Программа внеурочной работы «Юный дизайнер»
рабочая программа по технологии

Кутузова Наталия Петровна учитель технологии

Содержание программы рассчитано на 5 лет, по 4 часа в неделю.  Цель программы направлена на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_dizayner.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нурлатская гимназия имени Героя Советского Союза Михаила Егоровича Сергеева»

 г. Нурлат Республики Татарстан

Программа внеурочной работы

«Юный дизайнер»

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Автор – составитель:

Кутузова Наталия Петровна

учителя технологии высшей квалификационной категории

 

г. Нурлат, 2019-2025 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Юный дизайнер» по художественно-эстетическому направлению разработана на основе:

  • Примерной программы внеурочной деятельности О.А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство» (О. А. Кожина. Декоративно-прикладное искусство / О.А. Кожина. – М.: Просвещение, 2010);

-  Конституцией         Российской Федерации; 

- Законом   Российской   Федерации   от  29.12.2012 № 273-ФЗ "Об   образовании в РФ" (ст. 9, 14, 15, 32);

- Закона Республики Татарстан «Об образовании»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").

Назначение программы. Программа предназначена для учащихся 4-9 классов и рассчитана на 1 год обучения (в кружке занимаются только девочки). Сроком реализации пять лет.

Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей. В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Особенности программы

     Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения.  Воспитанники школы-интерната получают возможность изготавливать картины-сувениры, картины-подарки к праздникам и дарить их учителям, воспитателям, товарищам, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

Направленность программы кружка «Юный дизайнер» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей с элементами дизайна, декоративно – прикладного искусства.

Актуальность программы  заключается в том, что учащиеся самостоятельно  создают красивые и оригинальные изделия в процессе декоративно-прикладного искусства, развивают свои креативные и творческие способности.

Новизна программы состоит в том, что впервые осуществляется обучение детей изготовлению игрушек, работа с природным материалом, с бисером, бумагой, вязание крючком, обучение пошиву одежды, обучению дефиле. Используются инновационные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми – программа дополнена элементами свободного творчества (изготовление подарков, сувениров, открыток к праздникам и др. по индивидуальному выбору).

Педагогическая целесообразность программы- её содержание нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

      Основная цель программы:

  1. вызвать у детей интерес к творчеству;
  2. пробудить желание творить самостоятельно

      Цель работы кружка:

Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации учащихся, повышения его интеллектуальных способностей.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  2. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  3. раскрыть истоки народного творчества;
  4. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  5. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  6. приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  1. пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  2. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  3. формирование творческих способностей, духовной культуры;
  4. развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  1. воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  2. добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
  3. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
  4. приносить удовлетворение от выполненной работы.

Формы работы кружка:

  1. беседы;
  2. рассматривание образцовых изделий, иллюстраций, альбомов, таблиц;
  3. выставки детских работ в школе, селе;
  4. просмотр компьютерных презентаций, слайдов;
  5. экскурсии;
  6. дидактические игры;
  7. соревнования;
  8. сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  9. создание рекламных - проспектов, буклетов, творческих журналов «Мода» маленьких альбомов (мини-альбомов).

Методы и приёмы обучения:

  1. объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием  демонстраций,  а  учащиеся  воспринимают,  осмысливают  и  запоминают  её, воспроизводят полученные знания;
  2. репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу; частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия; исследовательский: творческая деятельность учащихся по решению выполнения работы.
  3. Практический: упражнения, практические работы, практикумы;
  4. Проблемно-мотивационный;
  5. Наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; метод «подмастерья»;
  6. Нестандартный: эстафета творческих дел, выставка, реклама, конкурс, выставка-презентация. игры.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Учебно-материальная база

  1. кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;
  2. наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;

  1. учебная доска;
  2. ноутбук;
  3. оборудования: швейные машины, электрический утюг, доска гладильная;
  4. ткань;
  5. канцелярские товары;
  6. ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества;
  7. дидактический материал по теме программы: журналы, статьи, публикации с описанием техники
  8. изготовления изделия, инструкционные и технологические карты. Чертежи, схемы, базовые сетки
  9. изделия, выкройки, эскизы будущих изделий;
  10. дидактические игры для повышения мотивации;
  11. учебные пособия (список литературы).

Системы контролирующих материалов

  1. тесты;
  2. индивидуальные карточки-задания, дешифраторы для самопроверки;

  1. компьютерные тесты;
  2. кроссворды, головоломки и другие различные задачи;
  3. компьютерные дидактические игры.

Организация деятельности кружка

Срок реализации программы  художественно-эстетической направленности «Юный дизайнер» пять лет. В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В группу второго года обучения  могут поступать и вновь прибывшие после специального тестирования  и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Режим работы кружка «Юный дизайнер»:

Первый год обучения(144 ч.) – 2 раза в неделю по 2 часа

Второй год обучения(144 ч.) – 2 раза в неделю по 2 часа

Объединение комплектуется из учащихся 9-16 лет. Количество учащихся в группе для освоения программы - 15 человек.

Структура программы

Программа кружка «Юный дизайнер» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы

1-2 год обучения

2-4 год обучения

Вводное занятие

 Вводное занятие

Сказка природы

 Бумагопластика

Фетромания

Сувениры из текстильных материалов

Искусство фоамирана

Тестопластика

Остров ненужных вещей

Искусство фоамирана

Премудрости портнихи

Текстильные букеты

Кукольная страна

Игрушечный мир

Работа с тканью: «мои мечты»

Лоскутное шитьё

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся.

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму

Исторический аспект. Связь с современностью. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану: эскиз, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных факт. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках. Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия, инструкционные и технологические карты. Чертежи, схемы, базовые сетки изделия, выкройки, эскизы будущих изделий.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:        

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Сформировать и навык и работы с информацией

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, оформление;

Способы соединения деталей: клеем, нитками, плетением;

Способы контроля по шаблону;

Приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями;

Учащиеся должны уметь:

Организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

Изготавливать изделия по образцу, рисунку, инструкционным картам;

Работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе;

Использовать различные материалы в изготовлении одной творческой работы;

Применять разные способы соединения деталей;

Работать индивидуально и группами.

Учащиеся могут знать:

Способы изготовления поделок из материалов, не указанных в программе;

Учащиеся могут уметь:

Самостоятельно вырезать простейшие детали без шаблона;

Использовать в оформлении сувениров материалы, не указанные в программе;

У учащихся будут сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Учащиеся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;

метапредметные:

регулятивные

у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

предметные:

в познавательной сфере:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

2) практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

3)уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

4) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

в трудовой сфере:

1) планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

3) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и

в мотивационной сфере:

1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

в эстетической сфере:

1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

в коммуникативной сфере:

1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

в физиолого-психологической сфере:

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

2) соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

3)сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Ожидаемые результаты:

По окончании курса обучения, обучающиеся творческого коллектива должны:

знать:

- сведения по истории изобретения бумаги, оригами;

- исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки,  мукосолек, изделия из лоскута;

- способы замешивания теста для мукосолек, изготовления цветного теста сушки и запекания;

- сведения о материалах и приспособлениях для пошива изделий;

- правила техники безопасности при ручных работах;

- технологическую последовательность работы;

- русские народные праздники

уметь:

- делать выкройки;

- работать по шаблону;

- в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки, клей и другие материалы;

- самостоятельно изготавливать сувениры из бумаги, ткани, нитяных материалов, солёного теста;

- анализировать свою работу.

Способы проверки результативности освоения программы:

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

           Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.

           Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;

           Итоговый, проводимый после завершения всей программы.

Контроль может осуществляться в форме:

- контрольный срез;

- тестирование;

- открытое занятие;

- зачёт;

- выставки, конкурсы, фестивали.

Тематическое планирование

1- 2 год обучения

Разделы и темы

Кол-во часов

п/п

всего

теор

пр

I

Вводное занятие

1

1

IΙ

Сказка природы

14

2

12

2

Аппликации из сухих листьев и цветов

1

1

3

Цветы из апельсина и листьев

4

4

4

Аппликация из банановой кожуры

4

4

5

Картина из соломки

5

1

4

IΙΙ

Фетромания

36

2

34

6

Основные ручные швы

2

2

7

Основные приемы работы с фетром. Чехол для ножниц.

2

1

1

8

Материаловедение. Сочетание цветов. Основные цвета. Брошка.

2

1

1

9

Чехол для сотового телефона

4

4

Панно из фетра «Девочка Лето»

4

4

10

Предметы для украшения интерьера мобиль «Бабочки»

4

4

11

Милые закладочки для книг

4

4

12

Подставка под горячее

4

4

13

Собачки – талисманы будущего года

4

4

14

Фетровая куколка

4

4

15

Сердечки из фетра

2

2

ΙV

Искусство фоамирана

16

5

11

16

Организационная работа

2

1

1

17

Изготовление декоративных цветов

2

1

1

18

Заколка для волос «Одуванчики»

4

1

3

19

Ободок для волос «Розы»

6

2

4

20

Карнавальная маска

2

2

ΙV

Остров ненужных вещей

8

2

6

21

Хедмейк или кастамайзинг из джинсы

1

1

22

История джинсы

1

1

23

Изготовление украшений для волос заколка цветок из джинсы

2

2

24

Сувенирная игрушка Кошечка

4

4

V

Премудрости портнихи

30

8

22

25

Машиноведение. Бытовая швейная машина.

Техника безопасности.

6

2

4

26

Терминология. Машинные швы.

8

2

6

27

Лоскутное шитьё: инструменты и материалы. Основные приемы работы. Одеяло или чехол для стула

10

2

8

28

Лоскутное шитьё: прихватки

6

2

4

VΙ

Кукольная страна

24

6

18

29

Кукла «Солнечный Ангел»

8

2

6

30

Кукла шкатулка.

8

2

6

31

Кукла в народном костюме

8

2

6

VΙΙ

Работа с тканью: «мои мечты»

37

9

28

32

Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры человека.

2

2

33

Построение и оформление чертежей швейных изделий.

2

1

1

34

Моделирование простейших видов швейных изделий: плечевые изделия, поясные изделия (по выбору).

2

1

1

35

Технология изготовления изделия (по выбору). Раскладка выкроек на ткани. Раскрой ткани.

2

1

1

36

Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка изделия к первой примерке.

2

2

37

Первая примерка. Устранение недочетов.

2

1

1

38

Обработка изделия после первой примерки (по выб).Обработка середины изделия.

2

2

39

Обработка вытачек, рельефов и плечевых швов изделия.

2

2

40

Конструирование воротника, раскрой и подготовка воротника к соединению.

2

2

41

Соединение воротника с горловиной. Влажно-тепловая обработка воротника.

2

1

1

42

Обработка застежки.

2

1

1

43

Рукава: подготовка рукавов к вметыванию. ВТО.

2

2

44

Соединение рукава с изделием: способы вметывания рукава.

2

2

45

Соединение рукава с изделием: втачивание рукава. Окончательная обработка рукава (способ соединения рукава по выбору).

2

2

46

Обработка нижнего среза изделия потайными подшивочными стежками.

2

2

47

Окончательная обработка изделия. Окончательная ВТО изделия (по выбору).

2

1

1

48

Художественная обработка изделия: вышивка, аппликация, дополнительные фурнитуры, аксецуары и т.п.

2

2

1

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся.

2

1

1

Итого:

140

26

114

Содержание программы

Вводное занятие.

Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий. Провести инструктаж по технике безопасности при работе на кружке. Организовать  кружковое самоуправление.

Сказка природы

История аппликации из сухих листьев и цветов. Понятие и представление об искусстве аппликации из сухих листьев. Флористика и «Ошибана». Инструменты и приспособления для прессованной флористики: ножницы, карандаш, пинцет, резец, кисти. Материалы: сухие растения, клей, картон, бумага, калька, краски. Инструктаж по технике безопасности. Цветы из апельсина и листьев. Сбор желтых листьев клена. Изготовление  «Осеннего букета роз»  Подготовка рабочего материала. Выполнение цветов из листьев клена. Практическая работа. Выполнение цветов из листьев клена. Изготовление цветов розы  и крокусов из листьев кукурузы Подготовка рабочего материала. Способы выполнения цветов из листьев кукурузы. Практическая работа. Выполнение цветов из листьев кукурузы. Подготовка апельсиновых корок к работе. Картины, панно выполненные технике аппликации из банановой кожуры Разработка эскизов, подготовка деталей картины из банановой кожуры, подбор сухих листьев и цветов (окрашивание в черный или серебристый цвет). Понятие и представление об искусстве аппликации из банановой кожуры. Инструменты и приспособления: ножницы, карандаш, пинцет, резец, кисти. Материалы: засушенная кожура банана, клей, картон, бумага, калька, краски. Инструктаж по технике безопасности.

Фетромания.

Основы фетрового творчества. История фетрового чуда. ТБ Различные приемы работы с материалом и их соединения с другими. ТБ Различные приемы работы с материалом и их соединения с другими. Способы обработки и сборки деталей из фетра. Простейшие швы. Выбор простейшего изделия для формирования навыка и умений фетрового шитья (аксессуар для телефона, пенал, игольница) Разработка технологической карты (ТК). Разработка выкроек по данным.

Практическая работа. Чехол для сотового телефона. Панно из фетра «Девочка Лето».  Предметы для украшения интерьера мобиль «Бабочки». Милые закладочки для книг. Подставка под горячее. Собачки – талисманы будущего года. Фетровая куколка. Сердечки из фетра

Искусство фоамирана.

Порядок и содержание работы объединения. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов. Правила поведения на занятиях, режим работы. История изготовления цветов. Техника безопасности при изготовлении декоративных цветов. Изготовление декоративных цветов.

Практическая работа.  Заколка для волос «Одуванчики». Ободок для волос «Розы»,  История изготовления цветов. Знакомство с технологической картой изготовления цветка Последовательность изготовления цветка. Техника выполнения цветка. Что такое фоамиран. Свойства фоамирана. Цветовая гамма фоамирана Техника и технология выполнения полевой ромашки из фоамирана. Практика. Нарезка лепестков. Сборка цветка с помощью клеящего пистолета. Приклеивание на основу.

Практическая работа Карнавальная маска.

Остров ненужных вещей

История появления видов творчества хедмейк и кастамайзинга. История джинсы.  Фантазии джинса.  Теоретическая часть  Технология работы над изделием: создание эскиза, изготовление шаблона и выкройки. Раскрой  деталей изделия, технологическая последовательность выполнения изделий. Изготовление различных изделий для дома. Практическая часть. Создание изделий для дома и для себя из джинсовой ткани с элементами лоскутной мозаики. Сумочки, шляпы, жилеты, коврики и т.д. Практическая работа заколка и игрушка.

Премудрости портнихи.

Виды швейных машин.  История происхождения швейной машины. Универсальные и специальные швейные машины. Бытовые и производственные швейные машины.  Различия по степени механизации. Основные детали и комплектующие. Мастер-класс: «Как выбрать швейную машину». Безопасные приёмы работы на швейной машине. Виды машинных швов. Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и приспособления для машинных работ. Правила техники безопасности при машинных работах. Основные регулировки машин. Технические условия выполнения машинных швов. Виды машинных швов, из назначение и применение. Соединительные, краевые и отделочные машинные швы. Подготовка швейной машины к работе. Организация рабочего места. Подбор инструментов и приспособлений. Настройка машины и выбор операций.  Выбор и замена иглы, лапок. Заправка швейной машины. Соединительные машинные швы. Их применение, назначение. Выполнение соединительных машинных швов. Краевые машинные швы. Их применение, назначение. Выполнение краевых машинных швов. Краевые машинные швы.  Их применение, назначение. Выполнение краевых машинных швов. Отделочные машинные швы. Их применение, назначение. Выполнение отделочных машинных швов. Отделочные машинные швы. Их применение, назначение. Выполнение отделочных машинных швов. Техника лоскутного шитья. Обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях. Изготовление изделия в стиле пэчворк. Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.  Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка.  Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.  

Кукольная страна.

Знакомство с историей  куклы. Материалы и инструменты. Виды кукол их назначение. Технология изготовления куклы Тильды. Реставрация старых кукол пошив народного костюма. Кукла шкатулка. Технология изготовления . Практическая часть. Пошив куклы Тильды «Солнечный Ангел», изготовление куклы – шкатулки                                                                              

Работа с тканью: «мои мечты».

Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры человека. Построение и оформление чертежей швейных изделий. Моделирование простейших видов швейных изделий: плечевые изделия, поясные изделия(по выбору). Технология изготовления изделия (по выбору). Раскладка выкроек на ткани. Раскрой ткани.

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся.

Творческий проект. Изготовление сумочки, декорированной цветочными мотивами. Способы изготовления и выкройки сумок, их отделка. Изготовление мягких игрушек. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки. Выполнение проектной работы.

Тематическое планирование

 3-4 год обучения

Разделы и темы

Кол-во часов

п/п

всего

теор

пр

I

Вводное занятие

1

1

IΙ

Бумагопластика

14

2

12

2

Скрапбукинг. Продолжаем знакомство.

1

1

3

Скрапбукинг. Цветы из офисной бумаги

4

4

4

Скрапбукинг. Изготовление открыток ко Дню учителя

4

4

5

Скрапбукинг. Изготовление открыток ко Дню пожилого человека

5

1

4

IΙΙ

Сувениры из текстильных материалов

36

2

34

6

Основные ручные швы. Виды швов.

2

2

7

Сувенир из ткани  «Собачка»

2

1

1

8

Материаловедение. Сочетание цветов. Основные цвета. Брошка.

2

1

1

9

Работа с тканью.

4

4

Работа с тканью. Снеговик.

4

4

10

Работа с тканью. Игрушки из фетра

4

4

11

Рисунки нитками (аппликация из волокнистых материалов)

4

4

12

Раз заплатка, два заплатка (аппликация из ткани)

4

4

13

Игрушка Свинка – талисманы будущего года

4

4

14

Фетровые домики

4

4

15

Сердечки из фетра

2

2

ΙV

Тестопластика

16

5

11

16

Соленое тесто. Рецепты замеса, окрашивание.

2

1

1

17

Лепка из соленого теста. Медальон

2

1

1

18

Плоскостные и полуобъемные игрушки – сувениры из теста

4

1

3

19

Домашняя мастерская  игрушки – сувениры из теста

6

2

4

20

Лепка из соленого теста. Поросенок.

2

2

ΙV

Искусство фоамирана

30

8

22

21

Основные законы композиции, изготовление простейших элементов.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

6

2

4

22

Композиция «Тюльпаны»

8

2

6

23

Композиция «Дерево счастья»

10

2

8

24

Композиция «Фото рамка»

6

2

4

V

Текстильные букеты

8

2

6

25

Вводное занятие  История искусства букета.

1

1

26

Семь признаков правильного составления композиций

1

1

27

Основные приемы изготовления сложных цветов и веток

2

2

28

Составление цветочных композиций

4

4

VΙ

Кукольная страна

24

6

18

29

Традиционная кукла

8

2

6

30

Самоделки  из текстильных материалов

8

2

6

31

Оригинальные сувениры из различных материалов

8

2

6

VΙΙ

Работа с тканью: Лоскутное шитьё

37

9

28

32

Введение. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Технологические основы лоскутного шитья.

2

2

33

Художественная обработка текстильного лоскута.

2

1

1

34

Основы цветовой грамоты

2

1

1

35

Техники и приёмы лоскутного шитья. 
Техники: “Полоска”, “Разноцветная спираль”.

2

1

1

36

Основные понятия об орнаменте. 
Техники: “Весёлые квадратики”, “Удивительные треугольники”, “Необычные ромбы

2

2

37

Техники: “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”, “Свободная техника”.

2

1

1

38

Современные формы традиционного лоскутного шитья. Одеяло.

2

2

39

Современные формы традиционного лоскутного шитья. Одеяло.

2

2

40

Весёлые квадратики»

4

1

3

41

Удивительные треугольники

2

1

1

42

Необычные ромбы

4

4

43

Забавные уголки

2

2

44

Мозаика из многоугольников»

2

2

45

Приёмы получения разнообразных фактур. Хитроумные техники: “Витражи”, “Пуфики

4

1

3

1

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся.

2

1

1

Итого:

140

26

114

Содержание

2 года обучения

1

Вводное занятие

Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий. Провести инструктаж по технике безопасности при работе на кружке. Организовать  кружковое самоуправление.

2

Бумагопластика. Модульное оригами  

Знакомство  с техникой, изготовление, выполнение треугольников модуля оригами. Практическая работа: Изготовление рамок из модулей. Ваза из модулей оригами, цветы, сборка изделий( групповая работа)

 Оригами. Кусудамы – История появление шаров из цветов, показ изделий. Изучение и выполнение базовых форм. Материалы, необходимые для сборки и оформления кусудам.Практическая работа: Изготовление кусудамы  «Лилия», «Электра», «Бабочки», «Курлер». Квиллинг - Знакомство с техникой – бумажная филигрань, показ изделий. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения элементов. Приёмы изделия роллов. Практическая работа:  Изготовление базовых элементов  «Капля», «Листочек», «Глаз», «Изогнутый глаз», «Треугольник», «Полумесяц», соединение 2-3 полос. Упражнения в технике бахромчатого квиллинга, петельного. Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка, панно «Цветочная композиция» Торцевание –Знакомство с материалами , техникой, инструментами. Торцевание на пластилине.Практическая работа:  Подготовка основы  (рамка), выполнение декоративного панно (индивидуальной или групповой) – «Цветочная композиция». Изготовление объёмных цветов, декоративного кактуса в кашпо.

3

Сувениры из текстильных материалов. 

Основные ручные швы. Виды швов. Сувенир из ткани  «Собачка»

Материаловедение. Сочетание цветов. Основные цвета. Брошка. Работа с тканью. Работа с тканью. Снеговик.Работа с тканью. Игрушки из фетра

Рисунки нитками (аппликация из волокнистых материалов)

Раз заплатка, два заплатка (аппликация из ткани) Игрушка Свинка – талисманы будущего года Фетровые домики Сердечки из фетра

4

Тестопластика Вазы –Знакомство с базовой формой ваз. Декорирование заготовок. Практическая работа: «Ваза с горохом», «Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». Цветы и листья – 3 ч. Вырезание цветов из раскатанных кусков теста. Использование формочек и ножа.

Практическая работа: « Ромашка», «Розочка», «Кувшинка» ( по выбору уч-ся)

Игрушки и картинки –  Создание полых форм («оттягиванием» и «защипом»). Украшение Работы с помощью стеки  и путём «налепа» . Практическая работа:  «Паровоз», «Ракета на луне», «Юла».

5

Искусство фоамирана

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем. Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирна. Основы композиции и цветоведения. Основные законы композиции, изготовление простейших элементов. Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения. Практическая работа: зарисовка композиций.   Основные и составные цвета. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Практическая работа: зарисовка композиций.

 Цветовой круг фоамирна. Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Практическая работа: зарисовка цветового круга. Теплые и холодные цвета фоамирана. Знакомство степлыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок. Техника выполнения фоамирана Основные элементы фоамирана - плотная катушка. Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка. Практическая работа: техника выполнения плотной катушки. Основные элементы фоамирана - ажурные элементы. Выполнение основных элементов фоамирана - ажурные элементы.Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов Изготовление листьев. Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана. Выполнение эскиза.  Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции. Практическая работа:техника выполнения эскиза композиции. Цветочные композиции Композиция «Осенний вальс» Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет» Композиция «Розовый букет» Практическая работа: Разработка эскиза по предложенному образцу.  Композиция «Тюльпаны» Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».  Композиция «Мастерская цветоделия» Практическая работа: разработка эскиза композиции  Композиция «Дерево счастья»  Практическая работа:разработка эскиза композиции. Изготовление необходимых элементов для композиции «Фото рамка»

6

Текстильные букеты

Правила поведения и техника безопасности во Дворце пионеров и на занятиях. Знакомство с содержанием курса. Теоретические сведения:

Труд человека как одна из составляющих частей его жизни. Изготовление цветов из ткани – один из видов труда, где необходимо проявить фантазию, умение, усердие и наблюдательность.  История искусства изготовления цветов из ткани: беседа с учащимися об истории возникновения и развития изготовления цветов из ткани как вида декоративно-прикладного искусства Практическое содержание занятия:

Организация рабочего места: сообщение учащимся сведений по устройству рабочего места и требований для соблюдения его в чистоте.

Составление композиции -  букета.  Более цельно и законченно творческая мысль ребенка проявляется в создании несложной тематической композиции – букете. Занятия идут в определенной последовательности. Сначала изготавливаются отдельные цветы, затем из них собирают простейшие цветочные композиции: зимняя композиция с фантазийными цветами; тематическая открытка к празднику; весенний букет из первоцветов; декоративная бутоньерка из нескольких цветов.

Оценка готового изделия проводится по следующим критериям: правильность подбора материала, соблюдение технологического процесса, длительность выполнения, эстетическое восприятие готового изделия.

Теоретические сведения:

Правила построения простейшего букета с небольшим количеством цветов. Понятие форма, цвет. Методы подбора цветов по цвету, определение формы букета, методы крепление цветов в букет. Использование декоративных материалов в оформление изделия.  Основы изготовления декоративных бантов.

Практическое содержание занятий:

 Зарисовка схематического рисунка. Составление букета малой формы. Объединение готовых   изделий в малые композиции (бутоньерки) и оформление их декоративными дополнениями.  Основы аранжировки.

Эта тема включает в себя подготовку выставок различных уровней (мини-выставки внутри коллектива, выставки тематические внутренние и внешние).

В процессе подготовки выставки, учащиеся отбирают лучшие работы, оформляют и устанавливают выбранные экспонаты.

7

Кукольная страна

Игрушки из различных материалов – 4 ч.  Мелкие игрушки с использованием проволочного каркаса. Инструменты и материалы для изготовления игрушек. Набивка, утяжка игрушек. Последовательность изготовления. Практическая работа: Игрушка «Мухомориха», «Ромашка», «Клубничка». Игрушки с элементами пластиковой бутылки . Материалы в изготовлении игрушек-сувениров (виды, назначение, применение). Технология изготовления  игрушки.

Практическая работа: Игрушка «Петух», «Портрет тигра», «Черепаха».

Игрушка из старых вещей («сэконд-хенд») Вещи, используемые для игрушек (варежки, носки, перчатки, шапки, колготки, свитера). Способы сшивания деталей . Оформление игрушки. Практическая работа: Игрушка «Цыплёнок», «Гусь», «Рыбка», «Краб». Игрушки – подушки. Подбор материалов, анализ модели. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой, пошив. Назначение игрушек-подушек. Виды, формы. Практическая работа: Пошив подушки «Кот», «Кукла», «Поросёнок» (по выбору

8

Работа с тканью: Лоскутное шитьё

Введение. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.

Технологические основы лоскутного шитья.Традиционное лоскутное шитьё. Художественная обработка текстильного лоскута Термины: текстиль, лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, лоскутная пластика, аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стёжка. Получение разнообразных фактур: фактура, декоративная вышивка. О развитии лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё России. Ткань как материал для творчества, инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Технология лоскутного шитья. Практическая работа: схема взаимосвязи видов, способов и приёмов работы с текстильным лоскутом.  Основы цветовой грамоты

Цвет: группы, спектр, цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность, локальный цвет, обусловленный цвет. Цветовой круг: основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (производные или дополнительные: оранжевый, зелёный, фиолетовый). Гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов: одноцветная, смежная, тональная. Гармонии контрастных цветов: контраст, парная гармония, гармония триады, цветовая гамма. Контраст цветов: светлотный (тоновый) и цветовой (хроматический); сильные контрасты, слабые контрасты, средние контрасты, контрасты между холодными и тёплыми цветами, лёгкие и тяжёлые. Соотношение цветовых площадей, краевой контраст, контур. Пространственное смешение цветов.  Практические работы: Сравнить восприятие одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.  Составить из тканей образцы различных цветовых гармоний.  Техники и приёмы лоскутного шитья

Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника “Полоска”: общие правила при работе с полоской, возможности техники. Выполнение рисунков из полосок одной ширины: диагональная раскладка, прямая раскладка, “Паркет”, “Колодец”, “Квадрат”, цветные кольца, полосы. Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок.  Понятие: “Спираль или крейзи (сумасшедший)”, “Зрачок”, основные правила выполнения “Разноцветной спирали”.  Изготовить панно “Звезда”.  Техника “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”. “Свободная техника” . Другое название “мозаики” – английский пэчворк. Соединяют лоскутки вручную. “Свободная техника” лоскутного шитья – соединение лоскутков различных форм и размеров, подобранных по цвету и тону.

 

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся. Основным показателем полученных знаний является участие в выставках различных уровней. Процесс подготовки изделия к выставке требует от ребенка правильного применения полученных знаний и умений.

Тематика выставок бывает различной, от этого зависит и характер изготавливаемого изделия. Осенней выставке присущи цветы и краски желто-оранжевых цветов, зима – это, как правило, фантазийные цветы холодных тонов, весна – весенние первоцветы и зелень нежно салатового цвета.

В основе подготовки изделия к выставке лежит творческая идея, которая разрабатывается по составленному рисунку-эскизу. По рисунку определяется количество цветов, их форма, цвет, строение цветка. Затем ребенок анализирует процесс предстоящей работы, уточняются основные этапы работы, и выполняет изделие.  Количество часов на изготовление выставочных работ, заложенных на учебный год, могут меняться в зависимости от количества проводимых выставок.

Выставка – это наилучшая форма оценки проделанной работы, где хорошо видны приобретенные навыки, умения, идеи и фантазии, которые воплотились в готовые изделия. Коллективное оформление выставок способствует сплочению коллектива, воспитанию творческого общения, самостоятельности, взаимопомощи.

5 год обучения

Программа дополнительного образования «Театр моды «Истоки»

Актуальность  программы состоит,  в том, чтобы помочь ребёнку, живущему в ХХ1 веке, согласуясь с требованием  времени, глубже познать себя,  найти свою яркую неповторимую индивидуальность, свой  особый  внешний облик. 

Концепция предмета

Новизна программы в расширении объёма  предлагаемых знаний за пределы обычного дефиле, комплексный её характер, в преломлении обучающего материала, непосредственно, к детской аудитории, а также в последовательной организации образовательного процесса на современном уровне.

Программа  даёт возможность детям,  ведущим, в основном,  «сидячий образ жизни», развить свои физические способности, укрепить здоровье, развить пластику тела, чувство ритма, элегантность и красоту движений, выработать хороший вкус, умение держаться в обществе, уверенность в себе, способствовать внутреннему совершенствованию  личности.    

Педагогическая целесообразность  данной программы заключена в том, что она способствует  гармоничному развитию детей, так как включает в себя  изучение дефиле, ритмопластики,  и  сценических композиций, основанных на  игровой демонстрации  коллекций детской одежды.

Участие в ярких, красочных игровых показах коллекций одежды, участие в конкурсах предполагает возникновение у детей положительных, радостных эмоций, способствует саморазвитию и совершенствованию личности.

В процессе работы над композициями коллекций, предполагается индивидуальная работа над сценическими образами, раскрытие творческой индивидуальности обучающихся детей, выявление и поддержка наиболее одарённых воспитанников.

Цели и задачи программы

Цель данной программы – формирование у обучающихся  качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном самоопределении.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи: 

Обучающие:        

  1. сформировать знания об этикете общества в разные исторические эпохи,
  2. сформировать знания. умения и навыки  по ритмопластике,
  3. изучить  практический комплекс дефиле,

   Развивающие:

  1. развить пластику тела,  ритмичность и музыкальность, эстетический вкус
  2. избавить от внутренних зажимов  и комплексов,
  3. развить внимание, память, воображение

Воспитательные:

  1. воспитать  дисциплину, организованность, трудолюбие, ответственность, уверенность в своих силах,
  2. воспитать доброжелательность,  коммуникабельность, уважение к окружающим,
  3. пробудить творческую активность, стремление к совершенствованию.

Общая характеристика учебного предмета

Данная образовательная программа ориентирована на детей 10-15 лет, которые  проявляют интерес к данному художественному  направлению. Программа адресована учащимся,   желающим приобрести навыки  демонстрации одежды.

Программа рассчитана на 1 года

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа  (70 часа в год).

Программа реализуется с  учётом возрастных особенностей детей, их интересов, физических возможностей, природной одарённости.

Для обучения принимаются все желающие без предварительного уровня подготовки, не имеющие  серьёзных отклонений по состоянию здоровья и физическим данным.

Форма занятий – аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, соревнования, олимпиады и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3 - 5 человек) или индивидуально.

Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную. 

Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды.

Типы занятий – теоретические и практические. Особое внимание уделяется практической деятельности.

Специфика занятий такова, что каждое занятие состоит из нескольких разделов, включающих отдельные темы вышеперечисленных разделов, то есть предполагается комплексный подход при планировании материала каждого занятия. Все практические уроки имеют музыкальное сопровождение в виде аудиозаписей.

Способы проверки результатов:

  • постоянное визуальное наблюдение за учащимися на занятиях,
  • игровые конкурсы внутри группы,
  • открытые занятия для родителей,
  • контрольные занятия по итогам года.

   Форма подведения итогов:

  • участие в  школьных праздниках, районных, городских конкурсах, фестивалях,  показах коллекций детской моды.

Условия реализации программы

Описанная модель обучения в объединении «Театр моды» требует для реализации своей образовательной программы наличия соответствующей материально технической и производственной базы:

        1. Учебные кабинет для проведения лекционно-теоретических и практических двигательных занятий;

        2. Актовый зал, приспособленный к теоретическим, практическим занятиям и подиумным показам, соответствующим световым и техническим оснащением, системой усиления звука, радиоаппаратурой;

        3. Наличие большого магнитофона и ноутбука для проведения репетиций и занятий

        4. Специально систематизированная фонотека инструментальной музыки (для занятий дефиле, сценической пластикой, основами музыкальности и пением);

        5. шаблоны бумажных кукол с моделями одежды, линейки, карандаши, краски и кисти для занятий цветом и рисунком, основами художественного моделирования;

        6. удобная закрытая обувь (туфли на устойчивом, средней высоты каблуке) для занятий дефиле.

Базовое условие, без которого не может быть Театра моды, - творческая производственная мастерская.  Группа набирается  из числа обучающихся в системе объединения «Театр моды «Истоки»».

Ресурсное обеспечение

Материально-техническая база:

- бытовые универсальные швейные машинки, 6 шт;

- оверлок;

- гладильная доска;

- утюг;

- манекен 46 размера;

- швейные принадлежности.

 Музыкально-техническое оборудование:

- магнитофон, колонки;

- фонотека: аудикассеты, диски;

- мультимедиа-проектор.

Предполагаемый результат

        Логическое завершение, итог всей учебной деятельности системы «Театр моды «Истоки»» - создание спектакля, основанного на демонстрации коллекции модной одежды.

        Появление спектакля - увлекательный процесс, развивающий и навыки режиссуры, постановки, создания декораций, подбора музыкального оформления. Это демонстрация творческих способностей и одновременно пропаганда модной эстетичной одежды, сделанной руками учащихся в соответствии с их представлениями о модных образах, силуэтах, формах, о моде в целом. Это яркое историческое путешествие, повествующее о проблемах моды и возможных путях ее развития, обрамленное изысканной  рамой из музыки, театрального действа, хореографии и цвета.

        К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:

основы дизайна и теории моды; основные моменты истории костюма; основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании; категории, свойства и средства композиции; этапы проектирования коллекции одежды, основные тенденции в современной моде;

        Учащиеся должны уметь: использовать знания средств и свойств композиции на практике; разработать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему; точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма; свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни.

Применяемые техники диагностики

•    Компьютерное тестирование

•    Анкетирование

•    Маршрутные листы

•    Обсуждение и анализ  проведения  различных мероприятий

•    Педагогические наблюдения

Теоретические знания, практические художественно-артистические навыки  по итогам прохождения различных модулей и Программы в целом оцениваются по трем уровням:

- высокий уровень – хорошие знания в области  культуры костюма и способность донести полученную информацию  до окружающих; практические и художественно-артистические навыки  развиты хорошо, четко выражены, владение ими проявляется стабильно в заданиях разного уровня сложности; 

- средний уровень – владение  информацией в области  культуры костюма, но не способность  донести  её до окружающих, владение  практическими и художественно-артистическими навыками выражено достаточно хорошо, но  упражнения повышенного  уровня сложности  вызывают затруднения в процессе освоения и выполнения; 

- низкий уровень – слабое владение теоретическими сведениями,   практические  и художественно- артистические навыки  выражены нечетко, владение ими проявляется эпизодически или не проявляется совсем.

«Продукты» образовательной и творческой  деятельности обучающихся

•    Первый год обучения: эскизы моделей одежды в различных техниках и «первой авторской коллекции», переделка вещей (футболки, джинсы и т.п.), пошив различных видов плечевой одежды с цельнокроеным рукавом, демонстрация готовых изделий под музыку и создание театрализованного образа; прическа и макияж для различных  жизненных ситуаций.

•    Второй год обучения: эскизы авторских коллекций и коллективный эскизный проект, комплект одежды, разработка и  создание коллекции по заданной теме, головные уборы для коллекции; выступление с коллекцией на различных конкурсах и концертных площадках, проектирование учебно-исследовательской работы, макияж, прическа, грим в соответствии с замыслом коллекции.

Образовательные результаты

После завершения обучения по программе выпускник обладает:

• сформированным художественным вкусом, образным мышлением и фантазией,

• знаниями в области культуры одежды и в области  технологической культуры и  технологического  образования,

• знаниями и умениями в области информационной и коммуникативной культуры;

•устойчивым стремлением к самосовершенствованию и к творческой самореализации;

• пониманием сущности и социальной значимости предполагаемых  будущих профессий, определенных  Программой; 

Выпускник готов:

•   к проявлению ответственности за выполняемую работу;

• участвовать в разработке и пошиве моделей одежды для авторских и творческих      коллекций;

•    к взаимодействию и сотрудничеству с педагогами и обучающимися;

•  участвовать в различных социокультурных программах и образовательных проектах, к выступлению с показом коллекций на различных площадках.

 

Выпускник способен:

•    правильно организовать свой труд, знает правила техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности;

•     анализировать свою деятельность в театре;

Формы подведения итогов реализации   программы

•    анкетирование и тестирование;

•    конкурс мастерства (с маршрутным листом);

•  конкурс авторских моделей  (например, «Костюм из нетрадиционных материалов»,   «Платье из бабушкиного сундука» и т.п.);

•    студийный конкурс  стилистов;

•    студийный конкурс манекенщиц;

•    итоговое занятие-концерт (в соответствии с разработанным сценарием);

•    участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества;

•   участие в фестивале «Без берге», «Веселая карусель»

5-го года обучения  

п/п

Тема

Общее

количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Этикет. Культура поведения

1

1

-

3.

Дефиле

32

2

30

4.

Ритмопластика

6

-

6

5

Прическа, макияж, дизайн ногтей

6

1

5

6.

Постановка композиций показов одежды, выступления

           22

1

21

7.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого  

70

6

64

                                                                       

                               

   Содержание программы определено

  • современным уровнем знаний по данному предмету,
  • направленностью дополнительного школьного образования,
  • знаниями, опытом и имеющимся учебно-методическим комплексом педагога,
  • учётом возрастных особенностей детей:
  • возможностью преломления материала к разным по составу группам учащихся.

 Содержание направлено:

  • на интеллектуальное и физическое развитие личности,
  • укрепление психического и физического здоровья,
  • приобщение к общечеловеческим ценностям,
  • эмоциональное благополучие,
  • развитие мотивации к познанию и творчеству,
  • профилактику  асоциального поведения.

1. Вводное занятие.

Теория. Цели и задачи первого года обучения. Знакомство с программой 1-го года обучения.  Правила поведения на занятиях. Форма одежды. Обувь для занятий.

Внешний вид учащихся на занятиях. Требования гигиены. Реквизит для занятий. Правила техники безопасности.   

2.Этикет. 

Теория. Этикет - установленный порядок поведения в  обществе.  Из истории русского этикета. Современный этикет. Этикет в учебном заведении. ТРАДИЦИИ И НОВШЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ЭТИКЕТЕ. Культура поведения в школе, в учреждении дополнительного образования, в быту, в современном обществе.

Практика. Азбука приветствий. Улыбка, интонация, жесты. Игровые упражнения по правилам этикета. Упражнения на быстрое облачение в разные виды одежды, изменения причёски, внешнего вида.

3. Дефиле. 

Теория.  Из истории дефиле. Понятие дефиле. Дефиле как искусство.  Мир моды. Творцы моды: Габриель Шанель, Джанни Версаче, Нина Ричи, Пьер Карден, Кристиан Диор, Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин /на выбор/.              Современное понятие дефиле, как заданное движение в костюме по подиуму на основе музыки.  Специфика дефиле как синтеза моды, подиумного шага, музыки, танца и  света.

Понятие подиума и сцены. Основные параметры сценической площадки и подиума. Демонстратор одежды, манекенщица, модель. Понятие  «внешность». Твой стиль. Язык телодвижений. Манера движения – пластическое средство выражения индивидуальности. Позы, жесты, походка. Характеристика движений человека. Специфика показа моделей одежды на подиуме и  выступлений  на сцене. Особенности показа разнообразных моделей.

Практика.

 Постановка корпуса, головы, рук, ног. Осанка фигуры человека. Понятие  «осанки». Типы осанок. Факторы, влияющие на формирование осанки. Правильная осанка. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

Стили ходьбы: классический и спортивный. Отличие шага  и  пластики манекенщицы от бытового и  танцевального шага.

Основные позиции подиумного шага. Подиумный шаг с его изяществом, простотой, естественностью, грациозностью, свободой, импровизацией. Использование в демонстрации образов моделей  элементов пластики разных танцевальных систем.

Техника подиумного шага. Характеристика основного шага, исходная позиция, положение головы, рук, корпуса.

Демонстрация основного шага и его отработка.

Виды основного шага. Шаги под музыку в разных ритмах.

Дефиле с простыми и сложными поворотами.

Групповое дефиле парами и тройками с простейшими и сложными поворотами

Самостоятельное сочинение дефиле обучающимися, в костюмах, сделанных своими руками.

Участие детей  в показах детских моделей одежды и конкурсах.

4.Ритмопластика.

Теория. Пластика тела. Понятие «пластики». Понятие «гибкости». Движение – это жизнь. Гибкость тела и правильная осанка – это здоровье.

Грация и выразительность движений. Понятие «грации».

Сценическая пластика. Пластика и музыка. Пластика и костюм.

Практика. Танцевальная терапия и работа над физическим совершенством. Партерный экзерсис включающий  элементы «игрового стретчинга»

упражнения на развитие подвижности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов,

эластичности стопы,

 укрепление мышц брюшного пресса и спины,

укрепление позвоночника и развитие его гибкости,

упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и шеи,

упражнения для выработки равновесия,

упражнения на дыхание,

растяжки и упражнения на «выворотность»,

 упражнения на пластичность и выразительность рук.

Комбинации  движений в разных ритмических рисунках с хлопками,

упражнения на координацию движений, дыхательные упражнения.

5.  Косметика и макияж

Теория. Понятие «косметика». История развития косметики. Искусство ухаживать за собой. Внешность. Понятие «внешность». Тип внешности. Черты лица. Формы и типы лица. Уход за лицом. Основные типы кожи лица: жирная, сухая, смешанная, нормальная, угревая. Уход за разными типами кожи. Массаж кожи лица. Гимнастика для лица. Ассортимент косметической продукции. Косметические процедуры.

Практика. Определение типов внешности. Определение формы лица, черт лица и типа лица.  Определение типов кожи. Освоение порядка и техники массажа.

6.Постановка композиций  показов коллекций детской одежды.

Теория. Знакомство с правилами поведения на площадке для показа моделей.

Ориентировка в сценическом пространстве.

 Практика. Постановка простых и сложных сценических и  подиумных композиций, исходя из созданных коллекций детской  одежды.

7. Итоговое занятие.

        Подведение итогов 1-го года обучения. Демонстрация моделей одежды.

   

В итоге реализации программы первого года обучения воспитанники

     должны знать:

правила поведения на занятии,

правила этикета,

положения корпуса, позиции рук и ног

основные элементы подиумного шага,

музыкальные темпы, музыкальные размеры,

правила выполнения  движений и комбинаций,

правила поведения на сценической площадке.

           должны уметь:

контролировать своё поведение и свои движения во время  урока,

чётко реагировать на словесно- наглядный показ педагога на уроке,

подчинять работе определённые мышцы тела,

координировать движения различных частей тела,

согласовывать движения с музыкой,

согласовывать свои действия с действиями партнёров,

ориентироваться на подиуме и сценической площадке,

уметь двигаться в демонстрируемом костюме,

контролировать свои действия в условиях публичного выступления.

   

   Прогнозируемый результат воспитания:

 воспитанник оценивает свои способности,

хочет заниматься данным предметом,

хочет участвовать в жизни коллектива,

получает эмоциональное удовлетворение от занятий,

умеет  видеть свои ошибки и других,

ответственно относится к занятиям,

помогает товарищам и педагогу.

Список литературы

Для учителя:

1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2010.

2. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. – М.: Эксмо, 2007.

3. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

4. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

5. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

6. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.

7. «Девчонки и мальчишки» журнал 2008, 2009, 2010 г.

8. «Рукоделие» журнал 2009, 2010 г.

9. nsportal.ru социальная сеть работников образования

10.Т.Барышникова. Азбука хореографии. «Респекс» «Люкси», Спб., 1996.

11.Книга для маленьких принцесс. Современная энциклопедия для девочек. Ростов н/Д, «Владис», М. «Рипол классик», 2005.

12. В. Константиновский Учить прекрасному, М., 1973.

13. Л. Школьников «Рассказы о танцах» М. «Сов.Россия», 1966        

Для учащихся:

  1. Н. С. Шевченко “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.
  2. Н. В. Фарафошина “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
  3. В.С. Кришталёва “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
  4. Т.А. Терешкович “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
  5. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
  6. Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ,
  7. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
  8. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома Справочное издание. Авт.-сост.
  9. Н.М. Волчек - Мн.: Современный литератор, 2001.
  10. Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"

Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной работы "Юный краевед"

программа для кружковой или внеурочной работы. Можно использовать для 4-6 классов....

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...