Методическая разработка: ПРОЕКТНЫЙ МОДУЛЬ В ПРОГРАММЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
методическая разработка по технологии (7 класс)

Кузьмина Анна Олеговна

В материале представлена рабочая программа модуля работы над проектами в рамках изучения технологии в 7 классе. Особенностью программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты, которые подразумевают специальные действия, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.

В основе реализации данной образовательной программы лежит принцип вовлечения участников образовательного процесса в конкретную практическую деятельность по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда на основе знаний, умений и навыков, полученных в других предметных областях. Продуктом опытнической исследовательской и проектной деятельности могут быть конкретные материальные объекты труда (изделия из конструкционных и поделочных материалов), а также нематериальные объекты (сценарии праздников, мероприятий, оформление кабинетов, музыкальные сочинения или музыкальное оформление, видеофильмы, выставки, сборники литературных сочинений и т.д.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._tehnologiya_7_klass.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Технология 7 класс.

Учитель: Кузьмина Анна Олеговна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

модуля проектной деятельности

в рамках изучения курса технологии

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН РФ от 17.12.2010 г. № 1897); Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); авторских программ Казакевича В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд.7 класс; Образовательная программа ГБОУ гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга – 2020; учебного плана ГБОУ гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга на    2020-2021 учебный год.

Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 7 класс. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета 2 часа в неделю, 34 часа за полугодие (при 34 неделях).

Цели и задачи рабочей программы

Цель программы - создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

образовательных:

  1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
  2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
  3. освоение основ культуры созидательного труда;
  4. расширение области тематического исследования в проектной деятельности;
  5. совершенствование электронной формы проектов;
  6. поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
  7. расширение границ практического использования проектных работ учащихся;
  8. применение полученных теоретических знаний на практике;
  9. включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда.

воспитательных:

  1. формирование общественной активности личности;
  2. формирование умения работать в коллективе;
  3. формирование гражданской позиции;
  4. воспитание        трудолюбия, аккуратности, целеустремленности,
  5. предприимчивости;
  6. формирование ответственности за результаты своей деятельности;
  7. воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

развивающих:

  1. развитие познавательного интереса учащихся;
  1. развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);
  2. развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);
  3. развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. реализация творческого потенциала учащихся;
  5. формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
  6. укрепление межпредметных связей, развитие аналитических навыков мышления.

профессионально-ориентационных:

  1. получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
  2. формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;
  3. приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 1 занятия до месяца.

Особенности программы

Особенностью программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты, которые подразумевают специальные действия, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению. В основе реализации данной образовательной программы лежит принцип вовлечения участников образовательного процесса в конкретную практическую деятельность по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда на основе знаний, умений и навыков, полученных в других предметных областях. Продуктом опытнической исследовательской и проектной деятельности могут быть конкретные материальные объекты труда (изделия из конструкционных и поделочных материалов), а также нематериальные объекты (сценарии праздников, мероприятий, оформление кабинетов, музыкальные сочинения или музыкальное оформление, видеофильмы, выставки, сборники литературных сочинений и т.д.). Направления опытнической исследовательской и проектной деятельности разрабатываются общеобразовательным учреждением с учётом специфики школы, её образовательных программ и кадрового состава.

Образовательная область «Технология» призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и в методы обучения школьников: способствовать развитию качеств личности, сохранению здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику. Метод проектов в образовательной области «Технология» научит школьников воплощать в жизнь идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам, и переходе к мотивированному выполнению заданий с целью получения личностнозначимого результата.

Ценностью программы является реальность использования продукта деятельности на практике, возможность самостоятельного решения личностно значимых для учащихся проблем.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Так как проектная деятельность, в основном, является коллективной, в процессе обучения формируются коммуникативные и организационные навыки.

Данная программа является интегрированной, т.к. активизирует знания, умения и навыки, полученные в результате освоения других учебных дисциплин. Системнодеятельностный подход способствует ее реализации.

Содержание обучения технологии имеет интегрированный характер и предполагает построение образовательного процесса на основе межпредметных связей.

Проектная деятельность включает несколько этапов работы: подготовительный (формулирование проблемы, её исследование и выдвижение гипотезы решения проблемы - поиск путей решения), исследовательский (исследовательская, поисковая деятельность, разработка технического решения), практический или технологический (реализация проекта, оформление результата деятельности), заключительный (защита проекта, обоснование выводов, оценка личностных достижений ученика, а также того, на сколько проект удовлетворяет потребностям). Поэтому понятие «проект» относится не только к этапу проектирования. Метод проектов позволяет сделать учебно-воспитательный процесс системным, ориентированным на общечеловеческие ценности.

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках технологии

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной модульной программы по технологии, в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

В программу интегрирован блок уроков по изучению истории Санкт-Петербурга. В рамках обучения созданию проектов по краеведению изучаются методы и приемы поиска информации исторической и культурологической направленности.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа является основой, на которой строятся учебные программы общеобразовательных учреждений с учётом образовательных программ общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также кадрового состава. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Формы организации учебного процесса

Предполагается, что учебный процесс может быть организован разнообразно: урок, конференция, практическое занятие, практикум, проектирование.

Общие формы организации работы на уроке:

• индивидуальные;

• групповые;

• индивидуально-групповые;

• фронтальные.

Формы организации учебной работы определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителя. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результатом программы должны стать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  9. развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности);

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

  1. выполнение простейших операций, связанных с изготовлением или созданием продуктов (творческого, материального или интеллектуального характера);
  2. осуществление общетрудовых приемов работы;
  3. соблюдение требований охраны труда и выполнение правил безопасной работы с ручными инструментами;
  4. ориентирование в технологических последовательностях;
  5. владение основными понятиями курса.
  6. собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
  7. оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
  8. представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Содержание программы

Раздел 1: Проектные работы (21 час) 

Порядок выбора темы проекта. Методы обоснования конструкции изделия и этапов ее изготовления. Методы поиска информации об изделии и материалах. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ПК при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Себестоимость. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Виды проектной документации. Способы экономической оценки.

Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей или маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации. Применение ПК при проектировании изделий. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Конструирование и дизайн-проект- титрование. Выполнение эскиза изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ПК. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта. Работа в группе.

Раздел 2: История и культура Санкт-Петербурга (9 часов)

Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг). Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Архитектурный стиль –раннее барокко. Памятники раннего барокко.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.

Наш край в ХУ111 в.Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.

Резерв: 4 часа.

Поурочно- тематическое планирование

Тема

1.      

Проект. Этапы творческого проекта.

2.      

Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке.

3.      

Методы поиска информации об изделии и материалах.

4.      

Эвристические методы поиска новых решений.

5.      

Понятие о техническом задании.

6.      

Этапы проектирования и конструирования.

7.      

Методы определения себестоимости изделия. Государственные стандарты на документацию.

8.      

Применение ЭВМ при проектировании.

9.                        

Основные виды проектной документации.

10.                        

Правила выполнения и оформления творческого проекта.

11.                        

Подбор материалов по соответствующим критериям.

12.                        

Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ.

13.                        

Выполнение творческого проекта.

14.                        

Выполнение творческого проекта.

15.                        

Выполнение творческого проекта.

16.                        

Выполнение творческого проекта.

17.                        

Способы проведения презентации проектов. Реклама.

18.                        

Способы проведения презентации проектов. Реклама.

19.                        

Корректировка плана выполнения проекта.

20.                        

Презентация творческого проекта.

21.

Краеведческие проекты.

22.

"Вырос город…"

23.

Санкт-Петербург- новая столица России.

24.

Новый для России город.

25.

Жизнь первых петербуржцев.

26.

Жизнь первых петербуржцев.

27.

Рядовые жители Санкт-Петербурга.

28.

Рядовые жители Санкт-Петербурга.

29.

Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга.

30.

Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга.

31.                        

Резерв.

32.                        

Резерв.

33.                        

Резерв.

34.                        

Резерв.

Перечень учебно-методического обеспечения

Используемый учебно-методический комплект. В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект: под редакцией Казакевича В.М., Молевой Г.А. Технология. 7 класс. Технический труд. ООО "ДРОФА"2016.

Дополнительная литература

  • Казакевича В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд.7 класс. - М.: ДРОФА - 2016
  • Крупская Ю.В., Симоненко В.Д. О программе по технологии для неделимых 5- 7 классов. // Школа и производство, 2005. - № 3. - С. 6-17.
  • Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011;
  • Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональна ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистяков и др.: авт.-сост. С.В. Третьякова]. - М.: Просвещение, 2013
  • Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения: Авт.-сост.: Т.М. Михейкина. - СПб.: СПб АППО, 2004;
  • Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М.: первое сентября, 2010;

Электронные ресурсы

  1. Социальная сеть работников образования– http//nsportal.ru/
  2. Метод проектов – http//letopisi.ru/
  3. http://school-collection.edu.ru/
  4. http://inf.1september.ru/
  5. http://kpolyakov.narod.ru/index.htm
  6. http://fcior.edu.ru/
  7. http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART
  8. http://school-collection.edu.ru/
  9. Набор ЦОР: методические материалы, файлы-заготовки; демонстрационные работы; текстовые файлы с дидактическими материалами; презентации по отдельным темам; интерактивные тесты; логические игры; виртуальные лаборатории.
  10. http://edcommunity.ru/teachers/
  11. http://tpxexe.narod.ru/books.html
  12. http://comp-science.hut.ru/
  13. http://pedsovet.su/load/7
  14. http://www.metod-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)

Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...

Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы по обществознанию 5 класс

Методическая разработка раздела "Семья" учебной программы по обществознанию 5 класс....

Программно-методическая разработка проектного модуля по теме "Русская национальная кухня в Нижнем Новгороде"

Данная программно-методическая разработка по теме "Русская национальная кухня в Нижнем Новгороде" для учащихся 6 класса к УМК "Spotlight 6" Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др....

Методическая разработка по модулю «Социально-бытовой ориентировки для 6 класса с легкой умственной отсталостью по теме «Питание»

Поурочные планы составлены для 6 класса по программе «Социально-бытовой ориентировки» по теме: «Питание». При изучении  темы «Питание» запланированы комбиниров...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ "БАДМИНТОН" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.

Данная методическая разработка направлена на решение образовательных , воспитательных и оздоровительных задач предмета «Физическая культура» на уроках модуля «Бадминтон» и разр...