Рабочая программа по технологии для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида
рабочая программа по технологии (5 класс)

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2014. - Сб.2. - 304 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programa_5_kl._viii_vid.docx364.46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\аттестация Бурбак А.В\Рабочие программы Бурбак А.В\титулки сканы\5кор 2019.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Рабочая программа по технологии для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида МКОУ «Мыскаменская школа интернат» составлена в соответствии:

  1. ФЗ №279-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 года «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  3. Санитарно-гигиенические требования, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении».
  4. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2013-2018 учебный год»
  5. Учебного плана МКУО «Мыскаменская школа-интернат» на 2018-2019 учебный год. Учебного плана МКУО «Мыскаменская школа-интернат» на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2014. - Сб.2. - 304 с. к учебникам:

  • Тищенко А.Т. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс     Москва. Вентана-Граф, 2010г.                                                                               
  • Трудовое обучение. 5-9 классы. Слесарное дело. Столярное дело: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011г
  • Самородский П.С., Тищенко А.Т. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс     Москва. Вентана-Граф, 2011г.  
  • Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс     Москва. Вентана-Граф, 2011г.                                    
  • Тищенко А.Т. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс     Москва. Вентана-Граф, 2011г.

Программа ориентирует на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у них необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Цель программы – подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства. Учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

 В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, различными видами соединений и отделкой изделий. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярных изделий).

Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушениями интеллектуального развития и их социально-бытовой ориентации.

Для успешного обучения по данной программе столярная мастерская оснащена всем необходимым оборудованием, станками и инструментами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования, предоставляющая возможность обучающимся применить на практике знания, полученные на основных предметах. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по технологии обусловлена, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС ООО, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота. Программа обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников следующих ключевых компетенций: технологической, коммуникативной, информационной, что связано с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению задач.

Новизной рабочей программы является присутствие в ней национально регионального компонента, который включает в себя изготовление кухонной утвари, других предметов обихода тундровой жизни.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.  Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Объектом изучения технологии является изучение различных видов материала: древесины и металла, а также знакомство основами информационных технологии, элементами культуры дома.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;
  • распространенные технологии современного производства;
  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методы технической, творческой, проектной деятельности;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
  • Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
  • Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются: беседа (диалог); работа с книгой; практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению; самостоятельная работа; работа по карточкам; работа по плакатам; составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте. 

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные. 

Методы стимуляции: демонстрация натуральных объектов, ИТК, дифференцирование, разноуровневое обучение, наглядные пособия, раздаточный материал, создание увлекательных ситуаций, занимательные упражнения, экскурсии, декады трудового обучения, участие в конкурсах, участие в выставках декоративно-прикладного творчества. 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                

Базисный учебный (образовательный) план школы-интерната отводит на изучение предмета «Технология» в 5 коррекционном классе VIII вида 6 часов в неделю, при 35 учебных неделях в году.

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся в 5 классе специального (коррекционного) класса VIII вида.

Для реализации программы используется учебник: Самородский П.С., Тищенко А.Т. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс     Москва. Вентана-Граф, 2011 г.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

Предметными результатами являются:

1.В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  • владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

2.В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда;
  • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

3.В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

4.В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

Межпредметные связи: математика, черчение, физика, информатика, ИЗО.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации образовательной программы начального образования. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение технологии в 6 классе на доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей, обучающихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения        ;
  • Технология исследовательской направленности;
  • Здоровьесберегающая технология        ;
  • Технология игрового обучения;
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Дистанционные образовательные технологии;
  • Технология имитационного моделирования;
  • Технология проблемного обучения.

Основные формы и средства контроля:

  • Тестирование
  • Контрольная работа
  • Практическая работа
  • Электронная презентация по материалам сети Интернет
  • Тематический кроссворд
  • Проект

Критерии оценивания учащихся

Оценка качества знаний и умений по технологии

  • Балл «5» ставится, если ученик:
  • С достаточной полнотой знает изученный материал;
  • Опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;
  • Полученные знания умеет творчески применять в практической работе – лабораторной и производственной, в частности, при проведении лабораторного эксперимента;
  • Практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены;
  • Активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.
  • Балл «4» ставится, если ученик:
  • Даёт правильные ответы и выполняет практическую и опытную работу, удовлетворяющую требованиям балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя.
  • Балл «3» ставится, если ученик:
  • Обнаруживает знания и умения лишь основного и учебного материала;
  • В основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические и лабораторные работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда ТВ основном правильно;
  • Может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя;
  • Принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи в тетради и в альбоме для чертежей.
  • Балл «2» ставится, если ученик:
  • Обнаруживает незнание, и непонимание большей части учебного материала;
  • Не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы;
  • Не принимает участие в проведение опытов и наблюдений, не ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей
  • Балл «1» ставится, если ученик:
  • Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа
  • Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить
  • Полное незнание правил организации рабочего места

        

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Повторение материала (12 часов)

Вводное занятие. Техника безопасности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Оборудование рабочего. Места для ручной обработки древесины. Пороки древесины. Пороки древесины. Древесина как природный материал. Механические и физические свойства. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическая документация. Этапы создания изделий из древесины. Разметка заготовок из древесины. Чертежи и измерительные инструменты.

Пиление столярной ножовкой (30 часов)

Устройство и назначение столярного верстака. Правила работы на верстаке. Организация рабочего места столяра. Знакомство с изделием: игрушечный строительный материал из брусков разного сечения. Материалы и инструмент для изготовления изделия. Технический рисунок. Пиление как одна из основных столярных операций. Инструмент для пиления. Выполнение упражнений по пилению. Приёмы пиления. Пиление столярной ножовкой. Столярные инструменты и приспособления: виды и назначение. Устройство и правила пользования столярными инструментами (линейка, угольник, ножовка, стусло). Пиление поперёк волокон в стусле.   Правила безопасности. Пиление под углом в стусле.  Виды брака при пилении. Последовательность изготовления изделия. Основы разметки. Понятие плоская поверхность. Виды разметки. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Понятие припуск на обработку. Приёмы разметки деталей с помощью линейки и угольника. Разметка деталей. Правила выполнения разметки. Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника. Пиление брусков. Пиление поперёк волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Контроль размеров и формы детали. Отделка изделий. Шлифование торцов деталей. Шлифование в «пакете». Технические требования к выполнению операций. Окрашивание изделий. Виды и приёмы окрашивания. Виды красок. Окрашивание деталей изделий кисточкой. Правила безопасности. Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом).

Технология соединения брусков из древесины (6 часа)

Шиповые соединения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина). Элементы шипа: боковые грани, заплечики, Расчет размеров шиповых соединений, Разметка и изготовление шиповых проушин, Разметка и сборка шиповых соединений.

Технология склеивания деревянных изделий (10 часов)

Основные свойства столярного клея. Последовательность приготовления клея к работе. Условия склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций. Клеи животного происхождения. Свойства, применение. Синтетические клеи. Свойства, применение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание деревянных деталей в хомутовых струбцинах.

Изготовление рамки для картин (10 часов)

Изготовление рамки для картины. Разметка шипов и проушин. Выпиливание и выдалбливание шипов и проушин. Подгонка соединения насухую. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединения, прессование. Лакирование полученной рамки

Технология работы на сверлильном станке (8 часов)

Назначение сверлильного станка. Устройство сверлильного станка. Правила безопасности при работе на сверлильном станке. Назначение и устройство зажимного патрона. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы, диаметры. Обозначение диаметра отверстия на чертеже, понятие «диаметр отверстия». Работа на сверлильном станке с использованием материалов отходов.

Технология разметки криволинейных деталей 4 часа

Разметка криволинейной детали по шаблону.Пила выкружная (для криволинейного пиления). Устройство, правила работы. Пиление по кривым линиям

Самостоятельная работа (16 часов)

Инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий в мастерской. Изготовление полочки с криволинейными деталями. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Исправимый и неисправимый брак при пилении. Строгание выпуклых кромок. Напильник драчевый: виды, назначение, форма. Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной бумагой. Обработка кромок деталей стамеской, напильником, наждачной бумагой. Лакирование изготовленной полочки

Технология заточки инструментов (6 часов)

Заточка долот и стамесок: угол заточки. Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота. Способы определения качества заточки. Заточка стамесок и долот на абразивном бруске.

Гнездо как элемент столярного соединения (20 часов)

Гнездо как элемент столярного соединения. Виды гнезда: сквозное и глухое. Размеры гнезда: длина, ширина, глубина. Изображение гнезда на чертежах. Столярное долото: назначение, устройство. Сравнение столярного долота со стамеской. Заточка столярного долота. Правила безопасного использования столярного долота. Приемы долбления гнезда при его ширине больше чем ширина долота. Предупреждение брака при долблении. Разметка сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Долбление сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.

Изготовление подрамника для стенда (24 часа)

Инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий в мастерской. Изготовление подрамника для стенда. Чертеж рамки. Подбор материала для изготовления рамки. Изготовление чистовых заготовок. Запиливание поперечное и по длине. Строгание. Разметка проушина с кромок и торца. Запиливание и долбление проушины. Разметка шипа. Запиливание и долбление шипа. Подгонка соединения. Сборка «насухо». Сборка рамки на клей. Проверка прямоугольности углов. Проверка качества работы. Устранение замеченных недостатков. Контрольная работа по пройденному материалу.

Изготовление подставки под цветочные горшки (16 часов)

Подбор материала для подставки. Черновая разметка заготовки. Крой заготовки. Строгание заготовки. Чистовая разметка заготовки. Запиливание и долбление шипов и проушин. Сборка подставки «насухо». Подгонка и сборка подставки на клее. Лакирование изготовленной подставки. Контрольная работа по пройденному материалу

Технология обработки древесины на токарном станке (28 часов)

Устройство токарного станка для точения древесины. Шпиндельные приспособления для крепления заготовок. Техника безопасности при работе на станке. Изучение устройства ТВ-7(практическая работа). Подготовка заготовок для точения. Стамески для токарных работ. Наладка и настройка станка. Закрепление обрабатываемой заготоки. Технология точения древесины на ТВ-7. Правила безопасности. Чистовое точение. Проверка прямолинейности цилиндрической поверхности. Разметка заготовки по длине. Точение детали по чертежу и технологической карте. Контроль размеров детали (изделия). Срезание фаски. Шлифование цилиндрической детали. Контрольная работа по пройденному материалу.

Изготовление цилиндрических деталей (16 часов)

Инструктаж по ТБ при обработке древесины. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасной работы при строгании и отделке изделия. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска по заданным размерам. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником, шлифование. Проверка готовой продукции. Практическая работа. Отделка поверхностей изделий. Контрольная работа по пройденному материалу. Повторение пройденного. Подведение итогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

«Промышленная заготовка древесины» 6 часов

Древесина. Дерево: основные части, породы.

1

Древесина: использование, заготовка, разделка, транспортировка.

1

Пиломатериалы: виды и использование. Доска: виды.

1

Пиломатериалы. Брусок: виды.

1

Определение видов пиломатериалов по образцам, техническим рисункам.

1

Определение видов пиломатериалов по образцам, техническим рисункам.

1

II «Пиление столярной ножовкой»

Введение. Первичный инструктаж по охране труда

1

Пиление столярной ножовкой.

1

Столярные инструменты и приспособления: виды и назначение.

1

Устройство и правила пользования столярными инструментами (линейка, угольник, ножовка, стусло).

1

Устройство и назначение столярного верстака.

1

Правила работы на верстаке.

1

Организация рабочего места столяра

1

Знакомство с изделием: игрушечный строительный материал из брусков разного сечения.

1

Материалы и инструмент для изготовления изделия. Технический рисунок.

1

Пиление как одна из основных столярных операций.

1

Инструмент для пиления.

1

Выполнение упражнений по пилению. Приёмы пиления.

1

Пиление поперёк волокон в стусле.   Правила безопасности.

1

Пиление поперёк волокон в стусле.   Правила безопасности.

1

Пиление под углом в стусле.  Виды брака при пилении.

1

Пиление под углом в стусле.  Виды брака при пилении.

1

Последовательность изготовления изделия.

1

Основы разметки. Понятие плоская поверхность.

1

Виды разметки. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле.

1

Понятие припуск на обработку. Приёмы разметки деталей с помощью линейки и угольника.

1

Разметка деталей. Правила выполнения разметки.

1

Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника.

1

Пиление брусков. Пиление поперёк волокон в стусле.

1

Пиление брусков. Пиление поперёк волокон в стусле.

1

Пиление под углом в стусле. Контроль размеров и формы детали.

1

Пиление под углом в стусле. Контроль размеров и формы детали.

1

Отделка изделий.

1

Шлифование торцов деталей.

1

Шлифование в «пакете». Технические требования к выполнению операций.

1

Окрашивание изделий. Виды и приёмы окрашивания. Виды красок.

1

Окрашивание деталей изделий кисточкой. Правила безопасности.

1

Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом).

1

III. «Игрушки из древесного материала» 10 часов

Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров.

1

Изображение деталей (упражнения).

1

Последовательность изготовления изделия.

1

Инструменты для разметки. Технические требования

1

Разметка деталей изделия.

1

Заготовка деталей изделия. Одновременная заготовка одинаковых деталей.

1

Пиление полос в приспособлении по линии разметки. Технические требования.

1

Подготовка отверстий для шурупов. Технические требования.

1

Сборка изделия. Технические требования.

1

Отделка изделия. Оценка качества готового изделия.

1

IV. «Сверление отверстий на станке» 16 часов

Введение. Правила безопасности при работе в мастерской.

1

Понятие сквозное и несквозное отверстия.

1

Устройство и назначение настольного сверлильного станка.

1

Правила безопасного труда при работе на станке.

1

Назначение и виды свёрл.

1

Крепление сверла в патроне станка. Правила безопасности. Упражнения по креплению сверла.

1

Выполнение упражнений. Приёмы работы на станке.

1

Упражнения по сверлению отверстий разных видов и размеров. Контроль глубины сверления.

1

Знакомство с изделием (подставка для карандашей, свёрл). Виды подставок.

1

Последовательность операций. Технические требования.

1

Подбор материала. Технические требования.

1

Разметка и отпиливание бруска для изделия. Правила безопасности при пилении.

1

Разметка центров отверстий. Технические требования.

1

Сверление несквозных отверстий с помощью муфты.

1

Контроль глубины сверления.  Зачистка поверхности подставки. Технические требования.

1

Отделка изделия. Виды отделки. Выбор отделки.

1

Оценка качества готового изделия.

1

Подбор материала. Технические требования.

1

V.  «Игрушки из древесины и других материалов» 12 часов

Знакомство с изделием (модели трактора, грузового автомобиля, корабля).

1

Последовательность изготовления.

1

Разметка деталей изделия.

1

Отпиливание заготовок деталей изделия.

1

Устройство и применение рашпиля, напильника. Правила безопасности.

1

Выполнение упражнений по зачистке поверхностей рашпилем.

1

Обработка закруглённых поверхностей рашпилем.

1

Устройство и назначение коловорота. Приёмы работы с ним.

1

Выполнение упражнений по сверлению отверстий. Правила безопасности.

1

Способы соединений деталей изделия. Правила безопасности.

1

Выполнение упражнений по соединению деталей.

1

Сборка изделия. Оценка качества готового изделия.

1

VI «Выжигание» 10 часов

Правила безопасной работы с электровыжигателем.

1

Устройство электровыжигателя и приёмы работы с ним.

1

Подготовка поверхности.

1

Подготовка поверхности.

1

Отделка изделия выжиганием.

1

Отделка изделия выжиганием.

1

Выжигание рисунка.

1

Раскраска водными красками.

1

Отделка изделия лаком.

1

Отделка изделия лаком.

1

VII. «Самостоятельная работа» 4 часа

Изготовление изделия.

1

Шлифование. Нанесение рисунка.

1

Выжигание рисунка.

1

Отделка красками, лаком.

1

VIII. «Введение. Пиление лучковой пилой» 8 часов

Введение. Повторный инструктаж по охране труда. Виды пиления древесины.

1

Лучковая пила: устройство. Правила безопасной работы.

1

Брак при пилении. Приёмы пиления лучковой пилой.

1

Крепление заготовок. Разметка детали.

1

Пиление поперёк и вдоль волокон.

1

Пиление поперёк и вдоль волокон.

1

Пиление. Контроль правильности пропила угольником.

1

Пиление. Контроль правильности пропила угольником.

1

IX «Строгание рубанком» 8 часов

Строгание выпуклых кромок

1

Напильник драчевый: виды, назначение, форма

1

Напильник драчевый: виды, назначение, форма

1

Стальная щетка для очистки напильника

1

Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной бумагой

1

Обработка кромок деталей стамеской, напильником, наждачной бумагой

1

Обработка кромок деталей стамеской, напильником, наждачной бумагой

1

Лакирование изготовленной полочки

1

Лакирование изготовленной полочки

1

X. Технология заточки инструментов (6 часов)

Заточка долот и стамесок: угол заточки

1

Заточка долот и стамесок: угол заточки

1

Виды абразивных материалов

1

Бруски для заточки и правки стамески и долота

1

Способы определения качества заточки

1

Заточка стамесок и долот на абразивном бруске

1

XI. Гнездо как элемент столярного соединения (20 часов)

Гнездо как элемент столярного соединения

1

Виды гнезда: сквозное и глухое

1

Размеры гнезда: длина, ширина, глубина

1

Изображение гнезда на чертежах

1

Изображение гнезда на чертежах

1

Столярное долото: назначение, устройство

1

Сравнение столярного долота со стамеской

1

Заточка столярного долота

1

Правила безопасного использования столярного долота

1

Приемы долбления гнезда при его ширине больше чем ширина долота

1

Приемы долбления гнезда при его ширине больше чем ширина долота

1

Предупреждение брака при долблении

1

Разметка сквозного гнезда

1

Разметка сквозного гнезда

1

Крепление детали при долблении

1

Последовательность долбления сквозного гнезда

1

Долбление сквозного гнезда

1

Долбление сквозного гнезда

1

Подчистка гнезда стамеской

1

Подчистка гнезда стамеской

1

XII. Изготовление подрамника для стенда (24 часа)

Инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий в мастерской

1

Изготовление подрамника для стенда

1

Чертеж рамки

1

Подбор материала для изготовления рамки

1

Изготовление чистовых заготовок. Запиливание поперечное и по длине.

1

Изготовление чистовых заготовок. Запиливание поперечное и по длине.

1

Строгание.

1

Строгание.

1

Строгание.

1

Строгание.

1

Разметка проушина с кромок и торца

1

Разметка проушина с кромок и торца

1

Запиливание и долбление проушины.

1

Запиливание и долбление проушины.

1

Разметка шипа

1

Разметка шипа

1

Запиливание и долбление шипа

1

Запиливание и долбление шипа

1

Подгонка соединения. Сборка «насухо»

1

Подгонка соединения. Сборка «насухо»

1

Подгонка соединения. Сборка «насухо»

1

Сборка рамки на клею. Проверка прямоугольности углов.

1

Проверка качества работы.

1

Устранение замеченных недостатков.

1

XIII. Изготовление подставки под цветочные горшки (16 часов)

Подбор материала для подставки

1

Черновая разметка заготовки

1

Крой заготовки

1

Крой заготовки

1

Строгание заготовки

1

Строгание заготовки

1

Строгание заготовки

1

Строгание заготовки

1

Чистовая разметка заготовки

1

Запиливание и долбление шипов и проушин

1

Запиливание и долбление шипов и проушин

1

Запиливание и долбление шипов и проушин

1

Сборка подставки «насухо»

1

Подгонка и сборка подставки на клею

1

Подгонка и сборка подставки на клею

1

Лакирование изготовленной подставки

1

XIV. Технология обработки древесины на токарном станке (28 часов)

Устройство токарного станка для точения древесины

1

Шпиндельные приспособления для крепления заготовок

1

Техника безопасности при работе на станке

1

Изучение устройства ТВ-7(практическая работа)

1

Подготовка заготовок для точения

1

Стамески для токарных работ

1

Наладка и настройка станка

1

Закрепление обрабатываемой заготоки

1

Технология точения древесины на ТВ-7

1

Правила безопасности

1

Приемы точения

1

Приемы точения

1

Приемы точения

1

Приемы точения

1

Черновое точение

1

Черновое точение

1

Чистовое точение

1

Чистовое точение

1

Проверка прямолинейности цилиндрической поверхности

1

Разметка заготовки по длине

1

Точение детали по чертежу и технологической карте

1

Точение детали по чертежу и технологической карте

1

Точение детали по чертежу и технологической карте

1

Точение детали по чертежу и технологической карте

1

Контроль размеров детали(изделия)

1

Срезание фаски

1

Шлифование цилиндрической детали

1

Шлифование цилиндрической детали

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят учебные программы, учебные пособия, учебники, учебно-методические пособия для учителей. Используются также дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и другие средства. Их сочетание должно содействовать повышению эффективности обучения обучающихся.

В процессе обучения целесообразно использовать электронные средства, которые включают наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры. Они повысят степень наглядности, будут способствовать конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно ответят научным и культурным интересам и запросам учащихся, будут создавать эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.

В данный момент материальная база кабинета трудового обучения включает необходимый минимум для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Прежде всего, это современные технические средства обучения: компьютер и мультимедийный проектор, телевизор и DVD–плеер. Необходимые для их использования электронные пособия систематически пополняются и классифицируются по разделам, так же, как и приобретаемая литература: справочники, методические пособия, контрольно-измерительные материалы.

 С целью выполнения требований техники безопасности непрерывно осуществляется слежение за наличием и исправностью противопожарного оборудования (огнетушитель, песок), а также средств первой помощи при несчастных случаях (срок годности медицинских препаратов); своевременно проводятся различные виды инструктажей.

Литература

для учителя:

  1. Федеральный закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  2. Симоненко В. Д.Самородский П.С., Тищенко А.Т. "Технология. 6 класс.   Учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков"
  3. Бешенков А.К. Методика обучения технологии. 5-9 классы. Издательство Дрофа, 2007.
  4. Бешенков, А. К. Раздаточные материалы по технологии (технический труд). 5-8 классы / А.К. Бешенков. -  М.: Дрофа, 2003.
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. -М.,2004.
  6. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синицина Н.В., Симоненко В.Д., Программа начального и основного общего образования по «Технологии» /Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

WEB – сайты для дополнительного образования по технологии:

http://www.trudovik.narod.ru/

http://bankportfolio.ru

trudovik45.ucoz.ru

http://ssf79.narod.ru

для обучающихся:

  1. Симоненко В. Д.Самородский П.С.Тищенко А.Т. "Технология. 6 класс. Учебник для                                                        общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков, М.: Просвещение, 2011.
  2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: - М.: Высшая школа, 2001.
  4. Муравьев Е.М. Технология обработки металла: 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс

Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по музыке 5 специального (коррекционного) класса VIII вида

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...

Рабочая программа по музыке 7 специального (коррекционного) класса VIII вида

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...

Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных классах VIII вида)

Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида....

Рабочие программы по математике для специальных коррекционных классов VIII вида

Рабочие программы по математике для коррекционных классов VIII вида...