Программа внеурочной работы "Юный краевед"
рабочая программа (5 класс) на тему

Кульбацкая Ирина Владимировна

программа для кружковой или внеурочной работы. Можно использовать для 4-6 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1"

г.о. Электросталь

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №1»

______________/Е.Н.Шевченко/

«_____»_______________2013 г.

Рабочая программа по

внеурочной деятельности

«Юный краевед»

5 б класс

(базовый уровень)

Составитель: Кульбацкая Ирина Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

2013 г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые образовательные стандарты одной из важнейших задач считают формирование у ученика общеучебных умений и навыков, как основы учебной деятельности. В рамках краеведения формируются такие навыки в процессе исследовательской работы по изучению родного города, его истории, культуры, окружающего пространства.

В понятие «краеведение» за время его существования (зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование истории, хозяйства, природы,  населения, его культуры и быта. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности.

Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. В процессе выполнения работ учащимися осваиваются различные технологии: фотосъемка, сбор, обработка и систематизация информации, составление тематических подборок информации по заданию учителя.

Данная рабочая программа разработана на основе учебного пособия В.В.Эдемской «Электросталь. Рассказы о городе» и является пропедевтикой курса изучения истории города в 6 классе. Программа рассчитана на внеурочную работу с учащимися 5 классов в объеме 35 часов в год.

Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, природы и экологии нашего города, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города, о городских объектах и инфраструктуре.

Задачи:

Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение родного края и своей страны средствами краеведения;

б) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления,

Развивающие:

а) развивать мыслительные процессы;

б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение

Воспитательные:

а) воспитывать бережное отношение к природе.

б) воспитание уважения к труду строителей города, тех, кто обеспечивает его существование.

Занятия проводятся в виде практических упражнений, прогулок по городу, бесед, дискуссий, коллективных обсуждений работ и наблюдений за окружающим пространством, практических занятий по обработке информации.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умение наблюдать, навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; умения оформлять графическую работу, доклад,  исследовательскую работу.

  1. Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

  1. Прогнозируемые результаты:

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • приобретать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • умение координировать свои усилия с усилиями других
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • задавать вопросы;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Обучающиеся научатся:

  • понимать поставленную задачу, суть задания, характер  взаимодействия со сверстниками и преподавателем;
  • выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • создавать презентации и коллекции фотографий на компьютере
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • планировать конечный результат работы;
  • вести дискуссию;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • находить компромисс;
  • презентовать свою работу;
  • оценивать проекты, выполненные другими.

Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать

информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающиеся смогут  проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  •  работать в группе, коллективе;
  • презентовать работу общественности.

Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности

«Юный краевед»

Кульбацкой Ирины Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 1»г. о. Электросталь.

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, природы и экологии нашего города, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города, о городских объектах и инфраструктуре.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как  прогулки по городу, беседы, дискуссии, коллективные обсуждений работ и наблюдения за окружающим пространством, практических занятий по обработке информации

Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о родном городе. Краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технологии проектно-исследовательской деятельности,  здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.

В результате усвоения программы у обучающихся формируются коммуникативная,  культуроведческая и ИКТ - компетенции.

Данная программа может быть рекомендована учителям для проведения внеурочных занятий с учащимися 5 классов как пропедевтика программы изучения истории города.

Учитель высшей квалификационной категории

__________________ Попова О.Л.



  1. 5.Учебно-методическое обеспечение
  • Эдемская В.В.    Рассказы о городе. Учебное пособие для основной школы. - Электросталь, 2007 г.
  • Город мастеров. Электросталь, 1916-1998/ Д.И.Войниченко, М.В.Немышева, А.Г.Фролова, А.Б. Шаханов. - Электросталь, 1998
  • Wikipedia
  • Wikimapia
  • сайт http://www.electrostal.ru/

Рассмотрено

Протокол заседания ШМО учителей
естественно-математического цикла

№_______от «____»_______2013 г.

Руководитель ШМО________________(Шестакова Т.А.)

Согласовано

Зам. директора по УВР____________(Михалёва И.М)

«____»___________2013 г.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.

Юный краевед.

5 б класс

Дата проведения

Коррект.

даты

Темы занятий

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1

03.09.2013

Мой город. Моя область. Моя страна. Изучаем карту.

Формирование умений работать с картой города, области страны, как отражением объектов реальности.

Овладение способностью понимать информацию в графической форме и использовать ее в повседневной жизни.

Формирование личностного смысла учения.

2

10.09.2013

Мой город. Карта. Путь в школу.

Формирование умений работать с картой города как инструментом для ориентирования на местности

 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Формирование умения оценить личный путь.

3

17.09.2013

Мой город. Идем в кино по карте.

Формирование умений работать с картой города как инструментом для ориентирования на местности. Усвоение правил техники безопасности.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Формирование умения оценить личный путь и время для решения конкретной ситуации.

4

24.09.2013

Мой город. Где главные заводы

Формирование умений использовать карту города как исследовательский инструмент для изучения местности

Изучение и использование знаково-символических средств представления информации

Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

5

01.10.2013

Мой город. Музей. Изучаем экспонаты

Формирование умения собирать информацию, экспонаты как средства изучения истории края

Умение систематизировать информацию

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

6

08.10.2013

Мой город. Музей. Изучаем экспонаты

Формирование умения собирать информацию, экспонаты как средства изучения истории края

Умение систематизировать информацию  и представлять ее в понятной форме

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

7

15.10.2013

Моя школа. История школы

Формирование умения собирать информацию, анализ экспонатов как средство изучения истории школы

Умение планировать работу с информацией, с людьми — хранителями информациии. Представление информации в понятной форме

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

8

22.10.2013

Моя школа. История школы. Беседы в музее

Изучение экспонатов как изучение фактов истории

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.

Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

9

29.10.2013

Мой город.  Где другие школы?

Формирование умения использовать сайт города как источник информации. Карта города как исследовательский инструмент для изучения местности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

10

12.11.2013

Мой город. Герб, флаг и гимн города

Формирование умения использовать сайт города как источник информации. Книги о городе.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

11

19.11.2013

Интеллектуальная разминка: вопросы о городе

Формирование умения использовать сайт,  книги о городе, википедию как источник фактов.

Освоение расширенных приемов получения информации

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

12

26.11.2013

Рисуем школу и город. К 80-летию школы.

Овладение технологическими приемами  создания изображений.

Формирование умения ставить цель работы и выбирать технологию для ее достижения

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

13

03.12.2013

Рисуем школу и город. К 80-летию школы.

Овладение технологическими приемами  создания изображений.

Формирование умения определять наиболее эффективные технологические приемы для достижения результата.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

14

10.12.2013

Вернисаж работ учащихся

Формирование умения использовать приобретенные знания и умения для реализации художествееного замысла.

Формирование умения анализировать художественный замысел и технику работы

Формирование уважительного отношения к точке зрения друзей и их умению создавать изображения.

15

17-24.12.2013

Мой город в праздник. Новогодние украшения на улицах. Прогулка, беседа..

Овладение техникой фотосъемки

Формирование умения отображения окружающей реальности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

16

17-24.12.2013

Мой город в праздник. Новогодние украшения на улицах. Прогулка, беседа..

Овладение техникой фотосъемки .

Усвоение правил техники безопасности при городских прогулках. рассуждений.

Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

17

14.01.2014

Вода в городе. Кто нам ее дает, куда она уходит.

Формирование умения анализировать информацию по использованию воды

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, поиска средств ее осуществления.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

18

21.01.2014

Чистая вода в доме. Кто следит за чистотой воды.  Основы бережного отношения в ресурсам природы

Формирование практичного отношения к природным ресурсам

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Формирование экологически грамотного человека.

19

28.01-04.02.

2014

Городские водоемы зимой. Прогулка-беседа

Овладение методами наблюдения за природой

Формирование бережного отношение к природным ресурсам

Формирование экологически грамотного человека.

20

28.01-04.02

2014

Городские водоемы зимой. Прогулка-беседа

Овладение методами наблюдения за природой

Формирование бережного отношение к природным ресурсам

Формирование экологически грамотного человека.

21

11.02.2014

Создаем презентацию с фотографиями о городе

Формироване умения обрабатывать информацию и представлять ее как результат исследовательской работы

Формирование технологических навыков преобразования информации

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

22

18.02.2014

Создаем презентацию с фотографиями о городе.

Формироване умения обрабатывать информацию и представлять ее как результат исследовательской работы

Формирование технологических навыков преобразования информации

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

23

25.02.2014

Городской сайт. Полезная информация о городах в Интернете

Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования и анализа.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

24

04.03.2014

Города области. Изучаем информацию.

Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

25

11.03.2014

Беседа о городах Подмосковья

Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

26

18.03 — 01.04

2014

Старые и новые районы города. Изучаем дома. Прогулка — беседа.

Освоение понятий: архитектура, городская инфраструктура

Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

27

18.03 — 01.04

2014

Старые и новые районы города. Изучаем дома. Прогулка — беседа.

Освоение понятий: архитектура, городская инфраструктура

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, поиска средств ее осуществления.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

28

08.04.2014

Культурная жизнь в городе. Галереи, музеи, библиотеки. ДК как культурные центры

Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования

Формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

29

15.04.2014

Спортивная жизнь в городе. Растем здоровыми и сильными.

Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования

Формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

30

22.04.2014

Игра: к нам приехали зарубежные друзья. Составляем план прогулки по городу.

Овладение приемами передачи информации

Формирование умения использовать ранее накопленную информацию для реализации новой цели

Развитие коммуникативных навыков

31

29.05.2014

Игра: к нам приехали зарубежные друзья. Проводим экскурсию по городу.

Овладение приемами передачи информации

Формирование умения использовать ранее накопленную информацию для реализации новой цели

Развитие коммуникативных навыков

32

06-13.05

2014

Весна в городе. Красота весенней природы и мусор под ногами. Проблемы городской экологии. Прогулка - беседа

Овладения приемами фотосъемки в городе, навыками сбора и систематизации фотографий

Формирование умения оценить деятельность окружающих, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

33

06 — 13.05

2014

Весна в городе. Красота весенней природы и мусор под ногами. Проблемы городской экологии. Прогулка - беседа

Овладения приемами фотосъемки в городе, навыками сбора и систематизации фотографий

Формирование умения оценить деятельность окружающих, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

34

20-27.05

2014

Мой любимый город. Фотовыставка работ учащихся.

Использование приобретенных знаний и умений для создания творческих работ

Формирование умения передачи и представления информации

Формирование коммуникативных навыков, умения представить свои результаты

35

20-27.05

2014

Мой любимый город. Фотовыставка работ учащихся.

Формирование умения показать результаты работы и показать новые умения

Формирование умения передачи и представления информации

Формирование коммуникативных навыков, умения представить свои результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (2017-2018 уч.год)

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов общеинтеллектуальной направленности...