«Разработка и реализация творческого проекта.(Работа по технологической карте изготовления изделия)»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Кириллов Юрий Николаевич

План-конспект открытого урока «Разработка и реализация творческого проекта.(Работа по технологической карте изготовления  изделия)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Название темы и класс: «Разработка и реализация творческого проекта.(Работа по технологической карте изготовления  изделия)»; 5 «Б» .

Основная цель: знакомство с с  «технологической картой», с основными этапами изготовления изделий из древесины, фанеры,; формирование навыков построения и работы по «технологической карте».

Регулятивные УУД:

Р.1: постановка учебной цели;

Р.2: выбор способов деятельности;

Р.3:планирование организации контроля труда;

организация рабочего места;

выполнение  правил  гигиены

учебного труда.

управление своей деятельностью

контроль и коррекция

инициативность и самостоятельность

Познавательные УУД:

сравнение;

анализ;    

систематизация;      

мыслительный эксперимент;

практическая работа;  

усвоение информации с помощью компьютера;

работа со справочной литературой;

работа с дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.  

умение выделять главное из прочитанного;

слушать и слышать собеседника, учителя;

задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

самоопределение;

смыслообразование;

личная ответственность;

морально -этическая ориентация

адекватное реагирование на трудности

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;  

овладение нормами и правилами  умственного и физического труда;

 самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

Этап

урока

Цели и задачи этапа

Личностные результаты

Метапредметные

результаты

Способ

достижения (виды заданий и упражнений)

Организационный

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания.

Организация внимания, самоорганизация. организация рабочего места

Взаимное приветствие.

+ (см. Приложение № 1)

Целеполагание

Помочь в самоопределении и личном целеполагании по отношению к теме урока. Учить формулировать цель, задачи и выбирать конкретные средства для достижения планируемого результата.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области, самопознание.

Устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала. Принятие и сохранение учебной цели, задачи, выбор способов деятельности

-Ребята, предлагаю в 2-3  группах обсудить  основные этапы изготовление изделия.  Ребятам  раздаю незаполненные (пустые) «технологические карты» (Задание невозможно выполнить, не имея перед собой (полную) «технологическую карту» - проблемная ситуация)

Базовая идея. При изготовлении любого изделия мы пользуемся  «технологической картой». Какова цель нашего урока? Задачи? Обсудите план достижения цели.

Каждая группа самостоятельно (в ходе обсуждения нижерасположенных вопросов) должна вывести своё чёткое определение понятия  «технологическая карта» (3-4 мин на обсуждение)

-Что такое «технологическая карта»? Из каких слов состоит это определение?

-Что такое технология?

-Что такое карта? Какое отношение они имеют к нашему предмету?

Что общего? В чем разница? Докажите.

-Нужны ли в повседневной жизни «технологическая карта»?

-Приведите пример, когда вы уже использовали «технологическую карту»

-Удобно ли пользоваться «технологической картой» ?

-Без чего «технологическая карта» на будет работать?

- Чем можно пользоваться для поиска информации? (учебник, словарь, интернет, справочная литература).

Актуализация опорных знаний

Актуализировать личный опыт и знания обучающихся для введения в тему. Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся.

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях,

- На слайде даны изображения. На какие две группы их можно разделить. Ответ обоснуйте.

(прямоугольная доска, полукруглая доска, круг, доски в виде животных, рыб, птиц, фруктов, овощей).

-Что общего? В чем разница? Докажите.

Изучение нового материала.

Достичь главные цели по теме, выполнить основное содержание ИОП  обучающихся. Формировать целенаправленный характер образовательной деятельности.

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
   • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
   • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

   • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
   • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    

-В ходе самостоятельного создания понятия «технологическая карта» сформировались  2 группы . Какой  

- Посмотрев на пустую «технологическую карту» каждая группа  (2 уровень и 3 уровень) должны  последовательно заполнить содержание операции.

- Группа 2-3  уровня:

- Какие операции и в какой последовательности необходимо расставить в «технологической карте»

- Из предложенного списка «операций», каждая группа должна выбрать нужные и расставить их в определённой последовательности.(Заранее оговаривается, что в предложенном списке «операций» возможно есть лишние).

Предлагается список следующих операций:

-выбрать заготовку (фанеру) 500x300мм и отшлифовать первую базовую пласть;

-вычертить по шаблону на заготовке все контурные линии будущей доски;

-прострогать базовую кромку под углом 90 градусов к базовой пласти;

-разметить заготовку по шаблону;

-отшлифовать вторую пласть;

-разметить центр отверстия и просверлить его  диаметром 10 мм;

-выпилить по линиям от шаблона;

-зачистить торцы и кромки напильником и отшлифовать их;

-перевести рисунок и выполнить один из видов отделки;

-покрыть изделие лаком;

-проконтролировать качество изделия.

Группе наиболее правильно распределившей операции  в «технологической карте»  будет присвоен 3 уровень. Соответственно оставшейся группе будет присвоен 2 уровень.

-Почему у одной группы при составлении «технологической карты»получается больше операций а у другой меньше?

Практическая работа

Закрепить знания и умения по теме урока, выработать соответствующие навыки и умения.

организовать взаимооценку развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
   • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    

    • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
   • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
   • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Формирование умения осуществлять контроль по результату
   • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Раздаю фанерные листы, лобзики, подготовленные эскизы разделочных досок.Нам нужно самостоятельно, используя «технологическую карту» изготовить черновой вариант разделочной доски. 2 уровень получает упрощённый шаблон рассчитанный на более простую технологическую карту. 3 уровень получает усложнённый шаблон.    Время выполнения задания – 15-18 мин.

Не забывайте при работе с инструментом соблюдать Технику безопасности.

На каждом столе лежит составленная вами технологическая карта, которая подскажет  последовательность действий по созданию изделия.

Внимательно ознакомьтесь с ней и приступайте к работе.

По окончании черновой работы каждый уровень решает какой рисунок будет являться украшением изделия.

3 уровень выполняет сложный рисунок

2 уровень выполняет упрощённый вариант.

Перед нанесением рисунка каждая доска тщательно шлифуется по торцевым частям. Каждая группа изготавливает не менее двух досок.

При работе в группе наблюдаем активность и  участие каждого для последующего оценивания.

Рефлексия

Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты(продукты)деятельности, возникшие проблемы и способы их решения.  Соотнести обозначенные цели и результат.

умение провести самооценку

определение последовательности выполнения пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения;

-удалось ли достичь цели? Если получился результат, то за счёт какой деятельности, ресурса и т.п.?

-если не получился, то почему и что посоветуем ребятам своей группы (уровня), и ребятам другой группы (уровня)?

-получили ли продукт /результат, который не планировали? Почему, за счёт, какой деятельности, кто или что помогло?

-что вам запомнилось в новой теме?

- где можно применить полученные знания?

- с каким настроением вы заканчиваете урок?

Задание на дом

Сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.

Проверить знания и умения обучающихся, выяснить причины появления обнаруженных недостатков  в знаниях и умениях

Умение организовать собственную деятельность и планировать ее результаты

Дома: выполнить «технологическую карту»деревянной лопатки для горячих блюд. Выполненное задание по деревянной лопатке принесите к следующему уроку.

 Приложение № 1 (Мотивационный блок)

С чего всё началось (очень маленькая история).

 

Жили  пожилые супруги дружно, друг другу помогали, всю работу по дому и в огороде делали вместе: дед копает, баба садит, дед дрова колет – баба баню топит.

Наступило время заготовки дров. Дед собрался в лес за дровами и говорит бабке:

- Настряпай пельмешек, да проморозь хорошенько, как приеду с дровами,  и пообедаем.

- Старый, а листика (подложки) у нас нет. Куда я буду складывать пельмени?

- Придумай что-нибудь сама!

Взяла баба газету, постелила её на стол, стряпала пельмени и выкладывала их на газету. Настряпала довольно много, пора вынести пельмени на мороз. Подняла газету за края, газета прогнулась, и пельмени скатились на середину.

Вновь настряпала бабка пельменей, подняла газету за середину и  пельмени  оказались на полу.

Тогда взяла бабка под пельмени крышки от кастрюль, выложила на них пельмени и вынесла на мороз. А крышек много, расставить некуда. Расставила крышки от кастрюль с пельменями кое-как около входа на крылечке и стала ждать деда.

Поздно вернулся дед домой, темно в сенях и он не заметил, что кругом пельмени на крышках под ногами. Запнулся за одну крышку, на другую наступил, третью перевернул, смешал пельмени с сором, погубил. Зашел домой злой и голодный.

- Что ты, старая, пельмени под ноги поставила?

- Куда я их поставлю, крышки много места занимают.

Долго они ругались, но словами горю не  поможешь. Решили они сделать новые листики под пельмени. Бабка придумала форму, а Дедуля изготовил.

Задания.

1. Как вы думаете, какой формы получились у них листики?

2. Из какого материала можно изготовить листики?

3. На какое количество пельменей вы бы сделали листики?

4. Какое количество листиков им необходимо и как их можно использовать в других целях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока геометрии в 8 классе по технологической карте.

Урок геометрии в 8 классе по теме:"Площадь параллелограмма" разработан в соответствии с ФГОС II поколения. В плане-конспекте содержтся основные этапы урока, УУД, показано, как организована деятельност...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.

Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

презентация к уроку технологии (вариант Б) в 6 классе по теме "Разработка и реализация творческого проекта "Вязание""

Данный урок разработан в соответствии с авторской программой:А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология: программа:5-9 классы» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - ...

Сетевой проект «Краеведческий веб-квест «Город Балашов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»» как средство разработки и реализации творческого взаимодействия обучающихся г. Балашова

Проект разработан с целью привлечение обучающихся к изучению значения города Балашова в годы Великой Отечественной войны, повышение интереса обучающихся  к изучению истории родного края через сет...