Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Десятникова  Марина Александровна

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов общеинтеллектуальной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_kraevedy.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности учащихся              

«Юные краеведы»  

Направление: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: научно-познавательная

Возраст школьников: 12-13 лет

Руководитель:   Десятникова М.А.

Пояснительная записка

     Рабочая  программа разработана  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения на основе сборника  программ  внеурочной деятельности по  историческому  краеведению  «Страницы  прошлого листая…»: метод. рекомендации для учителей  истории  / под общ. ред.  М.А. Десятниковой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – (Серия «Реализация  ФГОС  ООО») и  предназначена  для  реализации  внеурочной  деятельности   обучающихся   в 7  класса .      

      Программа имеет научно-познавательную  (общеинтеллектуальную)  направленность и представляют собой варианты  программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

      Педагогическая целесообразность    программ  внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков   региональной  и гражданской идентичности.  Программа обеспечивают  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

      Актуальность  этой  программы  обусловлена тем, что  в программах по истории  России,  соответствующих   ФГОС  ООО  не предусмотрены  часы  на  изучение  регионального  компонента.  В этой  ситуации  внеурочная деятельность     по краеведению  позволит  обеспечить  реализацию принципа синхронности  курса  истории  и  исторического   краеведения. Кроме  того,  изучение истории  родного края  воспитывает  любовь к нему, формирует  гражданскую позицию, навыки бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную  роль в нравственном и гражданско-патриотическом   воспитании.  Разработанные программы направлены  на формирование понятий о Родине и малой родине, воспитание любви к Отечеству и  родному краю.

       Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программах  предусмотрены активные  формы  работы, направленные  на вовлечение  обучающихся  в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

           Связь с уже существующими программами. Программы  сборника  «Страницы прошлого  листая…» разработаны  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования     и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011., Рабочей  программы  и тематического  планирования  курса  «История  России». 6–9 классы (основная школа): учеб. пособие  для  общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М. : Просвещение, 2016.,  методических рекомендаций  «Концептуальные и  нормативно-методические  основы  изучения  краеведения  в образовательных организациях Ульяновской области: сборник нормативных документов» /под.ред. Н.В. Жульковой, В.Н. Янушевского. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015.

 Новизна  данного курса заключается в том, что на занятиях происходит  реализация  культурологического  подхода  к   изучению истории  родного края     через  познание   народных  традиций,  знакомство  с    памятниками  культуры, музейными экспозициями,  судьбами   знаменитых  земляков.  Системно-деятельностный  подход осуществляется  посредством  использования  таких  форм организации  познавательной деятельности  как  экскурсия ,  образовательное путешествие, практикум,  заочное путешествие, игра-соревнование.    

Цель:

 - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

- формирование  региональной и гражданской идентичности.

Задачи:

Познавательный аспект:

- познакомить обучающихся  с  основными событиями и  социальными процессами, связанными  с  историей  Среднего Поволжья;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории.

Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

Основные  содержательные  линии курса. Разработанные   программы  напрямую связаны с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории в основной школе ( с учётом перехода к  линейному принципу изучения истории и введения историко-культурного стандарта) с ХVI в.  до  ХVII в.

Срок реализации    – 1 год  ( 35  часов  из расчета  1  час в неделю).

Особенности возрастной группы детей  12 - 13 лет.

      Подростки   этого   возраста  характеризуются  высоким  уровнем познавательной активности и любознательности.  Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края , семьи и организационных форм занятий.

  - Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- Особенность набора детей  - свободная;  

- Занятия проводятся в группах по 10-12 человек ,допускается переход обучающихся из одной группы в другую;

 - Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество  часов  и занятий в неделю – 1, один раз  в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.    

 Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности.  Прием  драматизации  во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории  России  и исторического  краеведения.

       Знакомство  с экспозициями   музеев,  образовательные  экскурсии и заочные путешествия,  анализ письменных источников по теме позволяют  формировать основы для научного исследования,  активизировать познавательную деятельность  обучающихся.

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

    Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя,

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;  

- наличие целевых установок и перспектив деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах  и индивидуально;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

 - толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные :

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

- уметь задавать вопросы, опираясь на  текст, изображения;

-  участвовать в  диалоге;

- инсценировать исторические сюжеты;    

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, презентации и т.д.), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,
  • анкетиования,
  • тестирования,
  • презентаций творческих  работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

                                                                                         

Содержание программы

Раздел 1. Введение (5 ч)

Введение. Цели и задачи курса. Работа с источниками (1 ч)

Помощники истории (1 ч)

Вспомогательные исторические дисциплины. Исторические источники. Археологические памятники.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая (2 ч)

Из истории заселения Поволжья. Археологические и палеонтологические данные. Обзор: рельеф, климат, ресурсы. Посещение музея.

Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» (1 ч)

Раздел 2.

Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 ч)

Древняя Русь и её соседи (1 ч)

Территория древнего государства. Соседи Руси.

Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси(2 ч)

Древние государства Поволжья (2 ч)

 Булгары, аланы, буртасы. Мордва – мокша. Возникновение и история развития древних государств Среднего Поволжья.

Занятия булгар и организация булгарской племенной знати (1 ч)

Земледелие, скотоводство, ремесло. Особое сословие – племенная знать. Экскурсия.

Образование феодального булгарского государства (1 ч)

Образование и географическое положение государства. Развитие торговли и хозяйства. Религия. Экскурсия.

Расцвет Волжской Булгарии (1 ч)

Булгарский город – центр торговли и культуры. Караванный путь – средство развития края. Караван – сараи на территории Среднего Поволжья (Чёртово Городище, Кайбельское городище).

Система управления (1 ч)

Раннефеодальная монархия. Хан и князья. Реисы, полусвободные крестьяне и ремесленники. Подати и поборы.

Отношения булгар с Киевской Русью (1 ч)

Древние летописи о булгарах. Договор с Киевской Русью. Претензии Владимиро – Суздальского княжества на волжский путь. Военные походы Владимиро – Суздальских дружин. Булгарские походы на Русь. Восстановление мирных отношений перед общим врагом – монголо-татарами.

Наш край в составе Волжской Булгарии (2 ч)

Быт т культура булгар. Город Сувар. Достижения волжских булгар.

Путешествие в Волжскую Булгарию (2 ч)

Экскурсия по булгарским городам: Сувар, Биляр, Булгар, Джукетау.

По следам купцов: из Булгарии в Киев (2 ч)

Путь из Волжской Булгарии в Киев. Арабо – персидские путешественники и географы о пути из Булгарии в Киев (Идриси, Гардизи, Ибн-Русте). Город Вантит. От Булгара через Волгу до городища Хулаш.

Из далёкой тьмы веков (1 ч)

Кайбельский курганный могильник в Чердаклинском районе. Курган у с. Екатериновка в Сенгилеевском районе. Захоронения и погребальная утварь.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в.в. ( 1ч)  

Игра «Пять ступеней истории»

Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в.

(9 часов)

Монголо-татарское нашествие (3 ч)

В степях Азии. Армия и военные походы. Вторжение на Русь и Волжскую Булгарию. Организация сопротивления.

Наш край в составе Золотой Орды (3 ч)

«Новый порядок»: ханский гнёт и разорение. Нашествие хана Булак – Тимура.

Вторичный расцвет Волжской Булгарии (1 ч)

Середина XIII века – восстановление экономики и культуры. Чеканка монет. Сельское хозяйство и ремесло. Новые города и сёла.

Наследие Булгарского царства (1 ч)

Соборная мечеть с минаретом. Бани и отопление. Постройки из белого камня на известковом растворе.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» (1 ч)

Контроль знаний. Зачёт.

Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XVв.в. (3 часа)

На развалинах Булгарского царства (1 ч)

Прекращение существования государства Волжская Булгария. Культурное наследие.

Итоговое повторение «По страницам истории» (2 ч)

Викторина «Путешествие в прошлое».

Учебно–тематический план

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации

занятия

Виды деятельности

Раздел 1. Введение (5 часов)

1.

Введение

1

Занятие в библиотеке

Работа в парах по определению источников по историческому краеведению в библиотеке и интернет – ресурсах

2.

Помощники истории

1

Лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа по заполнению карточек «Науки – помощницы»

3-4.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая

2

Практикум

Экскурсия в Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова

Индивидуальная работа с контурной картой с опорой на текст и интернет – ресурсы

Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением.

5.

Повторительное обобщение

«Исторический калейдоскоп»

1

Творческая лаборатория

Работа в группах по выполнению заданий: «Реши кроссворд», «Ты мне – я тебе», «Чайнворд»

Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов)

6

Древняя Русь и её соседи

1

Занятие в библиотеке

Творческая лаборатория

Групповая работа по изучению источников.

Работа в парах с интернет – ресурсами по заполнению контурной картой

7

Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси

2

Групповые информационные проекты по темам: «Хазарский каганат», «Русь и Хазария»

8

Народы  Поволжья глазами

2

Занятие - описание

Работа в группах с опорой на текст и историческую карту «Народы Поволжья глазами путешественника».

Работы по составлению карты «Археологические памятники Ульяновской области»

9

Занятия булгар и организация булгарской племенной знати

2

Творческая мастерская

Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края»

 Индивидуальная работа с опорой на текст и интернет – ресурсы – рисунок или аппликация «Занятия булгар».

Составление схемы «Сословное деление в Волжской Булгарии».

Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением

10

Образование феодального булгарского государства

1

Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края»

Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением

11

Расцвет Волжской Булгарии

1

Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном»

Парные проекты «Булгарский город – центр торговли и культуры»,

«Караван – сараи»

12

Система управления

1

Творческая лаборатория

Работа в группах с опорой на текст по составлению схемы «Система управления в Волжской Булгарии»

13.

Отношения булгар с Киевской Русью

1

Практикум

Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Военные походы».

Индивидуальная работа с контурной картой

14.

Наш край в составе Волжской Булгарии

2

Творческая мастерская

Индивидуальная работа с опорой на текст – рисование или аппликация по теме «Достижения народов Поволжья».

Составление карты–схемы «В составе Волжской Булгарии»

15-16.

Путешествие в Волжскую Булгарию

2

Творческая лаборатория

Практикум

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и карту « Жизнь в городах Сувар, Биляр».

Работа в группах по составлению карты «Города Волжской Булгарии»

17-18.

По следам купцов: из Булгарии в Киев

2

Практикум

Работа в парах с опорой на текст и интернет – ресурсы по заполнению контурной карты «Путь из Булгарии в Киев»

19-20.

Из далёкой тьмы веков: курганы

1

Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном»

Работа в группах. Краткосрочные информационные проекты «Тайны поволжских курганов и могильников»

21-23.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.»

1

Игра

«Пять ступеней истории»

или  образовательное путешествие (экскурсия)

Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории»

Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9часов)

24-26.

Ордынское нашествие

3

Творческая лаборатория

Практикум

Групповые проекты

«Вторжение в Волжскую Булгарию», «Организация сопротивления»

Работа в парах по составлению карты «По следам воинов Золотой Орды»

27-29.

Наш край в составе Золотой Орды

3

Творческая лаборатория

Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план «Крестьянские повинности», «Перепись населения», «Дикое поле», «Шедевры Булгарской архитектуры», «Причины ослабления Золотой Орды»

30.

Вторичный расцвет Волжской Булгарии

1

Лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Булгария после ордынского нашествия»

31.

Наследие Булгарского царства

1

Творческая мастерская

Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план – рисунок или аппликация «Шедевры Булгарской архитектуры»

32.

Повторительное обобщение

«Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.»

1

Игра-соревнование

или  образовательное путешествие (экскурсия)

 Групповая работа с творческими заданиями

Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв. (3 часа)

33.

На развалинах Булгарского царства

1

Занятие-исследование

Групповая работа с опорой на текст и интернет - ресурсы (исследование)

34-35.

Итоговое повторение «По страницам истории»

2

Викторина «Путешествие в прошлое»

Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории», «Юный картограф»

                                                                 Приложение 1

Использование  ресурсов музеев  Ульяновской области и других регионов Среднего Поволжья при проведении  занятий

Музей

Экспозиции

Темы занятий

Контактные  данные

Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова

«Древняя и Средневековая история края»

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая»

г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 3/4
Тел.: (8422) 44-30-53, 44-30-64

Ульяновский музей «Археология Симбирского края»

Булгария – первое государство на территории Поволжья

1. Занятия булгар и организация булгарской племенной знати.

2. Образование феодального булгарского государства

г. Ульяновск, ул.Л.Толстого, 67                    Тел.       (8422) 41-71-11

Ундоровский палеонтологический музей (филиал Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова)

Булгарское городище

Наш край в составе Волжской Булгарии

Ульяновская обл., Ульяновский р-н,

с. Ундоры,     ул. Школьная д.5, тел.+79278000086

Болгарский государственный архитектурный музей-заповедник

Малый минарет     Соборная мечеть  Ханский дворец  Ханская усыпальница           Белая палата     Музей «Дом лекаря»           Черная палата   Восточный мавзолей            Музей болгарской цивилизации

Путешествие в Волжскую Булгарию

Расцвет Волжской Булгарии

Наследие Булгарского царства

Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул.Назаровых, 67,

тел.+7 8434730456

http://bolgar-muzey.ru/

Чувашский  национальный музей

Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии

История чувашского народа и Чувашского края с IXв. до начала XX в.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая»

Наследие Булгарского царства

Республика Чувашия, г.Чебоксары, Красная Площадь, 5/2

тел.(8352)625566

http://chnmuseum.ru/

Мордовский объединённый краеведческий музей им. И. Д. Воронина

Виртуальная экскурсия по музею http://www.mrkm.ru/main/virt_ekskurs/   Этнографическая коллекция http://www.mrkm.ru/main/etnographia/

Народы  Поволжья глазами

Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.

Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.

Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Московская, д.48

Тел.(8342)472249

http://www.mrkm.ru/

                                                        Приложение 2

Примерные темы проектов

  1. Археологическая карта Ульяновской области                            
  2. Русь и Хазария                                                    
  3. Булгарский город – центр торговли и культуры                          
  4. В караван – сарае                                                  
  5. Города Волжской Булгарии                                          
  6. Вторжение в Волжскую Булгарию                                    
  7. По следам воинов Золотой Орды                                      
  8. Шедевры булгарской архитектуры                                    
  9. «Дикое поле» – что это такое?                                          
  10. Народы Поволжья в средние век

Литература

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2.   Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
  3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2011 -  178 с.
  4. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие/О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский. – М: ООО «Русское слово – учебник», (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся), 2014.-  178 с.
  5. Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области [Текст]: сборник нормативных документов/ под ред. Н.В. Жульковой, В.Н. Янушевского. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 56 с.
  6. Край симбирский. Краткий исторический очерк [Текст]: /В.И. Ледяйкин, Н.А. Кузминский, И.А. Стеценко; редкол.: В.Н. Сверкалов и др./ Саратов: Приволж. кн. изд-во (Ульян. отд-ние), 1989. – 256с.
  7. Рабочая программа и тематическое планирование    курса «История России». 6—9 классы (основная школа) [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016. — 77 с.

Интернет – ресурсы

  1. Древности Симбирского края [Электронный  ресурс]- Режим  доступа: http://www.simbir-archeo.narod.ru
  2. Поливанов В.Н. Археологическая карта Симбирской губернии [Электронный  ресурс] - Режим  доступа: http: // ulrgo. ru / upload / iblock / 925 // polivanov_karta.pdf
  3. Проект 'Всемирная история [Электронный  ресурс] - Режим  доступа: http://historic.ru/ about/author.shtml
  4. Смирнов А.П. Волжские булгары губернии [Электронный  ресурс] – Режим  доступа: http://ulrgo.ru/upload/iblock /85a  // smirnov _ volzhskie _ bulgary. pdf

Календарно–тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Введение (5 часов)

1.

Введение

1

2.

Помощники истории

1

3-4.

Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая

2

5.

Повторительное обобщение

«Исторический калейдоскоп»

1

Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов)

6

Древняя Русь и её соседи

1

7

Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси

1

8

Народы  Поволжья глазами

1

9

Занятия булгар и организация булгарской племенной знати

1

10

Образование феодального булгарского государства

1

11

Расцвет Волжской Булгарии

1

12

Система управления

1

13.

Отношения булгар с Киевской Русью

1

14.

Наш край в составе Волжской Булгарии

1

15-16.

Путешествие в Волжскую Булгарию

2

17-18.

По следам купцов: из Булгарии в Киев

2

19-20.

Из далёкой тьмы веков: курганы

2

21-23.

Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.»

3

Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9часов)

24-26.

Ордынское нашествие

3

27-29.

Наш край в составе Золотой Орды

3

30.

Вторичный расцвет Волжской Булгарии

1

31.

Наследие Булгарского царства

1

32.

Повторительное обобщение

«Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.»

1

Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв. (3 часа)

33.

На развалинах Булгарского царства

1

34-35.

Итоговое повторение «По страницам истории»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной работы "Юный краевед"

программа для кружковой или внеурочной работы. Можно использовать для 4-6 классов....

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (2017-2018 уч.год)

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...