Конспект урока . "Золотые" правила питания. Способы приготовления пищи"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Косневич Ирина Борисовна

Конспект урока . "Золотые" правила питания. Способы приготовления пищи" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Падунская средняя общеобразовательная школа»

«Сценарий урока»

«ЗОЛОТЫЕ» ПРАВИЛА ПИТАНИЯ. СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ.

  Косневич Ирина Борисовна, учитель технологии

2014

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема:
«Золотые» правила питания. Способы приготовления пищи.

 

ФИО: Косневич Ирина Борисовна

 

Место работы: МБОУ «Падунская средняя общеобразовательная школа», Кемеровская обл., Промышленновский район.

Должность: учитель

Предмет: технология

Класс: 6

Базовый учебник: «Технология» 6 класс. Авторы: Симоненко В. Д. – М: Вентана - Граф, 2008

 

 Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости правильного питания для школьников, спортсменов и их физического и психического здоровья.

Задачи:

  • образовательные - ознакомить учащихся с пирамидой и правилами здорового питания рекомендуемые спортсменам и для собственного здоровья;
  • воспитательные - воспитывать культуру приёма пищи, вести целенаправленную работу по укреплению и сохранению здоровья; негативное отношение к  вредным продуктам питания;
  • развивающие - сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим  питания.

Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Повторение

3. Сообщение темы

4.  Закрепление

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Слайд 2. (Приложение 1)

Показать рисунок и схему автомобиля, организма человека и солнечной системы

Что общего? Какие различия?

Ответы детей:

1. Движение, перемещение

Если человек, автомобиль и т. п. следует за кем-либо, то это означает, он движется следом, непосредственно за кем-либо, чем-либо. Согласно заранее определённому расписанию, маршруту.

2. Система (греч. — «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи

 Таким образом, в самом общем случае понятие «система» характеризуется:

  1. наличием множества элементов;
  2. наличием связей между ними;
  3. целостным характером данного устройства или процесса.

Любой автомобиль требует постоянной заправки топливом (бензином, соляркой или газом). Современный автомобиль с полным баком способен без дозаправки проехать расстояние 600–800 км (кстати, это расстояние официально называется запас хода). Следует отметить, что запас хода автомобиля зависит не только от его конструктивных особенностей, но и от целого ряда иных факторов и обстоятельств: вида используемого топлива, погодных условий (зимой машины потребляют больше топлива, чем летом), характера поездки (в городе либо на загородной трассе), состояния двигателя и др.

Вспомните признаки живых организмов, вставьте пропущенное слово.

Слайд 3. (Приложение 1)

«Жизнь - это система, обладающая следующими свойствами: рождение, размножение, ………………..,  рост, усложнение, реагирование на изменения во внешней среде, воздействие на внешнюю среду, движение, дыхание, старение и смерть. Чем больше этих свойств есть в системе, чем заметнее и сложнее они выражены, тем более живой является система».

Ответ: питание

Что понимаем под словом «человек»?

Человек системен. И отвечает по законам системности

 Структура нашей жизни чрезвычайно сложна. Физическое здоровье, психическое состояние, убеждения, смысл жизни, отношения с людьми, мелкие и крупные выборы, которые мы делаем ежеминутно - все это взаимосвязано.

 Так, тело человека состоит из органов, каждый из которых - система. Ткани, клетки, органы клеток, клеточные мембраны

  Например, если цель требует высокой физической активности как у спортсменов, то усиливается работа дыхательной системы и системы кровоснабжения (одновременно), при этом нарушается переваривание пищи.

Кто догадался, какая сегодня будет тема на уроке?

(Дети высказывают предположения).

Введение в тему

Какие продукты есть полезно, а какие вредно?

- Что определяет полезность продуктов?

-  Почему нельзя есть много сладкого?

- Одинаковую ли пищу надо есть в разном возрасте?

- Какое питание необходимо спортсменам?

И другое….

Слайд 4. (Приложение 1)

Далее учитель знакомит учащихся с пирамидой правильного питания:

Слайд 5. (Приложение 1)

В основе правильного питания лежит оптимальная пропорция белков, жиров и углеводов. Сколько их должно содержаться в еде для каждого человека, узнать не сложно. Все зависит от того, каким видом деятельности занимается человек. Люди умственного труда мало двигаются, но их мозг поглощает много энергии, поэтому в их рационе должно быть 100-110 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 300-350 грамм углеводов в день. У людей, занятых физическим трудом больше энергии затрачивают мышцы, поэтому им необходимо 115-120 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 400 грамм углеводов. Кроме этого каждый человек должен ежедневно получать витамины и клетчатку.

Универсальные правила здорового питания сформулированные учёными, которые следует соблюдать независимо от возраста, пола и занятий отдельного человека. Это и школьники и спортсмены, и учителя и шахтёры и т. д.

Слайд 6. (Приложение 1)

Первое правило — это тщательное пережевывание пищи. Пережевывая пищу, мы не просто механически измельчаем ее, но и посылаем сигналы в головной мозг о начале пищеварения.

Слайд 7. (Приложение 1)

Второе правило — питание должно быть сезонным с преимущественным использованием продуктов того региона, где человек живет. Несомненно, и лимоны, и хурму нужно включать в рацион, но преобладать в нем должны фрукты и овощи, выращенные в данной местности.

Организовать сезонное питание совсем несложно. Лето, осень — это обилие свежих фруктов, овощей, зелени. Зима — время более калорийной пищи, преимущественно белковой: мяса, птицы, рыбы, бобовых. Кроме того, в это время надо есть блюда из злаковых, а также корнеплоды, квашеные овощи, сушеные фрукты, которые хорошо сохраняют свои биологически активные вещества. Весной, продолжая питаться «зимними» продуктами, необходимо включать в свой рацион первую огородную и дикорастущую зелень, листья крапивы, сныти, одуванчика, редиса, репы, укроп, петрушку. Очень полезна окрошка с молодым зеленым луком и огуречной травой.

Слайд 8. (Приложение 1)

Третье правило — потребление всех рафинированных продуктов (белой муки и изделий из нее, рафинированного растительного масла, сахара, соли, белого риса) должно быть сведено к минимуму.

Белый хлеб лучше заменить хлебом из цельного пророщенного зерна, продел — ядрицей, полированный рис — неочищенным бурым, овсяные хлопья — натуральным овсом, белый сахар — коричневым, обычную соль — каменной крупного помола, а еще лучше — морской пищевой солью.

Потребление очищенных, рафинированных продуктов питания, из которых в процессе очистки удаляются необходимые человеку витамины, минеральные вещества, клетчатка, — наносит ощутимый урон здоровью.

Слайд 9. (Приложение 1)

Четвертое правило — «все цвета радуги — на стол». Все ярко окрашенные овощи и фрукты содержат особенно много веществ, защищающих организм от старения и болезней.  

Чем разнообразнее по цветовой гамме будут продукты на столе, тем больший оздоровительный эффект они дадут. Например, салат из ярко-оранжевой моркови, бордовой свеклы, редьки, зеленой капусты с ягодами клюквы, орехами или молотыми семенами льна, одновременно и натуральное лекарство, и профилактическое средство от многих болезней. В летние салаты можно добавлять лепестки роз, шиповника, одуванчика, настурции. Цветок — самая нежная часть растения, поэтому в нем содержится больше всего каротинов.

Слайд 10. (Приложение 1)

Пятое правило — необходимо употреблять больше продуктов не  прошедших кулинарную обработку.

Во всех продуктах, не прошедших кулинарную обработку, есть необходимые нам ферменты, но более всего их содержится в пророщенных зернах, бобовых и их проростках, а также в квашеных продуктах и напитках, приготовленных на основе сбраживания, например в квасе, и молочнокислых напитках (кефире, кумысе). По последним данным, кефир обладает наибольшей способностью восстанавливать работу желудочно-кишечного тракта по сравнению с другими напитками, приготовленными на основе сбраживания.

Итак, в любой еде должны присутствовать живые ферменты. Сделать это нетрудно. Например, на завтрак можно съест фрукты и кашу, позже выпить зеленый чай с сухофруктами, стакан свежего сока или съесть любой фрукт. На обед к мясу подать квашеные овощи или побольше свежей зелени, выпить кефир. Ужин может включать свежеприготовленный сок, а также зелень, овощи и фрукты.

 

Шестое правило — есть в меру и вставать из-за стола с небольшим чувством голода.

Практическая работа: Составить рацион питания для разных групп людей:

Так как в этом году у нас в стране проходят олимпийские игры, будем составлять рационы питания для спортсменов. При составлении меню учтём климат, сезон, вид деятельности.

  • детей школьного возраста;
  • спортсмены: женщины (бег, плаванье, фигурное катание);
  • мужчины: (биатлон, конькобежный спорт, бобслей).

Детям раздаются карточки на выбор.

Вывод: рацион питания зависит от множества факторов, в том числе и от способа приготовления пищи.

Слайд 11. (Приложение 1)

Далее, на примере рыбы рассмотреть способы её приготовления. Выбрать оптимальный способ приготовления рыбы с точки зрения спортивного питания.

Горячие рыбные блюда занимают значительное место в ассортименте блюд, используемых в питании. В рыбных блюдах много белков, которые усваиваются легче, чем белки мяса. С жиром рыбы в организм человека поступают ценные жирные кислоты.

Способы приготовления рыбы: варка, припускание, жаренье, тушение, запекание.

Учащихся делят на пять мини – групп, им предлагаются технологические карты на приготовление блюд из рыбы разными способами.

Задание: проанализировать карты, подсчитать калорийность блюд, сделать вывод пригоден данный способ приготовления для спортивного питания или нет.

В тетради нарисовать кластер технологические этапы обработки рыбы.

Продукт (рыба)

                

По этапам приготовления:    

  • предварительный
  • основной
  • заключительный

Вывод: технология приготовления не менее важна, чем рецепт блюда.  Заключение: сегодня мы с вами познакомились с правилами питания, пирамидой питания, научились подбирать продукты для меню в правильной пропорции и выбирать способ приготовления блюд полезный для здоровья.

  Литература

  1. Ковалёв Н. Н. 77.  Рассказы о русской кухне / Н. Н. Ковалёв - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 96 с. - ISBN 5-94455-002-3.
  2. Книга о вкусной и здоровой пище - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. - 128 с.  
  3.  Урбанская О. Н.  Рыба и блюда из неё / О. Н. Урбанская - М.: Рипол Классик, 2005. - 480 с. - ISBN 5-7905-3700-6.
  4. Ермакова В. И. Кулинария  / В. И. Ермакова. - М.: Просвещение, 1988. - 142 с. - ISBN 5-09-000876-0.

 

 

 

 

Литература

Технология. Обслуживающий труд. 5 класс: Учебник / Под ред. В.Д. Симоненко [Текст]. — 4-е изд., пере- раб. — М.: Вентана-Граф, 2010.

Технология. Обслуживающий труд. 5 класс: Рабочая тетрадь / Под ред. В.Д. Симоненко [Текст]. — М.: Вента- на-Граф, 2010.

Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: Учебник / Под ред. О.А. Кожиной [Текст]. — М.: Дрофа, 2008.

Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: Рабочая тетрадь / Под ред. О.А. Кожиной [Текст]. — М.: Дрофа, 2008.

Л. А. Иванова,

преподаватель технологии ФГКОУ «Московский кадетский корпус “Пансион воспитанниц Министерства  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи

Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи...

Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи

Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи...

План- конспект урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Пирамида здорового питания. Способы приготовления пищи»

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья. Задачи: • образовательные - ознакомить учащихся с...

План- конспект урока технологии по теме "ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ВАРЕНЫХ ОВОЩЕЙ. ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ"

Разработка предназначена для учителей работающих по программе Н.И. Симоненко, с учащимися 5 класса....

Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая» с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида Учитель: Ефимова Г.Л.

Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая»с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида...

Конспект урока по технологии "Технология приготовления бисквитного и песочного теста"

Подробно описано о приготовлении песочного и бисквитного теста...

Общие сведения о питании и приготовлении пищи.

В данной презентации предложена технология приготовления салата "Оливье". Рассказано об истории появления данного салата его пользе и  составляющих инградиентах   . Техники безопас...