Программа элективного курса для учащихся 9 класса " Этика и психология профессиональной деятельности"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Голебузова Надежда Алексеевна

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о профессиональном становлении личности школьника, содействие которому является одной из задач предпрофильной технологической подготовки. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Поэтому в 9-м классе часы учебного предмета «Технология» переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о профессиональном становлении личности школьника, содействие которому является одной из задач предпрофильной технологической подготовки. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Поэтому в 9-м классе часы учебного предмета «Технология» переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Рабочая программа элективного курса «Этика и психология профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897

  Данная программа состоит из трех самостоятельных модулей, направленных на :

-самопознание учащихся - «Профессиональное самоопределение» 17 ч ;

- углубленное изучение отраслей общественного производства – «Технология основных сфер профессиональной деятельности» 17 ч ;

- ознакомление с предпринимательством – «Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности» 34ч.

Такое построение позволяет учащимся, как последовательно изучить весь курс, так и выбрать отдельный модуль, наиболее отвечающий потребностям ребенка.

 Представленная программа реализована в линиях учебников по технологии, подготовленных авторским коллективом под руководством профессора В.Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».

Основная цель курса – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи курса:

- обобщить у учащихся знания о трудовой деятельности, профессиях, карьере;

-сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

- воспитывать уважение к рабочему человеку.

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ВЫПУСКНИКОВ

Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; осуществлять самоанализ развития своей личности; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Профессиональное самоопределение (17ч)

Основные теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Практические работы. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Варианты объектов труда. Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники диагностических тестов, компьютер.

Технологии основных сфер профессиональной деятельности (17ч.)

Сферы производства и разделение труда

Основные теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Практические работы. Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Экскурсия на предприятие швейной промышленности.

Варианты объектов труда. Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации работников.

Варианты объектов труда. Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.

Предпринимательство, как сфера профессиональной деятельности. (34 ч.)

Основные теоретические сведения. Культура экономических отношений в процессе производства и потребления. Производительность и оплата труда. Себестоимость товаров и услуг, ценообразование. Виды налогов. Маркетинг и менеджмент в деятельности предпринимателя.

 Особенности деятельности менеджера, бизнесмена предпринимателя. Сущность предпринимательской деятельности. Особенности индивидуальной трудовой деятельности. Методы исследования рынка и спроса на товары и услуги. Инновационный менеджмент и жизненный цикл инновации. Бизнес-план и его основные компоненты. Методы оценки себестоимости производства продукта и определения цены товара. Виды рекламы и основные требования к ее разработке.

Практические работы. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного обьекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Проектирование изделия или услуги. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок.

Варианты объектов труда. Изделия, рекомендованные в программе для творческих, проектных работ или предложенные учащимися.

Творческая, проектная деятельность

Основные теоретические сведения. Методы поиска предпринимательской идеи. Характеристики предпринимательской идеи. Оценка перспективности предпринимательской идеи. Порядок составления бизнес-плана.

Использование ЭВМ для проектирования. Техника разработки предпринимательской идеи. Экономия материалов и энергии. Новизна изделия и его возможные потребители. Доход и прибыль с продаж. Понятие о налогообложении.

Практические работы. Выдвижение предпринимательской идеи. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения в потребительских товарах и конъюнктуры рынка. Составление бизнес-плана. Анализ возможностей качественного выполнения изделия. Оценка возможной серийности выпуска продукции при коллективной организации труда. Планирование технологического процесса. Изготовление изделия (или серии изделий). Контроль качества и потребительских свойств. Определение способов реализации изделия (или изделий). Разработка предложений по возможной рекламе. Защита проекта.

Варианты объектов труда. Каталоги товаров и услуг, справочники по налогообложению, трудовому и хозяйственному законодательству.

Литература для учащихся:

  1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства 9 класс. М.: Дрофа, 2002.-192с
  2. Технология 9 класс. Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. ВЕНТАНА-ГРАФ 2008

Литература для учителя:

  1. А.В.Леонтьев Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование.- М.: Дрофа, 2002.- 128с.
  2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др., под ред. С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 200 – 112с
  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005 – 288с
  4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.
  5. Технология: программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М. : Вентана- Граф, 2009.- 192 с.
  6. Технология. 9 класс. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко / авт.-сос. А.Н.Бобровская Волгоград:Учитель, 2007г.
  7. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс / Сост. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006 – 208с

Литература для учащихся:

  1. Технология 9 класс. Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. ВЕНТАНА-ГРАФ 2008
  2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства 9 класс. М.: Дрофа, 2002.-192 с.

Литература для учителя:

  1. Гомола А.И. «Профессии в сфере управления и экономики.» М.:Издательский центр «Академия» 2007г. – 240с
  2. Профессии работников сферы обслуживания: учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А.Ю.Лапин, Л.Г.Чеснокова, И.Г.Чижевская и др. ; под редакцией И.Ю.Ляпиной, Т.Л.Служевской. – 2-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272с
  3. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.
  4. Технология. 9 класс. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко / авт.-сос. А.Н.Бобровская Волгоград:Учитель, 2007г.
  5. Технология: программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М. : Вентана- Граф, 2009.- 192 с.
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005 – 288с
  7. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др., под ред. С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 200 – 112с
  8. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс / Сост. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006 – 208с



Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение

№ п/п

темы

Количество часов

класс

дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Основы профессионального самоопределения.

Классификация профессий по основным признакам: целям труда, предмету труда, орудиям труда.

Упражнения «Определение склонностей к типам профессий»

Профессиограмма как информационный документ.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

Тест «Самооценка уверенности в себе»

Профессиональные интересы, склонности и способности.

Определение склонностей с помощью «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО)

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении.

Определение типа темперамента. Экспресс диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

 Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания.

Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.

Анкета мотивов выбора профессии

Здоровье и выбор профессии.

Практикум  по определению профессиональных заболеваний.

Профессиональная проба.

Итого:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

темы

Количество часов

класс

дата

1

2-3

4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

Профессия и карьера

Технологии индустриального производства

Технологии агропромышленного производства

Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании

Арттехнологии

Универсальные перспективные технологии

Профессиональная деятельность в социальной сфере

Выполнение творческих работ

Презентация творческих работ

Итого:

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

17



Предварительный просмотр:

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности

п/п

Раздел, тема,

Кол-

во

часов

класс

дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

.

Основы предпринимательства.

История становления предпринимательства в России.

Предпринимательская фирма. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Разработка товарного знака продукции своей

фирмы.

«Прибыльное производство», профессиональные

пробы

Маркетинг в деятель-

ности  предприятия.

Себестоимость продукции и

ценообразование.

Реализация товаров и услуг. Реклама в системе предпринимательства.

«Чья реклама лучше?»

«Сегментирование

потребительского

рынка»

Менеджмент в деятель-

ности  предприятия.

Предпринимательская

идея.

Бизнес-план.

«Вариант» - профессиональные

пробы.

Имидж и этикет современного делового человека.

Имидж офиса, дизайн офиса.

Имидж сотрудников, служебно-деловой этикет.

Секретарь-референт. Его роль в офисе.

«Вертушка общения»-

профессиональные

пробы.

Итого:

2

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса "Основы психологических знаний" по предмету Психология 9-11 класс.

Курс  «Основы психологических знаний» представляет собой  теоретическую и практическую формы обучения, состоящий из нескольких блоков. Первый в программе - Личностный блок и последний - Инте...

программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)

программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, ...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"

Программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"...

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...

Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"

Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"...