7 класс план-конспект на тему: "Технология обработки древесины"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Будко Владислав Александрович

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_7kl.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

по дисциплине «Технология»

в 7 классе МБОУ СОШ №4 им. И.В. Вусика, ст. Старовеличковская

на тему «Технология обработки древесины»

Разработал: Будко Владислав Александрович

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Учитель технологии: Преподавание технологии в образовательной организации»

Урок по теме "Технология обработки древесины"

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся :

•        проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;

•         фронтальная , индивидуальная работа .

 Перед учащимися были поставлены следующие цели :

Образовательные:

 получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме“Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения,развить их техническое мышление и творческие способности , используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие:

 совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников , умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь . Развитие умения правильно выбрать заготовку , прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные:

 развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда,используя разнообразные приёмы деятельности,сообщая интересные сведения .

 Оборудование :

 Для лекции:

 проектор , компьютер,презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.

 Для практической работы:

проектор,компьютер, презентация в Power Point “ Технология обработки древесины ”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски ”, верстаки,наборы столярного инструмента , измерительный инструмент , технологические карты , образцы изделий, заготовки .

 Задачи урока:

•         продолжить формирование основных технологических понятий ;

•         выделить свойства и средства обработки древесины ;

•         продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание ).

Предполагаемый результат :

 Учащиеся должны знать :

1.        Разметку, проведение линий .

2.        Разметку центров отверстий.

3.         Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок .

4.         Сверление отверстий.

5.         Точение цилиндрических и фасонных поверхностей .

6.         Зачистка поверхностей деталей . Снятие заусенцев.

 Место урока в учебном плане .

Тема“Изготовление разделочной доски ”рассматриваются в разделе “ Технология обработки древесины ”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

 План урока.

I.         Организационный момент .

II.         Повторение ранее изученного материала

III.         Изучение нового материала: используя компьютерный проект , учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции , выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.

IV.         Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.

V.         Домашнее задание .

 ХОД Урока

I. Организационный момент .

 Организация рабочей обстановки в классе.Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

 Учащиеся отвечают на следующие вопросы :

•         что называется древесиной ;

•         на какие два вида делятся все древесные породы , приведи примеры ;

•         как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры ;

•         что такое текстура дерева;

•         какие пороки бывают у древесины ;

•        разметочный инструмент , инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины,породы и их применение . Тема “ Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства .. Тема“Графическая документация ” содержит понятия в техническом изображении изделия , видах графических документах их построении и чтении.Тема “ Строгание ”, “ Пиление ”, “Разметка”,“Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров , и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов .

III. Изучение нового материала.

 Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации“Художественная резьба по дереву”.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины : мебель , музыкальные инструменты , детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд . Изучив основы технологии обработки древесины , и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску .

 Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности . С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома , мосты, ветряные мельницы,крепостные сооружения , орудия труда, посуду и многое другое .

 Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук , работавших с ним.

 Дерево капризно и неповторимо . Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...

 Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими .

 Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.

 Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И,в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле , чем больше их нужно изготовить .

 Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении:патентный поиск показал , что такой технологии нет нигде в мире .

 Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины,применяемых материалах, инструментах и станках;основных заготовительных, обработочных,контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность .

 Так , знания по планированию, контролю,измерению и другие , дают представления об общих закономерностях и процессах , характерных для ручного производства изделия из древесины .

 Процесс изготовления изделия . Технологическая карта .

В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы .

 Деталь

 является изделием из однородного материала без применения сборочных операций(например, шип , шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы , имеющие определенное значение , например отверстия, выступы,углубления и др.

Сборочная единица

 состоит из нескольких деталей . Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

 Каждое изделие имеет свою конструкцию , т.е.определенное устройство . Материалы, из которых изготовлены изделия ( древесина , металлы,пластмассы и др.), называют конструкционными.

 Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию : уяснить форму,размеры, число деталей и способы их соединения,число элементов и др.

 При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты .

 Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов ( например , ножницы,молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например,линейка, угольник ). При обработке материалов используют также приспособления – устройства , которые облегчают работу. Например,при пилении древесины применяют упор .

 Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс , т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

 Операция

 является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте .

 Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали . Изучая чертеж , определяют форму и размеры заготовок,материал, из которого изготавливают деталь , припуски(дополнительный слой поверхности заготовки,подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки,подбирают необходимые инструменты и приспособления .

 Технологический процесс оформляется в виде технологической карты , т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций,дано графическое изображение технологической операции , перечислены инструменты и приспособления , необходимые для выполнения данной операции . Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия,сэкономить время , материал .

 Изготовление изделия начинают с выбора заготовки,т.е. материала ( доска , брусок , фанера и т.п.),который будут обрабатывать для получения детали.На детали выбирают базовую сторону, т.е.наиболее ровную поверхность , от которой затем ведут разметку и обработку.

 Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности .

 Добрый совет – не трогай того , о назначении чего имеешь слабое представление !

IV. Практическая работа .

 Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point“ Технология обработки древесины ”.

 Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности . Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

 Если ошибки присущи большинству учащихся , то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам , которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку . Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть , что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени . Качественно обработанной считается заготовка , имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности .

В конце урока учитель оценивает работу класса,демонстрирует лучшие изделия , т.е. те , которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями , сообщает , обобщает типичные ошибки , вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения .

 Рекомендуемая литература .

V. Закрепление материала.

 Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

 Учитель .

Практические и теоретические знания , которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект , а деталь , выполненная вами, является материалом для творческого проекта .

VI. Итог урока.

 Рефлексия , самооценка , взаимооценка учащихся,обсуждение ошибок .

 Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....

План-конспекты уроков по разделу «Технология обработки древесины, элементы машиноведения»

В кабинете технологии собран нормативный, инновационный, методический и дидактический материал, составлены картотеки, имеются папки дифференцированных заданий, разработок уроков, подобраны тексты пров...

План-конспект урока по теме: «Выжигание по древесине»

содержит цели, задачи и ход урока поэтапно....