Программа "Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
материал по технологии

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyyavleniya_sposobnostey_uchashchihsya.docx203.52 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Аттестация технология 2022 год\марина ат\Программа выявление способностей.jpg

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование развитой личности. Программа направлена на развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь педагогам общеобразовательных учреждений обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности технологии. Способности-это термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и др. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено усилением роли технологии как дисциплины, обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности. 

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология». 

Задачи: 

1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету. 

2. Понимание важности изучения технологии в современном мире.

3. Развитие творческих способностей, кругозора, интеллекта обучающихся. 

4. Развитие у обучающихся самостоятельности.

Основные направления реализации программы:

выявление одаренных обучающихся;

∙  разработка индивидуальных форм работы;

внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;

использование активных форм и методов организации образовательного

процесса;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности

обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои

достижения на конкурсах, олимпиадах;

включение обучающихся в проектную деятельность с

последующим выходом на школьные, районныеолимпиады;

разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию

творческих обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы:

Диагностика

1. Изучение диагностических методик.

2. Создание банка диагностических методик для обучающихся по

определению интеллектуальных и творческих способностей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем

анкетирования, личностных потребностей, путем собеседования.

4. Изучение работы обучающихся на уроке.

Развитие творческих и познавательных способностей

1. Привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов.

2.Проведение школьных конкурсов.

3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих

приемов:

-творческие ответы;

-выполнение творческих тематических заданий;

-выполнение проблемных поисковых работ;

-повышение степени сложности заданий;

-интеграция учебных и практических заданий.

Стимулирование - поощрение творческой деятельности

1. Публичное поощрение успехов обучающихся.

2. Поощрение родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- формирование банка, технологий и программ для диагностики

способных и одаренных детей;

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и

воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах; повышение показателей успешности детей на конкурсах

различного уровня, соревнованиях.

- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на

работу с одаренными детьми.

Диагностические этапы:

  1. Педагогическая диагностика
  2. Психологическая диагностика
  3. Специальная углубленная диагностика
  4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Педагогические методики

Диагностика умственных способностей (интеллектуального развития), Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей учащихся),  Метод Л.С.Выготского,

метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, развивающее обучение И.С.Якиманская.

Показатели результативности: 

- развитие познавательной  активности, памяти,

- развитие творческой активности,

- создание портфолио обучающимися,

- участие в олимпиадах, конкурсах,

 - способность к рефлексии и самоанализу.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: 

- наблюдение,

- анализ,

- беседы,

- деловые и ролевые игра,

- тестирование,

- опрос,

- совместная деятельность. 

Диагностический инструментарий 

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4. Склонность к прогнозированию и проектированию.

5. Умение работать с информацией.

6. Развитие элементов критического мышления.

Диагностики:

  1. «Адаптация ребенка к обучению» (методика Нуменко)
  2. Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А.Сиротюк)
  3. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е.Рыбакова)
  4. Анкета «Уровень воспитанности обучающихся» (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И.Рожкова)
  5. Методика обследования связной речи (В.П.Глухов)
  6. Методика «Оценка общей одаренности», «Карта одаренности» (А.И.Савенков)

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...

Доклад: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочное время"

Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников является  воспитательная работа, в первую очередь,  кружки и грамотно подобранная система внекласс...

Использование средств информационных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Использование средств информационных технологий улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих и интеллектуальных способно...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»

laquo;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»...

Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов

quot;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов"...