Статья " Работа в группе на уроке технологии"
статья по технологии на тему

Москвина Татьяна Николаевна

В данной статье описаны виды групповой работы с проецированием их на урок технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_v_gruppe_na_uroke_tehnologii.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Москвина Т.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Работа в группе на уроке технологии»

Одной из важных характеристик урока, соответствующего ФГОС, является его интерактивный характер, в процессе которого происходит развитие коммуникативных умений. В настоящее время коммуникативные умения рассматриваются как:

  • Коммуникация учащихся в групповой работе
  • Умение слушать других и отстаивать свою позицию
  • Умение организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем
  • Умение адекватно формулировать и давать оценку своим и чужим действиям, эмоциям, чувствам

При организации групповой работы учащихся, учитель должен учитывать следующие принципы:

  1. Взаимосвязь членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
  2. Ключевая роль взаимодействия между членами группы, что предполагает целенаправленное формирование навыков взаимодействия между членами группы, а также обязательное обсуждение на уровне группы технологий и проблем межличностного взаимодействия в процессе совместной работы.
  3. Взаимозависимость участников группового обучения:
  • от общей цели, которая должна быть осознана и принята каждым учащимся, и которая должна быть достигнута в процессе учебно-познавательной деятельности;
  • от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации необходимой для решения поставленной общей задачи;
  • от личного результата каждого участника группы, эффективности его учебно-познавательной деятельности;  
  • от распределения ролевых функций участников группы, учебного материала, предметов инструментов, оборудования и т.д.;
  • от формы поощрения (оценка группы складывается из оценок, получаемых каждым участником группы, в то время как каждый ученик группы получает одинаковую оценку за работу).

В перечне основных целей изучения предмета «Технология» можно выделить напрямую связанные с групповой работой:

  • Развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • Формирование у обучающихся опыта проектно-исследовательской деятельности.

Работа в группе или «обучение сообща» заключается в организации учителем работы учащихся вместе. Исходя,  из целей предмета можно выделить особенности организации групповой работы на уроке технологии:

  1. Достижение общей для группы цели: выполнение группового учебного творческого проекта по предложенным учителем темам.
  2. Совместная работа всех членов группы над одной проблемой: «мозговой штурм» по теме конкретного учебного творческого проекта, который выбирает группа.
  3. Самостоятельная работа каждого участника группы во взаимодействии со всеми членами группы: алгоритм выполнения учебного проекта разбивается на отдельные этапы и работа над ними распределяется  между участниками группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
  4. Групповая заинтересованность: выполнение любого задания объясняется вслух учащимся и контролируется всей группой. Затем каждый участник обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам. Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между учащимися, способ оказания помощи друг другу.
  5. Индивидуальная ответственность каждого участника группы: результат работы всей группы зависит от работы каждого.
  6. Оценку получает вся группа: на основе обсуждения в группе создаётся презентация проектного изделия, которая представляется классу. Папка, содержащая творческий отчёт группы и  результат выполнения учебного творческого проекта (например: приготовленное блюдо) оцениваются как результат работы всей группы.

Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.

Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить несколько тем, которые будут “вынесены на проектирование”. Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Литература:

  1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия, СПб: СПбГУПМ, 2002 – 48 с.
  2. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Статья "Работа в группе продлённого дня"

В данной статье рассказывается о работе воспитателя в группе продлённого дня с детьми младшего школьного возраста....

Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся  на ...

Статья "Работа в паре на уроке технологии"

В данной  статье приведены возможные варианты парной учебной работы на различных типах уроков технологии....

Работа в группе на уроке музыки (из опыта работы)

Работа в группе на уроке музыки(из опыта работы)...

Отчет о работе творческой группы по применению технологии проектов

ВВЕДЕНИЕ Применение проектной технологии на уроках как средство повышения эффективности образовательного процессаЦель работы творческой группы по проектной технологии: развитие необходимого инновацион...