Разработка урока швейного дела. 5 класс "Пошив салфетки"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Куликова Светлана Владимировна

Разработка урока швейного дела по теме "Пошив салфетки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока111.09 КБ
Файл Приложение к уроку442.16 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс (швейное дело)

ТЕМА: Пошив салфетки.

ЦЕЛИ: 1) обучение пошиву салфетки; закрепление умений в выполнении шва вподгибку с закрытым срезом; обучение анализу изделия и планированию работы по изготовлению салфетки; развитие памяти, логического мышления; развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия); воспитание привычек бережливости и экономии; воспитание культурно-гигиенических навыков.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток,  лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки,  компьютер, проектор, экран, презентация к уроку  Приложение 1.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационная часть

2. Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового материала:

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

5. Закрепление.

6. Итоги урока.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационная часть

-  Здравствуйте, девочки. Садитесь.

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места

-  Тема нашего урока сегодня – Знакомство с пошивом салфетки. -  Мы будем учиться анализировать салфетку, планировать работу по пошиву салфетки.

Учащиеся садятся.

Проверяют наличие всего материала

2. Актуализация опорных знаний

- О чем мы  вами говорили на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, что такое салфетка?

- А что вы помните из истории салфетки?

- А кто ввел традицию делать салфетки из ткани?

- Кто больше пользовался салфетками?

- Для чего нужны салфетки сейчас, в наше время?

Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

- А из чего изготавливают тканевые салфетки?

- Мы говорили о салфетке, о ее истории возникновения.

- Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть.

- Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили деревья листьев и цветов, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину.

- Древние римляне.

- Мужчины, которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например в Англии, салфетки были распространены мало.

- В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм.

- Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше, и ими можно украсить свой дом, а также можно и подарить в качестве подарка.

- Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка.

3. Изучение нового материала:

1) анализ готового изделия

- С одной из таких салфеток, которые мы будем шить, я хотела бы вас познакомить.

(Показ образца для пошива)

- Салфетку можно изготовить своими руками. Давайте внимательно посмотрим на салфетку.

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какой формы наша салфетка?

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете?

Какая ткань подойдет для пошива салфетки?

- Хлопчатобумажная ткань легкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными?

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани?

- Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

- Какими свойствами эти ткани обладают?

- Сделаем вывод:

* салфетка имеет квадратную форму;

* служит для сервировки стола, гигиенических целей;

* состоит их одной детали;

* ткани для пошива – хлопчатобумажные.

- А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки?

- ткань ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань

- Салфетка состоит из одной детали.

- Салфетка квадратной формы.

- Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце.

- Хлопчатобумажная ткань.

- Потому что волокна получают з растений.

- Хлопчатник.

- Постельное белье, пижамы, халаты.

- Хорошо пропускают воздух

- Хорошо впитывают влагу

- Быстро сохнут

- Создают ощущение тепла

- Мнутся при носке

- Тонкой, легкой, мягкой.

Выбор ткани из различных лоскутов.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Учащиеся выполняют упражнения

2) работа с готовым кроем

- Прежде чем сшить какое-либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия?

Учитель раздает крой изделия.

- Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки?

- Чему равны стороны нашего квадрата?

- Из какой ткани детали салфетки?

- Вспомним: из чего состоит ткань?

- Какие есть в ткани нити?

Какие свойства у этих нитей?

- Определите на детали кроя долевую и поперечную нити.

- Какие бывают ткани по окраске?

- Наши салфетки из какой ткани?

- Какие есть стороны у ткани?

- Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?

- Определите стороны ткани на крое салфетки.

- Что образуется при разрезании ткани?

- Какие срезы есть на крое салфетки?

- Что нужно делать со срезами?

- Почему?

- Какие способы обработки срезов вы знаете?

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки?

- Можно украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью. Мы будем обрабатывать срезы салфетки швом вподгибку с закрытым срезом.

- Сделаем вывод:

* салфетка состоит из одной детали;

* имеет квадратную форму;

* выкроена из хлопчатобумажной ткани;

* ткань кроя – гладкокрашенная;

* у кроя есть долевые и поперечные срезы.

- Выкраиваем из ткани.

- Крой салфетки имеет квадратную форму.

Измеряют стороны кроя.

- Из хлопчатобумажной ткани.

- Ткань состоит из нитей, переплетенных между собой.

- Долевые и поперечные нити или основы и утка.

- Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань.

Учащиеся определяют.

- Белая, гладкокрашенная, с рисунком.

- Из гладкокрашенной ткани.

- Лицевая и изнаночная стороны.

- На лицевой стороне рисунок ярко выражен, а на изнаночной наоборот – бледный, тусклый.

Учащиеся определяют.

- Срезы

- Долевые и поперечные.

- Срезы нужно обрабатывать.

- Чтобы ткань не осыпалась.

- Бахрома, петельный стежок, косой стежок обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.

- Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом

3) составление плана пошива салфетки

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить?

Учитель зачитывает план.

«План работы по изготовлению салфетки»

1. Построение чертежа.

2. Изготовление выкройки.

3. Раскрой салфетки.

4. Обработка срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Обработка углов.

6. Утюжка готового изделия.

- С чего начнем пошив салфетки?

- Какой способ обработки срезов салфетки выбрали?

-  К каким швам относится шов вподгибку – к краевым или соединительным?

- Какой должна быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

- Какими стежками будут обработаны углы салфетки?

- План пошива изделия.

Учащиеся читают еще раз и вклеивают  в тетради.

- Пошив салфетки начнем с обработки срезов.

- Шов вподгибку с закрытым срезом.

- К краевым швам.

- 1 см

- Косыми.

Физминутка

«Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

Он любил летать всех выше

Выше пальм, жирафов выше.

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал.

Прыгал, кланялся, шалил,

О салфетках говорил

4. Закрепление.

Практическая работа «Обработка долевых срезов салфетки швом вподгибку с закрытым срезом»

1) Вводный инструктаж

- повторение правил т/б с иглой,

ножницами

- чтение учителем и пояснение хода работы

3) Текущий инструктаж

- контроль качества подгибания и заметывания срезов

- контроль соблюдения т/б

- контроль качества выполнения косых подшивочных стежков

4) Заключительный инструктаж

- анализ работ

Учащиеся читают «по-цепочке», поясняют правила

Учащиеся выполняют обработку долевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом

Вместе с учителем анализируют выполненную работу

5. Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились сегодня на уроке?

- Закончили шить салфетку? Что сделали?

- На следующем уроке мы продолжим шить салфетку. Что будем дальше делать?

Выставление оценок. Уборка рабочих мест.

- Анализировали изделие. Составляли план по пошиву салфетки.

- Шить салфетку

- Нет, не закончили. Обработали долевые срезы швом вподгибку с закрытым срезом

Учащиеся рассказывают по плану.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока швейного дела 8 класс "Вышивка лентами"

Разработка урока по теме "Вышивание швейных изделий"...

Разработка урока швейного дела. 7 класс "Пошив наволочки с клапаном"

Урок швейного дела в 7 классе по теме "Пошив наволочки с клапаном"...

Разработка урока швейного дела. 6 класс "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"

Разработка урока швейного дела по теме "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...