Урок по столярному делу в 10 классе по теме: «Общие сведения об обрабатывающих станках»
план-конспект урока по технологии (10 класс)

Данильченко Ирина Николаевна

Создание условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке СТД-120.

 Развитие интеллектуальных качеств личности, формирование умений и навыков работе с инструментами для токарных работ.  Формирование и развитие технологических,  общетрудовых, а также нравственных и эстетических качеств личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_svedeniya_ob_obrabatyvayushchih_stankah.docx133.11 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное казенное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

Урок по столярному делу

в 10 классе  по теме: «Общие сведения об обрабатывающих станках».

                                                                                    Подготовил и провел                                  

                                                                                    учитель профильного труда                    

                                                                                    (столярное дело)                                

                                                                                    Данильченко И.Н.

                                                 2021-2022г.

Урок по столярному делу

в 10 классе  по теме: «Общие сведения об обрабатывающих станках».

Цели урока:

  • - Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Общие сведения об обрабатывающих станках”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
  • Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
  • Коррекционные: коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности).  
  • Воспитательные: развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Задачи: Создать условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке СТД-120.

Способствовать развитию интеллектуальных качеств личности, формированию умений и навыков работе с инструментами для токарных работ. Способствовать формированию и развитию технологических,  общетрудовых, а также нравственных и эстетических качеств личности.

Оборудование: Станок  СТД-120, стамески для токарных работ, верстак, ножовка, линейка, наждачная бумага (полоски-30-40см. ), карандаш, деревянный брусок-заготовка для предстоящей работы.

Объект труда: Картофелемялка (толкушка для кухни).

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Актуализация темы.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Вводный инструктаж.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Текущий инструктаж.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Заключительный инструктаж.

10.Закрепление.

     11.Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организация класса (приветствие,  проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок).

Словарная работа: Передняя бабка, задняя бабка, суппорт, фартук, пиноль, шпиндель.

  1. Актуализация темы.  

Учитель: - Ребята сегодня на уроке мы с вами повторим устройство станка-ТВ-6  и  определим, кто из вас имеет право работать на станке. Как вы считаете, каким образом можно получить возможность работать на станке?  Конечно, необходимо знать устройство станка и знать правила безопасной работы на станке, а так же технологию выполнения точения.

  1. Повторение пройденного материала:

Задание№1 – Что означает этот термин? (Учитель называет термин. Ученик должен кратко раскрыть значение.) Передняя бабка, задняя бабка, суппорт, фартук, пиноль, шпиндель.

4.Как вы знаете, чтобы получить допуск для работы на станках, необходимо также  знать устройство станка СТД –120М , ТВ-6 и правила их безопасной эксплуатации, поэтому:

Учитель: - Вам выдаются инструкционные карты для самостоятельной подготовки полученной заготовки для работы на станке. (Учащиеся должны уметь выполнять самостоятельно строгание, пиление, уметь читать технологическую и операционно-маршрутную карту.)

 (Сообщение нового материала происходит перед  работой обучающихся на станке и самостоятельном ознакомлении с инструкционной картой.)

Подготовка заготовки для точения (учитель объясняет  порядок работы с заготовкой):

  • отрезка заготовки по длине с учетом припусков на торцах,
  •  осмотр ее внешнего состояния, разметку центров вращения заготовки;
  • придание заготовке- вначале четырёхугольного сечения, потом-восьмиугольного и близко цилиндрического.
  • После этого заготовку крепят на станке.

Учитель: - Перед вами  стамески и другие режущие инструменты:

       Желобчатые, полукруглые стамески применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов. Режущая часть токарных резцов называемая лезвием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.

 

Практическая работа.  Точение изделия согласно технологической карте.

https://pandia.ru/text/77/491/images/image001_64.jpg

  • Учитель напоминает правила безопасной работы при точении.
  • Ученики перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху.
  • Вначале выполняют черновое (грубое) точение большой полукруглой стамеской, и лишь потом берут стамеску для чистового точения;
  • Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску кладут и прижимают к подручнику ребром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения.
  • Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в        заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.

Учитель:

  • Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.
  • Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.
  • При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шлифовальной колодкой.
  • Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой породы древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволакивает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины.
  • Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают.

  1.Линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки.  

  2.Затем включают станок, опускают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм.

  3.Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза.

  4.Эти переходы выполняют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, пока не образуется тонкая "шейка" диаметром 8-10 мм.

  • После остановки станка заготовку снимают и столярной ножовкой отрезают шейки и торцы, после чего зачищают наждачной бумагой.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:

                                                             До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (застегнуть рукава халата, спрятать волосы под берет).

2. Проверить надежность закрепления инструмента (сверла в патроне, фрезы в оправках, резца в резцедержателе).

3. Прочно закрепить обрабатываемую заготовку (в тисках, патроне, прихватами и др.).

4. Проверить наличие защитных приспособлений.

5. Проверить работу станка на холостом ходу.

Во время работы:

  1.  Надежно закрепить деталь.
  2. Использовать инструмент только по назначению.
  3. Инструмент к заготовке (у сверлильного и токарного станков) или заготовку к вращающемуся инструменту (у фрезерного станка) надо подавать плавно, без усилий и рывков.
  4. Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или оправку.
  5. Убрать посторонние предметы.
  6. Оберегать руки от порезов о режущие кромки инструмента.
  7. Измерять заготовку на работающем станке.
  8. Запрещается отходить от работающего станка, не выключив его.
  9. Начинать убирать стружку только после полной остановки станка.
  10. Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.

После окончания работы:

Нажать на кнопку СТОП, подождать до полной остановки вращения заготовки, удалить стружку щеткой-смёткой.

Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю.

Возможные травмы: травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки) и т.д.

6.Самостоятельная работа. (если все обучающиеся не поместятся возле станка - разделить  на две группы – одни работают на станке, вторые подготавливают заготовку к работе и устанавливают её на станок (зачет по технологии точения на станке), затем группы меняются. )

( контроль за  выполнением учащимися правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)

7.Текущий инструктаж. Индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.  

8.Самостоятельная работа ( контроль за выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)

9.Заключительный инструктаж. Уборка  рабочих мест. Оценка работы уч-ся.

10. Закрепление полученных знаний.

Работа класса – вопросы по теме задаются одному из учащихся всем классом, поочередно, по одному вопросу.

11.Итог урока. Оценки (за правильность выполнения точения, соблюдение правил т/б, за устные ответы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

проверка - закрепление по теме "Общие сведения о галогеноводородах"

Данная презентация предназначена для использования в 9 классе, для закрепления темы "Галогеноводороды"...

Обобщающий урок по теме "Общие сведения о многообразии животных".

Материал предназначен для обобщающего урока....

план-конспект урока по биологии за 9 класс на тему: «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»

Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...

Конспект урока на тему: «Общие сведения о системах счисления»

Конспект урока на тему: «Общие сведения о системах счисления»Класс: 9.Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения различных систем счисления; указать на основные недоста...

Урок русского языка в 9 классе Тема: Общие сведения о языке. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели: познакомить с курсом русского языка 9 класса; акцентировать внимание школьников на международном значении русского языка, его месте в современном мире. Язык – это уникальное явление, ...