рабочая программа "Подготовительные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Оксана Юрьевна Якунина

Программа может быть использована при проведении занятий пр подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progrogramma.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

_________/ Гордиенко М.Н./

Протокол №    

от «  »  августа  2020г.

Принята педагогическим советом МБОУ «Школа № 54»

Протокол №     от «   » 08.       2020г.

Председатель педагогического совета

_________/Шапошникова Т. Г./

Утверждена приказом

№      от   .08.    .2020 г.

Директор МБОУ «Школа № 54»

___________/Кобцева О. В./

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Подготовительные курсы для обучающихся 9-х классов по русскому языку»

платные услуги

Срок реализации – 1 год

 Возраст учащихся – 14-15 лет

учитель русского языка и литературы

 

                                                                                                  Якунина О.Ю.

Курск 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы –  общеинтеллектуальная.

Актуальность программы обусловлена тем, что в процессе реализации данной дополнительной общеобразовательной программы дети знакомятся с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ), намечаются  приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 класс, обеспечивается понимание системы знаний о языке, формируются  стабильные навыки владения языком и речевой культурой. Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью ОГЭ в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

В основе программы лежит педагогическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной систематической работы по подготовке к итоговой аттестации, на которой учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На занятиях предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знания орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивые навыки). 

Особенностью данной программы является модульный подход к подготовке учащихся к сдаче ОГЭ.

Цель программы: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, преодоление трудностей в изучении русского языка, обобщение и углубление знаний по разделам «Морфология», «Синтаксис», «Орфография»; создание условий для овладения обучающимися умения написания сжатого изложения, сочинения- рассуждения.

Образовательно-предметные задачи программы: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение   разных стилей речи;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Метапредметные задачи:

  • учить осознанному целеполаганию и планированию учебной деятельности;
  • учить самостоятельной работе в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;
  •  развивать рефлексию учебной деятельности на основных этапах работы;
  • формировать осознание необходимости новых знаний;
  • стимулировать самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;
  • воспитывать уважение к мнению собеседника;
  •  учить находить компромисс;
  • развивать продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

Личностные задачи:

  •  наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  •  наличие эмоционально - ценностного отношения;
  • позитивная оценка своих способностей.
  • развивать наглядно-образное, пространственное мышление;
  • развивать любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;
  • стимулировать фантазию, способности к творческому самовыражению;
  • воспитывать доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку;
  • воспитывать уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю.

Дидактические принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;

- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения;

-доступность;

-успешность;

- развивающее и воспитывающее обучение;

- психологическая комфортность в коллективе;
- здоровьесбережение.

       

          Программа включает в себя лекции, опросы, практические занятия, самостоятельную творческую работу, тренинги.

На занятиях используются следующие виды работ:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Проведение практикумов;
  • Работа с контрольно – измерительными материалами;
  • Написание сжатых изложений, сочинений – рассуждений.

           Основная форма работы групповая. Наряду с ней используются также индивидуальная, работа в парах.

           

          Программа обеспечивает разностороннее личностное развитие учащихся, их готовность применять знания, умения, личностные качества для решения актуальных и перспективных задач в жизненной практике.

  Языковой материал программы «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» основан на лучших образцах художественной и публицистической литературы.

Учебный материал программы содержит ряд приемов, методик, способов контроля результативности обучения. Контроль результатов обучения отслеживается через мониторинг динамики результативности.

 

  Адресат программы

Программа адресована учащимся старшего школьного возраста (14-15) лет.

Старший школьный возраст (14-15 лет) характеризуется как период относительно спокойного развития. Старший школьник готов к большим физическим и умственным нагрузкам. Социально значимыми факторами для него становятся самоопределение, социальный престиж. Новая социальная позиция изменяет его отношение к обучению, его задачам, целям, содержанию. Расширяются возможности познания, появляется интерес к различным областям деятельности. Новый характер умственной деятельности старшего школьника сказывается на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления. В этом возрасте преобладает произвольное внимание, память также становится произвольной, управляемой.

  Объем программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, количество часов на год обучения – 48 часов (2 часа в неделю).

Формы обучения и режим занятий

Формы обучения: очная в учреждении (групповая, индивидуальная) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика), практические.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 часа).

Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Наполняемость учебной группы обучения: до 20 человек.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Количество учебных часов

Формы аттестации и контроля

Всего

часов

Теория

Практика

I

Сжатое изложение

7

3

4

Лекция, опрос

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

1

1

-

2

«Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию cжатого изложения.

1

1

-

Лекция, опрос

3

Построение сжатого изложении. Этапы работы над изложением.

1

1

-

Лекция, опрос

4

Овладеваем приёмами сжатия текста на практике. Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ

1

-

1

Практическая работа

5

Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).

1

-

1

Практическая работа

6

Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).

1

    -

1

7

Работа над ошибками

1

-

  1

Практическая работа

II

Работа с тестами ОГЭ

25

8,5

16,5

Лекция, опрос

8

Орфография.  Нормы русской орфографии. Правописание н – нн в различных частях речи. Правописание приставок и суффиксов.

1

1

-

9

Речь. Языковые нормы.

1

1

-

Лекция

10

Средства художественной выразительности русского  языка.

1

-

1

Тренинг

11

Лексика и фразеология в текстах

1

-

1

Тесты

12

Контрольное зачётное тестирование

1

-

1

Практическая работа

13

Работа над ошибками.

1

-

1

14

Грамматика и морфология. Работа по тестам.

1

1

-

Лекция.

Тесты

15 -16

Грамматика. Синтаксис.

2

1

1

Лекция. Тренинг

 

17

Контрольное зачётное тестирование

1

-

1

Практическая работа

18

Работа над ошибками.

1

-

1

Практическая работа

19-20

Синтаксис. Грамматическая основа.  ОГЭ. Работа по тестам.

2

1

1

Лекция

Тесты

21

Синтаксический анализ. Словосочетания

1

0,5

0,5

Лекция.

Тренинг.

22

Пунктуация в тестах ОГЭ.

1

0,5

0,5

23

Пунктуационные нормы русского языка.

1

0,5

0,5

24

Вводные слова и обращения.

1

0,5

0,5

25

Обособленные определения и приложения.

1

0,5

0,5

26

Обособленные обстоятельства

1

0,5

0,5

27

Сложные предложения

1

0,5

0,5

28-29

Работа по тестам.

2

-

2

Тесты

30--31

Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ

2

-

2

Практическая работа

32

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.

1

-

1

Практическая работа

III

Сочинение – рассуждение

16

4,5

11,5

Лекция. Практическая работа

33-34

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением

2

1

1

35

Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного

1

0,5

0,5

Лекция. Практическая работа

36-37

Как писать сочинение – рассуждение.  Композиция, вступление и концовка сочинения на лингвистическую. ( 9.1).

2

1

1

Лекция. Практическая работа

   

38-39

Работа по текстам

   2

    -

  2

Самостоятельная работа

40

Стилистика русского языка

1

1

-

Лекция, опрос

41

Написание сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание  9.2)

1

1

-

Лекция, опрос

42

Работа по текстам

1

-

1

Самостоятельная работа

43

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3)

1

1

Практическая работа

44

Работа по текстам

1

-

1

Самостоятельная работа

45

Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ .

1

-

1

Практическая работа

46

Работа над ошибками, допущенными при написании 3 части ОГЭ по русскому языку.

1

-

1

47

Итоговая  работа по контрольно – измерительным материалам.

1

-

1

Самостоятельная работа

Практическая работа

48

Работа над ошибками.

1

-

1

ВСЕГО

48

16

32

             Содержание учебного плана

1.Сжатое изложение (7 часов).

Теория. Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Практическая работа. Основные правила работы с текстом, умение адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Оборудование и оснащение: ноутбук, колонки, записи аудио.

2.Работа с тестами (25 часов)

Теория. Нормы русской орфографии

Правописание приставок, суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Система частей речи  в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Обособленные определения и приложения.  Обособленные обстоятельства. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.  Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Практическая работа. Работа над орфографическими правилами, использование  знаний по орфографии при анализе предложенного текста. Работа над средствами выразительности, умение  их   различать; анализировать текст с точки зрения средств выразительности. Знать  систему частей речи в русском языке, уметь  использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста. Работа над синтаксическими и пунктуационными  нормами в простом и сложном предложении. Практическая проверка знаний по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Оборудование и оснащение: ноутбук, тесты, проектор, текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

3.Сочинение – рассуждение (16 часов)

  Теория. Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.          Построение сочинения-рассуждения.

Практическая работа. Работа над определением стилистической принадлежности слов и выражений, над стилистическими синонимами. Подбор примеров для обоснования аргументов для написания сочинения–рассуждения. Понимание смысла текста и его фрагмента. Подбор примеров-аргументов, доказывающих правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения- рассуждения. Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, тесты.

       Оборудование и оснащение: ноутбук, тесты, проектор, текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Образовательно-предметные результаты

К концу года обучения дети должны 

знать/ понимать/ уметь

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  • умение определять средства связи предложений в тексте;
  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • умение применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Метапредметные результаты

(Освоенные универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД:

- владение всеми видами речевой деятельности;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

            Познавательные УУД:

- осознание необходимости новых знаний;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- формирование целостного представления о возникновении и существовании сичтемы языка

Коммуникативные УУД:

- разрешение конфликтов, постановка вопросов.

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении учебных задач;

- умение применять знания вне учебного процесса.

-  умение выражать свои мысли;

- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

Личностные результаты

Учащимися проявлены:

• Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей

социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

• Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• Наличие эмоционально - ценностного отношения к учебному процессу;

• Реализация потенциала в процессе коллективного сотрудничества ;

• Позитивная оценка своих   способностей.

• ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;

•доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержка;

•уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю.

Оценка результатов обучения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оценка образовательно-предметных результатов

Учащиеся  в  основном

усвоили:

- полученные в ходе изучения русского языка знания;

-навык написания сочинения-доказательства на заданные темы;

-навык написания изложения разных видов (полные и сжатые);

-   языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-  как находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Учащиеся могут с

помощью педагога:

- понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-понимать основную мысль прослушанного текста;

- понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

-подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- интерпретировать информацию звучащего текста;

-точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-понимать главную мысль прочитанного текста;

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

- комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

- определять средства связи предложений в тексте;

- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

- применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания;

-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учащиеся  достаточно  знают:

- как систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-  способы написания сочинения-доказательства на заданные темы;

- способы написания изложения разных видов (полные и сжатые);

-   языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-  как находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Учащиеся  могут

уверенно:

- понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-понимать основную мысль прослушанного текста;

- понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

-подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- интерпретировать информацию звучащего текста;

-точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-понимать главную мысль прочитанного текста;

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

- комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

- определять средства связи предложений в тексте;

- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

- применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания;

-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учащиеся  полностью представляют:

- как систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-как писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-как писать изложения разных видов (полные и сжатые);

-   языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-  как находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Учащиеся могут

свободно:

- понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-понимать основную мысль прослушанного текста;

- понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

-подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- интерпретировать информацию звучащего текста;

-точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-понимать главную мысль прочитанного текста;

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

- комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

- определять средства связи предложений в тексте;

- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

- применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания;

-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Оценка метапредметных результатов

Недостаточно развиты:

 

- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;

- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;

 - рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы;

- осознание необходимости новых знаний;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- уважение к мнению собеседника;

-   умение находить компромисс;

-  продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

Достаточно развиты:

 

- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;

- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;

 - рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы;

- осознание необходимости новых знаний;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- уважение к мнению собеседника;

-   умение находить компромисс;

-  продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

 Уверенно развиты:

 

- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;

- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;

 - рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы;

- осознание необходимости новых знаний;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- уважение к мнению собеседника;

-   умение находить компромисс;

-  продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

Оценка личностных результатов

Недостаточно развиты:

 

-  проявленное наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

- проявление на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 - проявленное наличие эмоционально - ценностное отношение к учебному процессу;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного сотрудничества;

-  позитивная оценка своих способностей.

-  наглядно-образное, пространственное мышление;

-  любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

-  фантазия, способности к творческому самовыражению;

-доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку;

- уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю.

Недостаточно развиты:

 

- проявленное наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

- проявление на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 - проявленное наличие эмоционально - ценностное отношение к учебному процессу;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного сотрудничества;

-  позитивная оценка своих способностей.

-  наглядно-образное, пространственное мышление;

-  любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

-  фантазия, способности к творческому самовыражению;

-доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку;

- уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю.

Недостаточно развиты:

 

- проявленное наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

- проявление на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 - проявленное наличие эмоционально - ценностное отношение к учебному процессу;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного сотрудничества;

-  позитивная оценка своих способностей.

-  наглядно-образное, пространственное мышление;

-  любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

-  фантазия, способности к творческому самовыражению;

-доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку;

- уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю.

Для оценки предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся применяется мониторинг на этапах вводного контроля в начале учебного года и промежуточной аттестации за каждое полугодие

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия

Наличие учебного кабинета Для занятий имеется помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СанПиН 2.4.4 3172-14). Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением.

Оборудование: ноутбук, проектор;

      -мультимедийная доска;

     - записи аудио, видео, формат CD, MP3;

.

Формы отслеживания и демонстрации

образовательных результатов

Для отслеживания и демонстрации образовательных результатов применяются следующие формы: собеседование, наблюдение, опрос, самостоятельная и практическая работа учащихся, мониторинг результатов обучения.

Оценочные материалы

Для проверки и оценки освоения теории и практики на каждом уровне обучения используются   диагностические методики.

Теория: перечень вопросов и заданий к опросам.

Практика: практические работы, тесты, КИМы.

Методы обучения

В процессе реализации программы применяются следующие методы и приёмы обучения

- орфографический практикум;

- эвристическая беседа;

- исследование;

- проблемно-поисковые задания;

- наблюдение;

- тренинг;

- метод контроля (опрос, наблюдение, психологическая поддержка);

- метод самоконтроля (самоанализ, самостоятельное исправление недостатков в работе).

Методы воспитания

Для формирования и развития положительных личностных качеств учащихся необходимо применять методы воспитания: беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, создание ситуации успеха и др.

Формы организации учебного занятия

На учебных занятиях используются различные формы организации учебного процесса. При этом оптимальным является применение нескольких форм на одном занятии по выбору педагога. В зависимости от темы можно использовать следующие формы организации занятия – как в совокупности, так и в отдельности: лекции, беседы, практические занятия, соединение теории и практики, творческая работа.

Педагогические технологии

В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология коллективных обсуждений, технология создания ситуации успеха.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: словарные диктанты, грамматические разборы, тестовые задания, алгоритмы, составление схемы, таблицы, написание сжатого изложения. 

Алгоритм учебных занятий

для каждого раздела программы

I. Организационный этап

Приветствие учащихся. При необходимости подготовка рабочих мест к занятию. Повторение правил техники безопасности.

II. Основной этап

Теоретическая часть. Закрепление изученного материала, повторение. Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.

Практическая часть. Выполнение практических заданий. Тесты. Тренинги. Написание творческих работ. Рецензирование.  

III. Заключительный этап

 Анализ и обсуждение проделанной работы. Саморефлексия учащихся. Подведение итогов занятия.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012,  № 273-ФЗ (Ст.2 п.9; Ст.25 п.4; Ст.28 п.3 пп.6; Ст.2 п.25; Ст.28 п.6 п.п.1).

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.1918 г. №196), пп.6, 9, 11.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.).

4. Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р), раздел 4.

6. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей (Минобрнауки от 29.03.2016 г. №ВК-641/09).

7. Приказ Комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 г. №1-114 «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ».

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация – 2020, 2021.  Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений.
  2. Текучева И.В. Весь школьный курс в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. М.: АСТ
  3. Васильевых И.П. Егораева Г.Т. Гостева Ю.Н. ОГЭ. Репетитор. Русский язык. Эффективная методика. М.: Экзамен
  4. Егораева Г.Т. Русский язык. ОГЭ 2020. Экзаменационные сочинения на отлично. М.: Экзамен
  5. Скрипка Е.Н. Русский язык. Тренажер. Лингвистический анализ. М.: Экзамен
  6. Драбкина С.В. Русский язык. ОГЭ. Готовимся к итоговой аттестации. М.: Интеллект-Центр
  7. Симакова Е.С. Русский язык. ОГЭ. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. М.: АСТ
  8. Львова С.И. ОГЭ. Русский язык. Сборник заданий: 500 заданий с ответами. ЭКСМО-пресс.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2020. Русский язык. 9 класс. Типовые варианты экзаменационных заданий. 14 вариантов. М.: Экзамен.

  1. Егораева Г.Т., Луканина О.Г. ОГЭ 2021. Русский язык. 9 класс. 30 тренировочных вариантов и теоретический справочник. М.: Экзамен
  2. Александров В.Н. Александрова О.И. Русский язык. Отличный результат. Учебная книга участника ОГЭ. М.: Экзамен
  3. Скрипка Е.Н. Скрипка В.К. Русский язык. ОГЭ 2020. Тренажер. Выразительные средства. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. М.: Экзамен
  4. Васильевых И.П. Егораева Г.Т. Гостева Ю.Н. Русский язык. ОГЭ на ОТЛИЧНО.
  5. Сенина Н.А. Гармаш С.В. Андреева С.В. Русский язык. ОГЭ 2021. 30 тренировочных вариантов по новой демоверсии. М.: Экзамен.
  6. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация – 2020, 2021.  Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНТЕРЕНЕТ-РЕСУРСЫ,

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ

  1. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  2. Сайт: www.uchkopilka.ru
  3. https://www.капканы-егэ.рф/
  4. https://rus-oge.sdamgia.ru/
  5. https://neznaika.info/oge/rus_oge/
  6. https://ctege.info/oge-po-russkomu-yazyiku-gia/
  7. https://multiurok.ru/files/10-variantov-oge-po-russkomu-iazyku-2021-god.html
  8. https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60073-demoversija-oge-2021-po-russkomu-jazyku.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель...

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . Автор-составитель...

Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"

Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....

Дистанционный курс по подготовке к ГИА по русскому языку(9 класс)

Данный курс поможет обучающимся при подготовке к ГИА по русскому языку. Содержит 3 онлайн-теста....

Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Программа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитан на  34 часа учебной нагрузки....

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...