Урок "Неполадки в швейной машине"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Урок по технологии проводится для закрепления знаний по швейной машине, совершенствования умений по заправке машины и выполнения строчек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.93 КБ
Файл презентация к уроку268.85 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по технологии (девочки 5 класс)

по теме "Неполадки в швейной машине. Причины и способы устранения неполадок"

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Образовательные цели:

в процессе решения учеником проблемной ситуации (ПС) умение определить неполадки в швейной машине, установить причины их возникновения и найти способы устранения этих неполадок;

достичь понимания учащихся значения этой темы и практического применения в жизненных ситуациях.

Развивающие цели:

развитие творческого мышления через поисковую работу, развитие самостоятельности, познавательного интереса, самоконтроля, самооценки, тренировка наблюдательности, памяти, развитие и закрепление умений, навыков работы со швейными механизмами; формирование общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, работать с технической литературой, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма работы: групповая (не более 2-3 человек).

Характеристика класса: учащиеся с низким и средним уровнями обученности.

Метод обучения: проблемное изложение учителем учебного материала.

Подготовительная работа и оборудование:

на нескольких столах стоят бытовые швейные машины, заправленные учителем заранее (машины заправляю правильно, чтобы не усложнять детям дальнейшую работу), и у каждой из них по 1-2 подстроенные неполадки; таблицы Детали бытовой швейной машины и Заправка швейной машины - у доски; учебники и технические паспорта на машины - на столах учащихся.

Особенности оформления доски: названия темы нет, цели урока не поставлены, пустые графы таблицы на слайде

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с гостями.

Этап повторения ранее изученного материала (5-7)

На прошлом уроке вы познакомились со швейной машиной и пробовали на ней работать. Для закрепления знаний вам нужно выполнить практическую работу – прошить прямую качественную строчку.

Но для этого, давайте вспомним:

какие детали машины задействованы при заправке в/ нити.

Правила ТБ при работе на швейной машине.

Какой инструмент нам еще необходим? – ножницы. Правила при работе с ножницами.

Мотивационный этап (создание проблемной ситуации).

Итак, я приготовила  машины к работе, ваша задача прошить качественную строчку. (выдать кусочки ткани)

Встает вопрос:

Почему, вы, такие знающие и умелые, не можете шить? (Машины не работают, сломались.)

Что будем делать? (Ремонтировать!)

Вы умеете? (Нет, это для нас новое.)

Значит, чему вы сегодня научитесь? (ремонтировать) Можно сказать  - лечить машины, будете врачами.  Можно сначала пить какие-нибудь таблетки, а потом только идти к врачу, чтобы поставили диагноз? (нет)

Давайте сформулируем наши цели урока: определять неполадки в швейной машине (т.е., что случилось), устанавливать причины их возникновения(почему это произошло?) и находить способы устранения этих неполадок.(как помочь?)  

Значит и тема нашего урока будет звучать как? "Неполадки в швейной машине. Причины и способы устранения неполадок"

Объяснение нового материала.

Чтобы помочь детям выяснить, почему у них это не получается, предлагаю заполнить таблицу вместе со мной, (раздать заготовки таблиц)

в первой графе, отвечая на вопрос, что случилось? (на конкретных примерах этих групп), во второй - почему это случилось, в третьей - что делать, чтобы исправить случившееся? При этом уточняем с ребятами, что, отвечая на вопрос, что случилось, мы подразумеваем собственно неполадку. Отвечая на вопросы, почему и что делать, соответственно - причины и способы устранения неполадок.

Чтобы не ошибиться у нас есть подсказка, к каждой машине всегда есть «Руководство по эксплуатации»(стр.52-53)

Для того, чтобы вам правильно сформулировать мысль, поможет – таблица с перечнем всех возможных неполадок машины

Таблица заполняется в результате беседы учителя и учащихся

Решение проблемной ситуации.

найти и исправить неполадку различными способами: визуальным, поисковым (кручение, верчение), пользованием записями в тетради и технической литературой.

У большинства неполадки связаны с иглой. Давайте вспомним, особенности машинной иглы. На что нужно обратить внимание при её установке.  

Проверка решения проблемной ситуации.

Когда учащиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы. В конце урока анализируем, достигли ли мы цели урока

При этом помогаем учащимся, которые не справились с заданием

В конце урока, перед уборкой рабочих мест, я задаю свой любимый вопрос: Девочки, польза от этого урока для вас, я, думаю, несомненна (они соглашаются, ведь теперь даже дома они смогут справиться с мелкими неполадками без взрослых). А в чем тогда лично моя польза? Дети улыбаются и почему-то сразу отвечают, что ремонтировать машинки в классе они будут впредь без моей помощи. Я довольна, ведь к моей помощи они будут прибегать в крайних случаях.

Подведение итогов, уборка рабочих мест.

Примечание: для учащихся с высоким уровнем обученности предлагается заполнить таблицу после самостоятельного нахождения неполадок в машине. Поисковая работа учащихся будет заключаться в самостоятельной работе с литературными источниками, в опоре на собственный опыт, интуицию и практических упражнениях на машине.


Таблица. Что случилось? Почему? Что делать?

неполадки

причины неполадок

способы устранения неполадок

1. Поломка иглы

А) неправильное положение лапки

А) затянуть винт крепления лапки

Б) номер иглы не соответствует номеру ниток и толщине ткани

Б) иглу, нитки подобрать в соответствие с толщиной ткани

В) изгиб иглы

В) заменить иглу (нельзя тянуть материал руками во время шитья)

Г) игла плохо закреплена или вставлена не до упора

Г) вставить иглу и затянуть винт до упора

Д) неправильно вставлен шпульный колпачок в челночное устройство

Д) установить правильно шпульный колпачок, услышать щелчок

2. Обрыв верхней нити

А) неправильная заправка верхней нити

А) заправить верхнюю нить в нужной последовательности

Б) большое натяжение верхней нити

Б) ослабить натяжение в регуляторе натяжения верхней нити)

В) некачественная игла (плохая полировка ушка)

В) заменить иглу

Г) плохое качество нитки

Г) сменить нитки

3. Обрыв нижней нити

А) неправильная заправка нижней нити

А) правильно заправить нижнюю нить

Б) большое натяжение нижней нити

Б) ослабить винт шпульного колпачка

В) на шпульке закончилась нитка

В) намотать нить на шпульку

4. Не образуется строчка (пропуск стежков)

А) неправильно установлена игла

А) правильно установить иглу (длинный желобок иглы должен смотреть на нитенаправитель)

Б) тупая, гнутая игла

Б) заменить иглу

В) игла слишком тонка для выбранной нитки

В)подобрать соответствующую иглу и нитки

5. Тяжелый ход машины

А) машина грязная, засорена нитками пылью

А) прочистить челнок, смазать машину

Б) колесо моталки прижато к маховику

Б) отпустить защелку язычка моталки

6.Машина не включается в рабочий ход

А) ослаблен фрикционный винт

А) затянуть фрикционный винт по часовой стрелке

7.Плохо продвигается ткань

А) слабый нажим лапки на материал

А) подтянуть головочный винт

Б) малый подъем зубцов зубчатой рейки

Б)поставить переключатель регулятора подъема зубчатой рейки на Н

8. Ткань не двигается совсем

А) регулятор подъема зубчатой рейки стоит на В

А) поставить ручку регулятора на Н или Ш

Б) регулятор длины стежка стоит на нулевой отметке

Б) поставить рычаг регулятора длины стежка на метку 1-4,5

9. Петляют верхняя или нижняя нитки

А) ослаблен регулятор натяжения верхней нити или винт на шпульном колпачке

А) затянуть гайку регулятора или винт на шпульном колпачке

Б) нить свободно лежит на шайбах регулятора натяжения верхней нити

Б) глубоко провести нить между шайбами при заправке верхней нити

В) верхняя и нижняя нити разной толщины

В) использовать нити одной толщины

10. На ткани образуются затяжки

А) игла слишком толста для данной ткани

А) правильно подобрать номер иглы

Б) затупленная игла

Б) заменить иглу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неполадки в швейной машине. Причины и способы устранения неполадок . 5 класс Учитель технологии МАОУ «СОШ№ 19» Чередилина Т.В.

Слайд 2

Выявление неисправностей в швейной машине Неполадки Причины Устранение Поломка иглы Изгиб иглы Обрыв нити Неправильная заправка верхней нити Неправильная заправка нижней нити Не красивая строчка снизу Ослаблен регулятор натяжения верхней нити Не продвигается ткань Нет лапки Неправильная настройка вида строчки На ткани образуются затяжки Тупая игла

Слайд 3

Устройство машинной иглы

Слайд 5

Чем машинная игла отличается от ручной?

Слайд 6

Образование строчки

Слайд 7

Способы устранения неполадок в машине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Машиноведение 5 класс. "История создания швейной машины. Строение швейной машины."

История создания швейной машины. Виды приводов. Строение бытовой швейной машины. Строение швейной машины 2 ПМЗ класса. Презентация сделана по материалам учебника "Технология: учебник для учащихся 5 кл...

Машиноведение 6 класс "Регуляторы швейных машин. Неполадки в работе швейных машин. Дефекты строчки.Чистка и уход за машиной.

Презентация по теме машиноведение 6 класс. Презентация в сокращенном виде, возможно дополнение материала темой "Приспособления к швейным машинам"....

Бытовая швейная машина. Приемы работы на швейной машине.

В материале представлен урок по разделу Машиноведение. Структура урока в виде технологической карты....

Технологическая карта урока Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе.

Предмет: технология          Класс:   5       Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология. Технол...

Устройство бытовой швейной машины. Работа на бытовой швейной машине.

Работа на бытовой швейной машине. 5-й класс Тип урока: комбинированный: урок сообщения новых знаний.  Ключевые понятия проводимого занятия: ...

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины Техника безопасности при выполнении машинных работ.

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс...