Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы)
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность"  (5-11 классы) Программа рассчитана на 34 часа.Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. В течение года планируется  посетить  17 экскурсий (по 2-3 экскурсии в параллели, в том числе и виртуальные), после каждого мероприятия запланировано итоговое занятие с разнообразными видами проектной  деятельности.

Экскурсии призваны расширять кругозор школьников, направлены на удовлетворение познавательных интересов, способствуют реализации  общекультурной компетенции, формируют целостное представление о мире, о месте человека в мире искусств, Экскурсии помогают развивать в детях  коммуникабельность, самодисциплину воспитать культуру поведения в обществе. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует на самостоятельную, познавательную и практическую деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost5-11.docx65.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Согласовано на заседании методического совета

Утверждаю

Руководитель ШМО

…………(С.Н. Скорнякова)

Заместитель директора ……………(Л.М.Попова)

Директор школы ……………(С.П. Денисенкова)

Протокол от «…..» ……2017г. № …..

Протокол от «…..» ……2017г. № …..

Приказ №           от

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12» города Смоленска

Программа внеурочной деятельности по технологии

для обучающихся 5-11 классов

«Экскурсионная деятельность»

Составитель:

учитель технологии

Осипова Наталья Сергеевна

Смоленск 2017

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, с учетом особенностей основного и среднего общего образования, а также возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Данная программа  предусматривает полезное времяпрепровождение подростков и направлена на развитие их образовательной культуры; предполагает нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессиональное и социально–ориентированные направления деятельности.

Экскурсии призваны расширять кругозор школьников, направлены на удовлетворение познавательных интересов, способствуют реализации  общекультурной компетенции, формируют целостное представление о мире, о месте человека в мире искусств, Экскурсии помогают развивать в детях  коммуникабельность, самодисциплину воспитать культуру поведения в обществе. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует на самостоятельную, познавательную и практическую деятельностью.

Особенностью организации экскурсионной работы является динамичность её форм; расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего обучения  и воспитания, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии и компьютерные технологии.

Актуальность:

  • занятость  школьников в свободное от уроков  время, познавательной деятельностью;
  • расширение кругозора, приобщение к миру искусств;
  • приобретение опыта в решении на практике проблемы охраны окружающей среды творческими людьми;
  • приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в неформальной обстановке.

Цели данной программы:

  • стимулирование  любознательности подростков;
  • знакомство  с образцами творчества в подлиннике,  побуждение к  стремлению
  • улучшать жизнь человека;
  • развитие интеллектуальных, познавательных способностей, интересов к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество;
  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания;
  • формирование социально-активной жизненной позиции подростков, помогающей убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей семьи, города, страны. Любой человек вправе выбирать, каким ему быть: хорошим или плохим. Каждый способен изменить (если только захочет) в лучшую или худшую сторону своё окружение. Стать заботливым хозяином  своего дома,  улицы,  того места, где он живёт, создавая  красоту своими руками;
  • воспитание экологической культуры, ответственного отношения к природе  и  к человеку, её частице, посредством экскурсионной деятельности.

Задачи программы:

образовательные: учиться на подлинниках искусства, расширяя сферы образования через приобщение к экскурсионно-музейной деятельности;

развитие: внимания, наблюдательности, зрительной памяти, мышления, воображения; всесторонне  развитой,  творчески-активной личности;

воспитание: граждан-патриотов своего Отечества, приобщая  к духовным ценностям; формирование национальной идеологии, сохранение традиций.

 

Основные принципы, положенные в основу программы: 

  • доступность,   учёт возрастных особенностей познавательных интересов и возможностей обучающихся, создание благоприятных условий для их развития;
  • системность образовательной деятельности, тесная связь с учебными программами  по предмету;
  • научность: отбор материалов из научных источников, проверенных практикой;
  •  реалистичность воспитательной деятельности - накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
  • полезность знаний истории своего города - привитие интереса и любви к родной  стране, ее культуре  и  традициям;
  •  практическая направленность - знакомство с ремёслами, производством;
  • здоровье-сбережение (снятие физической усталости, психологического напряжения и стрессов в неформальной обстановке);
  • целостность  и системность в  развитии  общего  кругозора  и  эрудиции  подростков;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • привлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, улучшение взаимопонимания с подростками;
  • временной  регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются – не позднее 16 часов);

Экскурсии - наиболее ёмкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен.  

Направления экскурсионной деятельности:

учебно–тематические (естественно-научные, инженерно–технические);

воспитательные (духовного-нравственные, художественно–эстетические, экологические, военно–спортивные, гражданско–патриотические);

профессионально–ориентированные (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремёслами, производством).

Место учебного курса в учебном плане

Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. Программа рассчитана на 34 часа. В течение года планируется  посетить  17 экскурсий (по 2-3 экскурсии в параллели, в том числе и виртуальные), после каждого мероприятия запланировано итоговое занятие с разнообразными видами проектной  деятельности.

 Подготовительный этап:

Перед экскурсией, посещением выставки, музея, предприятия учителю необходимо информировать школьников о месте поездки: сообщить название выставки, музея; тему экскурсии; поставить цель и определить круг задач данной экскурсии; на что обратить внимание во время просмотра выставки; что сравнивать; какой материал необходимо представить после экскурсии и др. Учителю будет легче проанализировать экскурсию (понять количество и качество полученной обучающимися информации).

По окончании экскурсии,  посещения выставки,  поблагодарить всех за участие.

Рефлексию рекомендуется провести на первом занятии после экскурсии в форме отчёта: написание отзыва, эссе, письма к потомкам; изготовление афиши, вывески; составление вопросов викторины и др. (по выбору)

Методы  обучения: 

  • личностно-ориентированный,
  • частично-поисковый,
  • объяснительно-иллюстративный:

(словесные методы): сообщение, рассказ, беседа, лекция -  способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

(наглядные методы): демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, картин, иллюстраций - дают возможность  детально  обследовать объекты; дополняют словесные методы, способствуют развитию образного мышления детей, зрительной памяти;

  • проектный метод: изготовление отчёта, фотоматериалов, рисунков, плакатов, схем; практические работы, выполненныё по образцам с выставок  - способствует развитию навыков и умений, позволяет воплотить теоретические знания подростков на практике.

Виды деятельности.

1. Учебная:

1) классная работа: уроки различных типов, в том числе лекции, проведение викторин, олимпиад, элементы фольклорного и  краеведческого театра; заочные путешествия по  городу, стране и миру;

2) внеклассная работа с книгой, энциклопедией: чтение и изучение материалов), поиск справок в словарях и справочной литературе; работа с периодическими изданиями, журналами,  их классификация и т.д.);

3) классная и внеклассная: развитие устной и письменной речи, формирование богатой, насыщенной (интонационно и лексически) речи, в которой отражается  культура  народа, отдельного человека.

2. Эвристическая: участие в городских экскурсиях; поиск информации из различных источников  для заочных экскурсий  по музеям города, региона, страны, мира и открытие новых знаний.

3. Творческая:

  • устное рассказывание о своих впечатлениях;
  • письменное изложение  собранного материала;
  • выпуск специальных стенгазет, подготовка заметок и статей,
  • подготовка и тренинг доклада,
  •  работа над проектами, презентациями:
  •  сочинение сценария презентации  
  • работа над текстом презентации, 

 Формы работы: фронтальная,  групповая,  индивидуальная

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по технологии «Экскурсионная деятельность»

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: 

Личностные УУД:

Ученик научится: осознавать свои возможности в учении на основе личных наблюдений, систематизации полученных знаний, практической деятельности.

Будут сформированы: мотивационная основа учебно-познавательные деятельности; эстетические чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой; социальная адаптация.

Ученик получит возможность:

  - для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений,  ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  - адекватного понимания причин успешности  человека в творчестве, в профессии, в жизни.

Предметные результаты

- различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя  картины, работы в целом;

- проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же мастера или  экспонатов  выставки определённого периода истории

Метапредметные  планируемые результаты

Познавательные УУД:

ученик научится: ориентироваться в музеях, на предприятиях родного города;

 - внимательно рассматривать работы, картины, музейные экспонаты и находить указанные  детали;

- самостоятельно открывать подробности, характерные детали;

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;

 - освоить лексику, необходимую для выражения чувств;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

- понимать  логику развития культурного наследия родного края; представлять её в своих отчётах;

- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

 ученик научится:

задавать вопросы, отвечать на них;

 - владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, порой не совпадающих;

- строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр  видит и не понимает (уметь отстаивать свою точку зрения);

- строить монологическое высказывание.  

Получит возможность научиться:

- доступно для окружающих выражать свои мысли;

 - точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию.

Регулятивные УУД:

 ученик научится:

-  принимать и сохранять учебную задачу;        

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять пошаговый и итоговый  контроль по результатам наблюдений;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- выполнять определённые действия в умственной, речевой и  материальной форме.

Получит возможность научиться:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем  приоритеты, ориентироваться в новом учебном материале,  действовать по определённому алгоритму.

 - строить  свои действий, ориентируясь  на образцы мастеров.

Содержание курса «Экскурсионная деятельность» по технологии

 (5-11 классы)

1.Экскурсия в школьный музей «Куклы - моя любовь» Игра - путешествие по музею (5 класс). Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсантов:

(инструктаж  по  правилам техники безопасности во время экскурсии). Знакомство детей с обычаями русского народа с традиционными русскими игрушками.

Познавательные: познакомить с экспозициями школьного музея; с историей становления и развития экскурсионной деятельности в школе; о  принципах пополнения  музея;  

- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

 - включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной формах.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих; последовательно, точно и  полно передавать необходимую информацию, как ориентир для дальнейших действий.

Ученик получит возможность для формирования осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство,  как значимую сферу человеческой жизни.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу: соблюдать правила  дорожного  движения по пути следования к объектам наблюдений; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;  сотрудничать с учителем; осуществлять  пошаговый и итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;

 соблюдать правила поведения  во время экскурсии (различать способ  и  результат действия).

Итоговое занятие - составление памятки экскурсанта,  обобщив правила поведения во время экскурсии.

2 .Экскурсия в музеи  льна  (5класс)

Познакомить детей с обычаями   русского народа с  предметами  русского быта:  народным костюмом, выполненным в необычной форме -  из домотканого холста,  на старинных ткацких станках; с традиционными народными ремёслами.

 Познавательные: познакомиться с Государственным историко-культурным музеем  под  небом;   с  историей и достопримечательностями Смоленского  кремля, с одной из башен  -  Никольской, в которой размещён  музей льна; ориентироваться в музеях родного города;  внимательно рассматривать музейные экспонаты  и  находить указанные детали; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира; понимать логику развития культурного наследия родного края.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить понятные высказывания; владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.

 Ученик получит возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;

 - развить чувства прекрасного на основе знакомства с образцами отечественной культуры.

 Итоговое занятие. Оформление гобелена, сотканного на ручном ткацком станке,  по впечатлениям от экскурсии.

Закрепить знание достопримечательностей  города, понятий о народных промыслах. Выразить в работах впечатления от экскурсии. Закрепить  приёмы  работы на  ручном ткацком  станке.

 3. Экскурсий   на  выставку работ студентов дизайнеров СГУ «Бумажные фантазии»,  в  «Центр  культуры»  на улице  Тенишевой, ( 5 класс  )

Познакомить детей с обычаями  народов,   с видами костюмов,  выполненных в необычной форме   из  бумаги. В рамках знакомства  с профессией  конструктор,  дизайнер, модельер.    Расширить представления  обучающихся  об  изобразительных свойствах  бумаги, др. материалов.

Познавательные: ориентироваться в выставочных залах  родного города; внимательно рассматривать музейные экспонаты  и  находить указанные детали в одежде;

- устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видим, и тем, как  изготовлен тот или иной экспонат  выставки;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- понимать логику изготовления того или иного экспоната;

-  проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;

- создавать алгоритм действий и  выполнять их;

- анализировать изделие по заданным критериям.

Коммуникативные: умения общаться, договариваться  с партнёрами по проектной деятельности; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить понятные высказывания; владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу;

-  уметь выполнять действия по образцу: учитывая, выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-  адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;

 

 Ученик познакомится с выставочными залами МБУК «Центр культуры»  на ул. Тенишевой,    с  историческими  достопримечательностями  города Смоленска.  

 Ученик получит возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство

Практическое занятие. Экскурсия по выставке работ студентов  конструкторов, дизайнеров, модельеров.

Итоговое занятие: изготовление  поделок  из  бумаги  в технике оригами и бумажной пластики. Выразить в работах впечатления от экскурсии.

4. .Экскурсия  в  Центр культуры на  ул. Тенишевой  на экологическую   выставку  работ смоленских мастеров «Золотой мой петушок»  (6 класс) 

Познакомить детей с образцами народного творчества; приобрести опыт  культурного поведения в обществе,  экологической   целесообразности при обращении с бытовыми отходами;

 - рассматривание поделок из вторичного сырья;

 - приобретение опыта   в решении общей  проблсмы  охраны  окружающей  среды творческими  людьми  города.

 Ученик научится:

- создавать поделки из вторичного  сырья, с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ.

Ученик получит возможность: расширить кругозор; - удовлетворить познавательные интересы;

 - сформировать целостное    представление о мире, о месте   человека в мире искусств;

 - воспитать экологическую культуру, ответственное отношения к природе и к человеку, её частице.

 Практическое занятие. Экскурсия  на экологическую   выставку.  

 Итоговое занятие: изготовление  поделок  из  вторсырья  для  выставки «Отходы – в  доходы»,. «Вторая жизнь отходов» Профессиональные пробы конструкторов, экологов.

5. Экскурсия  в кузницу (филиал) исторического  музея (6 класс)          

Познакомить детей с обычаями   русского народа, с  предметами  русского быта: с традиционными народными  ремёслами, с образцами народного творчества. - сформировать целостное    представление о мире  профессий, о месте   человека в профессиональном мире, о роли  пожарных спасателей в деле охраны окружающей среды;

- воспитать экологическую культуру, ответственное отношения к природе и к человеку, её частице;

 Познавательные: ориентироваться в музеях родного города; внимательно рассматривать музейные экспонаты  и  находить указанные детали; устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира; понимать логику развития культурного наследия родного края. 

Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом;

 -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе 

- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

 - воспитание гражданственного патриотизма, интереса к культуре своей страны.    

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образцами народного творчества                                     

Практическое занятие. Экскурсия  в кузницу (филиал) исторического  музея

Итоговое занятие:  Проект «Кузнечное  мастерство в наши дни». Работа

 над сценарием презентации  с использованием фото материалов с экскурсии.

6. Экскурсия  в «Музей пожарного дела» - в рамках знакомства с  профессиями: пожарник,  работник службы спасения.  Закрепить навыки безопасного  обращения с газовым оборудованием, с электроприборами  в домашних условиях и  с огнём на природе. 

Познавательные: проявлять познавательную инициативу; ориентироваться в музеях родного города;

-  внимательно рассматривать музейные экспонаты  и  находить указанные детали в предметах экспозиции;

-  осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-  сравнивать информацию, полученную из разных источников; создавать алгоритм действий и  выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям;

- устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видим, и тем, как  изготовлен тот или иной экспонат  выставки;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- понимать логику изготовления того или иного экспоната

Коммуникативные: строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что- то  нет; задавать вопросы; строить монологическое высказывание.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные: уметь выполнять действия по образцу: проявлять познавательную инициативу;

- оформлять плакат, определив композицию, цветовое решение  знания шрифтов;

- рациональное применение ручных инструментов и оборудования для декоративно-прикладных работ.

 Ученик получит возможность: расширить кругозор,  

 - удовлетворить познавательные интересы;

 - сформировать целостное    представление о мире  профессий, о месте   человека в профессиональном мире, о роли  героев - спасателей;      

- воспитать экологическую культуру, ответственное отношения к природе и к человеку, её частице;

- понять, что пожар легче предупредить,  чем  с ним бороться.

Практическое занятие. Экскурсия  в «Музей пожарного дела»

Итоговое занятие:  проект - плакат «Останови огонь!» в технике: аппликация, коллаж, декупаж.

7.  Виртуальная  экскурсия - путешествие по древнему городу« Город  лучший на земле».(7 класс)  презентация        

 В рамках знакомимся с достопримечательностями  города Смоленска.

Главная улица города. «Начинается Смоленск, как известно от Днепра….».

Игра – путешествие по Смоленску.

Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Лучший город на земле».

 Познавательные: освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно;

- проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;

- рассматривать фотоматериалы: «Архитектура Смоленска», «Город русской славы» и др.

-  объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

Коммуникативные: владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного;

- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию для  построения  действий  по созданию  панно, пряника, плакетки;

 -  умение работать в группе при выполнении задания;

- умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом;

 -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе 

- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

 Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свой город, страну, любви к Отечеству.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- создавать алгоритмы действий и  выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям;

 Итоговое занятие: проект - плакетка, панно,  или пряник. «Смоленск - город русской старины» или  «Город православной  культуры» (формование  солёного  теста: лепка)

Работа над сценарием презентации «Город мой».

 8. Экскурсия  в  «Центр культуры»  на улице  Тенишевой  «Многоликая мода» (7 класс)  

 В рамках знакомства  с профессией модельер, дизайнер -  рассматривать работы  студентов  дизайнеров СГУ–познакомиться  с работами смоленских художников, со способами оформления работ.

Ученик научится:

 - знакомиться с образцами творчества в подлиннике;

 - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;

- иметь представление  о современных профессиях и описывать их особенности.

 Ученик получит возможность научиться:   понимать культурно - историческую ценность традиций, отражённых в одежде, выбирать формы одежды, создавая эксклюзивный стиль,

-  уважительно относиться к труду людей, создающих одежду.

Практическое занятие. Экскурсия  в  «Центр культуры»  на улице  Тенишевой  

Итоговое занятие.  Работа над проектом «Линии в одежде» (графическая работа) Профессиональная проба модельера,  художника, дизайнера, конструктора  по изготовлению костюмов, по оформлению проектных графических  работ.

9. Виртуальная  экскурсия  «Путешествие в  страну  Ремёсел»,  в  посёлок  Гнёздово (7 класс)   

В рамках знакомств с достопримечательностями  нашего региона; 

с образцами творчества в подлиннике;

 Ученик научится: искать материал об определённых профессиях, орудиях производства из; различных источников 

 - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;

- иметь представление  о современных профессиях и описывать их особенности.

 Ученик получит возможность научиться:   понимать культурно - историческую ценность традиций, отражённых, в промыслах и ремёслах,

- выбирать   материалы, инструменты, оборудование в зависимости от поставленной творческой задачи;

 - уважительно относиться к труду людей гончарного производства.

Познавательные: ориентироваться в музеях родного города; освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать экспонаты и находить указанные детали; объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира профессий.

Коммуникативные: строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

адекватного понимания причин успешности. 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам.

 Практическое занятие. «Игра - путешествие в  страну  Ремёсел»  (экскурсия  заочная).

 Итоговое  занятие. Работа над проектом «Город мой». Совершенствование навыков лепки в тестопластике.   Составление сценария презентации «Гончарных дел мастера» по выбору.

10 .  Виртуальная экскурсия во Флёново (Талашкино) Церковь святого духа (8-11 класс)

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательные и внешние мотивы; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.  Познакомить  с социально - общественной деятельностью Марии Клавдиевны Тенишевой – открытие школ для детей крестьян, в которых обучали и грамоте и ремёслам.

 Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства, деревянного зодчества под открытым небом в Талашкино, музеем народного творчества (Дом-музей - усадьба княгини  М. К. Тенишевой)

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать картины музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; представлять логику развития культурного наследия родного края; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие  нашего региона,  страны.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты. 

Практическое занятие.  Деловая игра –« Путешествие в  Теремок»  (экскурсия  заочная).

Итоговое занятие. Подготовка проекта «Художественные ремёсла в школе, открытой М.К. Тенишевой во Флёново». Составление сценария презентации «Княгиня  М.К.Тенишева – меценат». Образно описывать музейные экспонаты.

 Уметь защищать проекты на итоговых мероприятиях.  Профессиональная  проба  экскурсовода,  лектора, учителя.

11. Экскурсия   в   культурно–выставочный  центр  имени Тенишевых   (8-11 класс)                                                   

-  в  рамках  знакомства  с профессией  «художник»  и  творчеством юбиляра  -  бывшего  преподавателя живописи  художественно-графического факультета СГПИ,  Нины  Ипполитовны Агеевой    

  Ученик научится:  

- знакомиться  с образцами творчества в подлиннике;

- распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);

- стремиться улучшать жизнь человека, создавать красоту своими руками.

Ученик получит возможность научиться 

- культурному  поведению в обществе,

 - реализовывать  общекультурную компетенцию;

 - самостоятельно заниматься познавательной и практической деятельностью;

 - выбирать объекты труда в зависимости  от потребностей  людей, наличия  материалов и  оборудования с  учетом региональных особенностей.

Практическое занятие. 

Итоговое занятие  Составление сценариев презентаций    «Школьный художественный фонд»,  «Творческие сезоны в усадьбе княгиня», «Передвижные выставки в Смоленске».

12. Деловая игра  «Мастера и подмастерья». (8-11 класс) Виртуальное путешествие в Дом–музей  «Русская старина»

Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства;

- с образцами декоративно-прикладного  творчества в подлиннике;

 -  стремиться улучшать жизнь человека, создавать красоту своими руками.

 Ученик получит возможность научиться - культурному  поведению в обществе,

 - реализовывать  общекультурную компетенцию;

 - самостоятельно заниматься познавательной и практической деятельностью;

 - выбирать объекты труда в зависимости  от потребностей  людей, наличия  материалов и  оборудования с  учетом региональных особенностей.

Практическое занятие. 

Итоговое занятие  Составление  ребусов,  кроссвордов по теме: «Что мы знаем  о  ДПИ?», выбор вида проекта,  составление алгоритма работы над ним.

13. Экскурсия  в  Дом  художников   на  персональную художественную выставку. (8-11  класс)  

Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства; с памятниками архитектуры;

-  понимать и уважать  культурно историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире,  традиций трудовых династий,  как своей школы, так и региона, страны.

Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом;

 -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе 

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно заниматься познавательной и практической деятельностью;

- сформировать целостное представление о мире профессий,  о месте человека в мире искусства и творчества, науки и техники.

Практическое занятие. 

Итоговое занятие.  Составление сценария презентации «Смоляне - почётные члены  Российской академии художеств». Работа с фотоматериалы с выставок.

14. Экскурсия   на выставку  художников-дизайнеров.   (8-11  класс)  

      Важна мотивационная основа учебной деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников; создавать алгоритм действий и  выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям

Коммуникативные: строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий

 Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Воспитывать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой художников – дизайнеров.

Практическое занятие. Экскурсия

 Итоговое занятие: оформление  проектных работ  в разных техниках. Составление сценария презентации «Смоленский дизайнер». Мастер-класс  по модульному оригами

15. Экскурсия в Дом – музей   скульптора С. Т. Конёнкова». (8-11  класс)  

      Посетить дом–музей скульптора, открытого ещё при жизни Сергея Тимофеевича Конёнкова. Расширить представления о творчестве скульптора. Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;  творческому наследию мастера.

Развить чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной культурой.

 Познавательные:  ориентироваться в музеях родного города;

- узнать о творчестве  знаменитого земляка;

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств;

- внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали;

- представлять логику развития культурного наследия родного края; 

 - устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

-  осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

 -осознавать свои возможности в учении на мастера – скульптора, резчика по дереву.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

 - точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий

- адекватно понимать причины  успешности мастера – скульптора.

- осознавать устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как часть человеческой жизни.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять  пошаговый и итоговый контроль по результатам;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- осуществлять  пошаговый и итоговый контроль по результатам

 Практическое занятие. Экскурсия в Дом – музей   скульптора С. Т. Конёнкова.

Итоговое занятие. Поделка «Дерево чудес» в технике модульное оригами, тестопластика.

Знать название произведений С. Т. Конёнкова. Выразить отношение  к творчеству в поделке «Дерево чудес». Оформление выставки проектных работ.

16. Виртуальная экскурсия в Музей Великой Отечественной войны города Смоленска Экскурсия в музей патриотической направленности (8-11  класс)  

Познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,

с биографиями и подвигами жителей  Смоленска - участниками Великой Отечественной Войны.

 Познавательные: Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа. Хранить память поколений: подвиг русских солдат, оборонявших Смоленск от французов; и советского героя,   водрузившего флаг над  поверженным Рейгстагом.

 Формировать художественный вкус и умение с помощью имеющихся материалов и приёмов выражать идею своей работы. Воспитывать чувство уважения и благодарности к героям войны.  

 Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания 

Коммуникативные: Формирование навыков  работы в группах; договариваться с людьми, работая в проектной группе;  - уметь  провести самоанализ и взаимоанализ выполненной работы.

 Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

Регулятивные: уметь самостоятельно составлять план работы; проявлять познавательную инициативу;

- определять и формулировать цель деятельности, основные механизмы оценки самочувствия.

- уметь составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору.      Воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

 Практическое занятие. Деловая игра «Я приглашу тебя в музей…».    

Итоговое занятие. Составление сценария презентации   «Смоленск – город  воин».

 Изготовление газет и плакатов, посвящённых защитникам города для прессцентра. Оформление открыток, поздравлений ветеранам.

 Профессиональная проба: учитель истории, лектор художник. Дизайнер.

17. Экскурсия профориентационная на предприятие, учебное заведение (8-11  класс)  

  Знакомство с профессиями  - широкая мотивационная основа учебно - познавательной  деятельности, включая социальные мотивы; осознание адекватного понимания причин успешности человека  в той или иной профессии.

      Практическое занятие. Экскурсия на предприятие, в учебное заведение.

Познавательные: расширить представления о мире профессий;

  - заинтересованность в развитии своих способностей;

  - участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

 - ориентироваться в предприятиях, учебных заведениях родного города, региона;

  - объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира профессий;

  - представлять логику развития культурного наследия родного края в профессиональном плане.

Коммуникативные: владеть диалогической формой речи при обсуждении той или иной профессии, её положительных отрицательных моментов;

- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию об учебных заведениях. как ориентир для получения  профессии.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

 - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- добывать новую информацию из различных источников. Практическое занятие

Практическое занятие. Экскурсия профориентационная

Итоговое занятие.  Деловая игра «Все профессии нужны».

Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры;

      обогащение социально-игрового опыта;

      расширять и  уточнять  речевой словарь. 

Тематическое планирование занятий «Экскурсионная деятельность» по технологии в 5 – 11 классах  на 2017 – 2018 учебный год

Тема занятия

Классы

Кол-во часов

Экскурсия в школьный музей  «Куклы - моя любовь »  

5

1

Итоговое занятие: сочинение отзыва, памятки экскурсанта.

5

1

Экскурсия   на  выставку работ студентов дизайнеров СГУ «Бумажные фантазии» в  «Центр культуры»  на улице  Тенишевой

5

1

Итоговое занятие:  изготовление  поделок  из  бумаги  в технике оригами, бумагопластика.

5

1

Экскурсия  в  музей  льна                          

5

1

Итоговое занятие: оформление  тканого  гобелена

5

1

Экскурсия  в  «Центр культуры»  «Золотой мой петушок»  на  выставку работ  смоленских  мастеров.

6

1

Итоговое занятие: изготовление  поделок  из  вторсырья «Отходы – в  доходы».

6

1

Экскурсия  в кузницу (филиал)

 исторического  музея  

6

1

Итоговое занятие: проект «Кузнечное  мастерство в наши дни».

6

1

Экскурсия  в музей Пожарного дела                      

6

1

 Итоговое занятие: проект - плакат «Останови огонь!»

6

1

Виртуальная  экскурсия

  «Город  лучший на земле».                                              

7

1

Итоговое занятие:  проект - плакетка, панно, пряник (формование  солёного  теста)

7

1

Экскурсия в  «Центр культуры»  «Многоликая мода»

7

1

Итоговое занятие:  проект «Линии в одежде» (графическая работа)

7

1

Виртуальная  экскурсия  «Путешествие

в  страну  Ремёсел»,  в  посёлок  Гнёздово.

7

1

Итоговое занятие Составление сценария презентации «Гончарных дел мастера».

7

1

Виртуальная  экскурсия  во  Флёново

8-11

1

Итоговое занятие. Профессиональная  проба  экскурсовода,  лектора, учителя.

8-11

1

Экскурсия   в   культурно–выставочный  центр  имени Тенишевых

8-11

1

Итоговое занятие: Составление сценария презентации «Княгиня – меценат»

8-11

1

Деловая игра  «Мастера и подмастерья»

8-11

1

Итоговое занятие Составление  ребусов,  кроссвордов по теме: «Что мы знаем  о  декоративно-прикладном искусстве?», выбор вида проекта.

8-11

1

Экскурсия  в  Дом  художников   (персональная художественная  выставка).

8-11

1

Итоговое занятие. Составление сценария презентации

8-11

1

Экскурсия   на выставку  художников-дизайнеров

8-11

1

Итоговое занятие. Оформление  проектных работ  в разных техниках. Мастер-класс  по модульному оригами

8-11

1

Экскурсия  в Музей скульптора  С.Т. Конёнкова

8-11

1

Итоговое занятие. Поделка «Дерево чудес» в технике модульное оригами, тестопластика

8-11

1

Экскурсия (профориентационная) на предприятие или учебное заведение

8-11

1

Итоговое занятие Деловая игра «Все профессии нужны».

8-11

1

Экскурсия  в музей Великой Отечественной  войны            

8-11

1

Итоговое занятие Составление сценария презентации   «Смоленск – город  воин» Профпроба: учитель истории, лектор.

8-11

1

Методическое обеспечение:

  • «Православные храмы Смоленска» путеводитель, изд. ООО «Кантилена»,  г. Смоленск, 2013 г.
  • А. В. Лапикова «Смоленск. Свидание с городом». Смоленск: изд. Русич, 2009 г.
  • Справочник из серии «Мой город», учебные заведения Смоленска и смоленской области,изд. ООО  «Смоленск книга» 2008г.  
  • А.А. Соловьёва, С.А. Мухина «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении». Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2004год.
  • А. В. Новгородова «100 русских художников», энциклопедия для детей, изд. Белый город, Москва, 2005 год,  сайт издательства: www.belygorod.ru
  • С.А. Лаврова «Загадки и тайны старых картин», энциклопедия  тайн и загадок, изд. Белый город, Москва, 2006год,  сайт издательства: www.belygorod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочного курса "Структура английского предложения" для 5 класса

Рабочая программа разработана для внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся....

Рабочая программа внеурочного курса " Путевка в жизнь" для 9 класса

Рабочая программа  внеурочного курса  «Путевка в жизнь» социального направления  для  9 класса  составлена на основании  авторской программы  Л.Н. Бобров...

Рабочая программа внеурочного курса " основы финансовой грамотности" 6-9 класс

Данная практика основанная, на методах исследования способствует формированию заинтересованности  школьников темой финансовой грамотности, мотивирует к повышению своего уровня знаний по данн...