Современные ИКТ в преподавании технологии
статья по технологии

В статье делюсь опытом работы в новых условиях. Кратко знакомлю о подготовке к урокам, методикой проведения урока и все ли уроки должны быть с применение ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные ИКТ в преподавании технологии

Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь
самый благородный,
путь подражания –
это путь самый легкий,
и путь опыта –
это путь самый горький.

Конфуций

Учитель… Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребят необходимо вовлекать в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это школа для всех. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Ну и конечно новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать достоверной информацией о том, как работают образовательные учреждения и система образования в целом.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вошло звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». В первую очередь мы должны помнить о здоровье сберегающем аспекте и о возрастных особенностях наших детей.

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Уроки с использованием информационных технологий должны не только расширять и закреплять полученные знания, но и в значительной степени повышать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у любого школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Кардинальные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности вкупе с изменившимися социальными условиями ставят перед каждым учебным заведением задачу создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих современными информационными технологиями.

Модернизация системы образования на основе широкого использования информационных технологий открывает сегодня новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

Необходимо помнить, что в третье тысячелетие вступило новое поколение молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами, которые к качеству образования предъявляют новые требования. Иными словами, в качестве цели образования выступает человек не только реализующий, но и человек меняющийся, развивающийся – человек возможностей, готовый стать профессионалом.

  Наличие дома персональных компьютеров, другой различной техники способствует повальному увлечению молодежи информационными новинками в разных областях. Увлеченные молодые люди ощущают себя всезнающими и всемогущими, черпая знания из « безмерной бочки» под названием Интернет. На практике же результаты такой эйфории для учебного процесса приносят только вред. Связано это с отсутствием у них достаточной базы знаний для фильтрации информации и тем, что основная энергия направляется на обучение использования приборов.

Наша задача – увеличить эффективность учебного процесса путем адаптации традиционных образовательных технологий и созданию принципиально новых технологий приобретения научных знаний, новых педагогических подходов и методик преподавания, которые станут подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения.

Так как с помощью зрения человек воспринимает около 80%  всей поступающей информации, а современной молодежи, по данным статистики, удобнее наблюдать и воспринимать происходящее с экрана монитора, чем только на слух, то решающая роль в повышении интереса к обучению принадлежит новым информационным технологиям, в которых компьютер рассматривается как средство учебной деятельности в соответствии запросов информационного общества и основным назначением которого являются :

-Развитие коммуникационных способностей обучающихся;

-Формирование критического мышления;

-Обучение восприятию информации с экрана совместно с речью преподавателя;

-Оценка качества информации;

-Повышение общекультурного уровня обучающихся.

Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах – школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.

Главная и основная цель использования наглядных информационных технологий – сделать уроки нагляднее и интереснее, представить новую информацию и закрепить полученную, создавать проблемные ситуации, упростить объект изучения в целях подчеркивания его принципиально важных компонентов.

Преимуществом использования наглядных информационных технологий является возможность эффективной реализации следующих принципов:

Индивидуализация работы обучающихся, то есть работа в темпе, соответствующем его индивидуально-психологическим особенностям;

Обратная связь в ходе обучения, при котором каждый обучающийся находится в поле зрения;

Работа обучающихся на уроке становится более организованной, преподаватель меньше времени тратит на решение организационных проблем, и в результате – больший объем работы, выполняемый на уроке.

Несомненно, к уроку с использованием информационных технологий требуется колоссальная подготовка. А если еще к наглядным моделям приложить активное участие в процессе урока самого преподавателя, его опыт, знания, квалификацию, то каждый такой урок становится поистине уникальным. Он позволяет расширить не только методику преподавания, но и помогает открыть молодежи окно в современный мир.

В первую очередь при разработке электронных презентаций или уроков необходимо выполнять следующие функции:

эффективно управлять деятельностью обучающегося по изучению учебной дисциплины;

стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;

обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации или электронного урока или учебника:

достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;

практическая содержательность, системность, целостность.

При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.).

В своей работе я использую обычные традиционные технологии ведения урока теоретического обучения, использую интерактивные и компьютерные технологии.

При использовании интерактивной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, но стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится создание условий для их инициативы.

Поэтому в своей работе я особое внимание уделяю использованию компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. К сожалению, в настоящее время очень мало электронных учебников по технологии . Нам приходится разрабатывать и создавать электронные презентации самим.

В настоящее время я уже имею опыт создания электронных презентаций, и для себя определила критерии, которые необходимо учитывать при создании и разработке учебных компьютерных презентаций.

Критерии отбора содержания можно свести к следующим положениям:

отбираемый материал должен соответствовать тематическому плану;

отбираемый материал должен быть адаптирован для обучающихся;

отбираемый материал должен включать различные виды наглядности;

конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.

Средства обучения можно классифицировать как:

Наглядность I рода – это все то, что обучающиеся видят непосредственно в результате показа.

Наглядность II рода – это графическое отображение

Наглядность III рода – это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать наглядности 1 и 2 рода, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа.

Таким образом, в ходе применения информационных технологий в своей работе, я пришла к выводу, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока неэффективно, проще и легче использовать фрагменты или конкретный вопрос.

Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов а также уроков-семинаров, игр. Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.

Технология – это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.

Технология – это предмет, который дает знания, умения и навыки, необходимые всем учащимся, независимо от профессии и положения в современном обществе.

Компьютерные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют эффективно повысить качество обучения. Современная аппаратура: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа установка позволяет значительно разнообразить формы работы, использовать большое количество наглядного материала и экономить время на уроке.

Прежде всего, речь идет об использовании мультимедиа презентаций, создание которых – процесс творческий, требующий умений, времени, фантазии, достаточное количество иллюстративного материала. Хорошая презентация - отличное методическое средство, позволяющее ученикам лучше усвоить теоретическую часть урока. В базе данных  школьного кабинета технологии достаточно много презентаций по темам: “Материаловедение”, “Машиноведение”, “Моделирование”, ”, “Праздничные бутерброды”, “Украшающие швы”,   и другие. Все они скомпонованы по разделам: “Для уроков”, “Детские”, “Классное руководство” и “Конкурсы”. Программа школьного курса технологии многогранна и разнообразна. В рамках именно этого предмета предполагается изучение простейших приемов выращивания растений для дома, изготовление одежды своими руками, цветовое решение в одежде, оформление, деление жилого помещения на зоны, оформление интерьера картинами и предметами декоративно-прикладного искусства, роль освещения в интерьере, цветовое решение интерьера, которое направлено на развитие чувства прекрасного, способствует ознакомлению с элементами дизайна в оформлении дома и квартиры.

Домашняя обстановка влияет на душевное состояние всех домочадцев. Создание благоприятной среды обитания для себя и своей семьи – чрезвычайно благородная задача. Она посильна всем, независимо от материального положения. Обстановку в доме творят не деньги, а люди.

В основе оформления интерьера сегодня лежит идея, настроение, чувство. Простота и лаконичность, сочетание всех элементов дизайна помещения делают наш дом неповторимым и оригинальным.

Для того чтобы создать свой неповторимый, удобный, комфортный интерьер, недостаточно владеть информацией о современных технологиях в строительстве, о недорогих или, напротив, дорогих и престижных материалах и фирмах. Необходимы познания в области оформления интерьера.

Дизайн интерьера – искусство особого вида. По стилю, в котором решен интерьер, можно определить не только вкус, род деятельности, статус, имидж, увлечения жильцов, но и характер, менталитет, национальность проживающих в доме. Художественное проектирование интерьера , наряду со знаниями основ рисунка, композиции, декоративно-прикладного искусства, требует знания основ цветоведения.

Невозможно всесторонне и качественно изучить вышеперечисленные понятия в рамках отведенного программой времени ( 2 часа в год в каждом классе) без применения информационно – коммуникационных технологий.

В нашей школы имеется возможность показать презентации на уроке по предмету.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам.

Использование компьютерных журналов помогает повысить мотивацию учащихся, сэкономить время на уроках по теме “Конструирование”. Компьютерные журналы моделей дают возможность распечатать не только выкройку по размеру, но и технологическую последовательность изготовления изделия. Поэтому учащиеся заинтересованы выучить швейную терминологию. Это ведёт к повышению качества знаний.

Разнообразить процесс обучения терминологическим понятиям помогает использование принтера при подготовке к урокам технологии. Созданные инструкционные карты, алгоритмы, кроссворды сохраняются в компьютерном фонде, при необходимости распечатываются для использования на уроках.

Без всякого сомненья, экономит время урока компьютерное тестирование. И быстро, и интересно. Но для эффективной работы, как показывает практика, одного компьютера в кабинете мало.

Все перечисленные примеры использования ИКТ при изучении технологии – обобщение опыта работы учителя. Время не стоит на месте, рождаются новые идеи. Но, внедряя новые компьютерные технологии в учебный процесс, учитель технологии не должен забывать, что главный результат его работы – практические умения учащихся по темам программы.

Использование ИКТ позволяет

ученику:

учителю:

– проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения;

– самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения уроков;

– осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;

– получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов за счет трехмерных моделей (3D-моделей);

– отойти от традиционной формы проведения урока;

– формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;

– развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;

– работать в индивидуальном темпе;

– создавать вариативные проверочные работы (тестовые и контрольные задания), учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся;

– формировать навыки самоконтроля;

– быстро анализировать успеваемость и отслеживать динамику ее роста у каждого учащегося

– осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов, создании школьной библиотеки наглядных пособий;

– собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам, что особенно важно при переходе к профильному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Особенности использования современных образовательных технологий в преподавании технологии

Применение образовательных технологий в преподавании предмета технологии...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС

Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ОООФормирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...

Современные подходы в преподавании технологии

Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности (грамотности) учащихся,  инвариантн...