Личностно-ориентированная среда на уроках технологии
методическая разработка по технологии (6 класс)

Шиловская Татьяна Владимировна

Признание индивидуальности ученика, создание необходимых  условий для его развития -  это и является  основным принципом личностно-ориентированной системы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Личностно ориентированная образовательная среда на уроках  технологии.

Шиловская Татьяна Владимировна. – учитель технологии.

Муниципальное автономное  учреждение   основная общеобразовательная школа № 280».                     

          Признание индивидуальности ученика, создание необходимых  условий для его развития -  это и является  основным принципом личностно-ориентированной системы обучения.

         Работая индивидуально с каждым учеником, учитываются его психологические особенности,  строится по- иному образовательный процесс.

            Опираться нужно на основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

-  учебный материал должен помогать выявить содержание субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

-  изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

-  в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

-  активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;

-  необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

-  при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять обще логические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;

-  необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции).

А также  необходима образовательная среда, включающая:

-  организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

-  предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

-  использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

-  создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

-  постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

-  особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

- разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;

-  организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно ролевых игр, тренингов учебного общения;

-  конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.

           На уроках организовывается  разноуровневая среда, где каждый ученик может себя реализовать в соответствии с индивидуальными познавательными способностями, опираясь на потребности, эмоциональную и операциональную стороны учебной деятельности. Сам       образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создавая такие  условия, нужно фиксироваться на поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).

            Основным элементом образовательного процесса является урок. Меняется его функция и форма организации. Он теперь выявляет опыт ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию. Необходимо согласовывать, т.е. своеобразное «окультуривать» субъективный опыт ученика, так как нередко они по-разному воспринимают одно и то же содержание.

 В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать лично ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них:

 1. Привлекаю девочек к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия девочкам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Часто случается, что принесенного на урок материала не хватает для раскроя выбранной модели. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро ориентироваться и изменять фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.

 2. Использую групповую форму работы. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждая девочка поочередно выполняет обязанности бригадира; рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдением технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. У кого-то это получается хуже, у кого-то – лучше. Бригадная форма работы позволяет развить у девочек такие качества, как ответственность, коммуникабельность. Способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.

3. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом девочки не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Моя задача как учителя – скорректировать в нужном направлении отношение ребенка к социально важным вопросам.

 4. Подбираю индивидуально для каждой девочки посильно практическое задание. В ходе выполнения практической работы перед ученицами встает возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученицы необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты изделий. Тактично убеждаю учениц выбрать менее сложное, с технологической точки зрения изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленными. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку. Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – то, который у менее успешных учениц вызовет затруднение в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.

 5. Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учениц и приращение знаний и умений каждого.

 6. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку. На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допущена ошибка, что недоработано. У ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой, и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем именно его ошибка.

 7. Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках технологии я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

 Важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды играет метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов я использую индивидуальную, групповую и коллективную работу. Групповая работа привлекает девочек возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя. Групповая работа дает возможность объединиться по интересам, воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива, позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества. При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет групповые работы. Например, при работе над проектом в разделе «Рукоделие» в 5 классе я соединила индивидуальные работы учениц в одно изделие – панно из бисера, то есть единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются схемами, имеют дизайнерское решение.

Важную роль в создании личностно- ориентированной образовательной среды школы может играть учитель технологии, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учета личных особенностей и предпочтений своих учениц.

 Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. К сожалению, времени на это в школе отводится недостаточно. Выход – в повышении эффективности занятий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....

Личностно-ориентированная образовательная среда

В статье описаны принципы развития личносто-ориентированной образовательной среды обучающихся по предмету технология....

Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»

Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Инструменты создания личностно-ориентированной образовательной среды

В предлагаемой методической разработке рассматриваются возможности применения в образовательном процессе таких инструментов коучинга, как  шкалирование и колесо баланса, приводятся конкретные при...

«Особенности организации личностно-ориентированной образовательной среды в рамках реализации инновационного проекта ДДТ»

Инновационный проект "ArtИде*Я"  является интегрированной сквозной программой по развитию творческих способностей учащихся, носит практико-ориентированный характер и объединяет многие д...