8. Резюме также может включать:
  • Сжатое описание квалификации и опыта работы;
  • Сведения об общественной деятельности;
  • Указание членства в профсоюзных объединениях;
  • Упоминание о хобби;
  • Сообщения о военной службе;
  • Указание готовности к разъездам и смене места жительства.

Карточка - 1                 «Примерное заполнение резюме»

Иванова Анна Ивановна

Адрес: ул.Большая Санкт-Петербургская, д.20, кв.9

Телефон: 55-55-55

Дата рождения: 25.03.79

Образование:

1996-1998 Новгородский кооперативный техникум,

                  Специальность «Коммерция».

Трудовая деятельность:

2000 – июнь 2004

     Магазин «Строительные и отделочные материалы», продавец-консультант.

Обязанности: Маркетинговые исследования спроса. Изучение ассортимента групп товаров. Личная продажа. Ведение внутренней документации (оформление заказов, товарных чеков, заказ товаров со склада).

1998 – 2000

     Магазин «Строительные и отделочные материалы». Секретарь.

Обязанности: Делопроизводство. Ведение кадровой и внутренней локументации. Использование оргтехники (печатная машинка, факс, ксерокс). Фиксирование и распределение телефонных переговоров.

Карточка - 2                 «Примерное заполнение резюме»

Сведения о себе: Дата рождения: 07.02.1980г.

                               Адрес: г.Великий Новгород, пр.Мира, д.50, кв.2. Телефон: 52-22-22.

Образование:      1997-2002г. Новгородский государственный университет им.Ярослава

                               Мудрого.

                                Диплом о высшем образовании с отличием.

                                Факультет: искусств и технологий.

                                Специальность: учитель технологии

                                02.2004 – 07.2004. Учебный центр.

                                Специальность: секретарь-референт.

Трудовая деятельность:

2004г.                      МП Новгородканал. Секретарь-референт.

(июль)                     (Практическая деятельность).

Обязанности:

  • Прием и обработка входящих и исходящих документов;
  • Оформление документов в программах: MS Word, MS Excel, Windows-98;
  • Контроль за исполнением документов, формирование дел и др.;
  • Подготовка командировок;
  • Ведение телефонных переговоров, прием посетителей, передача и прием документов по факсу.

2002 – 2004г.г.         гимназия №2 В.Новгорода.  Учитель технологии.

Обязанности:  

  • Преподавание предмета «Технология».
  • Анализ урока и составление отчетности, выступления на методических объединениях гимназии, организация и проведение выставки работ учащихся.

2002 – 2003г.г.         профессиональный лицей №18. Преподаватель дизайна.

Обязанности:  

  • Разработка программы по предмету «Дизайн».
  • Ведение учебных занятий.
  • Руководство дизайнерскими проектами учащихся.

Основные навыки:Пользователь компьютера (MS Word, MS Excel, Windows-98, MS DOS,

                                   Pauer Paint  и др.). делопроизводство. Машинопись (русская, латинская).

                                   Менеджмент. Английский язык. Основы рыночной экономики. Основы

                                   гражданского и трудового права. Бухгалтерский учет. Пользование

                                   оргтехникой: ксерокс, факс, электронная почта.

Дополнительная информация:

                                   Имею водительские права категории «В», занимаюсь спортом.  

                                   Ответственно отношусь к поручаемой мне работе,

                                   исполнительная, доброжелательная, коммуникабельная.

Анализ

Резюме претендента на работу

  1. полно ли отражены в резюме сведения о здоровье (о привычках) претендента?
  2. отражены ли в резюме сведения ориентированные на личностные особенности претендента на вакансию?
  3. достаточно ли отражены в резюме сведения ориентированные на работу, т.е. вызванные особыми требованиями работодателя?
  4. полно ли отражены в резюме сведения о соответствии претендента требованиям работодателя?
  5. может ли работодатель по данному резюте принять претендента на работу?

назад

Приложение 3

«Собеседование»

 (ролевая игра в парах) 15-20мин.

     Ведущий (учитель) предлагает в парах распределить роли «работодатель – работник» и знакомит уч-ся с правилами собеседования.

     Задача работодателя – заинтересовать работника  возможностями и перспективами его предприятия, а также предложить свои требования к человека, которого он принимает на данное вакантное место

     Задача работника в рамках собеседования «самопрезентовать себя работодателю», т.е. дать наиболее полную и объективную информацию о себе специалисте и человеке.  

    (Во время собеседования уч-ся должны соблюдать правила собеседования.)

назад

Приложение 4

«Разговор по телефону»

(ролевая игра в парах) 15-20мин.

    Ведущий (учитель) предлагает в парах распределить роли «работодатель – работник» и знакомит уч-ся, как правильно вести диалог по телефону.

     Задача работодателя –  «в разговоре по телефону» (импровизированные телефонные трубки) заинтересовать работника  возможностями и перспективами его предприятия, а также предложить свои требования к человека, которого он принимает на данное вакантное место

     Задача работника в рамках этого телефонного разговора «самопрезентовать себя работодателю», т.е. дать наиболее полную и объективную информацию о себе специалисте и человеке.  

     (Во время собеседования уч-ся должны соблюдать правила телефонных переговоров.)

Памятка             «Как обратиться по имеющейся вакансии по телефону?»

     Многие люди испытывают чувство дискомфорта перед ответственной встречей, беседой. Как избавиться от страха перед важным разговором?

     Существует немало психологических приемов, помогающих уменьшить скованность в таких ситуациях.

     Приведем примеры некоторых из них.

  • «Я – представитель». Представьте себе, что вы говорите не от своего имени, а по распоряжению солидной организации. Или защищаете не свои интересы, а интересы другого человека, требующие вашей защиты и опеки.
  • «Все позади». Убедите себя, что вы уже обо всем договорились, и все решено уже в вашу пользу, а сегодняшний разговор – просто приятная формальность.
  • «Я играю роль» или «Домашняя заготовка». Ведите себя как актер, осваивающий новую роль. Каждая новая роль требует предварительной репетиции. У репетиций, кроме психологического, есть и другой практический результат: вы отметите и устраните свои слабые места, сделаете более заметными сильные стороны. «Домашние заготовки» - обязательный инструмент политика, адвоката, актера, менеджера, в чьи профессии входит искусство влиять на людей.

     В деловых целях телефон служит прежде всего:

  • Для передачи и получения информации;
  • Ее согласования;
  • Назначения времени и места встречи.

     А в нашем случае телефон нужен для того, чтобы подтвердить наличие вакансии и договориться с работодателем о собеседовании. Цель телефонного звонка – заинтересовать работодателя, вызвать у него желание встретиться с вами. Поэтому не следует сразу начинать разговор с фразы: «Есть ли у вас работа для меня?». Будьте готовы, что в большинстве случаев ответ может быть отрицательным.

     Итак, прежде, чем позвонить работодателю по имеющейся вакансии, нужно:

  • Подумать о возможной работе. Нужно четко представлять себе работу, которую ищете. С чем, с какими обязанностями и оборудованием она может быть связана? Какие знания и навыки могут потребоваться? Какие условия труда Вас могут устроить, и на какую заработную плату вы согласитесь? Ответы – «как можно лучшие…» или «максимально возможную…» вряд ли будут конструктивными. С другой стороны, если работа полностью соответствует вашим способностям и интересам, пользуется признанием в обществе и хорошо оплачивается, то выбор можно назвать оптимальным.
  • Подумать о работодателе. Чем занимается его фирма или предприятие? Откуда там может взяться вакансия? Какие требования он преъявляет к своим сотрудникам и соискателям на вакансии? В какой мере все это может устроить Вас?
  • Подумать о себе. В какой степени вы соответствуете требованиям работодателя? Какие барьеры могут возникнуть на пути трудоустройства: недостаточный уровень квалификации, возраст или состояние здоровья, неумение презентовать себя в процессе трудоустройства. Как преодолеть эти барьеры, и кто может в этом помочь?

     Чтобы телефонные переговоры прошли успешно, нужно:

  • Постараться заранее узнать имя работодателя. Нужно начать разговор с вопроса, кто на предприятии занимается вопросами приема на работу и как его зовут, а затем попросить к телефону именно этого человека.
  • Представиться и четко указать цель своего звонка. Быть готовым кратко сообщить о своем образовании, опыте работы, профессиональных навыках.
  • Завоевав интерес, попросить работодателя о встрече. В случае отказа постараться получить у собеседника информацию о том, где могут быть аналогичные вакансии, или договориться, чтобы вас имели в виду на будущее. Вежливо завершить беседу.

назад

начало документа

Разработала: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии МАОУСОШ№8 г.Старая Русса



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Диагностика интересов, склонностей и возможностей личности» Профессиональное самоопределение 9, 11 кл.

Программа внеурочной деятельности

«Диагностика интересов, склонностей и возможностей личности.

Профессиональное самоопределение учащихся 9, 11 классов»

Количество часов: 8 час.

Пояснительная записка

     Для правильного выбора профессии необходимо не только знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, но также и свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.

     Любая профессия предъявляет свои требования к интересам, вниманию, памяти, мышлению, воображению, координации движений и характеру человека.

          Предлагаемый модуль «Диагностика интересов, склонностей и возможностей личности» в разделе «Профессиональное самоопределение»  даст возможность учащимся ближе познакомиться с требованиями к специалисту, предъявляемыми к нему той или иной профессией. Учет его индивидуально-психологические особенностей и определение области своих интересов и склонностей, темперамента, возможностей  личности и познание себя. Предлагаемый модуль позволяет проводить  тесты по профпригодности.

     Предлагаемый модуль может быть использован как в качестве преподавания внеурочных занятий по профессиональному самоопределению учащихся 9, 11 классов, так же в преподавании предметов образовательной области «Технология» раздела «Профессиональное самоопределение» 8 класс.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во час.

1

2

3

Интересы и склонности.

Возможности личности.

Характер и темперамент.

2

4

2

Итого:                                                                                                                    6час.

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: интерес, различие интересов по содержанию, широте, глубине, длительности, устойчивости, склонности ;
  • Понятие  профпригодность, формирование  профессиональных  качеств личности ;
  • Понятия: характер, темперамент, самовоспитание, классификация темпераментов;

Учащиеся должны уметь:

  • Определять круг своих интересов и склонностей;
  • Определять тип мышления, объем памяти, оценивать внимание и его объем;
  • Определять к какому типу относится его темперамент, свои коммуникативные и организаторские способности, уровень развития своих волевых качеств.

Содержание занятий

     По представленной  программе занятий   «Диагностика интересов, склонностей и возможностей личности» в разделе» отводится 8 час.

1.   «Интересы и склонности» - 2 часа (комбинированный урок).

      Понятия: интерес, различие интересов по содержанию, широте,  глубине,     длительности, устойчивости интересов, склонности. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – согласование и дополнение интересов и склонностей между собой по широте содержания, по устойчивости, по длительности.

      Практическая работа: анкеты интересов, склонностей: «Любите ли вы? Нравится ли вам?», «Карта самооценки склонностей».

2.   «Возможности личности» - 4 часа (комбинированный урок).

      Понятия: способности как индивидуальные особенности личности человека, профпригодность, развитие и формирование профессионального восприятия, памяти, мышления и других качеств личности.

      Практическая работа: тесты Мюнстпрберга, «Объем памяти», определение типа мышления.

  1. «Характер и темперамент» - 2 часа (комбинированный урок).

Понятия: характера и темперамента, классификация темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, роль воспитания и самовоспитания в становлении характера.

Практическая работа: анкеты оценки уровня развития волевых качеств, коммуникативных и организаторских способностей.

Дидактические материалы к занятиям:

Приложение 1 «Любите ли вы? Нравится ли вам?», «Карта самооценки    

                                  склонностей» (анкеты интересов, склонностей)

Приложение 2 «Объем памяти», определение типа мышления -  тест

                                  Мюнстпрберга, «Определение объемы внимания –

                                  наблюдательности», тест «Память и мышление».

Приложение 3 «Уровень развития волевых качеств»,

                               «Коммуникативные и организаторские способности»

                                 (анкеты)

Приложение 1

«Любите ли вы? Нравится ли вам?» (анкета интересов).

     Инструкция. Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится – один плюс; равнодушны, не знаете – нуль, если не нравится – один минус.

     Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов): 1 - физика, 2 – математика, 3 – электрорадиотехника, 4 – техника, 5 – химия, 6 – биология и сельское хозяйство, 7– медицина, 8 – география и геология, 9 – история, 10 – физиология, журналистика, 11 – искусство, 12 – педагогика, 13 – труд в сфере обслуживания, 14 – военное дело, 15 – спорт.

     Степень устойчивости интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1-2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3-4-х колонках – у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5-6-х колонках – вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

Вопросы

  1. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».
  2. Читать книги типа «Занимательная математика» «Математические досуги».
  3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области радиотехники.
  4. Читать технические журналы «Юный техник», «Техника молодежи».
  5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
  6. Читать о жизни растений и животных.
  7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, достижениях в области медицины.
  8. Знакомиться с различными странами по описанию и географическим картам.
  9. Читать книги об исторических личностях и событиях.
  10. Читать произведения классиков мировой литературы.
  11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
  12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).
  13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.
  14. Читать книги о войнах и сражениях.
  15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
  16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
  17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
  18. Выяснять устройство электро- и радиоприборов.
  19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
  20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
  21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.
  22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
  23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
  24. обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
  25. Читать литературно-критические статьи.
  26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
  27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.
  28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок свое помещение.
  29. Знакомиться с военной техникой.
  30. Ходить на матчи и спортивные состязания.
  31. Проводить опыты по физике.
  32. Решать математические задачи.
  33. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.
  34. Читать технические чертежи и схемы.
  35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
  36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.
  37. Изучать причины возникновения разных болезней.
  38. Собирать коллекцию минералов.
  39. Изучать историю возникновения народов и государств.
  40. Изучать иностранные зыки.
  41. Декламировать, петь, выступать на сцене.
  42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
  43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель, и т.п.
  44. Принимать участие в военизированных походах.
  45. Играть в спортивные игры.
  46. Заниматься в физическом кружке.
  47. Заниматься в математическом кружке.
  48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
  49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.
  50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).
  51. Заниматься в биологическом кружке.
  52. Знакомиться с работой медсестры и врача.
  53. Составлять геологические и географические карты.
  54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
  55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
  56. Заниматься в драматическом кружке.
  57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.
  58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.).
  59. Участвовать в военных играх и походах.
  60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
  61. Участвовать в физических олимпиадах.
  62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
  63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.
  64. Делать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо иные конструкции.
  65. Участвовать в химических олимпиадах.
  66. Участвовать в биологических олимпиадах.
  67. Ухаживать за больными.
  68. Помогать старшим или сами производить топографическую съемку местности.
  69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.
  70. Заниматься в литературном или лингвинистическом кружке.
  71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
  72. Выполнять работу отрядного вожатого.
  73. Заботиться об экономии семейного бюджета.
  74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.
  75. Заниматься в спортивной секции.
  76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.
  77. Организовывать математические конкурсы.
  78. Заниматься в радиокружке.
  79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, сами в них участвовать.
  80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг нас».
  81. Проводить опытническую работу по биологии.
  82. Заниматься в кружке санитаров.
  83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.
  84. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения, самим в них участвовать.
  85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные юбилеи, праздники.
  86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.
  87. Организовывать игры и праздники для детей, создавать команды, штабы зон влияния.
  88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать, печатать фотоснимки.
  89. Изучать военное дело.
  90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

По результатам практической работы:

А) назовите область своих интересов;

Б) запишите, какие профессии относятся к этой области;

В) выясните, где можно получить образование по выше названным профессиям и специальностям в вашей области.

«Карта самооценки склонностей»

Инструкция. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Отвечая на каждый вопрос, нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?» Если скорее нравится, чем не нравится, будете проставлять в нужной клетке один плюс; если определенно нравится – два плюса; если очень нравится – три таких знака. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус; если определенно не нравится – два минуса, а если очень не нравится – три. Ответы старайтесь давать быстро.

     После окончания работы в каждом столбце подсчитайте суммы плюсов и минусов. Наибольшее количество плюсов служит показателем степени выраженности вашей склонности к одному из типов профессий(1 – «человек – природа», 2 – «человек – техника», 3 – «человек – человек», 4 – «человек – знаковая система», 5 – «человек – художественный образ).

     Вовсе не обязательно надеяться, что наибольшее количество плюсов и минусов будет или должно быть в итогах одного из столбцов. Склонности людей совсем не обязаны быть узкоограниченными. Вполне достаточно, если приведенный опросник поможет хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, ориентируясь на предмет труда.

Лист ответов

1

2

3

4

5

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

Вопросы

     Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли? Выбор сделайте, внимательно прочитав оба утверждения (а и б).

1а. Ухаживать за животными.

2а. Помогать больным людям, лечить их.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов.

4а. Обрабатывать материалы.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные

      инструменты.

8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведения в справочном бюро, на

      экскурсии.

9а. Ремонтировать вещи, изделия, одежду, жилище.

10а.Лечить животных.

11а.Выводить новые сорта растений.

12а.Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять.

13а.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

14а.Обслуживать, налаживать медицинские приборы.

15а.Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемом.

16а.Делать лабораторные анализы в больнице.

17а.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделия.

18а.Организовавать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы

       и т.д.

19а.Изготовлять по чертежам детали изделия, строить здания.

20а.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4б. Доводить товары до потребителя.

5б. Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты.

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий    

       (трудовых, учебных, спортивных).

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством

      - подъемным краном, трактором и т.п.

8б.Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке

     пьес.

9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках.

10б.Выполнять вычисления, расчеты.

11б.Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.

12б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить

       в порядок).

13б.Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14б.Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях.

15б.Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или

       представляемые).

16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17б.Осуществлять монтаж зданий или уборку машин, приборов.

18б.Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19б.Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20б.Работать на клавишных машинах: пишущей, телетайпе, наборной.


     По результатам практической работы:

А) назовите предпочтительный для вас тип профессии;

Б) назовите профессии, которые относятся к этому типу;

В) какие требования предъявляет к человеку этот тип профессий;

Г) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям

     в вашей регионе.

назад

Приложение 2

«Объем памяти»

Тест «Объем памяти» позволит проконтролировать кратковременную память.

     Инструкция: сначала прочитайте первый ряд слов, закройте, запишите запомненное, затем так же второй ряд, третий и четвертый. Подсчитайте количество запомненных слов или цифр после одного прочтения.

  1. Крот, стена, пальто, окно, книга, туча, воображение, крючок, нос, лист;
  2. Стул, танк, беда, еж, карандаш, кольцо, ток, лист, газ, ведро;
  3. 1732548068;
  4. 3175428096.

«Определение типа мышления»

     Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач – 4 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.

  1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из низ 300 страниц, во второй – 400. в шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?
  2. От города А до города В – 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города В по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по напрвлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т.д. так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?
  3. Перед вами восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:

А) один квадрат и четыре треугольника;

Б) два квадрата и четыре треугольника?

      4)   К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе

             лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как

             решается задача?

     Результаты решения задач запишите в таблицу.

Порядок решения задачи

Номер

задания

Время,

потраченное на решение

Решена или не решена задача

1

2

3

4

«Тесты Мюнстпрберга»

(оценка изобразительного внимания и помехоустойчивости)

     Инструкция: среди букв теста имеются слова. Как можно быстрее, просматривая его, подчеркните эти слова.

     Время работы – 2 мин.

ФЭЛКСОЛНЦЕСРМУДЕРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕ

БЩЕЭКЗАМЕНТУКЪЕПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕСТФ

КЩАМАРКЕТИНГПМТДАТАХРКДОЧИСЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРБ

ОУКЛАБОРАТОРИЯЦДБАРФУПТЕНЕЦЩФРЕМКЛЯКСАКРМУ

ФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИЬГИЬКЦЩЪБСТУЛФПЛЬТОЩКР

РГДОВНИМАНИЕХИЩМСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУКУСТПРКЩ

БФЩОБЩЕНИЕЯАОТРВЕТЕРРБФРЩКУРИЦАСЯПТУЦЩБФ

КВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЕТКЦШЩПЕТУХТАКЛЬПЕСНЯЖКФ

ШЯФЦКАЧЕЛИКЖДФМОБАНКДШЖЬТКОНЬДПЖКТОЧКАПФЦК

«Определение объемы внимания – наблюдательности»

(количество объектов,  которое  человек может

одновременно и отчетливо воспринимать)

     Посмотрите на рисунок внизу в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем.

     Закройте рисунок и запишите,  какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру. Проставьте свои записи и подсчитайте:

     А) сколько фигур вы правильно запомнили;

     Б) сколько цифр вы правильно восприняли;

     В) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.

     Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям.

     

«Память и мышление»

(тест)

     Инструкция: пусть кто-нибудь отчетливо и громко прочтет вам один из этих радов чисел. Постарайтесь запомнить продиктованное. По команде партнера (она дается через минуту) запишите в любом порядке те числа, которые вам удалось запомнить.

73 49 64 83 41 27 62 29 38 93 74 97 57 29 32 47 94 86 14 67 75 28

79 24 36 45 73 29 87 28 43 62 75 59 93 67

назад

Приложение3

«Уровень развития волевых качеств»  (анкета)

     С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.

Инструкция: Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.

  1. Делаете ли вы по утрам зарядку?
  1. Регулярно.
  2. Время от времени.
  3. Не делаю.
  1. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае      

несогласия с ними?

  1. Всегда.
  2. Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
  3. Нет.
  1. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?
  1. Да, в любой момент.
  2. Не всегда, в зависимости от ситуации.
  3. Не умею.
  1. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?
  1. Всегда.
  2. Иногда решаюсь на это.
  3. Никогда.
  1. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т.п.?
  1. Да.
  2. Иногда.
  3. Практически никогда.

  1. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?
  1. В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
  2. Сформированы, но недостаточно устойчивы.
  3. Не сформированы.
  1. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?
  1. Да.
  2. Делаю это нерегулярно.
  3. Практически никогда этого не делаю.

  1. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?
  1. Практически всегда.
  2. Только иногда.
  3. Практически никогда этого не делаю.
  1. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
  1. Да.
  2. В редких случаях.
  3. Нет.
  1. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?
  1. Достаточно отчетливо.
  2. От случая к случаю.
  3. Не проявляю.
  1. Если вы проявляете  интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?
  1. Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
  2. Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
  3. Никаких попыток самовоспитания не принимаю.
  1. Есть ли у вас программа самовоспитания?
  1. Да.
  2. Определенной программы нет, но есть некоторые наметки.
  3. Никакой программы нет.
  1. Доводите ли вы свои дела до конца?
  1. Да.
  2. Не всегда довожу до конца.
  3. Очень редко довожу начатое до конца.
  1. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете, как придется?
  1. Чаще всего планирую.
  2. Иногда планирую.
  3. Практически никогда не планирую.
  1. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?
  1. В основном умею.
  2. Иногда не сдерживаюсь.
  3. Как правило, не сдерживаюсь.
  1. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?
  1. Как правило, умею.
  2. Не всегда умею.
  3. Не умею.
  1. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?
  1. Да.
  2. Пытаюсь, но только от случая к случаю.
  3. Не пытаюсь.
  1. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?
  1. Делаю.
  2. Делаю очень мало.
  3. Ничего не делаю.

     Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам «a», «b» и «c». За каждый ответ, соответствующий варианту «a», вы получаете 2 балла, «b» - 1 балл, «c» - 0 баллов.

     Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера.

     Если вы набрали более 30 баллов, то уровень развития волевых качеств очень высокий; 20-30 баллов – низкий; 10-20 – волевые качества практически не развиты.

«Коммуникативные способности»  (анкета).

     С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).

    Инструкция: Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

  1. Много ли у вас друзей?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаться с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
  7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с не знакомыми людьми?
  8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в не знакомую компанию?
  18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей.
  20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

 

     Каждый «утвердительный» ответ на нечетные вопросы и «отрицательный» -  на четные оценивается в 1 балл.  Подсчитайте общий результат.

     Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития коммуникативных способностей у вас низкий. Вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому; 10-13 баллов – средний уровень; 14 баллов и более – высокий. В таком случае для вас одна из радостей жизни – общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.

     

«Организаторские способности»  (анкета).

     С помощью приведенной ниже анкеты определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей.

     Инструкция: Для этого быстро, не задумываясь, ответьте на нижеприведенные вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

  1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?
  2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?
  3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?
  5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
  6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?
  10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
  11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
  12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  13. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты.
  15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?
  16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?

     После того, как вы ответите на предложенные вопросы, подсчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый «утвердительный» ответ на нечетные вопросы и «отрицательный» -  на четные оценивается в 1 балл.

     Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов – о среднем; ниже 13 баллов – о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.

назад

начало

Разработала: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии МАОУСОШ№8 г.Старая Русса



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение», 9, 11 кл.

Внеурочная деятельность

«Профессионал 21 века. 

Профессиональное самоопределение учащихся 9, 11кл.»

Количество часов: 8 час.

Пояснительная записка

     Выбор профессии - это очень важный шаг в жизни любого человека. От правильности принятого решения в выборе будущей профессии зависит главное – станет ли человек успешным и сможет ли проявить себя, т.е. самореализоваться  как личность и как профессионал.

     Современное постоянно развивающееся общество требует от человека знаний не только профессиональных, но и мобильности, коммуникативных навыков.

          Предлагаемый модуль «Профессионал 21 века» в разделе «Профессиональное самоопределение»  даст возможность учащимся ближе познакомиться с требованиями к специалисту, предъявляемыми к нему той или иной профессией, учитывая и психологические особенности, и состояние здоровья и коммуникативные и т.д.

     Предлагаемый модуль может быть использован как в качестве преподавания внеурочных занятий по профессиональному самоопределению учащихся 9, 11 классов, так же в преподавании предметов образовательной области «Технология» раздела «Профессиональное самоопределение» 8 кл.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во час.

1

2

3

4

5

Введение. Знакомство с ключевыми компетенциями специалиста.

Работа в команде.

Информационные технологии на службе у профессионала.

Профессиональный рост специалиста.

Итоговое занятие «Качества профессионала 21 века».

1

2

3

1

1

Итого:                                                                                                                    8час.

Учащиеся должны знать:

  • Ключевые компетенции специалиста;
  • Основные этапы беседы;
  • Пути повышения квалификации;
  • Как избежать конфликтных ситуаций и как их разрешить, если они все же возникли.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться компьютером;
  • Составлять «резюме»;
  • Находить нужную информацию в Интернете;
  • Составлять электронные письма.

Содержание занятий

     По представленной  программе занятий   «Профессионал 21 века» отводится 8 час.

  1. «Знакомство с ключевыми компетенциями специалиста» - 1 час. (комбинированный урок).

Понятия: понятие коммуникативности, коммуникативные качества специалиста, способность к коммуникации (речевым и письменным), понятие «работы в команде», информационно-коммуникативные технологии и их использование на службе человеку.

Практическая работа: «Ключевые компетенции специалиста» (ролевая игра в парах)

  1. «Работа в команде» - 2 часа (комбинированный урок).

Понятия: беседа, основные этапы беседы, правила поведения во время беседы, какие сведения можно узнать из «резюме», интервью, правили поведения во время интервью, понятие вопросов «фактических» и «психологических», конфликты в деловом общении, типы конфликтов, стили в разрешении конфликтов, понятие межличностных отношений в команде, умение убеждения, учета индивидуальных и возрастных особенностей коллег, понятие «организаторских способностей», понятие «высокой нравственной культуры».

Практическая работа: «Разработка требований к профессионалу» (работа в группах по исследованию «Этапов деловой беседы»)

  1. «Информационные технологии на службе у специалиста» - 3 часа (комбинированный урок).

Понятия: персональный компьютер (ПК) и его возможности, использование компьютеров на службе человеку, понятие персонального пользователя, устройство ПК, основные программы, понятие «Интернета», «Электронной почты» и их возможности.

Практическая работа на ПК: «оформление папки «Мои документы», отправка электронной почтой «Резюме», нахождение нужной информации в Интернете (при его наличии).

  1. «Профессиональный рост специалиста» - 1 час (теоретический урок).

Понятия: профессиональная карьера и карьерный рост, самообразование, профессиональная переподготовка.

Практическая работа: Упражнения по составлению своей программы профессионального  самовоспитания.

  1. Итоговое занятие «Качества профессионала 21 века» - 1час (практический урок).

Практическая работа:  тестирование.

   

Дидактические материалы к занятиям:

Приложение 1 «Ключевые компетенции специалиста» (ролевая игра в парах)

Приложение 2 «Профессиограмма»

Приложение 3 «Профессиональное самовоспитание» (Практическая работа).

Приложение 4 «Качества профессионала 21 века» (тест).

Приложение 1

«Ключевые компетенции специалиста»

 (ролевая игра в парах) – 10-15 мин.

Формулировка проблем:

1.Ключевые компетенции специалиста.

2.Что такое коммуникация?

3.Основные этапы беседы.

4.Как избежать конфликтных ситуаций?

5.Что относится к внешним конфликтам?

6.Какие конфликты бывают?

7.Что такое дисгармония?

8.Что включают в себя межличностные отношения?

9.Что относится к информационным технологиям?

10.Что такое Интернет?

11.Как пользоваться электронной почтой?

12.Пути профессионального роста специалиста.

13.Какими свойствами должен обладать профессионал?

14.Что такое стиль?

15.Какие стили используют при разрешении конфликтов?

16.Такт, дипломатия, дружелюбие, стремление понять точку зрения

     собеседника.

17.Что такое  аутотренинг.

18.Понятие «Самообразование».

     Ведущий  (учитель) предлагает по выбору уч-ся стать работниками бюро занятости или психологами либо его посетителями.

     Работник  бюро занятости или психолог представляет  посетителю свое бюро и услуги, которые в нем предлагаются. Его задача  – дать посетителю как можно больше информации о проблеме, которая его волнует, выбрать (из имеющихся наглядных материалов: учебников, памяток, инструкционных карт и т.п.) и предложить именно то содержание, которое устроило бы посетителя.

     Задача посетителя сформулировать проблему «как профессионала», которая его волнует или как ее лучше разрешить (какие его профессиональные и человеческие качества может требовать от него работодатель как от работника).

     ( Ребята могут использовать готовые ответы, которые могут найти в вырезках из периодической печати, учебниках, дополнительной литературе по выбору профессии, памятках и т.п.)   

назад

Приложение 2

«Профессиограмма»

Профессия – оператор ПЭВМ

     Общая характеристика профессии

     Профессия оператор ПЭВМ – новая и перспективная. Нет такой отрасли экономики, где бы не применялась электронно-вычислительная техника.

     Для решения широкого круга управленческих, экономических и научно-технических задач создаются системы вычислительных центров.

     Содержание труда

     В общих чертах профессиональная деятельность оператора ПЭВМ состоит в следующем: он выполняет все необходимые операции на командном пульте ПЭВМ, обеспечивая общее управление электронной системой.

     Условия труда

     Операторы ПЭВМ работают в нормальных бытовых условиях, хорошо освещенных и вентилируемых помещениях. Рабочее положение – сидя за пультом управления ПЭВМ. Спецодежда – белый халат.

     Требования профессии к человеку

     Управление ПЭВМ осуществляется в условиях считывания зрительных сигналов на шкалах, размещенных над определенными элементами и устройствами машин. Поэтому предъявляются высокие требования к точности зрительного восприятия и его объему. Оператор должен также хорошо различать световые сигналы различного цвета и интенсивности.

     Самая большая нагрузка приходится на внимание и память оператора: он должен постоянно следить за различными сигналами, помнить множество правил и инструкций по обслуживанию машины, знать способы использования различных методов управления ПЭВМ.

     Высокий темп работы оператора требует от него точных и безошибочных действий, а также постоянного внимания на протяжении всего рабочего дня. Поэтому необходим высокий уровень развития эмоционально-волевой устойчивости. Недостаточный уровень самообладания создает предпосылки для возникновения у оператора состояния повышенной усталости, нервного напряжения.

     Профессия оператора ПЭВМ требует от человека высокой ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, точности при выполнении задания, самоконтроля, большой работоспособности, настойчивости, стремления к повышению знаний.

     Основными противопоказаниями для выбора этой специальности являются: отклонения в эмоционально-волевой и сенсомоторной сферах; низкий уровень развития профессионально значимых свойств внимания, памяти; сердечно-сосудистые заболевания.

Психограмма профессии

     Необходимые психологические качества:

Точность выполнения правил, инструкций.

Концентрация внимания.

Переключение внимания.

Распределение внимания.

Наглядно-образная память.

Оперативная память.

Пространственные представления.

Точность и скорость движений.

Самообладание.

Дисциплинированность.

Ответственность.

Организованность.

Аккуратность.

Настойчивость.

Работоспособность.


     Необходимые знания

     Оператор ПЭВМ должен знать математику, физику, языки (русский, иностранный), устройство ПЭВМ, правила пользования вычислительной техникой, языки программирования, условия безопасной работы.

Где можно получить специальность

     Подготовка операторов ПЭВМ осуществляется в профессиональных училищах. Подготовка же специалистов средней квалификации осуществляется в промышленно-экономических, торговых, Машино-строительных и других техникумах, лицеях. Для подготовки специалистов с высшим образованием имеются специальные факультеты при финансово-экономических, инженерно-экономических и других вузах.

назад

Приложение 3

«Профессиональное самовоспитание» (Практическая работа).

     Попробуйте составить свою программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии. Для этого:

  1. Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.
  2. Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессиональной деятельности.
  3. Наметьте серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.
  4. Определите примерный срок, в течение которого вы будете ждать успеха.

назад

Приложение 4

«Качества профессионала 21 века» (тест).

Поставь значок «+» напротив правильного ответа.

  1. Ключевыми компетенциями специалиста являются:
  1. Способность к коммуникациям,                                          ___                                                                              
  2. Умение решать проблемы,                                                   ___                            
  3. Работать в команде,                                                              ___
  4. Использовать информационные технологии,                    ___        
  5. Все перечисленные компоненты.                                        ___          
  1. Коммуникация (с латинского – «сообщение») – это:
  1. Соответствие,                                                                        ___
  2. Система взглядов,                                                                 ___
  3. Мнение,                                                                                  ___
  4. Общение.                                                                                ___
  1. Коммуникации бывают:
  1. Речевые,                                                                                  ___
  2. Письменные,                                                                          ___
  3. Речевые и письменные.                                                         ___
  1. Конфликты бывают:
  1. Внешние,                                                                                  ___
  2. Внутренние,                                                                             ___
  3. Внешние и внутренние.                                                          ___
  1. Основные этапы беседы:
  1. Подготовка,                                                                              ___
  2. Правила поведения,                                                                 ___
  3. Вопросы (резюме),                                                                  ___
  4. Результаты,                                                                               ___
  5. Все перечисленное выше.                                                       ___
  1. К внутренним конфликтам относится:
  1. Отсутствие привязанности,                                                    ___
  2. Стремление к доминированию,                                             ___
  3. Неудовлетворенность собой,                                                 ___
  4. Отсутствие хороших друзей.                                                 ___
  1. Информационные технологии включают в себя:
  1. Компьютер,                                                                              ___
  2. Интернет,                                                                                 ___
  3. Электронную почту,                                                               ___
  4. Все перечисленное.                                                                ___
  1. Мобильность – это:
  1. Дружелюбие,                                                                           ___
  2. Общительность,                                                                      ___
  3. Агрессивность,                                                                        ___
  4. Безразличие.                                                                            ___
  1. Электронная почта включает в себя:
  1. Умение составлять электронные письма,                            ___
  2. Отправлять электронные письма,                                         ___
  3. Умение составлять и отправлять электронные письма.     ___
  1. Интернет – это:
  1. Детская международная организация,                                 ___
  2. ООН,                                                                                        ___
  3. МСОП,                                                                                     ___
  4. Единая электронная система, включающая                        ___

            разнообразную информацию.                                              

Назад

Начало документа

Разработала: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии МАОУСОШ№8 г.Старая Русса



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Самопрезентация на рынке труда». Профессиональное самоопределение 9, 11 кл.

Приложение 6  

Внеурочная деятельность

«Самопрезентация на рынке труда.

Профессиональное самоопределение 9, 11 классов.»

Профессиональная проба «Устройство на работу»

Количество часов: 6

Сфера деятельности : человек – человек

Пояснительная записка

     Профессиональная проба ориентирована на подготовку документов, представляющих вас работодателю.

     

     Основными задачами являются:

  • Максимально полно и выигрышно представить свои личные и деловые качества,
  • Дать работодателю ту информацию, которая убедит его в том, что вы лучше всего подходите для данной работы.

     В программе пробы представлено описание заданий различных уровней сложности, а именно: по технологическому, ситуативному и функциональному направлениям.

     Выполнение профессиональной пробы оценивается после каждого этапа по завершенному продукту трудовой деятельности уч-ся преподавателем и самими уч-ся, что позволяет дать объективную оценку выполненной работе.

     Завершаются занятия с готовыми «Резюме» по представлению себя работодателю.

     Профессионально-важные качества на этапе подготовки к прохождению профпробы.

Диагностируемые ПВК

Психололгические методики

Физиологические методики

1

Коммуникативные способности

Тест

-

2

Профессиональная готовность

Тест

-

Календарно-тематический план проведения профессиональной пробы

содержание

Кол-во час.

Формы занятий, ТСО

Теор.

Пр.

1

Введение в пробу, диагностика ПВК

  • Коммуникативные способности,
  • Профессиональная готовность.

1

Психологические методики

2

Как представить себя на рынке труда:

  • По телефону
  • Собеседование
  • «Резюме»
  • Рекомендательные письма
  • В интернете

1

Лекция, беседа, семинар

3

«Резюме».  Структура .

Составление «Резюме».

1

1

Лекционно-демонстрационная.

Практическая , нагл. пособия, инстр. карты

4

Профессиональная проба. Самостоятельное составление своего «Резюме» (3 уровня сложности)

Профессиональная проба. Представление себя работодателю.

1

1

Практическая , нагл. пособия, инстр. карты

Ролевая игра

Итого:

2

4

Всего:

6

Программа профессиональной пробы

1 ЭТАП – 1 уровень сложности

     Цель: научиться заполнять и оформлять и составлять  «Резюме».

Технологическая

ситуативная

функциональная

Задание:

Заполнение готового бланка «Резюме»

Внесение дополняющих или  корректирующих пунктов в бланке «Резюме»

Разработка собственного образца «Резюме» на основе различных образца бланка

Условия:

Выполняется индивидуально под руководством учителя

Выполняется самостоятельно. Разрешаются консультации с учителем .

Пользуясь знаниями и требованиями к оформлению «Резюме» выполнить качественно новый образец

Результат:

Проба считается выполненной, если правильно заполнен бланк «Резюме»

Проба считается выполненной, если при заполнении «Резюме» в него внесены авторские дополнения или коррективы.

Проба считается выполненной, если правильно составлен и заполнен собственный образец «Резюме».

2 ЭТАП – 2 уровень сложности

     Цель: научиться   находить «Резюме», используя  информационные                              

                источники и на их основе составлять его самостоятельно.

Технологическая

ситуативная

функциональная

Задание:

Нахождение «Резюме» в информационных  источниках и  его заполнение.

Внесение дополняющих или  корректирующих пунктов в найденном бланке «Резюме»

Разработка собственного образца «Резюме» на основе образцов в инф. источниках

Условия:

Выполняется индивидуально под руководством учителя

Выполняется самостоятельно. Разрешаются консультации с учителем

Пользуясь знаниями и требованиями к оформлению «Резюме» выполнить качественно новый образец

Результат:

Проба считается выполненной, если найден и правильно заполнен бланк «Резюме».

Проба считается выполненной, если найдено и заполнено «Резюме», с внесением авторских дополнений или корректив.

Проба считается выполненной, если правильно составлен и заполнен собственный образец «Резюме».

3 ЭТАП – 3 уровень сложности

     Цель: научиться находить, оформлять и составлять «Резюме», используя

                компьютер и возможности Интернета.

Технологическая

ситуативная

функциональная

Задание:

Нахождение «Интернет-вакансии» на «Рынке труда» и заполнение готового бланка «Резюме»

Исследуя «Рынок труда», найти «Интернет-вакансию» и составить свое «Резюме»

Исследуя «Рынок труда», найти «Интернет вакансию» и составить «Резюме» в русском и англ. вариантах.

Условия:

Выполняется индивидуально под руководством учителя

Выполняется самостоятельно. Разрешаюся консультации с учителем

Пользуясь знаниями и требованиями к оформлению «Резюме» выполнить качественно новый образец

Результат:

Проба считается выполненной, если найдена «Интернет-вакансия» и правильно заполнен бланк «Резюме»

Проба считается выполненной, если найдена «Интернет-вакансия» и составлено свое «Резюме».

Проба считается выполненной, если найдена «Интернет-вакансия» и составлено свое «Резюме» в русском и англ. вариантах.

назад

Разработала: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии МАОУСОШ№8 г.Старая Русса



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Самопрезентация на рынке труда»

Приложение 5  

Технология «Профессиональное самоопределение» Кроссворд

«Самопрезентация на рынке труда.

Профессиональное самоопределение учащихся 8 классов»

Кроссворд

2

1

3

4

5

Вопросы по горизонтали:

  1. лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).                                                        
  1. составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте

на работу.

  1. человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности

приобрести труд человека и делающий это.

  1. наличие незанятого рабочего места или должности в организации,

предприятие (на нее может быть принят новый работник).  

Вопросы по вертикали:

  1. разговор, взаимодействие между двумя людьми, работодателем и

соискателем на вакансию по поводу трудоустройства.

  1. сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Ответы:

По горизонтали: 1.работник, 3.резюме, 4.работодатель, 5.вакансия.

По вертикали: 2.собеседование, 3.рынок.

назад


Разработала: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии МАОУСОШ№8 г.Старая Русса



Предварительный просмотр:

Используемая литература:

  1. Аверкин В.Н. «Твои дороги выпускник», 2003г.
  2. Петровский А.В. «Возрастная и педагогическая психология», М., «Просвещение», 1973г.
  3. Пажин В.Н. «Как себя вести», Лениздат, 1969г.
  4. Прощницкая Е.Н. «Выбирайте профессию»,Москва «Просвещение»,1991г.
  5. Собеседование. Полезные советы… Великий Новгород, 2000г.
  6. Симоненко В.Д. Учебник «Технология 9 класс», 2002г.
  7. Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя», М., «Просвещение», 1991г.
  8. Чистякова С.Н., Т.И.Шалавина «Твоя профессиональная карьера» Учебник для 8-9 классов, М., «Просвещение», 2003г.
  9. Элективные курсы в предпрофильном обучении образовательной области «Технология», М., 2004г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе ...

Контрольная работа "Психические процессы, важные для профессионального самоопределения" 9 класс

Проверка знаний  по теме «Психические процессы, важные для профессионального самоопределения»...

Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуали...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (мастер-класс)

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподава...

Конспект урока технологии по теме: «Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение». 9 класс.

Конспект урока может быть использован для организации учебного процесса в 9 классе образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Профессиональное самоопределение» в базовой школ...

Урок технологии по теме "Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»" 11 класс

Цели и задачи урока:                       1. Закрепить знания по разделу технология профе...

Презентация "Профессиональная этика" (11 класс)

В презентации даётся понятие об основных нормах, принципах и видах профессиональной этики, приводятся примеры....