«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»
материал по технологии

«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

Арсенина М.Н. учитель технологии

На современном этапе обучения для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения  должны быть в виде умения учиться.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД):личностных, регулятивных, познавательныхи коммуникативных.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель,подбирая содержание, разрабатывая конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определяя планируемые результаты.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и  правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Уроки технологии я стараюсь строить так, чтобы ученицы из присутствующих и пассивно исполняющих указания учителя становились главными деятелями.

Педагогическая практика показывает, что результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Иными словами, ребенку гораздо интереснее получать новую информацию, если он решил для себя: «Я изучаю эту тему для того, чтобы…» я, как учитель в свою очередь при проектировании урока создаю такие условия, при которых учащиеся испытывают как можно больше положительных эмоций. При изучении программного материала: предлагаю задания в игровой форме, соревновательной, использую различный дидактический материал, интерактивные презентации.

Используя технологии деятельностной направленности, обязательно ввожу в организацию учебной деятельности работу в группах и парах, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству.Такая форма организации работы необходима: при снятии мерок друг с друга, приготовлении различных блюд на уроках кулинарии, целесообразна при выполнении творческих проектов.

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

 Ярким примером формирования личностных универсальных учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает ученица: подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому,выбор продукта в магазинеи т.д. Например, на уроке кулинарии в 5 классе по теме «Здоровое питание» я начала занятие со стихотворения, «Ода Ролтону»:

Уж вечер, все семейство дома,

И день закончен трудовой.

Парит уж «Доширак» с беконом

Среди пластмассы пищевой.

И смотрит вся семья с восторгом,

Дыханье затаив слегка,

Вот кубик «Магги», желтый, твердый,

Бульон творит из кипятка.

И жирно блестками играя

Средь пенопластовых бадей,

Волшебно «Ролтон» набухает

Горой распаренных кудрей!

Познакомив детей с текстом, я подвела их к эвристической беседе и ответам на жизненнонеобходимые вопросы:

  • Полезной ли будет такая еда для организма человека?
  • Какие вещества необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности?
  • Какие продукты содержат в себе все эти вещества?

После чего учащиеся пришли к выводу, чтопища должная быть правильной, здоровой, полезной и определились с темой урока («Здоровое питание человека»). Тема урока понятна и близка учащимся, поэтому они смогли быстро определиться с планом действия на уроке.

С целью формирования личностных универсальных учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого исследования «Технологии», как образовательной дисциплины, а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний, использую метод «дай себе помочь». Предлагаю ситуации, в которых ученики могут мне помочь. В добровольном порядке ученицы привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на уроках (это небольшие презентации по предстоящим темам, кроссворды на повторение,задания для контрольной работы, различные виды тестов и т.д.)

Приведу примеры формированиярегулятивных универсальных учебных действий. В рефлексивной части урока « Ручные швы. Вышивка» в 5 классе я предлагаю ученицам исследоватьотрывок письма Мачехи адресованного Золушке и посчитать количество ошибок: «Милая Золушка,…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то крестики потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы руки не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще, я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними, и бицепсы накачаешь…». После окончания работы с текстом ученицы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на уроке материала в соответствии с указанными критериями.

Формировать логические познавательные умения можно в процессе работы над параграфом в учебнике.  Для этого, например, я предлагаю ученицам 7класса самостоятельно изучить тему «Технология приготовления сладких блюд и десертов» и логически ответить на вопрос: чем одно блюдо отличается от другого? При этом ученицы самостоятельно проходят цепочку «компот-кисель-желе-мусс-самбук-суфле» и без проблем разбираются с технологией приготовления каждого блюда. Изучение учебного материала, таким образом, позволяет сделать его ярким и надолго запоминающимся.

Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто использую прием «свои пpимepы», который помогает ученицам подготовить свои примеры к новому разделу. Каждая из учениц, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, ониготовят сообщение о своих комнатных цветах к теме «Роль комнатных растений в жизни человека», подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде», интерьер жилого дома (способы декорирования помещении), изготовление швейного изделия (к урокам моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д.

Приступая к практическим работам на уроке, ученицы часто испытывают ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий, предлагаю учащимся работу по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу (вышивку, пошив изделия, кулинарное блюдо), девочки приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают ученицам достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия при подготовке творческого проекта.

В каждой из изучаемых школьных дисциплин есть необходимость заучивания каких-либо понятий или определений. Я считаю, что эту работу можно значительно облегчить, если дети самостоятельнонаучатся конструировать для себя определения или новые понятия. С этой целью я со своими ученицами использую прием «составь определение». Например, на уроках кулинарии, мы «открываем» определения: «салат», «суп», а на занятиях по пошиву швейных изделий, работаем над терминами: «стежок», «строчка», «шов», «заметать», «сметать», «пришить» и т.д.

Одним из самых важных умений является умение самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умение сравнивать результат сэталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.С целью развития обозначенных умений, я предлагаю ученицам разобраться с проблемой оценки работ одноклассников. При такой форме текущего контроля, хорошо работает прием «выставка работ учащихся в конце урока».

В процессе знакомства с работами одноклассниц ученицы видят достоинства и недостатки в своих работах, отвечают для себя на вопросы: могла ли я сделать работу лучше? Где я допустила ошибки? Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибок в будущем?Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученицы могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия.

Я часто использую этот прием приСервировке стола, при пошиве модуля в лоскутной технике. Считаю важным не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»).

В заключении хочу отметить: формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны постоянно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

доклад на методическом объединении учителей технологии...

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии...

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии возможно с помощью следующих форм и методов обучения: фронтальный опрос (беседа), работа по группам, письменный опрос, тестирован...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Типовые задания, нацеленные на развитие личностных универсальных учебных действий...

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

В статье описываются приемы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии для разных возрастных групп обучающихся....