Урок швейного дела « Вметывание и втачивание рукава в пройму ». 9 класс
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Номоконова Лидия Михайловна

« Вметывание и втачивание рукава в пройму ». 9 класс

ЦЕЛЬ УРОКА:  

 Образовательные – закрепить знания о видах рукавов и последовательности их обработки, дополнить и систематизировать знания учащихся о способах соединения рукава с проймой, совершенствовать приёмы втачивания рукава в пройму с соблюдением технологической последовательности и правил техники безопасности.

Коррекционно-развивающие – коррегировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, соотнесение, обобщение; через работу с различными источниками информации; коррекция зрительно-слуховых анализаторов, мелкой моторики рук через включение в урок заданий практического характера; развивать речь учащихся; умение ориентироваться в задании, навыки самооценки и самоконтроля. 

 

Воспитательные – воспитывать культуру труда, этику взаимоотношений,  аккуратность при выполнении изделия, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: « Соединение рукава с проймой изделия ». 9 класс

ЦЕЛЬ УРОКА:   

 Образовательные – закрепить знания о видах рукавов и последовательности их обработки, дополнить и систематизировать знания учащихся о способах соединения рукава с проймой, совершенствовать приёмы втачивания рукава в пройму с соблюдением технологической последовательности и правил техники безопасности.

Коррекционно-развивающие – коррегировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, соотнесение, обобщение; через работу с различными источниками информации; коррекция зрительно-слуховых анализаторов, мелкой моторики рук через включение в урок заданий практического характера; развивать речь учащихся; умение ориентироваться в задании, навыки самооценки и самоконтроля.  

Воспитательные – воспитывать культуру труда, этику взаимоотношений,  аккуратность при выполнении изделия, трудолюбие.

ТИП УРОКА: Комбинированный

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Объяснительно-иллюстративный, опрос по пройденному материалу с использованием карточек, беседа. Инструктаж по выполнению операции« Соединение рукава с проймой », практическая работа.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: Технологическая карта операции «Соединение рукава с проймой», последовательность изготовления платья, репродукции картин (из истории костюма), журналы мод, плакат с пословицей, коллекция образцов тканей, образец – эталон изделия.

Раздаточный материал: детали кроя втачного рукава, полочки и спинки; карточки

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: ножницы, иглы, нитки, булавки, швейные машины.

Ход урока:

 1.  Орг. начало урока.

Приветствие.

- Повернитесь и пожелайте друг другу и мне что-то хорошее на урок.

-На нашем уроке вы сами будете выступать в роли консультантов. Консультант по истории, Консультант по технологии, Консультант по теории, Консультант по здоровому образу жизни и техники безопасности, Консультант по качеству работы.

- Девочки, а чего не хватает на доске? (На доске нет темы урока)

2.  Повторение пройденного материала.

-Сейчас мы с вами повторим то, что нам необходимо для урока. А в процессе повторения на доску будут прикрепляться таблички со словами. И вы сами назовете тему и цель урока.

-Назовите детали платья на манекене.

- Назовите одним словом. Что бывает втачным, цельнокроеным, реглан? (табличка рукава)

Презентация Консультанта по теории.

Слайд 2,3,4,5

- Определите вид рукава.

Слайд 6

- Как называется срез куда втачивается рукав? (табличка пройма)

Слайд 7

- Как называется верхний срез рукава?

Слайд 8

- Назовите точку на окате.

Работа по картам технологической последовательности.

- Какими способами можно обработать нижний срез рукава?

- При подготовке к уроку у меня рассыпались карточки. Кто расставит операции по обработке рукава в правильной последовательности?

hello_html_m6625f0a.jpghello_html_m2a2f1c8c.jpghello_html_m4a9f0d6c.jpghello_html_7ed469b8.jpg

- А какая операция не показана на карточках? (Нет строчки по окату рукава)

- Девочки, мы с вами сегодня часто применяем термины ВТАЧНОЙ, ВТАЧАТЬ. А что такое втачать? Какую операцию мы должны выполнить перед втачиванием? (ВМЕТЫВАНИЕ)

(Карточки на доску)

- Сейчас вы повторили то, что было на предыдущих уроках, и за свою работу получили жетоны. Их вы используете при оценке своей работы.

3. Сообщение темы и целей урока

- Девочки, на доску вы прикрепили слова. Можете ли вы назвать тему урока?

- Используя вспомогательные слова сформулируйте цель урока. (НАУЧИТЬСЯ, ЗАКРЕПИТЬ, УСВОИТЬ, СФОРМИРОВАТЬ)

  4.  Основная часть урока.                                                              

  – Вспомним, что уже сделано? - Какую операцию по пошиву платья предстоит нам выполнить?  (Обработаны: плечевые боковые швы, горловина, застёжка, рукава.  Осталось соединить рукава с изделием.

РУКАВА - важная часть изделия от правильного раскроя и пошива рукавов зависит внешний вид изделия и удобство в носке.

        И сегодня мы с вами будем работать над темой: «Соединение рукава с проймой изделия»

- А сейчас Консультант по истории расскажет несколько интересных фактов из истории рукавов.

В давние времена рукава часто делали из более дорогих тканей, чем сами платья.  Рукава не пришивались к платью, а привязывались или пристёгивались.                                                      (Картина В. Тициана «Портрет дочери» ) К одному платью полагалось иметь несколько комплектов рукавов.  Дамы дарили свои рукава кавалерам, а старые отдавали бедным людям и служанкам. Возможно,  современные модельеры использовали эту идею для создания съёмных рукавов у курток или рукавов, выполненных из другой ткани, например, из гипюра.

Рассматривая картину А.Г. Венецианова «На пашне», учащиеся видят, что в русском народном костюме рукава рубахи были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой. Нарядными рукава делала вышивка.

На картине В.М. Васнецова «Царевна – лягушка» у Василисы Премудрой платье с длинными рукавами до пола. Такую одежду носили женщины из зажиточных семей в Древней Руси. Не подняв рукавов, нечего было думать о работе. Отсюда появилась пословица «Работать спустя рукава» то есть кое-как, плохо. Современное выражение «работать, засучив рукава», означает хорошую добросовестную работу.

- Девочки, работать спустя рукава – это работать хорошо или плохо?  

- Перейдем к теме нашего урока.

- Технологическая последовательность соединения рукава с проймой:

1.Распределить сборку по окату рукава.

2.Вложить рукав в пройму, совмещая срезы и контрольные точки. Сколоть рукав с изделием.

3.Вметать рукав в пройму. Вмётывание выполнять по рукаву.

4.Втачать рукав в пройму ( по рукаву).

5.Обметать срезы рукавов и проймы вместе, приутюжить и направить швы внутрь рукавов.

Демонстрирую  приёмы этой технологической операции.

5. Закрепление изученного материала. 

Консультант по технологии повторяет технологическую последовательность с показом, и раздает карточки для закрепления изученного материала.

ЗАДАНИЕ:  ВПИСАТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА.

  1. Равномерно распределить сборку по …………  рукава.
  2. Вывернуть изделие на ………………сторону, рукав - на ……………. сторону.
  3. Вложить рукав в ……………, совмещая срезы и контрольные  точки.
  4. ……………….рукав в пройму.  Вмётывание выполнять по рукаву.
  5. ……………….рукав в пройму ( по ……………)
  6. ……………….срезы рукавов и проймы вместе, приутюжить припуски шва, направить их внутрь ………….

Слова для справок: окат, пройма, лицевая, изнаночная, вметать, втачать, рукав, обметать.

Физкультминутка.

Проводит Консультант по ЗОЖ

  1.  Практическая работа

Инструктаж по охране труда.  

- Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе на швейном оборудовании?

- Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с утюгом?

Учащиеся рассказывают правила техники безопасности.

Перед тем, как учащиеся приступают к практической работе, напоминаю требования к качеству выполнения машинных работ, необходимости самоконтроля.

Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.

1. Проверить организацию рабочих мест учащихся и соблюдение ими Т.Б.                           2. Проверять правильность выполнения учащимися  приёмов работы и оказывать помощь, встретившим трудности.

3. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Во время самостоятельной работы учащихся, проверить правильность выполнения задания и сделать замечания по допущенным ошибкам, по возможности их исправления с соблюдением технических условий, а также отметить хорошие работы.

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов занятия. Взаимоконтроль

Проверить работы учащихся, используя критерии оценок, привлекая самих учащихся оценивать, сравнивать с образцами, сопоставлять. Проанализировать с учащимися допущенные ошибки. Отметить лучшие работы учащихся.

Вопросы по рефлексии:

1.Удовлетворены ли вы своей работой?

2.Что для вас было самым трудным при соединении рукава с изделием?

3. Сможете ли вы рассказать маме, как втачивается рукав в пройму?

4. Сможете ли вы повторить эту операцию самостоятельно?

5. Что вам удалось?

6. Какие возникли трудности?

7. Вы достигли цели урока?

-  Поставьте оценку мне за урок.

Уборка рабочих мест и мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок швейного дела в 5 классе

Данный материал познакомит учащихся с ограниченными возможностями здоровья с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей....

урок швейного дела в 9 классе

Данный материал познакомит учащихся с этапами изготовления одежды на швейном производстве и применяемом оборудовании, формирует интерес к профессиям швейного дела....

Урок швейного дела в 5 классе на тему "Хлопчатобумажные ткани"

Тип урока: комбинированныйЦели урока: познакомить учащихся с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей; ознакомить с историей возникновения и производства хлопчатобумажных тканей.Задачи урока...

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией

Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы  для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...

Разработка урока швейного дела в 7 классе "Втачивание оборки в шов соединения двух деталей на образце" (18.12.23)

Разработка урока швейного дела в 7 классе "Втачивание оборки в шов соединения двух деталей на образце" (18.12.23)...