О технологии управления эмоциями.
статья по технологии

Елисеев Александр Николаевич

Статья содержит информацию об эмоциональной компетенции.Признании,идентификации и осознании эмоций.Практических приемах управления эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tehnologii_upravleniya_emotsiyami.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

                             О технологии управления эмоциями.

  Деятельность педагога насыщена напряженными ситуациями и факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

  Эмоциональная культура учителя-это высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмоциональной гибкости и эмпатии. Она позволяет контролировать отрицательные эмоции, правильно понимать и принимать переживания учащихся, проявлять к ним искреннее участие. Если педагог обладает этими качествами, то он сможет передать своим ученикам знания и умения по пониманию, принятию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. Это позволит детям достигать положительных метапредметных результатов в коммуникативной и регулятивной сфере.

 Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект».  

 

 Эмоциональный интеллект – достаточно новое понятие, впервые его ввели ученые Йельского университета Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году. Однако оно быстро завоевало популярность в США и Европе, а теперь им все больше и больше интересуются и в России.

Почему? По данным исследований Гарвардского университета, эмоциональный интеллект может определять до двух третей успешности в любой деятельности (тогда как «обычный», познавательный интеллект, определяет только треть).

Эмоциональный интеллект – это в самом общем смысле способность учитывать и использовать информацию, содержащуюся в эмоциях. В коммуникации такая информация составляет до 90%.

 Он, например, помогает нам находиться в спокойном состоянии, несмотря на внешние события, успокаивать расстроенного человека или понимать, почему бесполезно что-либо объяснять человеку, который очень зол. Учет эмоционального фактора позволяет людям добиться лучших результатов – именно поэтому эмоциональный интеллект так важен для успешности. Кроме того, он позволяет человеку находиться в ладу со своими эмоциями – проще говоря, быть не только более успешным, но и более счастливым.

Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков:

  • Осознание своих эмоций
  • Осознание эмоций других
  • Управление своими эмоциями
  • Управление эмоциями других

Итак, какими способами можно развивать эти четыре навыка?

Осознание своих эмоций.

Эмоциональная компетентность начинается с осознания собственных эмоций. Человек в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию. Между тем, понимать, что я сейчас чувствую, очень сложно - никто и никогда не помогал нам развивать эту способность. Человек с высоким уровнем эмоциональной компетентности способен четко понимать, какую эмоцию он испытывает в той или иной момент, различать эмоции различной степени интенсивности, понимать источник эмоции, замечать изменения своего состояния, а также прогнозировать, каким образом данная эмоция может отразиться на его поведении. Как развить этот навык?

     1.Признание наличия эмоций.

Первое, что поможет работать над осознанием эмоций – это принятие самой идеи о том, что они есть, и о том, что они влияют на наше поведение.

2.    Идентификация (определение) эмоций

Для того чтобы научится осознавать свои эмоции, необходимо научится их определять, т.е. называть свои эмоции словами.

     3.    Наработка навыка осознания своих эмоций

Осознание своих эмоций - это очень трудный навык, во-первых, потому что сложно подбирать слова, во-вторых, потому, что нет привычки это делать. Здесь можно сказать о так называемой глобальной драме эмоционального интеллекта: когда интенсивность эмоции низкая, то у нас в русском языке, как правило, нет слов для ее обозначения. Как назвать только что зарождающуюся грусть – грустинка, печалька? Или начинающееся раздражение? Когда мы уже очень хорошо чувствуем ту или иную эмоцию, интенсивность ее, как правило, уже 50% и более. И здесь бы назвать эмоцию, чтобы суметь ею управлять, но у нас нет навыка… А когда эмоции захлестывают,  то у человека «выключается» мозг, можно натворить всего такого!.. И эмоцию опять-таки не назвать, потому что уже «нет мозга»! А было бы неплохо, потому что при назывании эмоции включается логика, т.е., работает мозг, поэтому интенсивность эмоций автоматически снижается, ею становится проще управлять. Поэтому, чтобы научиться осознавать эмоции, надо тренировать этот навык. Для этого стоит чаще:

  • Задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?»  и анализировать эмоции;
  • Для того, чтобы первое время помнить, что необходимо задавать себе этот вопрос, можно завести напоминание на телефоне, чтобы несколько раз в день сигнал телефона напоминал вам о необходимости проанализировать свои эмоции;
  • Можно вести дневник наблюдений, например, вечером вспоминать события дня и эмоции с ними связанные.

Для управления своими эмоциями без длительной тренировки можно сделать следующее:

1. Подышите. Самый лучший способ снизить накал эмоций – это их продышать. Помните, что на снижение эмоций работает медленный, акцентированный выдох (а не вдох)! Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, и интенсивность эмоций существенно снизится.
2. Подвигайтесь. Многие эмоции, особенно страх и гнев, вызывают в организме перестройку, требующую решительных действий (например, бить или бежать). Чтобы помочь организму избавиться от ненужной сейчас энергии, достаточно активно подвигаться: пройтись, поприседать, покорчить рожи или просто несколько раз с силой сжать и разжать кулаки.

3.Умойтесь, сполосните руки. Считается, что вода смывает негативную энергию. По возможности в конце трудного дня всегда принимайте душ, представляя, как он смывает с вас все полученные за день отрицательные эмоции. Когда требуется снизить эмоциональный накал быстро, просто подержите некоторое время руки под текущей водой и умойтесь, мужчины иногда могут намочить голову целиком.
4. «Стряхните эмоции с себя». В прямом смысле: отряхните себя сами или попросите кого-нибудь отряхнуть вас, как если бы ваша одежда в чем-то испачкалась. Этот метод особенно хорошо подходит, если вы «заразились» чьими-то чужими эмоциями
5. Сделайте небольшой ритуал. Напишите ваши эмоции на листочке бумаги, сделайте из него самолетик и отправьте в окно. Скомкайте и выбросьте в мусор. Сделайте кораблик и отправьте в плавание по речке. Придумайте свой способ «отпустить» вашу эмоцию в самом прямом смысле этого слова. Ритуалы воздействуют не столько на наше сознание, сколько на бессознательное – поэтому позволяют быстро справиться с нахлынувшими чувствами.
6. Обнимитесь с кем-нибудь. Телесный контакт успокаивает и снижает напряжение.
7. Включите мозг. Эмоции снижают логику, но верно и обратное: если нам удастся каким-либо образом снова включить мозг, уровень эмоций начнет снижаться. Решите математическую задачу или головоломку (вы легко найдете их в интернете). Возьмите кроссворд. Погрузитесь в проверку какого-нибудь отчета с цифрами и графиками. Как только вы сконцентрируетесь на задаче, уровень эмоций начнет снижаться
8. Расскажите кому-нибудь о своих эмоциях. Социальная активность, по данным Дэвида Карузо, одного из мировых экспертов в области эмоционального интеллекта, - самый эффективный способ вентилирования эмоций. Расскажите другому о том, что вызвало у вас такие эмоции. Это можно сообщить даже тому, кто вызывает у вас столь сильные эмоции, если вы умеете это делать корректно (например, в форме Я-послания).
9. Запишите или зарисуйте. Нет возможности проговорить – запишите, что вы думаете (на переговорах можно открыть задние страницы ежедневника, записать то, что вас раздражает или тревожит, так чтобы никто не видел, и снова вернуться к своим основным записям). Не получается записать – рисуйте. Неважно, какого качества будет рисунок – качество изображения в данном случае не имеет никакого значения.

 

Как осознавать эмоции других?
Наблюдайте за эмоциональным состоянием окружающих вас людей. Определяйте по вербальным и невербальным признакам, какую эмоцию чувствует ваш собеседник. Если вы общаетесь с достаточно близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».

Как управлять эмоциями других людей?
Это последний и самый сложный навык, который очень трудно развивать самостоятельно. Если вам нужно изменить эмоцию собеседника, полезно проговорить чувства собеседника: «По-моему, вы чем-то расстроены». Признать эмоцию. Сказать, что это нормально, испытывать такие чувства. Используйте невербальные средства (позы, жесты, интонации). Важно сначала самому прочувствовать ту эмоцию, которую вы хотите вызвать у другого.

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект //Emotional Intelligence. -М.: «АСТ», 2009. – 480 с .
  2. Андреева, М.А. Психологическая саморегуляция как средство адаптации субъектов образовательного процесса // Психологическая помощь в ВУЗе: теория и практика: сборник материалов II Межвузовского семинара-совещания ВУЗов Хабаровского края и ЕАО, Биробиджан, 22 апреля 2011 г / Под науч. ред. Н.Г. Баженовой. - Биробиджан: Изд-во ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. С. 4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. здоровьесберегающие технологии "Управление стрессом"

Управление стрессом Успешного человека спросили: – Скажи, как тебе удается выходить из трудных ситуаций с прибылью, когда все вокруг терпят убытки?  – Просто я верю, что из любой слож...

Статья по здоровьесберегающим технологиям Способы управления эмоциями

Способы управления эмоциямиСтрессовые ситуации в нашей жизни встречаются постоянно. Достаточно эмоциональные люди реагируют очень активно на подобные ситуации, но есть и те, кто просто их подавляет, у...

Управление эмоциями и настроением.

Об эмоциях и настроении....

Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.

Статья представляет собой краткий обзор технологий управления и их классификацию. Была представлена к августовской педагогической конференции, которая была посвящена управлению образовательным процесс...

Презентация для урока по управлению эмоциями

Красочная, интересная и понятная презентация для психологической работы с учащимися...

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциями Самопознание и развитие личности

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциямиСамопознание и развитие личности 1.Самосознание и самопознание2.Роль самооценки в формировании   личности3.Самоисповедь как средство познания...

Секреты управления эмоциями

В работе проведено исследование в рамках подготовки к участию в конкурсе проектно-исследовательских работ для обучающихся 4-8 классов...