Конспект урока по технологии. Тема: "Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Знакомство с обработкой ручек хозяйственной сумки и закрепление навыков обработки накладного шва с двумя закрытыми срезами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   и презентация  к уроку по швейному делу  по теме «Хозяйственная сумка» 5 класс

Обработка  деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

Цели урока:  

Образовательная:

1. закреплять  знания учащихся по пошиву хозяйственной сумки;

2. совершенствовать  умения и навыки  учащихся по выполнению ручных и машинных швейных работ в процессе пошива сумки;

3. совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы;

Коррекционно-развивающие:

1. корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение;

2. развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;

3. развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы;

4. развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, глазомер, умение работать по инструкции;

Воспитательные:

1. воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических работ;

2. воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ;

3. учить взаимопомощи, рефлексии ;

4.  воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: швейные машины,  компьютерная презентация,  раздаточный материал.

Материалы:  детали кроя образца, демонстрационный материал, ножницы, нитки, иголки, линейки, булавки,

Этапы урока:

1.     Организационный.

2.     Актуализация знаний, сообщение новой темы.

3.     Систематизация знаний.

4.     Объяснение новой темы.

5.     Закрепление.

6.     Практическая работа.

7.     Итоги урока.

Этапы урока        

Коррекционная работа.

Индивидуальная работа

1.

Организационный.

Здравствуйте, садитесь.

Громко  прозвенел звонок-

Начитается урок.

Слушайте, запоминайте

Ни минуты  не теряйте.

Постарайтесь все  понять

И внимательно читать!

 А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, выплеснули плохую энергию, настроились на хорошую дружную работу.

Актуализация знаний.

Шитье – удивительная страна тканей, ниток, иголок, ножниц,  утюга. Нельзя отправляться в чужую страну. Не зная её языка и традиций. Давайте вспомним эти традиции.

-Это, во–первых, знание правил техники безопасности.

-Во – вторых, начиная шить, надо иметь представление о тканях. О поведении их при раскрое, и влажно – тепловой обработке

-Важнейший залог успеха – отработка глазомера и развитие воображения.

Игра « ЛОТО»

Приложение 1

Коррекция памяти, внимания, зрительного восприятия, пространственных представлений, воображения.

2.

Слайд 1

 

Слайд 2,3,4,5

 

Слайд 6,7

Слайд 8,9

Систематизация знаний.

А теперь послушайте внимательно.

О каком изделии идет речь?

Мне сказала тетя Римма:

Эта вещь необходима

Зонт лежит в ней и платок,

Крем, помада, кошелек.

Все -  без исключения и без шутки

Прячут в ней свои покупки.

(Сумка хозяйственная)

Почему я вам загадала вам загадку о сумке?

(Мы изготавливаем сумку хозяйственную.)

Работа  с  тематической папкой - ЛЭПБУК

-История сумки  Приложение №2

-Форма сумки

-Виды отделки сумки

-Детали сумки

-Срезы сумки

-План пошива сумки

Давайте вспомним план работы  по пошиву сумки хозяйственной.

Разложите пункты  плана в нужной последовательности.

Индивидуальное задание:  у  доски - последовательно расположить этапы пошива хозяйственной сумки? (на месте) разложить последовательно карточки с этапами работы, пронумеровать их.

Фронтальная работа с остальными учащимися:

 (на месте) разложить последовательно карточки с этапами работы.

Прочитать этапы работы.(план открывается на доске)

План работы по пошиву сумки  хозяйственной.

1.Обработать ручки.

2.Обработать верхние  срезы основной детали.

3.Обработать боковые срезы основной детали.

4.Застрочить углы основной детали для образования дна и боковых стенок.

5.Отутюжить готовое изделие.

Может  кто  догадался, чем будем заниматься  на  уроке?

Сообщение темы урока: Обработка  деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

С ЛОВАРЬ: РУЧКИ, НАКЛАДНОЙ ШОВ, ЗАМЕТАТЬ, НАМЕТАТЬ, НАСТРОЧИТЬ.

Цель урока:

1. закрепить знания учащихся по  выполнению  накладного  шва с двумя  закрытыми срезами при пошиве хозяйственной сумки;

2. совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению ручных и машинных швейных работ в процессе пошива сумки;

3. совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы;

4.учить проводить самоанализ работы.

Но прежде, чем мы приступим к практической работе, нам нужно научиться правильно,  выполнять накладной шов с двумя закрытыми срезами. С этим швом  мы уже  встречались  при  выполнении вешалки  для одежды и петельки  для  прихватки, которую  вы  подарили  маме на 8 Марта.

Объяснение  нового  материала

-Подогнуть долевые срезы деталей ручек на  изнаночную сторону. Ширина  подгиба 10 мм. Заметать.

2.Сложить детали ручек вдоль пополам, уровнять подогнутые  края деталей, наметать.

3.Проложить машинную  строчку(настрочить) на расстоянии 1-2 мм от подогнутых  краёв. Удалить нитки строчек временного  назначения, приутюжить  шов.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Развитие мыслительных процессов, воображения, речи.

4.

 

Подготовка к практической работе: проверить наличие инструкционно- технологической карты  Приложение 3

Ход работы: (внимательно прочитать)

1.Подогнуть долевые срезы деталей ручек на  изнаночную сторону. Ширина  подгиба 10 мм. Заметать.

2.Сложить детали ручек вдоль пополам, уровнять подогнутые  края деталей, наметать.

3.Проложить машинную  строчку(настрочить) на расстоянии 1-2 мм от подогнутых  краёв. Удалить нитки строчек временного  назначения, приутюжить  шов.

Обратить внимание как вы будете проверять качество выполненной работы

  1. Срезы подогнуты  на 10 мм;
  2. Подогнутые края деталей совпадают;
  3. Ширина ручек одинаковая  по всей длине;
  4. Машинная  строчка ровная, выполнена на расстоянии 1-2 мм от подогнутых краёв.
  5. Шов хорошо приутюжен.

Но прежде, чем приступим к выполнению практической работы, повторим правила техники безопасной

Повторение Т.Б.

1.Работа по карточкам по технике безопасности – я называю правило,  если вы согласны говорите - «да», если не  согласны - “нет”. Будьте внимательны.

 

- сидеть надо, склонившись к машине пониже (нет) (в ходе урока буду следить  за соблюдением посадки и правил);

-выполняя влажно-тепловую обработку работать стоя на резиновом коврике (да),  включать и выключать утюг сухими руками (да), берясь за шнур (нет);(берясь за  корпус вилки)

-следить за правильным положением рук (да);

-сломанную иглу бросить в урну (нет).

2.Продолжите предложения:

Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться …;

Ставить утюг на…;

Во время работы утюгом, следить за тем, чтобы шнур не касался…;

Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать…        

 Инструктаж к практической работе.

Что  делать? Как  делать?

Практическая работа

Контролирую выполнение практической работы, помогаю некоторым учащимся.

Помним пословицу:

 Длинная нитка – ленивая  швея.

Коррекция памяти

Умение работать самостоятельно по технологической карте и по инструкции.

       

 Вы, наверное, устали?

А поэтому, все встали!

Руки вверх, вперед и вниз,

Влево, вправо повернись!

На носочки нужно встать,

1, 2, 3, 4, 5.

И глазами поморгать!

1, 2, 3, 4, 5.

Руки вверх, вперед, и вниз.
Улыбайся и садись!

Подведение итогов 1-го урока:

Подвожу  промежуточные итоги практической работы

Анализирует работу учащихся на данном уроке (поощряю лучших), обращает внимание учащихся на общие ошибки, допущенные в процессе практической работы.

Выставление оценки уч-ся, учителя.

Выполнение охранительного режима.

Развитие навыков самооценки.

 

Подготовка к перемене

Предлагает учащимся убрать учащимся рабочие места, освободить их от мусора, снять спецодежду.

 

 

 

2 урок

Закрепление знаний с помощью викторины «Блицопрос».

  1. В какую сторону надо вращать маховое колесо? (На себя).
  2. На какой стороне ткани печатный рисунок ярче? (На лицевой).
  3. Какая нить в ткани  не тянется? (долевая)
  4. Где должен находиться утюг? ( на подставке)
  5. Какой формы может быть сумка? (прямоугольная, овальная, фигурная
  6. Как называются детали сумки? (основная, ручки).
  7. Как можно украсить сумку? (аппликация, вышивка)
  8. Каким швом обрабатывают детали ручки у сумки? (накладным)

 Подготовка к практической работе

 проверить наличие инструкционной карты , инструментов и приспособлений.

Ход работы: (внимательно прочитать)

1.Подогнуть долевые срезы деталей ручек на  изнаночную сторону. Ширина  подгиба 10 мм. Заметать.

2.Сложить детали ручек вдоль пополам, уровнять подогнутые  края деталей, наметать.

3.Проложить машинную  строчку(настрочить) на расстоянии 1-2 мм от подогнутых  краёв. Удалить нитки строчек временного  назначения, приутюжить  шов.

Обратить внимание как вы будете проверять качество выполненной работы

1.Срезы подогнуты  на 10 мм;

2.Подогнутые края деталей совпадают;

3.Ширина ручек одинаковая  по всей длине;

4.Машинная  строчка ровная, выполнена на расстоянии 1-2 мм от подогнутых краёв.

     5.Шов хорошо приутюжен.

Инструктаж  по технике безопасности.

Обучающиеся  рассказывают правила техники безапасности с колющими и режущими инструментами и электрооборудованием.

Коррекция внимания, памяти

Развитие мыслительных процессов, воображения, речи.

Практическая работа. 

Работа обучающихся  по инструкционно- технологической карте.

Индивидуальный  и дифференцированный подход..

Во время работы учитель ставит «Звездочку» на парту той ученицы, которая работает качественно, быстрее всех.

Через 20 минут после начала практической работы – физминутка, гимнастика для глаз Гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения на осанку, гимнастику для глаз.

(Потирание кистей рук; «замок» и др., упражнения на осанку – соединение поочередно рук за спиной  и других)        

Задания разноуровневого характера.

Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Умение работать по технологической карте и по инструкции.

Развитие навыков самоконтроля.

Подведение итогов

А как же продвигается ваша работа по обработке сумки?

- Кто уже закончил всю работу?

- Кто из вас остановился на 3-ем этапе?

Отчеты учащихся о проделанной работе

Завершение учащимися практической работы

1) Самоанализ выполненной работы.

План анализа:

  1. Какую работу выполняла?
  1. Какой шов применяла?
  1. Допустила ли ошибки при выполнении работы?
  1. Если да, то как их исправила?
  1. Довольна ли своей работой?
  1. Можно ли сделать лучше?
  1. Какую бы оценку себе поставила?

Самооценка. Взаимоконтроль.

Подведение итогов урока:

- Чему вы учились на уроке?

- какой  шов вы выполняли?

- Для чего?

- Что у вас получилось, какая операция вызвала наибольшие затруднения?

- Что запомнилось на уроке больше всего?

Уборка рабочих мест

Развитие мыслительных процессов, речи.

Развитие логического мышления, навыков контроля.

 Умение выделять главное

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Игра "Лото"

Цели:

  • Проверка объема и качества усвоение материала учениками.
  • Развитие речи (умение правильно сформулировать ответ).
  • Развитие мышления. Проверка образа мышления отвечающих учеников.
  • Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, взаимопомощь.

Для игры надо приготовить карточки. Только два раза должно повторяться одно число. Приготовлены жетоны (пуговицы), бочонки с цифрами.

Для быстроты игры, содержание одного вопроса не должно быть сложным.

Вопросы должны спрашивать об одной операции.

Правила игры:

Число играющих зависит от числа карт. Каждой ученицы выдается по карточке.

Учитель задает первый вопрос. На этот вопрос  отвечают те учащиеся, у которых на карточке есть такая цифра. Их должно быть только двое, у кого есть такая цифра, кто из них поднимет руку тот и отвечает, тот и закрывает свою цифру на карточке.

Кто первый закроет все цифры на своей карточке тот и выигрывает.

Игра  «ЛОТО»

1.Иголка  должна  храниться в………(игольнице)

2.Ножницы  нужно  передавать ……(кольцами вперед)

3.На  лицевой стороне  ткани  рисунок……..( яркий, чёткий)

4.Долевая  нить в  ткани……..(не  тянется)

5.Маховое  колесо  в швейной  машинке нужно  поворачивать……..(только  на себя)

6.Какая деталь швейной  машинки  прокалывает  ткань и проводит через неё нитку …..(иголка)

7.Нижнюю  нитку в швейной машинке  наматывают  на….(шпульку)

8.Как  называется обработанный  срез  ткани…..(кромка)

9.Куда  нельзя  вкалывать иголку ….(одежду)

10.Когда  заправляем швейную  машинку, она  должна быть ….(выключена)

11.Из какого растения получают хлопчатобумажную ткань…(хлопок)

12.К какому  белью  относится наволочка…….(постельному)

13.Включать  и выключать  машинку нужно, взявшись  ….(за корпус вилки)

14.Что  нельзя оставлять  на  столе  с раскрытыми лезвиями…….( ножницы)

15.Какие  бывают  пуговицы  по форме…( круглые, овальные, квадратные,  прямоугольные, фигурные)

16.Деталь швейной машинки, которая прижимает ткань….(лапка)

17.Назови ткань, которую получают  из  растения лён…….(льняная)

18.Стачной  шов бывает ….(вразутюжку и заутюжку)

19.Сколько  машинных  строчек  в  двойном шве…….(две)

20.Утюжить нужно  стоя….( на резиновом коврике)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

История сумки

Много лет тому назад  вместо сумок носили мешочек, который  мужчины прикрепляли  к поясу , а женщины носили на шнурках.  
Мешочки предназначались для ношения денег и, совершив покупку, владелец просто выбрасывал мешочек или отдавал его вместе с деньгами.

Когда  в  одежде  появились карманы. Мужчины  отказались от  ношения мешочков.  А женщины  остались верны мешочкам-сумочкам, сумочка  становится неотъемлемым элементом женского гардероба.

Мода  не стоит  на  месте, она  продиктовала  новые линии силуэтов и стало неудобно держать  мешочки- сумочки на длинном шнурке  на  платье. И  тогда  дамы  перемещают сумочку  на  руку или  берут в руку.

1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке.

В Великобритании 4 октября введен Национальный день сумок. В этот день организовывают показ коллекций этих аксессуаров.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Инструкционно - технологическая карта 

обработки деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

П/п

Последовательность выполнения операций

Технология выполнения операций

1

Подогнуть долевые срезы деталей ручек на  изнаночную сторону. Ширина  подгиба 10 мм. Заметать.

2

Сложить детали ручек вдоль пополам, уровнять подогнутые  края деталей, наметать.

3

Проложить машинную  строчку (настрочить) на расстоянии 1-2 мм от подогнутых  краёв. Удалить нитки строчек временного  назначения, приутюжить  шов.

КОНТРОЛЬ  КАЧЕСТВА:

1.Срезы подогнуты  на 10 мм;

2.Подогнутые края деталей совпадают;

3.Ширина ручек одинаковая  по всей длине;

4.Машинная  строчка ровная, выполнена на расстоянии 1-2 мм от подогнутых краёв.

     5.Шов хорошо приутюжен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сумка хозяйственная

Слайд 4

1790 год считается годом рождения сумки

Слайд 5

В Великобритании 4 октября введен Национальный день сумок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по швейному делу "Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом".

На уроке учащиеся 5 класса знакомятся с назначение, применением и технологией выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Использование на уроке разнообразного дидактического материала пробуждает у уч...

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" в 5 классе

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом"  в 5 классе. Цель урока: научить учащихся обрабатывать верхний срез мешочка...

Презентация к уроку по трудовому обучению "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" в 5 классе

Презентация к уроку по трудовому обучению по специальности: швейное дело "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" в 5 классе. Цели урока: научить обрабатывать верхний срез; ...

Конспект урока по профессионально - трудовому обучению по теме " Пошив наволочки. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом бригадным методом" 7 класс

На уроке по профессионально-тудовому обучению ( швейное дело) в 7 классе дети знакомятся с бригадным методом работы. Цель урока: научить обучающихся обрабатывать поперечные срезы наволочки швом вподги...

Презентация к уроку трудового обучения в 7 классе "Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом бригадным методом".

Презентация к уроку трудового обучения (швейное дело) в 7 классе по теме "Пошив наволочки. Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку с закрытым срезом бригадным методом"....

Конспект учебного занятия "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" (для учащихся с ОВЗ), 5 класс, 2021 год

Урок проводился в 5 классе по теме: "Пошив мешочка. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом". На уроке использованы различные методы и приемы для более успешного овладения ...