Игры и упражнения по здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
картотека по технологии на тему

Ваганов Александр Сергеевич

Упражнения на дыхание, пальчиковые игры, массаж и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_po_zdorov._tehnol.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям

для дошкольников

Зазывалочки

Я иду с мячом в руке, Всех зову скорей к себе:

"Раз, два, три, четыре, пять! Выходи сюда играть!"

Раз, два, три, четыре, пять! Зайка к нам пришел опять.

 Становитесь все играть, будет волк нас догонять.

****

Собирайся, народ, Кто в "Ловишки" идет,

Будем вместе мы играть и друг друга догонять.

*        * *

Как у наших у ворот собирается народ.

Он зовет тебя опять с ним в "Горелки" поиграть.

*        * *

Раз, два, три, четыре, пять, мы решили поиграть.

 В кошки-мышки, городки, Выходи играть, и ты!

Зазывалочки

Раз, два, три, четыре, пять,                  Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.                               Будем в прятки мы играть.

Становитесь в круг смелей,                     Ты скорей к нам приходи

И игру начнем скорей.                          И игру ты заводи.

*****

Раз, два, три, четыре, пять,                Раз, два, три, четыре, пять,

 Зайчик хочет поиграть,                      Собираемся играть!

Зайчик скок-скок ...                      Кто скорее станет в круг

Собирает всех в кружок.                       Тот хороший будет друг.

Ты, дружочек, не зевай,

В круг по-быстрому вставай.

Массаж бедра «Дождик»

Дождик, дождик, капелька.     Легко, в ритме  

                                                стихотворения по бедрам  

                                                        от колена вверх

Водяная сабелька,              Делают пилящие движения

Лужу резал, лужу резал,              ребрами ладоней.                                                 

Резал, резал, не разрезал,

И устал,             Поглаживают ладошками

И перестал.        

 

Массаж лица и рук «Умывальная песенка»

Хуже наказанья –          Качают головой из стороны в сторону.

Жить без умыванья. Все ребячьи лица           Мягкими движениями

Обожают мыться.                 Проводят ладонями по лицу сверху вниз.

Без воды, без мыла –             Растирают ладонями нос.

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно – вымыться не трудно!    Растирают ладонями уши.

Чистым быть чудесно!     Потирают ладони друг о друга.

Теперь нос чистый,       Прикасаются указательным пальцем к носу.

Теперь рот чистый.           Показывают пальчиком на рот.

И подбородок чистый.      Прикасаются пальцем к подбородку.

И глазки блестят -             Прикасаются к внешним уголкам глаз.

Весело глядят.                    Протягивают ладошки вперёд.

Пальчиковая игра «Салат»

Мы морковку                                 Энергично проводят кулачком

чистим-чистим,                              правой руки по ладони левой.

Мы морковку трём-трём,              прижимают кулачки к груди и

                                                          делают ими резкие движения

                                                          вперёд-назад.

Сахарком её посыплем                  «Посыпают сахарком», мелко

                                                          перебирая пальчиками.

И сметаною польём.                     Кулачком делают движения сверху  

                                                          вниз, как бы поливая.

Вот какой у нас салат,                    Протягивают ладони вперёд.

Витаминами богат!                         Поглаживают ладошкой живот.

Пальчиковая игра «Рисунок»

Киса кисточку взяла.      Поднимают к плечу согнутую в локте руку, пальцы  Что рисует нам она?        сжаты в кулак.

«Рисуют», поднимая и опуская руку.

Это дом с высокой крышей.      Соединяют руки над головой, показывая

 На крыльцо котёнок вышел.    «крышу». Вытягивают ладони перед собой.

Побежит он по дорожке            «Пробегают» пальчиками по бёдрам.

К полосатой маме-кошке. Вот зелёная трава.    Шевелят пальцами.

Вот скамейка у пруда.         Кладут ладони друг на друга («скамейка»)

В небе – круглая луна.         Поднимают руки вверх, соединив указательные и

                                                 большие пальцы («луна»).

 Видно, Киске спать пора.                   Кладут ладошки под   щёчку.

Динамическая пауза «Кошкина зарядка»

Посмотрите, у окошка        

Разминает лапы кошка.  

Тянется-потянется, малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает кверху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала: «Мяу!»

(Движения выполняются в соответствии с текстом)

Упражнения на развитие дыхания «Аромат цветов»

Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!»                                  «Одуванчик»

Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.

«Корова»

Дети на выдохе продолжают тянуть: «Му-у-у!..»

 «Лесорубы»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!»

Повторить 6-8 раз.

Динамическая пауза «Листочки»

Ветер северный подул -     Сидя на скамейке, подуть на пальцы.

«С-с-с», - все листья с липы сдул…           Произносим.

Полетели, закружились          Ладони обеих рук зигзагами

И на землю опустились.              плавно опустить на колени.

Дождик стал по ним стучать:         Постучать пальцами по 

 «Кап-кап-кап, Кап-кап-кап!»                 бёдрам.

Град по ним заколотил,                Постучать кулачками по листья все насквозь пробил.                    бёдрам.

Снег потом припорошил.             Плавные движения кистями

                             вперёд обратной стороной ладони и назад ладонью.

Одеялом их накрыл.            Ладони крепко прижаты к коленям.

Дыхательное упражнение

(в соответствии с текстом)

Подуем на плечо, подуем на другое.

Нас солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот,

А теперь на облака и остановимся пока.

«Рычание»

И.п. – стоя, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты. Дети на выдохе рычат: «Р-р-р!..», как бы пугая.

Игра для развития дыхания «Бабочки»

Каждый ребёнок берёт бабочку, прикреплённую за ниточку к палочке, и под звучание музпьесы дует на неё, наблюдая, как она кружится в воздухе. Дети должны следить за продолжительностью и ровностью выдыхаемой воздушной струи.

Пальчиковая игра «Кошки»

1-2-3-4!        Скользящие удары ладонями друг о друга («тарелочки»)

В нашем доме кошки жили.      Поочерёдно выдвигают вперёд

                                                    то одну руку, то другую («лапки»).

Кошки с мячиком играли,       соединяют пальцы рук («мячик»).

Кошки молоко лакали,            Подносят ладони «блюдечки» к лицу

                                                   и языком имитируют лакание.

Кошки коготки точили,          Сжимают и разжимают пальцы.

Мышек сереньких ловили.    

Пальчиковая игра «Мастера»

Если только захотим,                     Хлопки в ладоши.

Все из снега смастерим.                

Лепит Коля колобок,        Делать соответствующее дв-е.

Лепит Таня теремок,             Соединить руки над головой.

Лепит Света разных рыб,       «дв-е плавающих рыб»

Лепит Саша белый гриб.      Одну руку сжать в кулак,

                                 второй рой накрыть её как шапочкой.

«Скачет зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик       На левой руке все пальцы широко

Скачет зайчик, скачет зайчик.      раздвинуты. На правой руке все

Вниз скатился, повернулся   пальцы, кроме указ-го, сжаты в кулак

И опять назад вернулся.                 Указательный палец ритмично 

Снова с пальчика на пальчик       «прыгает» по пальцам левой руки

Скачет зайчик, скачет зайчик!           вверх и вниз.

Гимнастика для глаз «Заяц белый»

Заяц белый отвечал:           Быстро моргают глазами.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:     Наклонять и выпрямлять голову

«Я не бегал, я скакал».       вперёд, закрыв глаза.

Заяц белый, заяц белый,     Опять быстро сжимать и

Ну а где же ты обедал?                разжимать веки.

Заяц белый отвечал:        Наклоны головы вправо-влево.

«Я сегодня голодал».       Закрыть глаза ладонями,

                                                          расслабив глаза.

(упражнение даёт хороший отдых глазам, усиливает их кровоснабжение)

Гимнастика для глаз

Сел медведь на брёвнышко,     Сидя на стуле, поднимают голову

              вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения.

Стал глядеть на солнышко.

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!            Прикрывают глаза ладонями.  

Игра для коррекции зрения «Комарик»

Комарик летает, летает, летает,          Вытягивают вперёд 

Где сесть не знает:          правую руку, фокусируют взгляд 

 Ж-ж-ж…                       на указательном пальце. «Рисуют» в

              воздухе 8, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом.

Хлоп!               Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел).

                                  Хлопают правой ладонью по левой.

Массаж ушей «Часовой»

На далёкой на границе           Загнуть руками уши вперёд.

И в холод, и в зной, в зелёной фуражке стоит часовой.

На дальней границе                Потянуть руками мочки ушей 

И ночью, и днём                 в стороны, вверх, вниз, опустить.

Он зорко, он зорко следит за врагом.

И если лазутчик захочет пройти,        Указательным

Его остановит солдат на пути!         пальцем помассировать 

                                                           слуховые отвороты.

Массаж ног «Молотки»

Туки-токи, тук-токи! -      Похлопывают ноги ладонями 

                                                           снизу-вверх.

Застучали молотки.

Туки-туки-туки-точки!-    Поколачивают кулачками.

Застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток!-         Поглаживают кулачками.

Так стучит молоток.

Физминутка для профилактики плоскостопия

 «Кто за кем»

Цыплёночек на цыпочках             Крадучись идти на 

Крался за кошкой                           носочках.

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому.

Теперь повернёмся,         Развернуться в другую сторону

Пойдём по-другому.   и идти с перекатом с пятки на носок

На пятках за кошкой плетётся Антошка.  Идти на пятках.

За бедным цыплёнком – усатая кошка.

Цыплёнок от страха              Присесть, руки – к полу.

Забрался в корзину.     не отрывая рук от пола, выпрямить

Сердитая кошка выгнула спину.    ноги, выгнуть спину.

Самомассаж рук «Плотник»

Мастер в руки взял фуганок,     Поглаживать левую руку

Остро наточил рубанок,         от плеча к кисти 4р., другую.

Доски гладко остругал,              Разминать левую руку.

Взял сверло, шурупы взял,         Разминать руки

Доски ловко просверлил,           круговые дв-я пальцами 

Их шурупами свинтил,                от плеча к кисти.

Поработал долотом,                Поколачивание по левой руке

Сколотил всё молотком            по правой.

Получилась рама -                      Быстро перебирая пальцами 

Загляденье прямо!                       пройти по рукам.

Прекрасный тот работник           Погладить руки.

Зовётся просто: плотник.          

Двигательная разминка «Дети»

Мы – весёлые ребята, мы – ребята-дошколята,     Ходят по кругу.

Спортом занимаемся, с болезнями не знаемся,

Раз-два, два-раз! Много силы есть у нас!     Руки в стороны, пальцы

                       раскрыты – руки к плечам, сжимают пальцы в кулаки.

Мы наклонимся сейчас,             Наклоняются вниз.

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два! Не зевай!                         Приседают.

С нами вместе приседай!

Раз – прыжок! Два – прыжок!     Прыгают на обеих ногах в

                                                           чередовании с ходьбой.

Прыгай весело, дружок!

Носиком сейчас вдохнём,          Вдыхают через нос, не поднимая

                                             плечи, на выдохе произносят: «Ш-ш-ш…»  

«Ш-ш-щ..» - скажем все потом.

Массаж биологически активных зон «Утка и кот»

Утка крякает, зовёт                Поглаживать шею ладонями Всех утят с собой,                   сверху вниз.

А за ними кот идёт,                Указательными пальцами

Словно к водопою.                 Растирать крылья носа.

У кота хитрющий вид,           Пальцами поглаживать

Их поймать мечтает!              Лоб от середины к висам.

Не смотри ты на утят -           Раздвинув указательный и

Не умеешь плавать!               Средний пальцы, сделать 

                          «вилочку» и массировать точки около уха.

«Наши ушки»

Загнуть руками уши вперёд (4 р.); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4р.); указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять —      

Будем прыгать и скакать.        Прыжки на месте на двух ногах.

Наклонимся в правый бок        Наклоны туловища вправо (3 раза).

Раз, два, три.        Наклоны туловища влево  (3 раза).

Наклонимся в левый бок .   Раз , два, три.     Руки через стороны вверх,

А сейчас поднимем ручки         встать на носочки.

И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку  Сесть на пол, руки в упоре

Разомнем мы ножки.        сзади, ноги вместе.

Согнем правую ножку. 1,2,3.      Подтягивание правой, левой ноги к себе

Согнем левую ножку. 1,2,3.        из  И.п.  сидя на  полу (3 раза).

Ноги высоко подняли        Поднять ноги вверх, подержать

И немножко подержали.

Головою покачали        Наклоны головы влево-вправо.

И все вместе дружно встали.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже. Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим..

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Семь – немножко потянуться,

Да и в группу всем вернуться.

(движения соответственно тексту)

Массаж ушей «Часовой»

На далёкой на границе           Загнуть руками уши вперёд.

И в холод, и в зной, в зелёной фуражке стоит часовой.

На дальней границе                Потянуть руками мочки ушей 

И ночью, и днём                 в стороны, вверх, вниз, опустить.

Он зорко, он зорко следит за врагом.

И если лазутчик захочет пройти,        Указательным

Его остановит солдат на пути!         пальцем помассировать 

                                                           слуховые отвороты.

Гимнастика для стоп «Наши ножки»

По таинственной дороге           Х. на носках, сохраняя 

Шли таинственные ноги.          хорошую осанку.

По большой дороге                   Х. на месте, не отрывая носки

Шагали наши ноги.                   от пола.

По пыльной дорожке                Перекаты с носка на пятку,

Шагали наши ножки.                стоя на месте.

А маленькие ножки       Быстрая Х. с высоким подниманием ног, 

Бежали по дорожке.                 согнутых в колене.

На узенькой дорожке              Х. со сведёнными носками ног.

Устали наши ножки.

Усталые ножки            Х. с перекатом с пятки на носок, 

Шли по дорожке.        Держа туловище прямо и глядя вперёд.

На камушек мы сели,     Сидя на стуле, поднимать и

Сели, посидели.   опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.

Ножки отдыхают, мышцы расслабляют. Погладить ноги, ступни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников

Материал представлен, как опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель: обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья.Задачи:1. формирование у дошкольн...

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников...

Обобщение опыта: «Малые олимпийские игры» как средство создания здоровьесберегающей среды у дошкольников»

Обобщение опыта педагога-организатора по теме "Малые олимпийские игры" как средство создания здоровьесберегающей среды у дошкольников",  сделанное на основе  соревнований между командами вос...

Обобщение опыта: «Малые олимпийские игры» как средство создания здоровьесберегающей среды у дошкольников»

Обобщение опыта педагога-организатора по теме "Малые олимпийские игры" как средство создания здоровьесберегающей среды у дошкольников" , в основу которого легли соревнования  команд воспитанников...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников

В конспекте представленыа система дидактических игр и упражнений, направленных  на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...