Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов
рабочая программа по технологии

Абрамова Лариса Борисовна

 Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_metodu_proektov.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов

Выполнил:

                                                                                          учитель: Абрамова Л.Б.

г. Демидов

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.
  2. Обоснование возможности использования метода проекта  при обучении детей с ОВЗ  на предмете «технология»
  3. Условия  и особенности проектной деятельности при обучении детей с ОВЗ.
  4. Объединение классно-урочной и проектной  формы занятий.
  5. Планирование проектов.

ВВЕДЕНИЕ.

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий в развитых странах называют переходом к постиндустриальному обществу. Они привели к смене концепций развития и управления – от технократического подхода к инновационному, от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. В структуре жизнедеятельности на первое место вышли такие категории, как человек-личность, человек-профессионал. Наиболее значимыми факторами развития страны становятся наряду с профессиональной компетентностью такие качества работника как творчество и способность к непрерывному развитию и самообразованию.  Аналогичные процессы начались и в нашей стране и уже привели к изменению образовательных потребностей общества. А это, в свою очередь, стимулировало проведение в 90-е годы реформы образования, направленной на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию с использованием новых методов и педагогических технологий. Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях.  Для достижения поставленной цели необходимо использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Обоснование возможности использования метода проектов при обучении детей  c ограниченными возможностями на   предмете «технология».

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельноcти являются чрезвычайно важными.         В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.  Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.  Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

 Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и  проектные  методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития  различных трудовых  навыков создать творческую атмосферу в коллективе, а также  способствуют:

  • формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
  • сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
  • созданию благоприятных  условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
  • дифференцированному  и индивидуальному,  подходу в обучении;
  • использованию методов, активизирующих учебный процесс;
  • использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
  • неразрывному единству обучения и воспитания.

      Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной )  школы  актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

  • между программными требования ми и разным уровнем реальных    учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
  • между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высоки ми требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
  • между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
  • между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, с одной стороны, выступая как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области “Технология”, показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:

  • связь теории с практикой;
  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;
  • доступность, систематичность и преемственность обучения;
  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;
  • предприимчивости;
  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

 Коррекционая функция  заключается  в возможности проявиться         созидательным и творческим силам и стремлениям детей, в стимуляции  компенсаторных процессов, развитии познавательных возможностей. 

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  • технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
  • достаточно высокой эффективностью уроков;
  • развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
  • развитием и поддержанием интереса к предмету;
  • практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
  • развитием коммуникативных навыков учащихся;
  • созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

 Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Условия  и особенности проектной деятельности  с детьми с Овз (УО)

Для детей с недостатком интеллекта, это очень сложный вид деятельности, но в тоже время, метод проектов представляет собой очень гибкую модель организации образовательно- воспитательного процесса  и строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объёма знаний и навыков.
  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых и заканчивая более  сложными.
  • постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем.
  • постепенное осознание учащимися собственных способностей и возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества.
  • возможность выбирать для проекта актуальные проблемы.

 Метод проектов помогает  школьникам овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в изделии, а также способствует реализации дидактических функций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения.

Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • практическая осуществимость проекта;

            Условиями учебной проектной деятельности являются:

  • возможность применения на практике полученных знаний, умений и навыков;
  • соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
  • наличие необходимых материально-технических средств;
  • соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
  • обеспечение безопасных условий труда;
  • использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
  • применение природных материалов и отходов производства;
  • рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка»  должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующими разъяснениями, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе.

Объединение классно- урочной и проектной

формы занятий

Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. В современной педагогике метод проектов рассматривается как одна из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, как это было в начале XX в., а параллельно с ним, являясь полноценным организующим компонентом образовательного процесса.

Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?

Такой вопрос выносит А.В. Хуторской — автор современного учебника по дидактике — как тему для обсуждения со студентами. И действительно для современных реформ в образовании этот вопрос является, пожалуй, центральным. Во-первых, использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». Во-вторых, реализация глобальных проектов, рассчитанных на организацию работы учащихся во внеурочное время, для ряда школ затруднительна. Поскольку работа учителя с учащимися во внеурочное время не оплачивается. В школах, из-за их переполненности, возникают проблемы с помещением, где можно вести консультации и т.д.

Таким образом, возникает проблема, которая заключается  в том, чтобы найти способ поддержания должного равновесия между классно-урочной формой обучения и проектной.

Учебный план коррекционной школы  выгодно отличается от учебных планов общеобразовательных школ, так как  предполагает аудиторную занятость обучающихся с большим количеством часов в неделю. Все  виды деятельности по изучениюстроения и выращивания сельскохозяйственных культур входят в программный материал по предмету “сельскохозяйственный труд” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. Кроме того, наполняемость трудовых групп составляет, как правило  5-8 человек. Что сводит к минимуму время  внеурочной занятости для работы над проектом, как  обучающихся,  так и учителя.

Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно- образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.

А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему, но не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно- урочную систему».

Тематика проектов при проведении уроков сельскохозяйственного труда.

5 класс – «Выращивание картофеля»

6 класс – «Выращивание столовой свёклы»

                  «Выращивание столовой моркови»

7 класс – «Выращивание зеленных овощей»

8 класс - «Выращивание кочанного салата»

                 «Выращивание рассады томата»

                 «Выращивание томата в защищённом грунте»

9 класс – «Выращивание огурца в защищённом грунте»

                  «Выращивание растения огурца во внесезонное время»

10 класс – «Выращивание рассады перца»

                   «Выращивание перца в весенней теплице»

                   «Выращивание кабачков  в открытом грунте»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»

Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»...

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

Технологические карты для использования на уроках сельскохозяйственного труда

Технологические карты для использования на уроках сельскохозяйственного  труда...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА УРОКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА.

Пословицы и поговорки как дидактический материал используется в школьных учебниках в средних и старших классах при изучении различных разделов школьного курса. Пословицы и поговорки могут примен...

Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности обучающихся на уроках профильного труда Штукатурно-малярное дело»

Специфика образования предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. В связи с этим неизбежен процесс ориентации обучения на развитие и саморазвитие личности, а так же образов...