Общие сведения о рабочей одежде. Пр/р№ 8 Правила снятия мерок. Основные линии фигуры. Конспект урока технологии (обслуживающий труд) 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Потемкина Ирина Николаевна

Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для делимых классов по технологии. В уроке предусмотрены межпредметные связи (история), применяются интерактивные технологии. Обучение строится на принципах партнерства, деятельности, ценностно-смыслового подхода, рефлективности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tehnologii_5klass.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технология   5класс                                                                                     05.02.2020г.

Урок № 39-40 Тема: Общие сведения о  рабочей одежде. Пр/р№ 8  Правила снятия мерок. Основные линии фигуры.

Цель: научить правильно снимать мерки для построения чертежа фартука.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

мыслительный эксперимент; сравнение; анализ; систематизация; практическая работа;

структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение отвечать на вопросы, рассуждать. слушать и слышать собеседника, учителя; планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД:

самопознание; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей

деятельности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

выбор способов деятельности; выполнение пробного учебного действия; контроль; коррекция.

Оборудование урока: сантиметровая лента, карточки, фартуки, бумажные куклы, модели одежды

Ход урока

Орг. момент

Объединение в группы (по цвету сантиметровой ленты). Приветствие:

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть Вас,

Друг на друга посмотрели

И тихонько, дружно сели.

Проверка присутствия учащихся,

организация рабочего места

Погружение в деятельность – мотивация и актуализация

- Чтобы определить тему урока, прошу вас послушать  рассказ:

«Две хозяйки»  С. Могилевской. (Приложение)

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

  Сегодня мы начинаем изучать новую большую тему «Конструирование и  пошив  изделия». Тема нашего урока сегодня звучит так: «Общие сведения о  рабочей одежде.  Пр/р№ 8 Правила снятия мерок. Основные линии фигуры».  

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Что такое фартук?

- Зачем нужен фартук?

- Какие бывают фартуки?

- Что ещё вы знаете о фартуках?

Сообщения учащихся  «История фартука»

Организация деятельности - объяснение нового материала

Отгадайте загадки:

Входишь в одну дверь,                                                

А выходишь из трёх,                                                    

Думаешь, что вышел,                                                  
А на самом деле вошёл.

                         (Рубашка)  

                                                         

Нашли ноги сразу две дороги.                            

                              (Брюки)

Зимой греет, весной тянет,                                          

Летом умирает, осенью оживает.                                

                            (Шуба)

- О чем идет речь? (об одежде)

- Что такое одежда?

Одежда - это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции (определение записывается в тетрадь).

- Для чего нужна нам одежда?

- Какую роль играет она в нашей жизни?

«Встречают по одёжке, провожают по уму» - так гласит народная мудрость.

- Как вы понимаете эти слова?

Виды одежды

  По назначению одежду подразделяют на:

бытовую, производственную, спортивную и форменную.

  Давайте более подробно рассмотрим каждую группу.

  К бытовой  относится повседневная торжественная, домашняя.  

  К производственной – спецодежда для выполнения различных работ (одежда медиков, продавцов и т.д.).

  К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.

  К спортивной – одежда для занятий спортом.

(Изобразить схематически на доске, девочки зарисовывают в тетрадь).

- Как вы считаете, фартук относится к какому виду одежды?

  Фартуки, рабочие халаты, комбинезоны относятся  к специальной одежде, т.к. служат для защиты одежды человека от загрязнения.

  По  покрою  фартуки бывают: цельнокроеные, отрезные с нагрудником и без него.

  По назначению: для кулинарных работ, для уборки помещения, для сервировки стола, для украшения костюма, фартуки могут быть и дополнением народного костюма.

Физкультминутка

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки и поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

Первичное закрепление

Игра  «Одень  куклу» (бумажные куклы + модели одежды)

Сейчас мы оденем кукол, т.е подберем одежду по назначению. У каждой группы свое время года. Учащимся нужно подумать, человек какой профессии может надеть такую одежду. Инструктаж по ТБ. (Пользование ножницами).

Девочкам дается задание одеть куклу:

       1. Зима.

       2. Весна.

       3. Лето.

       4. Осень.

 Прокомментировать свой выбор -  какой вид одежды был использован.

Объяснение нового материала

- Почему одежда должна быть удобной для работы?

 - В рабочей одежде, каких профессий присутствует фартук?

 - В чём различие фартуков людей разных профессий?

 - Почему для приготовления пищи фартук должен больше закрывать фигуру, а головной убор закрывать волосы?

Требования к рабочей одежде

  Какими бы ни были швейные изделия, все они должны отвечать следующим требования

 - гигиеническим -  одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека (кожное дыхание, выделение водяных паров) и предохранять тело человека от внешних (механических, химических) воздействий;

 - эстетическим  - быть красивыми, модными;

 - эксплуатационным  - должна быть удобной в носке, достаточно прочной и износоустойчивой;        

 - экономическим  - быть доступными по цене.        

- Для изготовления фартука используются различные ткани, чаще всего хлопчатобумажные или льняные. Подумайте, почему?

Снятие мерок

- Нравится ли вам, как сидят фартуки на девочках?

  - Чтобы фартук сидел по фигуре, был впору, что нужно знать?

  Представьте, что вы стоите в  реке или море. Постепенно выходя на берег, первый раз останавливаетесь, когда вода дошла до 7 шейного позвонка – это линия шеи;

второй раз,  когда вода дошла до выступающих точек груди – линия груди;

третий раз, когда вода дошла до самого узкого места в области талии – линия талии;

четвертый раз, когда вода дошла до выступающих точек ягодиц – линия бедер (она находится на 12-14 см ниже линии талии);

пятый раз, когда вода дошла до середины колена – линия колен.

  Верхний край нагрудника проходит на уровне линии груди; пояс – на уровне линии талии, карман – на уровне линии бедер, линия низа фартука проходит чуть выше линии колена.

  Измерения проводят специальной сантиметровой лентой.

Изобрел её в 1810 году французский портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина - 2см.

На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие её от износа.

 

 Вызвать двух девочек разного роста и комплекции, предложить примерить фартуки одного размера.

Выполнение движений под музыку

Сантиметровая лента

  Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получиться неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.

Скажите, а что такое «мерка»?

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (определение записывается в тетрадь)

 - Берите сантиметровые ленты и начинайте снимать мерки?

 - Почему вы не можете выполнить задание?

  Для этого надо знать правила снятия мерок.

Правила снятия мерок

1. Стоять надо прямо без напряжения.

2. Талию предварительно опоясывают шнуром или тесьмой.

3. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

4. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

- Как вы думаете, почему чертеж изделия строится на половину фигуры?

Наша фигура симметрична относительно оси. Поэтому чертеж выкройки, как правило, строится на половину фигуры. Все измерения записывают условными обозначениями.

- Какие мерки нам надо снять, чтобы построить чертеж выкройки фартука?

 

Обсуждение правил.

Задание: к каждому предложению подобрать одно слово, прочитав которое вы сможете вспомнить все правило, и записать эти слова в тетрадь.

О - обхват

С – полуобхват

Д – длина

Осуществление деятельности – практическая работа

Текущий инструктаж

Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Игра  «Ателье»

  Девочки получают задание, объединится в группы по два человека  (портной - заказчик) и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в карточку  для  клиента. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

Выставление оценок.

Подведение итогов

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Рефлексия

У каждой девочки на столе лежат по 3  цветка – жетона.

Желтый цвет – на уроке все было понятно, работать было интересно, больших затруднений в целом не возникало;

Красный – не все удалось на уроке, где-то были затруднения, что-то было непонятно или не получалось;

Синий – на уроке было много непонятного, трудного, было не очень интересно.

Учащиеся выбирают жетон определённого цвета. Нужно украсить чертеж фартука.

Приложение

«Две хозяйки»                                          С. Могилевская

Как-то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:

-        Ох, устала!

-        Как не устать, раз обед готовила, - говорит другая. - Небось    оладьи жарила?

-        Оладьи. А ты откуда знаешь?

-        И клюквенный кисель варила?

-        Что верно, то верно! Вкусный получился.

-        А борщ-то томатом заправляла?

-        Да ты откуда такая догадливая?

-        Как не догадаться: на твоем платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда - где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:

-        Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких! Вот погляжу,

какова ты будешь, когда с обедом управишься.

-        Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 5 классе по теме: "Виды рабочей одежды. Фартук в народном костюме.Фигура человека и её измерение."

Материал содержит план-конспект урока по указанной теме, включает разнообразные методы обучения, материал по истории костюма, включающий региональный компонент, кроссворд для  проверки усвояемости мат...

Конспекты уроков технологии (обслуживающий труд) 5 класс

Конспекты уроков подробно раскрывают содержание и этапы уроков технологии в 5 классе...

Учебно- тематические планирования уроков технологии ( обслуживающий труд) 5 класс

Файл содержит тематическое планирование уроков технологии  (обслуживающий труд) для 5 классаПрограмма   В.Д. Симоненко.Учебник      «Технология 5 класс» под ред...

Учебно- тематическое планирование уроков технологии ( обслуживающий труд) 6 класс

Файл содержит тематическое планирование уроков технологии  (обслуживающий труд) для 6 класса...

Учебно- тематическое планирование уроков технологии ( обслуживающий труд) 7 класс

Файл содержит тематическое планирование уроков технологии  (обслуживающий труд) для 7 класса...

Учебно- тематическое планирование уроков технологии ( обслуживающий труд) 8 класс

Файл содержит тематическое планирование уроков технологии  (обслуживающий труд) для 8 класса...