Программа кружка «Юный дизайнер» 5-8 класс
рабочая программа по технологии

Баскова Наталья Сергеевна
Помочь ученику сориентироваться в выборе профессии, связанных с художественными знаниями; познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям; дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 62 г. Тюмени

Рассмотрено на МО                                      Зам. директора по УВР                                 «Утверждаю»

_________________                                        _________________                             Директор школы ______

Программа кружка

«Юный дизайнер»

Для  5-8 классов

 Автор-разработчик: Баскова Наталья Сергеевна

учебный год


Содержание:

1

Пояснительная записка

3 стр.

2

Календарно-тематическое планирование.(104 часа)

5 стр.

3

Календарно-тематическое планирование. Первый год (52часа)

7стр.

4

Календарно-тематическое планирование. Второй год (52часа)

9 стр.

5

Литература

13стр


Пояснительная записка

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. В этой связи особую значимость приобретает прохождение программы “Юный дизайнер».

Участие в работе кружка:

-способствует овладению коммуникативной деятельностью;

-способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся;

-стимулирует интерес к изучению предмета;

-овладению формами исследовательской работы.

Цель курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного); в мире современных профессий, связанных с художественными знаниями;

- познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям; показать перспективность художественных знаний с точки зрения экономической эффективности;

- дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Программа рассчитана на учащиеся 5—8 классов. Предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Различные способности и возраст воспитанников приводят к разновременному выполнению работ в творческой мастерской. Темы программы 9,11,12,15,16 могут использоваться по мере необходимости.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 52 часа в год , 2 часа в неделю (32 часа на теоретические занятия и 72 часа на практические занятия)

Методы обучения:

  • репродуктивный;
  • наглядно-иллюстративный;
  • практический.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • привитие познавательного интереса к созданию одежды
  • способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;
  • дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека;
  • ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  • сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.).
  • формирование умений и навыков в пошиве одежды.
  • воспитание художественного вкуса, трудолюбия, целеустремлённости.
  • создание условий для более полной и всесторонней реализации творческой активности, индивидуальных способностей.

По окончании обучения по программе «Юный дизайнер», учащиеся должны

знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;
  • о декоративных особенностях различных материалов, используемых оформительской работе.
  • об основных композиционных элементах дизайна;
  • о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
  • о критериях подбора различных материалов при создании композиции.
  • о правилах составления проектов;
  • о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера;
  • об экономических возможностях деятельности, связанной с созданием проектов;
  • уметь:
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства.
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (в, роспись и т. п.);
  • представлять эскизы проектов оформления в виде рисунков, сводных таблиц, планов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
  • Умение воплощать в своих пластических работах свои собственные впечатления.
  • Создавать прекрасное своими руками.
  • Ценить свой труд, уважать чужой.
  • Уметь применять теоретические знания на практике.
  • Уметь пользоваться художественным материалом.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для успешной работы кружка необходима определенная материально-техническая база. Помещение для занятий отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии. Инвентарь соответствует современным эстетическим представлениям.

Обязательные инструменты:

Швейная машина;

Ножницы;

Набор швейных игл;

Линейка закройщика;

Метровая линейка;

Раскройные мелки;

Булавки

Утюг

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, образцы-эталоны обработки деталей и узлов, изделия выполненные учащимися, технологические карты, медиаресурсы.

Календарно-тематическое планирование.(104 часа)

п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение в программу. Основные сведения о современной одежде. Этикет в одежде. ДПИ.

2

2

2

Инструменты, приспособления и материалы. Организация рабочего места и трудового процесса. Условия техники безопасности. Швейное оборудование

4

2

2

3

Основы композиции, цветоведение. Силуэт. Эскиз.

Профессия «дизайнер».

4

2

2

4

Стиль. Построение базовых конструкций одежды.

методами художественного проектирования

 Профессия «художник – модельер».

6

2

4

5

Формирование нового кроя составлением частей конструктивных основ. Работа с журналами мод.

4

2

2

6

Конструирование и моделирование изделий сложного покроя «Фэнтази».

4

1

3

7

Подбор моделей по типу фигуры.

4

1

3

8

Художественное оформление одежды различного назначения. Понятие о декоре.

6

2

4

9

Зависимость декоративного оформления от ее стилевой принадлежности. Объемные отделки (войлок, объёмная аппликация, новые способы обработки)

8

2

6

10

Декоративные швы и строчки.

4

2

2

11

 Оформление одежды.

8

8

12

Батик. ТБ. при работе. Основные способы росписи тканей. Гильоширование.

8

2

6

13

Основы композиции костюма. Народный костюм и современная одежда. Принципы творческой переработки образного источника в модный костюм (авангардная мода).

4

2

2

14

Составление конструкторской и технологической документации: выполнение эскиза и разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом.

4

2

2

15

Разработка проекта (поделок) для конкурсов и выставок ДПТ

18

4

14

16

Разработка  коллекции. Подготовка и участие в конкурсах,

« Юные дизайнер одежды», «Фесташка».

16

4

12

Итого:

104

32

72

Календарно-тематическое планирование.

Первый год (52часа)

п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение в программу. Основные сведения о современной одежде. Этикет в одежде. ДПИ.

2

2

2

Инструменты, приспособления и материалы. Организация рабочего места и трудового процесса. Условия техники безопасности. Швейное оборудование

2

1

1

3

Основы композиции, цветоведение. Силуэт. Эскиз.

Профессия «дизайнер».

2

1

1

4

Стиль. Построение базовых конструкций одежды.

методами художественного проектирования

 Профессия «художник – модельер».

3

1

2

5

Формирование нового кроя составлением частей конструктивных основ. Работа с журналами мод.

2

1

1

6

Конструирование и моделирование изделий сложного покроя «Фэнтази».

2

1

1

7

Подбор моделей по типу фигуры.

2

1

1

8

Художественное оформление одежды различного назначения. Понятие о декоре.

3

1

2

9

Зависимость декоративного оформления от ее стилевой принадлежности. Объемные отделки (войлок, объёмная аппликация, новые способы обработки)

4

1

3

10

Декоративные швы и строчки.

2

1

1

11

 Оформление одежды.

4

4

12

Батик. ТБ. при работе. Основные способы росписи тканей. Гильоширование.

4

1

3

13

Основы композиции костюма. Народный костюм и современная одежда. Принципы творческой переработки образного источника в модный костюм (авангардная мода).

2

1

1

14

Составление конструкторской и технологической документации: выполнение эскиза и разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом.

1

1

15

Разработка проекта (поделок) для конкурсов и выставок ДПТ

9

2

7

16

Разработка  коллекции. Подготовка и участие в конкурсах,

« Юные дизайнер одежды», «Фесташка».

8

2

6

Итого:

52

18

72


Календарно-тематическое планирование.

 Второй год (52 часа)

п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Инструменты, приспособления и материалы. Организация рабочего места и трудового процесса. Условия техники безопасности. Швейное оборудование

2

1

1

3

Основы композиции, цветоведение. Силуэт. Эскиз.

Профессия «дизайнер».

2

1

1

4

Стиль. Построение базовых конструкций одежды.

методами художественного проектирования

 Профессия «художник – модельер».

3

1

2

5

Формирование нового кроя составлением частей конструктивных основ. Работа с журналами мод.

2

1

1

6

Конструирование и моделирование изделий сложного покроя «Фэнтази».

2

2

7

Подбор моделей по типу фигуры.

2

2

8

Художественное оформление одежды различного назначения. Понятие о декоре.

3

1

2

9

Зависимость декоративного оформления от ее стилевой принадлежности. Объемные отделки (войлок, объёмная аппликация, новые способы обработки)

4

1

3

10

Декоративные швы и строчки.

2

1

1

11

 Оформление одежды.

4

4

12

Батик. ТБ. при работе. Основные способы росписи тканей. Гильоширование.

4

1

3

13

Основы композиции костюма. Народный костюм и современная одежда. Принципы творческой переработки образного источника в модный костюм (авангардная мода).

2

1

1

14

Составление конструкторской и технологической документации: выполнение эскиза и разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом.

3

1

2

15

Разработка проекта (поделок) для конкурсов и выставок ДПТ

9

2

7

16

Разработка  коллекции. Подготовка и участие в конкурсах,

« Юные дизайнер одежды», «Фесташка».

8

2

6

Итого:

52

14

38

Занятие 1. Цели и задачи. Знакомство с программой. История возникновения одежды. ДПТ. Классификация современной одежды. Понятие «Мода». Костюм как характеристика хозяина. Понятие «элегантность». Законы элегантности: (аккуратность, уместность, посадка костюма, простота, строгость).

Занятие 2. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для изготовления швейного изделия. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса. Швейное оборудование, заправка нити, регулировка строчки. Практическая работа.

Занятие 3. Понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «силуэт». Варианты силуэтов. Линии в костюме. Требования к эскизам. Практическая работа. Законы построения композиции. Знакомство с профессией «Дизайнер».Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение

Занятие 4. Стилевое решение костюма. Виды стилей.Снятие мерок с фигуры. Выбор прибавок на свободное облегание. Знакомство с профессией «Художник – модельер». Практическая работа.

Занятие 5. Покрой лифа с цельнокроеными рукавами. Последовательность моделирования. Моделирование рукава покроя реглан. Последовательность получения нового кроя. Схема преобразования выкроек переда и спинки. Работа с журналами мод.

Занятие 6. Лиф с асимметричными деталями. Платье с драпированной кокеткой. Платье с асимметричной драпировкой. Модели блуз с подрезами. Втачные рукава «фэнтази». Юбки с драпировками. Практическая работа.

Занятие 7. Типы женских фигур. Законы зрительных иллюзий. Цвет в одежде. Выбор цветового решения. Использование зрительных иллюзий в корректировании костюма для улучшения внешнего вида фигуры человека.

Занятие 8.Защитные и эстетические функции одежды. Понятие «Декор». Значение декора в современной одежде. Виды декоративного оформления одежды. Требования к современной повседневной одежде и принципы художественного оформления. Виды объемных отделок. Волан. Рюш. Оборка. Кокилье. Конструирование. . Практическая работа.

Занятие 9. Виды объемных отделок(войлок, объёмная аппликация, новые способы обработки). Практическая работа.

Занятие 10. Декоративное оформление одежды. Технические условия выполнения. Рельефные швы, швы с кантом, складки, защипы. Технические условия выполнения. Схемы швов. Область применения аппликаций. Технологическая обработка аппликаций. Практическая работа.

Занятие 11. Оформление одежды. Эскизы современных моделей одежды с использованием различных способов оформления одежды. Практическая работа.

Занятие 12 Основы композиции, расположение композиционного центра, ритм и равновесие в композиции. Зарисовка видов орнаментов. Основные способы росписи тканей. Материалы и инструменты. Т. Б. при работе. Способ перевода рисунка на ткань. Возможные ошибки и их устранение. Эскизы современных моделей одежды с росписью по ткани. Гильоширование.  Практическая работа.

Занятие 13 Основной закон и свойства композиции. Формы и признаки народного костюма в современной одежде. Связь современного фольклорного и русского национальных костюмов. Поэтапный процесс преобразования источника творчества в современный костюм. Практическая работа: Эскизы - зарисовки.

Занятие 14 Составление конструкторской и технологической документации: выполнение эскиза и разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом.

Занятие 15 Разработка проекта(поделок) для конкурсов и выставок ДПТ. Мозговой штурм.

Занятие 16. Разработка  коллекции. Подготовка и участие в конкурсах, « Юные дизайнер одежды», «Фесташка». Итоговое отслеживание творческого роста и результативности обучения.

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов, оформление кабинета: всё это будет способствовать развитию творческой активность.


Литература:

1. Козелло В. Мережка. Москва, Легпромбытиздат,2004,

2. Петрик Боэренс. Школа изящных рукоделий. Москва, ЭКСМО - пресс, 2000, стр.72.

3. Бердник ТО Моделирование художественное оформление одежды. Ростов-на Дону, Феникс, 2001,

4. Бердник ТО Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.

5. Джейн Нетли Мейхью. Времена года. Москва, Ниола - 21 век, 2003,

6. Хелен Пирс. Объёмная вышивка. Москва, Ниола 21 век, 2003,

7. Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991,

8. Митилло К. Аппликация. Москва, ЭКСМО, 2003

9. Гашицкая Р. Вышивка бисером. Ростов-на-Дону, Проф - пресс, 2001,

10. Липкина А. П. Полная женская энциклопедия. Янгиюль, Литература и искусство, 1992,

11. Чижикова ЛП Кружок конструирования и моделирования М-1990

12. Сьюзен о Коннор От А до Я техника «Рококо», Москва, Издательский дом «Ниола», 2004, стр.131.

13. Воротилова ТЕ Учись шить красиво Красноярск 1992.

14. Можчиль НЕ Закройщик легкой женской одежды. Ростов –на-Дону 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Рабочая программа кружка «Юный модельер» 5-8 класс.

2.       Рабочая программа кружка «Юный модельер» 5-8 класс....

Программа кружка Юный дизайнер

Эта программа кружка расчитана на 4 часа в неделю, предназначена для занятий с учащимися 2-5 классов. Она состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическ...

Программа кружка Юный дизайнер

Эта программа кружка расчитана на 4 часа в неделю, предназначена для занятий с учащимися 2-5 классов. Она состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическ...

Рабочая программа кружка «Юный дизайнер»

Рабочая программа кружка «Юный дизайнер» рассчитана на учащихся 5-7классов, на 1 год, на 68 часов. Продолжительность занятия 2 часа...

Календарно-тематический план работы кружка «Юный дизайнер» 7-8 классы.

Календарно-тематический план  работы кружка «Юный  дизайнер» 7-8 классы....

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...