Рабочая программа по технологии, 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Синицына Ольга Владимировна

программа соответствует требованиям ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_6_klass.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

            Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий  труд», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2012г., автор программы: О.А. Кожина.

        Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 6 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года в 35  недель.

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума технологического  образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

Планируемые предметные результаты освоения курса

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда;
  • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Виды учебной деятельности

КУЛИНАРИЯ (17 ч.)

Физиология питания (2 ч.)

Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и  лабораторные экспресс методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях. Принципы подбора овощных гарниров  к мясу, рыбе. Требования к качеству  и оформлению готовых блюд.      

Поиск и презентация информации о содержании в пищевых продуктах микроэлементов.

Изучать основы физиологии питания человека.

Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни.

Находить рецепты блюд, отвечающие принципам рационального питания.

Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов с применением экспресс-лаборатории.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях

Блюда из молока и  кисломолочных продуктов (4ч.)
   Назначение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Химический состав молока (жиры, белки, молочный сахар, витамины).Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки (северный олень), самки зебу).     Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация). Изменение состава молока при нагревании.

Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого или сгущенного) молока. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.

Назначение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана, варенец, ряженка, кумыс, йогурт, мацони и др.). Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Приготовление заквасок из чистых бактериальных культур. Применение заквасок для приготовления простокваши в домашних условиях. Заквашивание молока с помощью простокваши. Соблюдение технологических условий приготовления простокваши (предварительное кипячение молока, соблюдение температурного режима сквашивания, соблюдение правил гигиены). Условия и сроки хранения простокваши. Процессы, происходящие в молоке под действием кефирных грибков. Технология приготовления кефирной закваски и кефира. Ассортимент творожных изделий. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления. Способы обработки творога для приготовления пасхи

Определять качество молока органолептическими и лабораторными методами.

Готовить молочный суп или молочную кашу.

Органолептически оценивать качество кисломолочных продуктов.

Готовить блюда из творога.

Определять срок хранения молока и кисломолочных продуктов в разных условиях.

Рассчитывать калорийность приготовленных блюд

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий ( 2 ч.)

Виды круп и макаронных изделий. Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой,

пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности. Правила  приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В. Способы варки макаронных изделий. Процессы, происходящие при варке круп, бобовых и макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке. Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности. Подача готовых блюд к столу

Экспериментальное определение оптимального соотношения крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Выбор оптимальных режимов работы электронагревательных приборов. Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши. Приготовление гарнира

из макаронных изделий. Приготовление и оформление блюд из крупы и макаронных изделий. Определение консистенции блюда. Работа в группе. Соблюдение безопасных приемов труда с горячими жидкостями

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2ч.)

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ  в процессе хранения и кулинарной обработки. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Оргаолептические и лабораторные экспрессметоды определения качества рыбы. Механическая обработка рыбы. Санитарные условия механической обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, соленая рыба. Способы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного использования (очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка). Приготовление рыбной котлетной массы

Определять свежесть рыбы органолептическими и лабораторными методами.

Определять срок годности рыбных консервов.

Читать штриховые коды на упаковках пищевых продуктов.

Подбирать инструменты и приспособления для механической кулинарной обработки рыбы.

Планировать последовательность технологических операций по приготовлению рыбных блюд.

Оттаивать и выполнять механическую кулинарную обработку свежемороженой рыбы.

Выполнять механическую кулинарную обработку чешуйчатой рыбы.

Разделывать соленую рыбу.

Осваивать безопасные приемы труда.

Выбирать и готовить блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

Выбирать оптимальный режим работы электронагревательных приборов в зависимости от вида тепловой кулинарной обработки.

Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.

Осваивать безопасные приемы мытья посуды и кухонного инвентаря ручным и машинным способами.

Рассчитывать калорийность приготовленных блюд

Сервировка стола к ужину.

Элементы этикета ( 2 часа)

Правила сервировки стола к ужину и обеду. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи горячих блюд. Правила этикета.

Проводить сравнительный анализ видов сервировки стола. Подбирать столовое белье для сервировки.

Подбирать столовую посуду и приборы. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для праздничного стола. Составлять меню. Выполнять сервировку стола к завтраку, обеду, ужину. Выполнять сервировку различных видов праздничного стола (по бригадам).Овладевать навыками эстетического оформления стола. Выполнять проект «Праздничный стол»

Приготовление обеда в походных условиях  (2 ч.)

Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Кухонный и столовый инвентарь, посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных

условиях. Экологические мероприятия. Индикаторы загрязнения окружающей среды

Рассчитывать количество и состав продуктов для похода.

Контролировать качество воды из природных источников.

Подготавливать природную воду к употреблению.

Готовить пищу в походных условиях.

Соблюдать меры противопожарной безопасности и бережного отношения к природе

Заготовка продуктов (2 часа)

Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов (консервирование, маринoвание, сушка, соление, квашение,амораживание, копчение, вяление и др.).Квашение капусты. Механическая обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты, соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты. Засолка огурцов и томатов Механическая обработка огурцов и томатов

перед засолкой (сортировка, мойка). Пряности и травы, применяемые при засолке (укроп, чеснок, листья хрена, черной смородины, вишни, стручковый и душистый перец, петрушка, сельдерей, кориандр, базилик и др.). Подготовка тары для засолки. Приготовление рассола, укладка и заливка огурцов и томатов. Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола

Выбор способов хранения пищевых продуктов, обеспечивающих минимальные

потери их вкусовых качеств и пищевой

ценности. Засолка огурцов и томатов. Квашение капусты. Работа в группе.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2ч.)

Элементы материаловедения (2 ч. )

Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна животного происхождения (шелк, шерсть, пух). Способы их получения и свойства натуральных волокон. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Искусственные и синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Краткие сведения о прядильных и ткацких машинах. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Зависимость свойств тканей от вида переплетения. Отделка тканей в условиях ткацкого производства. Дефекты тканей. Свойства тканей (механические, физические, технологические, эксплуатационные). Сравнительные характеристики тканей из натуральных, искусственных, синтетических и смесовых волокон. Способы обнаружения искусственных и синтетических волокон в тканях

Исследование свойств тканей из натуральных волокон. Поиск и презентация информации о новых свойствах современных тканей. Распознавание видов ткани. Определение вида переплетения нитей в ткани. Выполнение простейших переплетений. Работа в группе. Оформление результатов исследований

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ  

Элементы машиноведения (4 ч.)

История швейной машины. Механизмы преобразования движения. Применение кулачковых кривошипношатунных и рычажных механизмов в машинах. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней.

Изучать устройство современной бытовой швейной машины.

Включать и выключать маховое колесо. Наматывать нить на шпульку.

Заправлять верхнюю и нижнюю нити.

Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям.

Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины.

Регулировать качество машинной строчки для различных видов тканей.

Заменять иглу в швейной машине.

Разбирать и собирать челнок универсальной швейной машины.

Выполнять зигзагообразную строчку. Обрабатывать срезы зигзагообразной строчкой.

Анализировать причины возникновения дефектов машинной строчки и находить способы их устранения.

Чистить и смазывать швейную машину.

Обрабатывать срезы ткани на заправленной краеобметочной машине.

Овладевать безопасными приемами труда

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (ЮБКИ)

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (8 ч.)

Классово-социальное положение человека в обществе и отражение этого в костюме. Краткие сведения из истории одежды. Юбки в национальном костюме. История появления юбки.Стиль в одежде.Понятие о композиции и стиле в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные к низу, длинные или короткие, в форме колокола и др.). Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки. Способы моделирования конических и клиньевых юбок (горизонтальные разрезы, расширение или сужение клина от линии бедер, расширение клина от линии талии, расширение дополнительными клиньями и др.). Конструктивные особенности деталей юбок в зависимости от фасона (юбки со складками, с двумя и более вытачками по талии и др.). Способы моделирования прямой юбки (сужение или расширение переднего и заднего полотнищ по линии низа, включение в конструкцию юбки различных складок, кокеток, карманов, расширение дополнительными клиньями и др.)

Анализировать особенности фигуры человека различных типов.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Рассчитывать количество ткани на изделие.

Копировать выкройку из журнала мод, проверять и корректировать выкройку с учетом своих мерок и особенностей фигуры.

Рассчитывать параметры и выполнять построение выкройки с помощью компьютера (при наличии специального программного обеспечения)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Технология изготовления поясных швейных изделий (14 ч.)

Конструкция машинных швов, их условные графические обозначения. Длина стежка, ширина шва. Назначение и технология выполнения соединительных, краевых и отделочных швов. Зависимость ширины шва от свойств материала, от модели изделия. Способы распускания швов. Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса. Особенности раскладки выкройки на тканях с крупным рисунком, в клетку и в полоску. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила обработки деталей кроя (вытачек, рельефов, складок, обметывание срезов); обработки застежки на крючки и петли; обработки застежки тесьмой, молнией; обработки застежки планкой; разметки и пришивания пуговиц вручную или на швейной машине. Сборка изделия (скалывание, сметывание). Проведение примерки (уточнение баланса, положения декоративных линий; выравнивание низа изделия; выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре). Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки и ее значение при изготовлении швейных изделий. Оборудование рабочего места для влажно-тепловой обработки. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия

Выполнять образцы ручных и машинных стежков, строчек и швов.

Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении швов.

Подшивать низ изделия потайными подшивочными стежками.

Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования.

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом. Выполнять раскладку выкроек на различных тканях. Переводить контурные и контрольные линии выкройки на парные детали кроя. Читать технологическую документацию и выполнять образцы поузловой обработки швейных изделий. Подготавливать и проводить примерку, исправлять дефекты. Стачивать детали и выполнять отделочные работы. Овладевать безопасными приемами труда. Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки

РУКОДЕЛИЕ

Рукоделие.

Художественные ремесла. (  10 ч.)

Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь  направлениями современной моды. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, тюль и др. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание, подбор по цвету, фактуре и рисунку). Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов

орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. Свободная роспись ткани. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения  

свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок. Вышивка бисером и блестками. Подбор фурнитуры по цвету, размеру, фактуре в зависимости от назначения, модели и ткани изделия. Различные способы прикрепления бисера и блесток. Сочетание бисера  блесток с другими видами вышивки, позволяющее создать разнообразную фактуру узора и всего изделия. Обработка изделия после вышивки. Особенности окончательной отделки изделий из разных тканей: лен, хлопок, крепдешин, вискоза и др. Уход за изделиями с отделкой вышивкой, блестками и бисером.

Обсуждение различных видов техники лоскутного шитья. Составление орнаментов на компьютере для лоскутного шитья  помощью графического редактора. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги. Подбор лоскутов ткани,

соответствующих по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. Обсуждение наиболее удачных работ. Работа в группе.

Построение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Организация рабочего места. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике свободной росписи по ткани. Выполнение эскизов костюма, платья, блузки, в художественном оформлении которых присутствуют бисер и блестки. Художественная вышивка блузки бисером и блестками. Организация выставки,

обсуждение лучших работ. Работа в группе.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА (2ч.)

Уход за одеждой и обувью (2ч.)

Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома.

Знать правила и средства ухода за одеждой, способы ремонта одежды, технологию ремонта износившегося низа изделия, особенности мелкого ремонта одежды.

Уметь ухаживать за изделиями из шёлка и шерсти, произвести ремонт износившегося низа изделия, пришивать пуговицы, производить мелкий ремонт одежды

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Бытовые приборы (2ч.)

Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников. Пути экономии электроэнергии в быту

Обсуждение роли электрической энергии в  жизни человека и необходимости ее экономии. Анализ технических характеристик энергосберегающих осветительных приборов. Расчет допустимой суммарной мощности электроприборов. Изучение принципов действия и правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 10ч

Проект. Поиск идеи. Варианты выбора. Аргументация. Выполнение изделия. Защита проекта. Особенности творческого проектирования. Выбор и обоснование возникшей проблемы. Этапы выполнения проекта. Защита проекта.

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организация рабочего места. Выбор оптимальной технологии изготовления проекта. Составление плана работы .Оборудование и приспособления для различных видов работ, составление последовательности выполнения. Поиск сведений в литературе. Конструирование базовой модели. Моделирование, изготовление изделия . Оформление документации проектного изделия. Объяснение, консультация, работа над проектом.

          Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры,  защита проектов), обобщающих уроков

Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

КУЛИНАРИЯ

1

Физиология питания

2

Пр.раб. Расчет суточной потребности человека

3

Молоко

4

Пр.раб.: Кипячение молока

5

Кисломолочные продукты

6

Пр. раб. Приготовление сырников

7

Макаронные изделия

8

Блюда из круп и бобовых

9

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

10

Пр. раб. Приготовление блюд из рыбы.

11

Сервировка стола к ужину.

12

Элементы   этикета

13

Приготовление обеда в походных условиях

14

Пр. раб. Расчет количества и состав продуктов для похода

15

Заготовка продуктов

16

 Пр.раб.: Засолка огурцов

17

Контрольная работа «Кулинария»

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

18

Натуральные волокна животного происхождения Ткацкие переплетения. Свойства тканей..

19

Пр. раб. Распознавание волокнистого состава ткани по внешнему виду и горению

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ        

20

Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин

 Пр. раб. Регулировка качества машинной строчки

21

Устройство и замена машинной иглы .Неполадки в работе

22

Пр. раб.: Замена иглы в швейной машине

23

Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (ЮБКИ)

24

Эксплуатационные, гигиенические  и эстетические требования к  женскому платью.

25

Пр. раб  Снятие мерок и запись результатов.

26

Конструирование юбок.

27

Построение чертежа юбки в масштабе 1:4.

28

Пр. раб Построение чертежа юбки в натуральную величину по своим меркам выбранной модели.

29

Пр. раб Построение чертежа юбки в натуральную величину по своим меркам выбранной модели.

30

Моделирование юбки выбранного фасона.

31

Подготовка выкройки юбки к раскрою.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

32

Пр. раб. Раскладка выкройки,  обмеловка и раскрой ткани.

33

Пр.раб. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек. 

34

 Пр. раб. Обработка деталей кроя.

35

Пр.раб. Скалывание и сметывание деталей кроя.

36

 Пр. раб. Подготовка юбки к примерке.

37

Пр.раб. Проведение примерки выявление и устранение дефектов.

38

 Пр. раб. Обработка юбки после примерки.

39

Пр.раб. Стачивание деталей изделия.

40

Пр.раб.: Окончательная отделка изделия  

41

Пр.раб. Влажно-тепловая обработка изделия

42

Пр. раб. Обработка нижнего среза юбки швом в

подгибку.

43

Пр. раб. Обработка нижнего среза юбки швом в

подгибку.

44

Контрольный  этап проекта. Защита проекта «Юбка»

45

Контрольный  этап проекта. Защита проекта «Юбка»

РУКОДЕЛИЕ

46

Лоскутное шитье.  Орнамент в декоративно -прикладном искусстве.

47

Геометрический орнамент.

Пр. раб.: Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.

48

Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

49

Пр.раб. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.

50

Пр.раб. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.

51

Пр. раб.: Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация.

52

Свободная роспись по ткани.

53

Приемы выполнения свободной росписи.

54

Создание  платка в технике свободной росписи по ткани.

55

Создание  платка в технике свободной росписи по ткани

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

56

Ремонт одежды

57

Уход за обувью

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

58

Бытовые приборы

59

Пр.раб.:Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

60

Выбор проекта, оформление разделов

61

Выполнение проекта «Текстильная кукла»

62

Выполнение проекта «Текстильная кукла»

63

Выполнение проекта «Текстильная кукла»

64

Выполнение проекта «Текстильная кукла»

65

Выполнение проекта «Текстильная кукла»

66

Самооценка. Завершение практической части проекта. Оформительские работы.

67

Подготовка проекта к защите. Подготовка презентации

68

Защита проекта

69

Защита проекта

70

Итоговая контрольная работа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...