Конспект урока столярное дело
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Сорокин Сергей Михайлович

Конспект урока в 7 классе по теме "Основные пороки древесины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока столярного дела в 7 классе.

Тема урока: Основные пороки древесины.

Цель урока: Ознакомление учащихся с основными пороками древесины, их влиянием на ее свойства и обрабатываемость.

Задачи:

        образовательные – закреплять сведения об использовании соединения УК-2 через знакомство с основными пороками древесины (сучки, трещины, гниль, свилеватость и т.д.);

развивающие – развивать навыки учащихся по сравнению и обобщению видов пороков по их графическому изображению и образцам древесины с пороками;

воспитывающие – воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Используемые методы: беседа.

Оборудование: иллюстрации с пороками древесины; образцы древесины с пороками; карточки с определениями пороков.

Ход занятия

Этапы

Содержание

Примечания

Организа-ционный момент

Сообщение темы и цели занятия

Повторение

Сообщение новых знаний

Практическая часть

Закрепление

Заключительная часть

Здравствуйте, садитесь! Для начала давайте отметим отсутствующих.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Основные пороки древесины», цель нашего урока – ознакомление с основными пороками древесины, их влиянием на ее свойства и обрабатываемость. За урок мы должны изучить основные пороки древесины, их влияние на свойства материала и обрабатываемость.

Для начала повторим материал прошлого урока:

  1. Перечислить виды угловых соединений.
  2. Расшифровать соединение УК-2.
  3. Основное применение соединения УК-2.

Тему прошлого урока повторили, теперь начнем изучение нового материала.

Пороки древесины – недостатки отдельных ее участков, снижающие качество и ограничивающие возможность использования.

У вас на верстаках карточки с определениями различных пороков древесины. Прочитайте внимательно каждый пока про себя определение. А теперь будем читать по очереди вслух и обсудим каждое определение.

Сучек - это часть ветви, заключенная в древесине ствола. Сучки вызывают искривление волокон и годичных слоев древесины, затрудняют обработку материала, вызывают затупление и повреждение инструмента. Они могут быть расположены в древесине поодиночке и группами, выходить на одну сторону доски (бруса) или проходить насквозь, держаться прочно или выпадать. В зависимости от состояния древесины сучков их разделяют на здоровые (темные, светлые, с трещинами или без них), загнившие, гнилые, табачные. В табачных сучках древесина почти полностью разрушена и представляет собой рыхлую массу.

Трещины - разрывы древесины вдоль волокон. Нарушают целостность древесины, снижают ее прочность. Различаются по положению в сортименте (боковые, торцовые); по глубине (несквозные, сквозные); по ширине (сомкнутые, разошедшиеся). Такой порок появляется чаще всего от усушки и повреждения древесины морозом, неравномерного нарастания слоев древесины.

Свилеватость - волнистое или спутанное расположение волокон древесины. Эти пороки встречаются чаще всего в нижней части ствола и затрудняют раскалывание и механическую обработку древесины, особенно ручное строгание.

Глазки - разбросанные по древесине следы неразвившихся в побеги спящих почек. Их можно заметить чаще всего в нижней части ствола. Хотя глазки снижают прочность древесины, фанера из материала с глазками по декоративным характеристикам считается более качественной. Многие мастера, занимающиеся декоративно-художественным творчеством, охотно используют древесину с глазками и наросты.

Засмолок - участок ствола, обильно пропитанный смолой. Повышает декоративные свойства материала, обладает более сильным и стойким запахом, чем обычная древесина. Узнать его можно по более темной, чем остальная часть, окраске. Засмолки несколько улучшают механические свойства древесины, но значительно затрудняют ее склеивание и отделку.

Покоробленность - представляет собой изменение формы материала при выпиловке, сушке или хранении. Затрудняет обработку древесины, часто делает ее непригодной для использования по назначению. Разновидности покоробленностей: продольные по пласти (простая, сложная), поперечная и крыловатость.

Червоточина - совокупность ходов и отверстий, проделанных в древесине насекомыми и их личинками, совершающими основные разрушения материала, питающиеся древесиной и корой. Большую роль в уничтожении личиной и насекомых играют птицы. Червоточина, особенности глубокая, нарушая целостность древесины, резко снижает ее механические свойства.

Кто сможет назвать причины возникновения пороков древесины?

В большинстве случаев пороки образуются в растущем дереве вследствие ненормальных условий его роста, климатических воздействий. Значительное количество пороков возникает и в заготовленной древесине при ее неправильном хранении, транспортировке, несвоевременной обработке (удаление коры, разделка, сушка, пропитка, нанесение покрытий). Здесь же уместно добавить, что часто пороки древесины. Особенно механического происхождения, возникают от небрежного отношения к лесным насаждениям и самих учащихся. Надрезы на стволах, заломы веток, сдирание коры, разведение костров вблизи деревьев и т.п. – все это приводит к появлению пороков древесины и в конечном счете наносит большой ущерб природе.

Новую тему мы обсудили, а теперь приступим к практической работе.

1. Вводный инструктаж – работа представляет собой разработку кроссворда из определений пороков древесины. Необходимо составить кроссворд из определений, которые висят на доске, и сформулировать вопросы к нему.

2. Практическая работа – разработка кроссворда и вопросов.

*3. При необходимости проводить текущий инструктаж.

Закрепим новую тему:

- что такое пороки?

- перечислить разновидности пороков.

- почему сучки затрудняют обработку древесины.

А теперь сделаем вывод: пороки ухудшают качество и обрабатываемость древесины, но некоторые из них можно использовать с декоративной стороны (например: наросты).

- подведение итогов урока.

- анализ работ учащихся.

- выставление оценок.

- уборка рабочих мест.

1 мин.

2 мин.

5 мин.

10 мин.

Дать под запись в тетрадь

Раздать карточки с пороками древесины.

Дети читают по очереди каждое определение и в процессе беседы обсуждаем каждое из них.

Наглядно на образце и картинке демонстрирую каждый порок.

Обратить внимание на осанку учеников

Развешиваю название каждого порока на доске.

Вопрос классу.

17 мин.

5 мин.

Записать вывод в тетрадь

5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок столярного дела: "Ремонт столярных соединений, замена деталей, заделка трещин и сколов".

Цель урока: Учить учащихся выявлять дефекты древесины.                        Развива...

Конспект урока столярного дела в 6 классе "Долбление сквозного гнезда"

Конспект урока столярного дела для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида...

Конспект урока столярное дело

Лабораторная работа для определения свойств древесины...

плант урока столярное дело 7 класс "Вводный урок"

Тема урока: «Вводное занятие».Цель урока:1. Ознакомить учащихся с планом работы на учебный год, ТБ.2.Развить у учащихся умение применять ранее полученные знания и умения в столярных работа...

Конспект урока столярного дела в 5 «В» классе «Инструменты для малярных работ, их назначение и уход за ними»

Тема: Инструменты для малярных работ, их назначение и уход за ними.Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами для малярных работ, их устройством и назначением. Научиться ухаживать и хранить инстр...