Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития личности
статья по технологии

Симкова  Елена Владимировна

 

Эстетическое воспитание, являясь одним из факторов всесторон­него развития личности, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskiy_faktor.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Эстетическое воспитание

§ 1. Сущность и задачи эстетического воспитания

Понятие об эстетическом воспитании

 Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у школьников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. Одновременно с этим эстетическое воспитание развивает у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве.

В первой советской «Декларации о единой трудовой школе» (1918) было записано, что научное и трудовое образование, лишенное эстетического элемента, было бы обездушенным. Там же подчеркивалось, что «предметы эстетического цикла: лепка, рисование, пение и музыка — отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни». Уже тогда считалось для всех очевидным, что под эстетическим образованием подразумевается «не преподавание упрощенного «детского» искусства, а целеустремленное и систематическое развитие чувств и творческих способностей, умножающих возможности наслаждаться красотой и создавать ее»1.

За эстетику детской жизни активно выступала Н. К- Крупская. Надо стараться, говорила она, все занятия пронизать искусством, поддержать стремление ребенка выразить себя в художественном слове, танце, поэзии, драматизированном действии. Искусство есть своего рода «резонатор, усиливающий все коммунистическое, все коллективистическое, бодрое, все прекрасное, что поднято было в душе масс революцией...».

Эстетическое воспитание — не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это — организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда — это говорит о его высоком эстетическом и одновременно нравственном развитии. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней   принадлежностью,

«Чувство изящного,— писал В. Г. Белинский,— есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма... Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе — сказку, годную для занятия от скуки,— тот не человек... Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности».

      Марксистско-ленинская   эстетика   раскрывает

 природу  эстетического   в   жизни   и   искусстве,   изучает наиболее общие принципы эстетического освоения мира человеком, исследует законы художественного творчества.

Извечным предметом спора материалистической и идеалистической эстетики является вопрос об объективности эстетического. В отличие от идеалистических и вульгарно-материалистических толкований природы эстетического марксистско-ленинская эстетика утверждает, что источник прекрасного находится не в божественном откровении и не в свойствах психики человека, а в реальной действительности. «Прекрасное есть жизнь»,— писал Н. Г. Чернышевский. Это значит, что эстетическое присуще самим предметам и явлениям действительности, оно не зависит ни от нашего познания, ни от отношения к миру. Лишь в процессе исторического развития человека возникает «богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз».

Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т. е. эстетическое сознание человека. Оно есть субъективное отражение объективного мира и вместе с тем орудие познания существенной стороны реального мира — его красоты.

Эстетика раскрывает структуру и функции эстетического сознания. Теория воспитания исследует процесс формирования эстетических чувств, вкусов, идеалов.

Утверждая реальную красоту реального бытия, марксистско-ленинская эстетика не уводит человека в мир фантазии, выдуманных грез и возвышенных идеалов. Прекрасное в искусстве, заявляет она, есть отражение прекрасного в действительности.

В разные периоды развития различных общественно-исторических формаций возникали совершенно неоднозначные эстетические идеалы. Для представителей разных социальных слоев они нередко заключали противоположный смысл понимания прекрасного. Есть представители буржуазной эстетики, которые склонны доказывать, что даже самые безобразные явления жизни могут быть достойны восхищения, если смотреть на них как на эстетически неповторимые события. В эстетический идеал возводятся смирение или активность так называемой «сильной личности», которая достигает своих целей, не гнушаясь никакими средствами. В то же время буржуазные философы, педагоги, психологи пытаются доказать иррациональность эстетических эмоций, их независимость от интеллекта, воздвигают барьер между эстетическим, идейным и гражданским воспитанием.

Неверны рассуждения о надклассовости и бессодержательности эстетического чувства, о независимости эмоционального эстетического наслаждения от мировоззрения и нравственности человека. Нельзя абсолютизировать детскую фантазию, интуитивную эмоциональную реакцию как единственную закономерность эстетического восприятия искусства и способности к художественной деятельности. Это ведет к отрицанию идейно-нравственных критериев искусства, исключает необходимость разработки эстетико-воспитательных требований к отбору художественных произведений для детей, подростков и молодежи.

«Главная линия в развитии литературы и искусства — укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед» .

Эстетическое   воспитание на различных возрастных этапах      

Возрастные    особенности    эстетического    развития связаны с чувствительностью учащихся к  определенным     воздействиям      (сензитивностью). Последовательность этих воздействий

от младшего школьного возраста к старшему может быть примерно выражена так: цвет; отдельные предметы, цветы, животные; виды природы; предметы искусства; человек (П. П. Блонский). Рассмотрим подробнее возрастную специфику эстетического воспитания и развития учащихся.

Дошкольный возраст. К концу второго года у ребенка возникают образы-представления, затем простейшие общие понятия. Восприятие постепенно переходит в наблюдение, которое становится все более целенаправленным. Привлечение ребенка к рисованию, лепке, музыке формирует его способность различать гаммы цветов, формы, линии, контуры, узнавать и воспроизводить мелодию. Ребенок впечатлителен, эмоционален и вместе с тем пластичен. Отдавая предпочтение яркому цвету, он делает попытки выразить свое эмоциональное отношение к воспринимаемому. Дошкольник еще не связывает цель со способом действия, он обращается к эстетической стороне предметов главным образом из-за любопытства, познавательного интереса. К концу дошкольного возраста отмечается способность ребенка воспринимать форму в единстве с содержанием. Ребенок сензитивен к воздействию слова, красок, музыки. Систематические занятия чтением, рисованием, лепкой, музыкой закладывают прочную основу его дальнейшего эстетического воспитания.

Младший школьный возраст. Новая для ребенка школьная ситуация побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Вместе с тем его увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.

Подростковый возраст. Главное, что определяет специфику подростка,— это возникшее у него самосознание, а вместе с ним — потребности в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. Поэтому при восприятии сюжета произведения искусства он успешнее, чем младший школьник, пытается проникнуть в содержание художественных произведений с точки зрения уже известных ему общественных критериев. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно и избирательно. Подростковый возраст — начало самовоспитания. Школьник становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства.

Старший школьный возраст. Он характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассников еще более избирательно, чем у подростков. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Знание возрастных особенностей эстетического развития дает учителю возможность более целенаправленно обогащать чувственный опыт и развивать эстетический вкус учащихся.

§ 2. Система эстетического воспитания в школе

Эстетика детской   жизни        

Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою

жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства; в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.

Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического воспитания и развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью, приносить удовлетворение и чувство успеха, увенчиваться полезным положительным результатом. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения.

Подчеркивая роль творческого воображения в эмоциональной жизни и познавательной деятельности человека, В. И. Ленин писал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии».

В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Сегодняшний первоклассник, чье знакомство с математикой начинается с действий над буквами, стоит гораздо ближе к настоящей математике, чем его коллега пятиклассник, пять лет оперировавший только цифрами. В процессе творческого искания истины, постигая абстрактность, единство, логичность и непреложность выводов математики, он испытывает красоту и радость познания. Об этом, в частности, говорят следующие высказывания школьников: «Красота в математике— точность»; «Математика прекрасна своей мудростью и красотой решений»; «Это таинственная наука. Кажется трудной, а разберешься — легко».

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Грубые, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе нашей эстетики и морали.

А. С. Макаренко не представлял себе коллектива, в котором ребенку хотелось бы жить и которым бы он гордился, некрасивым с внешней стороны. Любуясь своими воспитанниками, он говорил: «Мои коммунары были франтами, и я требовал не только чистоплотности, но и изящества, чтобы они могли красиво ходить, стоять, говорить. Они были очень приветливыми, вежливыми джентльменами. И это очень необходимо».

Следует постоянно заботиться о жестах, мимике, движениях и манере поведения детей. Они бывают грациозными и приятными лишь в том случае, если естественны и непринужденны. Кокетство и жеманство, напоминает учитель, являются нарочитой грациозностью, стремлением достигнуть ее при помощи искусственных приемов. Неестественной грациозностью является также щегольство, которое сродни кокетству. Кто хочет быть заведомо приятным в своих манерах, в обращении с людьми, тот делается помимо своей воли неприятным, назойливым, претенциозным.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Улучшение жилищных условий, повышение материального благосостояния, увеличение выпуска товаров народного потребления существенно изменяют предметный мир и вещное окружение, которые не могут не влиять на формирование характера и уровня нашей бытовой культуры. Стереотип мещанина — оранжевый абажур плюс фикус — сегодня устарел. Современный мещанин стремится приобретать совсем иные вещи, с тем чтобы завтра и их поменять на новые, те, что обеспечат ему пресловутую престижность. Любая вещь,  как правило,  может как улучшить,  так и ухудшить нашу предметную среду — все здесь зависит от нашего отношения к предмету, от сочетания его с другими предметами, от того, выполняет ли он свое прямое назначение.

Об этом должен знать каждый учитель, если он хочет видеть родителей своими союзниками в эстетическом оформлении окружающей ребенка бытовой среды.

Надо пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы
они создавали эстетическую обстановку в школе, классе, квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали обилие цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту помещений.


        
Эстетическое   восприятие природы

Природа — ничем    не    заменимый    источник         прекрасного.   Она   дает   богатейший   материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «Л воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? — писал К- Д. Ушинский.— Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»1.

Мы с полным основанием усомнимся в эстетической чуткости человека, который способен получать художественное удовлетворение от восприятия произведений искусства и не находит его в общении с природой. Нельзя любоваться морским пейзажем, написанным на холсте, и вместе с тем не испытывать никаких эстетических эмоций при виде настоящего моря.

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе — красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

В эстетическом воспитании учащихся исключительная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок в природу у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как «Весны желанные приметы», «В багрец и золото одетые леса», «Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Осенний букет», «Памятники культуры нашего края» и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекций, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждения такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе, познакомьте с ними одноклассников; чему вас учит общение с природой? опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе? пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям современной советской литературы: «Белый Бим — Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матёрой» В. Распутина, повести и рассказы В. Белова, Ю. Казакова, В. Солоухина.

Эстетическое воздействие природы существенно возрастает, если учащиеся привлечены к ее охране и преобразованию. Здесь эстетическое воспитание вплотную смыкается с экологическим воспитанием, которое направлено на формирование у подрастающего поколения высокой культуры общения с природой, гражданской ответственности за состояние окружающей среды. При этом наши воспитанники должны руководствоваться не только экономическими и правовыми мотивами, но также убеждением в величайшей эстетической ценности природы. Вот почему так важно обеспечить эстетическую направленность природоохранительной деятельности учащихся:    фенологических наблюдений, ведения дневников, записей и зарисовок; наблюдений и опытов  в  аквариумах,  террариумах,   в уголке  живой  природы, на учебно-опытном  школьном  участке,  в  природе, дома;   по подкормке и охране  животных; охране и умножению зеленых насаждений; проведению Дня леса, Дня птиц, Дня урожая и др.

Эстетическое  воспитание средствами   искусства        

Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на  определенном историческом этапе обособляется от материального  производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Высшее общественное предназначение искусства — пробуждать в трудящихся массах художников и развивать их. Эти ленинские слова нельзя понимать лишь в том смысле, что под воздействием искусства люди сами будут становиться литераторами, живописцами, актерами. Это не исключено, конечно, но дело не только в этом. Пробуждать художников — значит, удовлетворяя духовные запросы человека, поднимать их на более высокую ступень и этим содействовать эстетическому развитию людей, которое нужно не только для восприятия искусства, но и для прогресса общей культуры: культуры труда, культуры быта, культуры эмоций.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла — литературу, музыку, изобразительное искусство. Обращаясь к задачам всестороннего развития личности, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства — науки о нем, навыков практического творчества.

Эстетическое воспитание средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

«Надо помочь ребенку через искусство,— писала Н. К. Крупская,— глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни»1.

Могут спросить: а нужно ли говорить о специальном воспитании у школьников умения правильно понимать и по достоинству оценивать подлинную художественную красоту, если признается, что высокое искусство общедоступно и понятно всем по самой своей природе? Действительно, художественное произведение не может быть ребусом, загадкой, иероглифом, понятным только его творцу. Однако  требование   общедоступности   искусства   не   исключает,   а предполагает воспитание хорошего художественного вкуса. В противном случае это может привести к распространению доступных, но отнюдь не высокохудожественных произведений.

Принципиальное значение в этом плане имеет замечание К. Маркса: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».

Эстетическое воспитание средствами искусства осуществляется различными путями, соответствующими природе, особенностям каждого из этих искусств. Можно выделить общие, основные методы художественного воспитания школьников в процессе обучения и внеклассной работы:

1.        Демонстрация,  показ  или  исполнение  художественных  произведений.   Вне   прямых   контактов   с   искусством,   звукового   или зрительного  его  восприятия трудно  рассчитывать  на  успех  эстетического воспитания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимально расширить сферу непосредственного общения детей с явлениями искусства.

  1. Анализ,   разбор   и   оценка   художественных   произведений. Художественный вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусства хорошего качества.  Необходимо
    воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.
  2. Сообщение   искусствоведческих   знаний.   Учащиеся  должны получить определенный запас сведений, характеризующих вырази тельные средства,  историю и теорию различных видов искусства.
  3. Организация   творческой   и   исполнительской   деятельности учащихся. Упражняясь в разнообразных формах художественной деятельности, учащиеся развивают творческие способности, умения и   навыки   для   самостоятельного   воспроизведения   предметов    и явлений действительности средствами искусства.

В процессе эстетического воспитания и развития соответствующие функции выполняют родной язык, пение и музыка, изобразительное искусство.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости — развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Огромное значение имеет звучащее слово, которое, по выражению А. В.  Луначарского, открывает бездну «художественных наслаждений, психологических глубин, сокровенных красок».

Воспитание художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т. е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Стимулируя литературное творчество школьников, учитель должен иметь в виду, что не только результат, но и сам его процесс обогащает личность ученика. В то же время необходимо предостерегать детей от механического копирования, подражательства, штампа, ориентировать на внимательное наблюдение жизни, нахождение ясной и образной литературной формы.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с элементарными основами музыкальной грамоты.    

В эстетическом воспитании школьников за последние годы отмечается много творческих новаторских решений. Так, в школе внедряется новая программа по музыке, разработанная под руководством известного советского композитора Д. Б. Кабалевского. Начиная с I класса дети учатся не только слушать и исполнять музыку, но и размышлять о ней. Школьники получают обобщающие, ключевые знания о музыкальном искусстве. Такие знания становятся своеобразным компасом, помогающим ориентироваться в многообразии музыкальных произведений. Соответственно знаниям вырабатывается и система ведущих умений творческой деятельности детей. Новая программа ориентирует па развитие художественного вкуса, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовного богатства советского человека. Задача учителя — выявить нравственный заряд музыкальных произведений, сделать очевидным для детей реальное, жизненное содержание музыки — ее идейную, моральную, эстетическую направленность.

Отвечая на письма юных радиослушателей, Д. Д. Шостакович говорил: «Я выбрал сегодня один вопрос — о серьезной и легкой музыке. Не только потому, что этим вопросом интересуются многие, но и потому, что мне кажется, что не все его правильно понимают. Для сравнения я обращусь к хорошо знакомому вам миру книг.

Представьте себе, что все свое знакомство с литературой вы ограничили бы только приключенческими романами Майн Рида и детективными повестями Конан Дойла. Это интересные книги, но как бедно было бы наше литературное развитие, каким узким, маленьким казался бы нам мир человеческих чувств и переживаний без произведений таких корифеев литературы, как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Диккенс, Шекспир. Вы не знали бы Наташу Ростову, Дубровского, тургеневскую Асю, крошку Доррит и еще многих, многих литературных героев, с которыми так близко познакомили, сроднили нас великие писатели. То же самое и в музыке...

Дело в другом: и среди серьезной и среди легкой музыки надо уметь отличать хорошие произведения от плохих. А этому можно научиться точно так же, как вы это делаете в литературе. Чем больше и внимательнее вы будете слушать серьезные классические произведения, тем шире вам откроется мир музыки, тем глубже вы начнете понимать и любить ее. Конечно, легкая музыка требует меньшего напряжения чувств и мыслей. Она доступнее. Но старая истина — «чем больше преодолеешь трудностей, тем больше достигнешь» — относится также и к музыке».

Без развития способности воспринимать высокие, а порой и сложные музыкальные формы школьники ограничивают свои творческие и духовные возможности. И это оборачивается невосполнимыми потерями. В том, что наши молодые люди частенько носят одежду с заморской символикой, во многом вина музыкально-бытовой среды, которая несет в себе чуждые влияния, Пора признать, что обезличивающая человека «массовая культура», готовая услужить, усладить, хоть на мгновение приблизить к «красивой» жизни, просочилась и в наш быт.

Одним из основных средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

И тут много значит непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, помогающее понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания с художественной формой, воспитывающее эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. Принципы целостного введения школьников в связи искусства с жизнью реализуются в идейно-тематическом содержании занятий по программе Б. М. Неменского: «Искусство видеть, Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ — художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

Полностью оправдывают свое назначение факультативные занятия по изучению основ эстетики, отдельных направлений и жанров искусства .

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе внеклассной и внешкольной работы.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за «круглым столом», университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как создание музыкальных фонотек, включающих лучшие образцы мирового искусства. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, узнают о жизни и творчестве композиторов.

Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. От учителя зависит формирование многих качественных оценок, которые развивают эстетические вкусы учащихся: умение отличать полноценные в идейно-художественном отношении произведения от слабых и низкопробных, способности разбираться в сложной и противоречивой жизненной реальности, невосприимчивость к недостойным советского человека поступкам. Словом, важно научить школьников правильно смотреть кино- и телефильмы. В ряде школ страны с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства. Социально-педагогические исследования показали, что школьники довольно интенсивно посещают кино, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Вместе с тем установлено, что уровень художественных интересов и вкусов снижается не только от недостатка впечатлений, но и от их избытка. Последнее прежде всего относится к просмотру теле- и кинофильмов и слушанию музыки в записях.

К формам, обогащающим художественный опыт учащихся во внеклассной работе, относятся творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др. Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую активность учащихся.

Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или каком-либо другом виде творчества. В искусстве, как в познании и труде, созидание должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника к музыкальному искусству. Исполнение музыкальных произведений углубляет процесс эстетического познания.

Изобразительное творчество детей — один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает * реальный мир и проявляет свое отношение к нему. Учащиеся начальных классов с увлечением занимаются лепкой, изготовлением предметов из папье-маше, аппликацией, резьбой по дереву, выжиганием и т. п. В школах оформляются комнаты сказок, выставки репродукций и детских работ, организуются картинные галереи, «малые Третьяковки». Стали традиционными посещения выставок и музеев, беседы, лекции и доклады об изобразительном искусстве («Времена года в картинах и стихах лучших русских художников и поэтов», «Школьная тема в творчестве русских и советских художников»,  «Детство в  изображении  художников»  и др.).

Эстетическое воспитание, являясь одним из факторов всестороннего развития личности, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»

Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя п...

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»

Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...

Семинар «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».

Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности» прошел в школе на этой неделе.“В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, ...

Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».

ldquo;В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасн...