Статья «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»
статья по технологии (5 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Все психические процессы у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличаются качественным своеобразием.Чувственная ступень познания - ощущение и воспритятие. Память-это сложная психическая деятельность. Основные процессы памяти это запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Обучение в школе это и есть процесс восприятия и усвоения предложенной информации.  Учитель может использовать все каналы восприятия: зрение, слух, кинестетический канал. И от того, какой канал у обучающегося является ведущим начинается активная деятельность памяти.Существуют четыре категории людей: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты. В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, множеством поведенческих реакцийй, которые воздействуют на разные сенсорные системы. Учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников. Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках. От мастерства, творчества и таланта учителя зависит то, как он будет представлять информацию на уроках. Используются мною  приемы при развитии различных видов памяти: ассоциативный ряд, мизансцены, тесты, игры и упражнения. Педагогическое воздействие различно и не повторяется в отношении всех обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.83 КБ
Файл statya.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»

О.Н.Куликова

Учитель высшей категории

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания — ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти.

Память — это сложная психическая деятельность. Различают основные процессы памяти: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), забывание и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Главным из этих процессов признается запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения.

Так с чего же начинается деятельность памяти? Она начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Школьное обучение - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

От того, какой канал у учащегося является ведущим начинается активная деятельность памяти.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что одни дети успешнее запоминают учебный материал, читая его про себя, другие — читая вслух или слушая учителя, третьи, для того чтобы запомнить, прибегают к записи. Следует помнить, чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее запоминается материал и лучше воспроизводится.

Анализ различных источников показал, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно разделить на четыре категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты.

Визуалы – это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

В процессе восприятия для него важен цвет, свет – это улучшает восприятие. В плохо освещённом помещении он не может работать, так как быстро наступает утомление. Зная данные особенности, следует придерживаться следующих рекомендаций: таких детей лучше усаживать ближе к окну и дальше от доски. При восприятии информации такому ученику нужна определённая дистанция. Визуал учится глазами. Для него важен контакт глазами, улыбка, мимика. Во время ответа на него нужно обязательно смотреть. У визуала необходимо развивать умение общаться и двигательные навыки.

Аудиалы – это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Он легко отвлекается на звуки. Для него важна интонация, красивый голос. Его раздражают посторонние шумы, излишняя высота и громкость, речи. Очень любит, когда называют его имя, любит слушать свой голос, ему важно выговориться. Если на уроке его не спрашивают, то начинает разговаривать с соседями. Эти дети болезненнее других реагируют на замечания, особенно если они сделаны в грубой форме.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения, такие, как обоняние, осязание и др. и с помощью движений. Ему необходимо потрогать, повертеть, обследовать то, что он изучает, в том числе на вкус, запах. Он «думает руками». Такому ребёнку трудно просто сидеть, поэтому он вертится, вертит что-то в руках, что-то достаёт, тем самым подпитывает свою память и внимание. Он всегда находится сам в себе, важны собственные ощущения. На перемене они часто виснут друг на друге, толкаются, затевают драки. Такие дети очень подвижны, главное для них – заниматься делом. Они много и активно жестикулирует.

У дискретов восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учащимся. Учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников, что позволит ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой — целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

Учащиеся каждой модальности имеют свой предпочитаемый язык, который позволяет наиболее полно усвоить получаемую информацию.

Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках. Именно от мастерства, творчества и таланта учителя зависит то, как он будет предоставлять информацию на уроках.

Серьезный вопрос состоит еще и в том, что канал восприятия четко совпадает с характером передачи информации. Поэтому, деля учащихся на «визуалов», аудиалов», «дискретов» и «кинестетиков», не забудьте о том, что и педагог является представителем одним из трех типов каналов восприятия. Не анализируя, кем является педагог, как важный транслятор учебной или иной информации, можно пропустить момент, когда учитель не доносит информацию тем учащимся, которые не принадлежат к его типу канала восприятия.

Что делать, чтобы навести в голове порядок.

ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». 

Научить учащихся обрабатывать, прорабатывать полученную информацию, использовать инструментарии памяти. Это моя задача.

Что я делаю:

1.На любую информацию должны быть практические действия- подключается двигательная память. Действия выполненные 1раз не воспринимаются, а 5-6 информация сама всплывает.

2. Не надо забывать, что при деятельности обучающего по образцу включается память кратковременная с опорой на механическую память поэтому необходимо повторять завтра, через месяц, полгода, подумать куда этот эпизод включить, чтобы повторение изученного обязательно состоялось. Практические уроки я ставлю во главу обучения.

3.Создать условия для понимания в помощь мне для этого слайды, презентации, видео картинки, рисовать задачу. ( сейчас есть возможность пользоваться в полном объёме ИКТ)

4. Помните,  легче воспринимается информация, если она идет краткими блоками. Напоминание в виде схем, рисунков, плакатов, пособия при актуализации знаний, закреплении материала. Не говорить за ученика, а учить применять подсказки.

Приемы, которые можно использовать при развити различных видов памяти.

  • Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема, новое слово. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.
  • Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.

Учимся составлять схемы при повторении алгоритма практических работ при повторении материала. Прошу составить схему после просмотра видео трудовых процессов. Схемы составляем произвольного характера горизонтальные, вертикальные, цикличные. В начале этого процесса было сложно, приходилось почти все подсказывать и составляли классом. На данный момент схемы составляют самостоятельно, в паре. Выполняем схемы процесса, схемы с помощью инструментов используемых в алгоритме. Более интересные схемы перечерчиваем на доску. Схему строим по линейке, красиво, точно и учимся читать схемы друг у друга.

Важным в работе является дидактическое содержание помогает включению различных анализаторов памяти. Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала.

Технологические карты усложненного характера.

Почти каждый урок начинаю с загадок о труде, инструменте. Словарный аукцион по предмету, конкретно по теме помогает при закреплении нового материала. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. Идет бурный акцион и интересный.
У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Работа, которая выполняется с пользой и на долго всегда интересна и останется в памяти.

В каждом действии учителя и ученика должно быть, что работало на понимание вопросы, мониторинг, практика, везде присутствует яркое сопровождение, наглядное наполнение, тогда подключается еще один вид памяти -эмоциональны. Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях.

Педагогическое воздействие различно и не повторяется в отношении всех учеников.

Тесты, игры и упражнения на развитие памяти

Взгляните на рисунок. Теперь быстро закройте глаза. Изображение сразу не исчезнет. На короткий миг оно встанет перед глазами – в этот момент работает образная (сенсорная) память. Запомните расположение символов в данной таблице и воспроизведите их в той же последовательности. Повторяйте задание, пока ряд не примет первоначального вида.

hello_html_57529fac.png

.

  1. Методика исследования кратковременной памяти, или Как выбрать нужную информацию.

Цель. Определение объема кратковременной зрительной памяти. 
Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. 

Таблица Шульце



Предварительный просмотр:

 «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»

О.Н.Куликова

Учитель высшей категории

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания — ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти.

Память — это сложная психическая деятельность. Различают основные процессы памяти: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), забывание и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Главным из этих процессов признается запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения.

Так с чего же начинается деятельность памяти? Она начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Школьное обучение - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

От того, какой канал у учащегося является ведущим начинается активная деятельность памяти.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что одни дети успешнее запоминают учебный материал, читая его про себя, другие — читая вслух или слушая учителя, третьи, для того чтобы запомнить, прибегают к записи. Следует помнить, чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее запоминается материал и лучше воспроизводится.

Анализ различных источников показал, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно разделить на четыре категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты.

Визуалы – это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

В процессе восприятия для него важен цвет, свет – это улучшает восприятие. В плохо освещённом помещении он не может работать, так как быстро наступает утомление. Зная данные особенности, следует придерживаться следующих рекомендаций: таких детей лучше усаживать ближе к окну и дальше от доски. При восприятии информации такому ученику нужна определённая дистанция. Визуал учится глазами. Для него важен контакт глазами, улыбка, мимика. Во время ответа на него нужно обязательно смотреть. У визуала необходимо развивать умение общаться и двигательные навыки.

Аудиалы – это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Он легко отвлекается на звуки. Для него важна интонация, красивый голос. Его раздражают посторонние шумы, излишняя высота и громкость, речи. Очень любит, когда называют его имя, любит слушать свой голос, ему важно выговориться. Если на уроке его не спрашивают, то начинает разговаривать с соседями. Эти дети болезненнее других реагируют на замечания, особенно если они сделаны в грубой форме.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения, такие, как обоняние, осязание и др. и с помощью движений. Ему необходимо потрогать, повертеть, обследовать то, что он изучает, в том числе на вкус, запах. Он «думает руками». Такому ребёнку трудно просто сидеть, поэтому он вертится, вертит что-то в руках, что-то достаёт, тем самым подпитывает свою память и внимание. Он всегда находится сам в себе, важны собственные ощущения. На перемене они часто виснут друг на друге, толкаются, затевают драки. Такие дети очень подвижны, главное для них – заниматься делом. Они много и активно жестикулирует.

У дискретов восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учащимся. Учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников, что позволит ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой — целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

Учащиеся каждой модальности имеют свой предпочитаемый язык, который позволяет наиболее полно усвоить получаемую информацию.

Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках. Именно от мастерства, творчества и таланта учителя зависит то, как он будет предоставлять информацию на уроках.

Серьезный вопрос состоит еще и в том, что канал восприятия четко совпадает с характером передачи информации. Поэтому, деля учащихся на «визуалов», аудиалов», «дискретов» и «кинестетиков», не забудьте о том, что и педагог является представителем одним из трех типов каналов восприятия. Не анализируя, кем является педагог, как важный транслятор учебной или иной информации, можно пропустить момент, когда учитель не доносит информацию тем учащимся, которые не принадлежат к его типу канала восприятия.

Что делать, чтобы навести в голове порядок.

ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». 

Научить учащихся обрабатывать, прорабатывать полученную информацию, использовать инструментарии памяти. Это моя задача.

Что я делаю:

1.На любую информацию должны быть практические действия- подключается двигательная память. Действия выполненные 1раз не воспринимаются, а 5-6 информация сама всплывает.

2. Не надо забывать, что при деятельности обучающего по образцу включается память кратковременная с опорой на механическую память поэтому необходимо повторять завтра, через месяц, полгода, подумать куда этот эпизод включить, чтобы повторение изученного обязательно состоялось. Практические уроки я ставлю во главу обучения.

3.Создать условия для понимания в помощь мне для этого слайды, презентации, видео картинки, рисовать задачу. ( сейчас есть возможность пользоваться в полном объёме ИКТ)

4. Помните,  легче воспринимается информация, если она идет краткими блоками. Напоминание в виде схем, рисунков, плакатов, пособия при актуализации знаний, закреплении материала. Не говорить за ученика, а учить применять подсказки.

Приемы, которые можно использовать при развити различных видов памяти.

  • Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема, новое слово. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.
  • Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.

Учимся составлять схемы при повторении алгоритма практических работ при повторении материала. Прошу составить схему после просмотра видео трудовых процессов. Схемы составляем произвольного характера горизонтальные, вертикальные, цикличные. В начале этого процесса было сложно, приходилось почти все подсказывать и составляли классом. На данный момент схемы составляют самостоятельно, в паре. Выполняем схемы процесса, схемы с помощью инструментов используемых в алгоритме. Более интересные схемы перечерчиваем на доску. Схему строим по линейке, красиво, точно и учимся читать схемы друг у друга.

Важным в работе является дидактическое содержание помогает включению различных анализаторов памяти. Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала.

Технологические карты усложненного характера.

Почти каждый урок начинаю с загадок о труде, инструменте. Словарный аукцион по предмету, конкретно по теме помогает при закреплении нового материала. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. Идет бурный акцион и интересный.
У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Работа, которая выполняется с пользой и на долго всегда интересна и останется в памяти.

В каждом действии учителя и ученика должно быть, что работало на понимание вопросы, мониторинг, практика, везде присутствует яркое сопровождение, наглядное наполнение, тогда подключается еще один вид памяти -эмоциональны. Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях.

Педагогическое воздействие различно и не повторяется в отношении всех учеников.

Тесты, игры и упражнения на развитие памяти

Взгляните на рисунок. Теперь быстро закройте глаза. Изображение сразу не исчезнет. На короткий миг оно встанет перед глазами – в этот момент работает образная (сенсорная) память. Запомните расположение символов в данной таблице и воспроизведите их в той же последовательности. Повторяйте задание, пока ряд не примет первоначального вида.

hello_html_57529fac.png

.

  1. Методика исследования кратковременной памяти, или Как выбрать нужную информацию.

Цель. Определение объема кратковременной зрительной памяти. 
Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. 

Таблица Шульце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся....

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

Совершенствование трудовых умений и навыков средствами трудового обучения и воспитания

В специальной (коррекционной) школе VIII вида предмет «Технология» имеет особую значимость в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии, так как наряду с другими учебными пре...

Сформированность трудовых умений и навыков обучающихся 2 класса ( VIII вид)

Заполнение данной таблицы позволит определить уровень сформированности трудовых умений и навыков у обучающихся 2 классса коррекционной школы...

Доклад "Воспитание навыков самостоятельности у учащихся на уроках профессионального трудового обучения"

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к ...

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...