Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон» 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон»

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_kar_svoystva_tkaney_5_kl.docx111.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 212

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Программа «ФГОС: индустриальные технологии и технологии ведения дома»

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон»

5 класс

Выполнила: учитель технологии

Романова Елена Александровна

ГБОУ школа № 212 , Фрунзенского района

Санкт-Петербург

2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор урока, учитель:

Романова Елена Александровна

Предмет:

Технология 5 класс

Тема:

Изучение свойств тканей из натуральных волокон.

Тип урока:

Комбинированный

Цель:

Создать условия для изучения свойств тканей из натуральных волокон.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств.

Знания: Изучение свойств тканей из натуральных волокон. Умения: применить полученные теоретические знания на уроке на практике.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Вид планируемых учебных действий

Задачи учителя

Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся

Предметные

формировать представления о свойствах тканей из натуральных волокон. Создать условия для применения знаний, полученных на уроке, на практике.

  • усвоение правил техники безопасности;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;
  • развивать моторику и координацию движений рук при работе с инструментами и приспособлениями;

Регулятивные

Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

  • выполнять действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), выполнить рефлексию

Познаватель-ные

Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую

  • выделять и принимать учебную цель (задачи) на урок;
  • создать ориентировочную основу действий при  выполнении практической работы

Коммуникати-вные

Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе

  • учиться осуществлять диалоговое общение,
  •  словесную презентацию итога своей работы

Личностные

Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе

  • осознание ответственности за качество своей деятельности; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию

Ресурсы урока

Для учителя:

  • Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2020.

Для учащихся:

  • Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2020.

Ход урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

I. Организационный момент

  • Приветствие
  • проверка явки учащихся
  • проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.
  • Для того чтобы определить тему урока, посмотрите внимательно на экран (слайд 1) и подскажите мне чем мы сегодня будем заниматься.

  • Беседа

Личностные

УУД

Осуществляемые действия:

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание;
  • выдвижение  предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий;

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника;

Формируемые способы деятельности:

  • построение понятных для собеседника высказываний.

II. Актуализация знаний

Организация задания на повторение пройденной темы:

С чего начинается история платья ?

  • Мало кто знает, что Елена Благинина написала замечательное стихотворение по нашей теме. В нём отражается весь процесс создания ткани.

А платьице с фартуком были ростком,

Были побегом и нежным цветком.

Были коробочкой с пухлою ватой,

 Ниткой и тканью, слегка желтоватой.

Ткань эту грубую в крапинках тёмных

 Долго в котлах кипятили огромных.

 Долго в прохладной воде полоскали,

Снова в крутой кипяток опускали.

В щёлоке едком варили, белили,

После опять промывали и мыли.

Чтобы ворсинок на ней не осталось,

Прямо над пламенем ткань эта мчалась.

Жадное пламя рвалось и свистело,

 Сжечь полотно непременно хотело!

Но пролетало оно невредимо —

Даже без дыма, мимо и мимо!

Чтоб узелков не осталось в помине,

 Ткань прогоняли в особой машине.

Чтобы в блестящий сатин превратиться,

Ей меж валами пришлось покрутиться!

Так и металась она по цехам, —

Низом летела, неслась по верхам

И наконец из тканины невзрачной

Сделалась белой, почти что прозрачной,

 Будто огромный хлопковый цветок

За лепестком развернул лепесток…

Руки рабочих везде поспевали:

Вовремя крышки котлов открывали.

 Мягко и точно включали моторы,

Тачки катили, мешали растворы

И прикасались тысячу раз

К белой реке, одевающей нас.

 

Но почему же, ответь-ка на это,

Ты в ярко-алое платье одета?

Фартук-то белый, а платье — красно!

 Как же таким получилось оно?

Платье твоё побывало в красильной —

В очень мудрёной машине и сильной!

 Глухо и грозно машина дохнула,

 Плотно полотнище к валу прильнуло,

И… распрощалось оно с белизной,

Вверх подымаясь цветастой стеной.

Ткани текут красоты небывалой:

Ситец малиновый, Жёлтый И алый.

Белый в полосочку, Синий в бутонах

И фиолетовый В листьях Зелёных.

Радуют сердце Весёлые краски,

Будто с тобой побывали мы в сказке!

Личностные УУД

Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний;

  • активное погружение в тему; - высказывание различных вариантов решения данной проблемы;

Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой;  -принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - слушают вопросы учителя; -отвечают на вопросы учителя; - осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
  • формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы;
  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
  • формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:  - слушание собеседника;

  • взаимодействуют с учителем во время беседы.

Формируемые способы деятельности:

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения;

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

III. Практическая работа

-Выберете для себя лепесток, цвет которого Вам нравится. За ним скрывается ваше персональное задание.

- Сегодня на уроке Вы его выполните. Затем все лепестки соберёте в общий цветок , когда будем подводить итог.

Ткань использует каждый человек в своей жизнедеятельности.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Механические свойства тканей: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость.

Физические свойства ткани: теплозащитные, пылеёмкость, гигроскопичность.

Технологические свойства ткани: скольжение, осыпаемость, усадка.

Механические свойства тканей

Прочность тканей – это способность противостоять разрыву

Сминаемость – это способность ткани образовывать мелкие морщины и складки.

Драпируемость – это способность ткани образовывать мягкие округлые складки.

Износостойкость – это способность ткани противостоять действию трения, растяжения, сжатия, влаги, света, температуры, пота.

Физические свойства тканей

Теплозащитные свойства – это способностью ткани проводить тепло.

Пылеёмкость – это способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

Гигроскопичность – это способность ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Технологические свойства тканей

Скольжение - движение одного слоя ткани относительно другого при раскрое и стачивании тканей.

Осыпаемость ткани заключается в выпадении нитей из среза ткани из-за нарушения закрепления нитей в структуре ткани.

Усадка – это уменьшение размеров ткани при стирке или утюжке.

Регулятив

ные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока;
  • осознание целей и задач обучения;
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;
  • формирование умения работать в парах, в группах;

Вышивают тамбурным швом.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме;
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации;

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Игра «Свойства тканей» по мотивам игры «Кто я?»

Каждый игрок видит, что написано на карточках его соперников, но не знает, что «написано» у него на спине. Участники ходят по очереди, в свой ход активный игрок задает вопросы своим друзьям, пытаясь выяснить, кто же он. Вопросы нужно строить таким образом, чтоб ответить на них можно было только «да» или «нет».

Физкультминутка

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

IV. Подведение итогов

Заполнение классного журнала.

Запись домашнего задания

Повторить понятия.

Ткацкие переплетения – различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.

Осно́ва (долевые нити) – продольная (вертикальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся вдоль обеих кромок ткани.

Нить утка (поперечные нити) – это перпендикулярная основе нить.

Кромка – неосыпающиеся края ткани.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока.

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
  • поиск и выделение информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

V.Уборка рабочих мест

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цветик-многоцветик.

Возьмите  лепесток. Выберите из списка фразу, которая наиболее подходит к ответу на вопрос:

- Сегодня на уроке …... Затем все лепестки соберите в общий цветок

  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научилась…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока;

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение свойств тканей в 5-ом классе

В данном материале представлен урок по материаловедению, кроссворд и презентация....

технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"

Технологическая карта  урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презента...

Технологическая карта урока: "Деление десятичной дроби на натуральное число"

В работе представлена разработка технодлогической карты урока с подробным описанием каждого этапа урока и метапредметных результатов....

Технологическая карта урока.Распределительное свойство. 5 класс.

Технологическая карта урока по теме "Распределительное свойство ". Урок коррекции и развития. Тип урока: комбинированный. УМК: Математика 5, автор Е.А.Бунимович. Линия учебно-методических комплексов "...

Технологическая карта урока по теме "Степень с натуральным показателем и ее свойства".Алгебра 7 класс "

Цель урока - закрепить навыки простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральным показателем...

Технологическая карта урока математики «Свойства степени с натуральным показателем » 7 класс

Учебник: Мордкович А.Г.  Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1Тип урока: Урок «открытия» нового знанияПедагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно-орие...

Технологическая карта урока математики «Свойства степени с натуральным показателем » 7 класс

Учебник: Мордкович А.Г.  Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1Тип урока: Урок «открытия» нового знанияПедагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно-орие...