рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс)

Жакупов Руслан Каиргельдынович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессионально-трудовому обучению профиль «Столярное дело» для учащихся 5 «а» класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_a_trudy_rabochaya_programmastolyarnoe_delo.docx90.31 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Исилькульская адаптивная школа-интернат»

                                                                          УТВЕРЖДАЮ                                              

                                                                          Директор КОУ

                                                                        «Исилькульская школа-интернат»

                                                                         ___________Е. Е. Маштакова

                                                                         Приказ №_____

                                                                         от «___» __________2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессионально-трудовому обучению

профиль «Столярное дело» для учащихся 5 «а» класса

на 2022-2023 учебный год

Составитель: учитель трудового обучения

Р.К. Жакупов___          ____

Рабочая программа рассмотрена на заседании МО трудового обучения и СБО

«___» ______2022  г., протокол №______

Руководитель МО

Е.В. Китенко ____________

Согласовано:

заместитель директора      Н.Б.Дудко_____________

I.Пояснительная записка.

1.  Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Столярное дело» для 5 класса разработана на  основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка и осуществления деятельности по основным образовательным программам –  начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2022- 20223 учебный год;
  • Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования  от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Положением о рабочих программах образовательного учреждения
  • Учебным планом образовательного учреждения.

Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Обучение столярному делу имеет значительный коррекционно-развивающий эффект. Изучение данного вида профиля способствует социализации и интеграции выпускников в обществе.

Цель реализации программы по учебному предмету «Столярное дело»: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций на уроках столярного дела в 5 классе.

Рабочая программа по предмету «Столярное дело» в 5 классе решает следующие задачи:

  • развитие интереса к трудовой деятельности;
  • формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
  • освоение отдельных операций и технологий;
  • развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;
  • развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа по предмету «Столярное дело» в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Основная форма обучения – урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.  

Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные; практические и такие приемы, как подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера.  Выбор метода и приема определяется возрастными, а также индивидуальными и типологическими особенностями учащихся.

Обучение столярному делу имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки, обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику каждого обучающегося.

Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия.

Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль  «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение  школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого можно, предъявляя детям на уроке воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.  (Для 5-9 классов Важно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке.)  

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения  единых тематических уроков в образовательных областях: язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.

Применение на уроках совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики) дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.

Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся на школьном уроке предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые существенным образом перестраивают учебный процесс, обеспечивая взаимодействие его участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету профильный труд (столярное дело)  планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.

на уроках, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, решаются следующие задачи (или ведется работа по)

- в 5–9 классах:

- работа направлена на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: строительства, технике, сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания. Создаются условия для выполнения обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Каждая четверть заканчивается практическим повторением, основная цель которой:закрепление технико-технологических знаний, общетрудовых умений и развитие у учащихся профессиональных навыков.

В конце каждой четверти учащиеся выполняют итоговую самостоятельную работу.  Контрольно-измерительный материал  итоговой работы  за каждую четверть для 5 класса по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Столярное дело») предназначен для выявления степени усвоения обучающимися обязательного уровня трудовой подготовки и получить объективную оценку о характере их познавательной деятельности (Приложение 1).

Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Столярное дело»)  в 5 классе состоит из разделов, соединенных между собой.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Вводные уроки

8

I

Пиление столярной ножовкой

14

II

Промышленная заготовка древесины

4

III

Изготовление игрушечной мебели

32

IV

Сверление отверстий на станке

12

V

Игрушки из древесины и других материалов

30

VI

Выжигание

8

VII

Выпиливание ручным лобзиком

8

VIII

Строгание рубанком

28

IX

Соединение деталей с помощью шурупов

10

X

Изготовление кухонной утвари

24

XI

Соединение рейки с бруском

20

XII

Самостоятельная работа

8

Итого

198

3.Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технологии» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью  в соответствии с требованиями ФГОС.

Количество часов, предусмотренных учебным планом.

Учебный предмет

Часов в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Часов

в год

Профильный труд

6

52

44

56

46

198

Количество часов варьируется от расписания уроков. Учебные занятия проводятся в школьной мастерской.

В зависимости от условий конкретного образовательного учреждения и/или контингента обучающихся допускается замена некоторых тем программы на иные темы или расширение, имеющихся в данной программе тем, согласовав их на заседании методического совета.

4.Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.

Личностные результаты освоения программы по  предмету «Столярное  дело»  в 5 классе  включают:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем профильного труда и другими обучающимися в разных  ситуациях;
  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Столярное дело», характеризуют  достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.

В рабочей программе 5 класса по предмету «Столярное дело» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения  этого уровня  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • знание правил организации рабочего места и умение его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать используемые в работе инструменты, материалы и приспособления, поддержание порядка на рабочем месте);
  • знание видов трудовых работ;
  • знание названий и некоторых свойств древесных пород, используемых в столярном деле;
  • знание названий инструментов, необходимых на уроках столярного дела, их устройства, правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  • подбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для выполнения учебного задания;
  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия);
  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называниеего признаков и свойств, определение способов соединения деталей;
  • пользование доступными технологическими (инструкционными)картами;
  • составление стандартного плана работы по пунктам;
  • владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
  • представления о различных видах профильного труда;
  • понимание значения и ценности труда;
  • выполнение общественных поручений по уборке мастерской после выполнения трудовых заданий.

Достаточный уровень

  • знание видов художественных ремесел;
  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении работ;
  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
  • распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
  • экономное и бережное расходование материалов;
  • знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
  • выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;

Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить учебный материал своими словами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные  вопросы учителя;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
  • правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
  • подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
  • не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не отвечает на большинство основных и дополнительных вопросов учителя.
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами.

Отметка «1»  за устные ответы не ставится.

Нормы оценок практических работ

Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы  и затраты рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если учеником:

  • правильно организовывалось рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
  • работа сделана с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если учеником:

  • допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполнялись приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • работа сделана с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

  • допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
  • работа сделана с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности;

Отметка «2» ставится, если учеником:

  • допускались существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • самостоятельность в работе практически не проявлялась;
  • работа сделана со значительными нарушениями требований;
  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

Отметка «1» ставится, если учеником:

  • не выполнялись все виды приемов труда;
  • самостоятельность в работе не проявлялась;
  • работа выполнялась с нарушением всех требований;
  • не соблюдались правила техники безопасности.

В качестве примера можно использовать мониторинг предметных результатов (Приложение 2).

Изучение предмета «Столярное дело» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия включают следующие умения:

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
  • вступать в диалог и поддерживать его с педагогом и учащимися для решения различных учебных задач;
  • ориентироваться с предложенных источниках информации для решения познавательных задач.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
  • действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических  задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
  • использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательной организации.

Содержание учебного предмета «Столярное дело»

I четверть

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения

учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и

формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как

основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила

безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка,

столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила

пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью

линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование

торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в

стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью

линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и

ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень),

породы (хвойные, лиственные).

Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка.

Пиломатериал: виды, использование.

Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок:

(квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под

прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение,

обозначение размеров.

Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и

ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры.

Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в

приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью

шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила

безопасности при работе с инструментами.

Сверление отверстий на станке

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска,

выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие.

Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла:

виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на

настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг

от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне

сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением

страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке

на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Игрушки из древесины и других материалов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот:

устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка:

устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой.

Организовать работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля,

гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака.

Изготовление деталей.

Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником).

Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения.Электровыжигатель: устройство, действие, правила

безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на

изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию.

Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа

выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.

Пиление лучковой пилой

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница

между операциями.

Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и

продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при

пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лучковой пилой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по

заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление

заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон.

Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска

(доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение,

последовательность разметки при строгании. Общее представление о

строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс

строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования,

подготовка к работе. Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке.

Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником.

Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша.

Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение.

Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и

применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила

безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды

линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов.

Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и

лакированием.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

IV четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на IV четверть.

Изготовление кухонной утвари

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения

кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие

чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных

инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение,

эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места.

Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая

разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Соединение рейки с бруском врезкой

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз:

назначение, ширина, глубина.

Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству

разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений

врезкой.

Упражнение.Запиливание бруска на определенную глубину (до риски)

внутрь от линии разметки.

Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на

материалоотходах).

Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу.

Одновременная разметка пазов на двух

брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей.

Предупреждение неисправимого брака.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Тема

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Кол-во часов

Вводные уроки

Анализируют необходимость соблюдения правил  поведения в столярной мастерской.

Анализируют необходимость соблюдения правил безопасной работы инструментами.

Запоминают правила безопасного поведения при нахождении в столярной мастерской.

8

I

Пиление столярной ножовкой

Анализируют информацию об устройстве и назначении столярных инструментов, устройстве и назначении столярного верстака.

Организовывают рабочее место.

Соблюдают правила безопасности при пилении ножовкой.

Определяют виды операций при изготовлении изделия.

Составляют последовательность изготовления изделия.

Выполняют разметку деталей по правилам.

Выполняют отделку изделия.

Проводят оценку качества готового изделия

14

II

Промышленная заготовка древесины

Анализируют информацию о строении древесины, породах деревьев, способах заготовки древесины, сферы ее использовании.

Определяют вид пиломатериала.

4

III

Изготовление игрушечной мебели

Знают правила выполнения технического рисунка изделия и обозначения размеров.

Выполняют рисунки простых изделий (куб, пирамида и т.д.).

Составляют последовательность изготовления изделия по образцу с опорой на предметно-технологическую карту.

Заполняют технологическую карту.

Выполняют разметку деталей.

Выпиливают заготовки с соблюдением техники безопасности.

Размечают отверстия с соблюдением правил разметки.

Выполняют сверление отверстий с соблюдением правил безопасной работы.

Производят сборку изделия согласно технологической карты.

Выполняют отделку изделия.

Оценивают качество готового изделия сравнивая с образцом.

32

IV

Сверление отверстий на станке

Знают суть терминов сквозное и несквозное отверстия.

Определяют вид отверстия по образцам.

Знают устройство и назначение настольного сверлильного станка, технику безопасности при выполнении сверления.

Определяют вид сверла и назначение.

Закрепляют сверло в патроне сверлильного станка с соблюдением техники безопасности.

Выполняют правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Выполняют сверление отверстий разных видов и размеров.

Контролируют глубину сверления.

Составляют представление об изделии.

Выбирают форму изделия.

Выполняют технический рисунок изделия.

Называют операции по изготовлению изделия.

Составляют последовательность изготовления изделия по техническому рисунку.

Выполняют разметку детали.

Выполняют отпиливание бруска для изделия нужного размера.

Выполняют разметку центров отверстий.

Выполняют сверление несквозных отверстий с соблюдением техники безопасности при работе на настольном сверлильном станке.

Выполняют зачистку поверхностей изделия шлифованием.

Подбирают и выполняют отделку изделия.

Проводят оценку качества готового изделия.

12

V

Игрушки из древесины и других материалов

Называют детали изделия и материалы для него.

Разрабатывают форму модели одного из видов транспорта.

Выполняют технический рисунок.

Составляют последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку.

Выполняют разметку деталей.

Выполняют отпиливание заготовок с соблюдением правил безопасной работы ножовкой.

Выполняют обработку поверхностей детали напильником с соблюдением техники безопасности.

Выбирают способ соединения деталей.

Выполняют разметку центров для сверления отверстий.

Называют назначение и виды шурупов, отвертки.

Выполняют сборку изделия с помощью гвоздей и шурупов с соблюдением правил безопасной работы молотком и отверткой.

Оценивают качество готового изделия.

30

VI

Выжигание

Анализируют информацию по устройству электровыжигателя и приемам работы с ним.

Изучают правила безопасности при работе электровыжигателем.

Подготавливают поверхность шлифованием для переноса рисунка.

Выбирают рисунок и способ переноса на поверхность материала для выжигания.

Производят выжигание рисунка.

Выполняют отделку ранее изготовленного изделия выжиганием.

Выполняют окраску изделия лаком.

Оценивают качество готового изделия.

8

VII

Выпиливание ручным лобзиком

Анализируют информацию по устройству ручного лобзика, приемам работы с ним и технике безопасности при выполнении выпиливания.

Изучают приспособления, виды пилок, используемые при работе ручным лобзиком.

Выбирают материал для выпиливания лобзиком.

Переносят выбранный рисунок на поверхность материала.

Выполняют выпиливание простых геометрических фигур.

 Выполняют выпиливание сложных криволинейных фигур.

Выполняют выпиливание орнамента (выпиливание внутреннего и внешнего контура).

8

VIII

Строгание рубанком

Анализируют информацию о строении древесины, элементах бруска, доски (грани, ребра).

Изучают устройство рубанка, правила безопасной работы с ним.

Выполняют разметку деталей с учетом припусков.

Выполняют операцию строгания с контролем размеров заготовки, соблюдая технику безопасности.

28

IX

Соединение деталей с помощью шурупов

Получают представление о чертеже как основном документе для выполнения изделия.

Читают простейшие чертежи.

Изучают способы соединения деталей.

Определяют и подбирают вид шурупов для соединения деталей.

Изучают устройство, назначение, правила безопасной работы, правила установки сверла в быстрозажимной патрон аккумуляторного шуруповерта.

Изучают правила выбора сверла в зависимости от размера шурупа.

Изучают назначение операции зенкование.

Изучают типы и размеры бит, используемые с шуруповертом при вкручивании шурупов.

Выполняют разметку центров отверстий.

Выбирают сверло необходимого размера.

Выполняют сверление отверстий под шурупы  (на отходах материалов) с соблюдением правил безопасной работы.

Выполняют зенкование отверстия.

Выполняют вкручивание шурупа в подготовленное отверстие используя аккумуляторный шуруповерт с правильно подобранной битой.

Разбираются с устройством изделия (настенная полка).

Выполняют технический рисунок изделия с нанесением размеров.

Составляют последовательность изготовления изделия.

Подбирают заготовки для изготовления деталей настенной полки.

Изготавливают детали настенной полки согласно технического рисунка с соблюдением требуемых размеров.

Выполняют подгонку деталей, используя абразивный инструмент (рашпиль, колодка с наждачной бумагой).

Выполняют разметку центров отверстий.

Выполняют сверление отверстий, используя аккумуляторный шуруповерт, с соблюдением правил безопасной работы.

Выполняют зенкование отверстий.

Выполняют сборку изделия используя аккумуляторный шуруповерт с правильно подобранной битой.

Производят шлифование поверхностей изделия.

Выполняют лакирование изделия.

Оценивают качество готового изделия.

10

X

Изготовление кухонной утвари

Выполняют и читают чертежи простейших деталей.

Изучают назначение кухонной утвари и материалы, используемые для ее изготовления.

Выполняют технический рисунок и чертеж изделия (разделочная доска, кухонная лопатка).

Подбирают древесину для изделия.

Выполняют черновую разметку заготовки, используя чертеж.

Выполняют строгание заготовки с контролем размеров.

Выполняют разметку заготовки.

Выполняют выпиливание заготовки с соблюдением припусков на обработку.

Обрабатывают припуски заготовки шлифованием до требуемых размеров.

Выполняют отделку поверхностей шлифованием.

Выбирают и выполняют способ отделки изделия (окраска, выжигание, роспись, лакирование).

Оценивают качество готового изделия.

24

XI

Соединение рейки с бруском

Изучают операцию врезка как способ соединения деталей.

Определяют данный вид соединения по образцам и техническому рисунку.

Изучают назначение, устройство, виды и способы безопасной работы стамеской.

Выполняют удаление стамеской подрезанного ножовкой материала (на отходах материала) соблюдая правила безопасной работы режущим инструментом.

Разбираются с деталями и способом их соединения в изделии (подставка для цветов из реек).

Выполняют технический рисунок с нанесением размеров.

Составляют последовательность изготовления изделия.

Выполняют строгание брусков и реек с контролем размеров согласно технического рисунка, с соблюдением правил безопасной работы.

Выполняют одновременную разметку пазов на двух брусках.

Выполняют выборку пазов, соблюдая технологию данной операции.

Осуществляют подгонку деталей, используя напильник или стамеску.

Выполняют соединение деталей врезкой с применением клея (ПВА «Столяр»).

20

XII

Самостоятельная работа

Выполняют самостоятельно итоговую практическую работу полного цикла, от выполнения технического рисунка до финишной обработки изделия в зависимости от индивидуального уровня подготовки, или используя технологическую карту.

8

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности.

Список литературы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб. /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Сб.2. - 304 с.
  2. Мирский С.Л. Методика профессионально -трудового обучения во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1980.
  3. Мирский С.Л. Методика профессионально -трудового обучения во вспомогательной школе. - Просвещение, 1988.
  4. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
  5. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
  6. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.
  7. - М.: Просвещение, 1969.
  8. Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989.
  9. Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.
  10. Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс Москва. Вентана-Граф, 2010г.
  11. Самородский П.С., Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
  12. Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
  13. Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
  14. Технология. Под ред. В.Д.Симоненко. 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Вентана-Граф, 2011г.
  15. А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело 10 и 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида, Москва. Владос, 2011г.
  16. Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г.
  17. Б.А.Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г.
  18. Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г.
  19. И.А. Карабанов Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 классов. Москва, Просвещение, 1992г.
  20. Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г.
  21. Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9 класс. Москва, Владос, 2010г.

Материально-техническое обеспечение (оборудование):

  1. Верстаки столярные.
  2. Столярные ручные инструменты.
  3. Измерительные инструменты.
  4. Столярные электрические инструменты (лобзик, дрель...).
  5. Сверлильный станок.
  6. Токарный станок.
  7. Заточной станок.

Приложение 1. Календарно – тематическое планирование 5 «б» класс.

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

план

факт

1 четверть

1

Вводное занятие. Правила поведения в мастерской и правила техники безопасности работы со столярными инструментами.

изучение правил техники безопасности и поведения в мастерской

Повторение правил работы в мастерской. Ответы на тесты по технике безопасности

2

01.09

Пиление столярной ножовкой.

2

Столярный инструмент. Разметка брусков прямоугольной формы линейкой и угольником

Изучить последовательность разметки детали

Слушание объяснений учителя, ответы на вопросы.                                                Работа с тестами. Ознакомление с правилами разметки.                                       Знакомство с устройством верстака и столярным инструментом.                             Изучение правил пиления.                            Отработка умений разметки и пиления.      Знакомство со способами контроля за качеством пиления.                                  

2

02.09

3

Назначение и устройство столярного верстака

Ознакомление с устройством и назначением столярного верстака

2

07.09

4

Правила работы за верстаком. Размещение инструмента и заготовок на верстаке.

Познакомить с правилами работы за верстаком

2

08.09

5

Пиломатериал. Основные грани доски, бруска.

Дать понятие о пиломатериале, как основном объекте работы

2

09.09

6

Разметка бруска под пиление. Техника безопасности при пилении.

Изучение правил разметки под пиление

2

14.09

7

Пиление брусков по разметке.

Ознакомление с правилами и техникой безопасности при пилении

2

2

15.09

16.09

Промышленная заготовка древесины.

8

Строение дерева. Породы деревьев. Заготовка и транспортировка древесины.

Изучить строение   дерева, особенности пород деревьев.

Слушание объяснений учителя.                  Просмотр видеороликов.                          Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя.                                                       Развитие умений анализировать материал.        

2

21.09

9

Пиломатериал, его виды. Получение пиломатериала.

Ознакомиться с видами пиломатериала,  способы получения пиломатериалов

2

22.09

Изготовление игрушечной мебели.

10

Составление плана изготовления стула и столика.

Изучение  плана изготовления стула и столика

Умение анализа устройства изделия.    

2

2

23.09

28.09

11

Изготовление деталей стула, обработка, сборка.

Изучение технологии изготовления стула и применение её при работе.

     Работа с чертежами деталей изделия.

   Подбор материала для деталей.

 Участие в обсуждении последовательности операций при работе. Развитие умений разметки деталей с опорой на чертеж.                                  Изготовление одинаковых деталей.         Пиление фанеры.                                      Ответы на вопросы учителя.                       Сборка изделия из деталей при помощи гвоздей.

2

29.09

12

Изготовление деталей столика. Шлифовка деталей.

Изучение технологии изготовления столика и применение её при работе

2

30.09

 13

Сборка столика из деталей.

Изучение последовательности сборки столика и её практическое применение

2

2

 05.10

06.10

14

Изучение размеров деталей модели шкафа.

Ознакомление с планом изготовления модели шкафа и размерами его деталей

2

2

07.10

12.10

15

Разметка и обработка деталей шкафа

Формирование умений разметки и обработки деталей изделия

2

2

2

13.10

14.10

19.10

16

Сборка шкафа из деталей при помощи шпилек и гвоздей.

Формирование умений сборки изделия из деталей при помощи гвоздей и шпилек

2

2

2

20.10

21.10

26.10

17

Самостоятельная работа: «Изготовление рамки из брусков с прямоугольным срезом торца».

Выявить степень умений учащихся по пилению под прямым углом

2

27.10

18

Итоговое занятие.

2

28.10

II четверть.

1

Вводное занятие. Итоги 1 четверти, план работы на II четверть. Техника безопасности при работе столярным инструментом.

Повторение правил техники безопасности при работе

Повторение правил работы в мастерской. Ответы на тесты по технике безопасности.

2

09.11

Сверление отверстий на станке.

2

Устройство и назначение сверлильного станка. Виды сверл. Виды отверстий.

Изучить устройство сверлильного станка  и правила работы на нем

Изучение устройства сверлильного станка под руководством учителя.                                            Разметка заготовки под сверление.          Работа с учебником.                              Ответы на вопросы учителя.                     Сверление несквозных отверстий на сверлильном станке.                                    

2

10.11

3

План изготовления подставки для карандашей. Изучение чертежа. Заготовка материала.

Ознакомить с чертежом и планом изготовления  изделия.

2

2

11.11

16.11

4

Изготовление деталей подставки. Зачистка и соединение деталей.

Формирование умений изготовления детали согласно чертежа

2

17.11

5

Разметка под сверление отверстий. Сверление несквозных отверстий на станке. Контроль глубины сверления.

Изучить последовательность разметки  и сверления несквозных отверстий

2

2

18.11

23.11

Игрушки из древесины и других материалов

6

Составление плана изготовления танка. Заготовка материала.

Изучение плана изготовления и размеров деталей модели танка

Работа с чертежами деталей модели.                   Участие в обсуждении последовательности изготовлении модели. Обсуждение способов обработки деталей.  Подбор инструмента для работы.     Использование различных способов крепления заготовок.                                       Работа рашпилем.                             Скругление деталей.                                

2

2

24.11

25.11

7

Разметка и изготовление корпуса модели.

Научить разметке и обработке детали по чертежу

2

2

2

30.11

01.12

02.12

8

Разметка и изготовление башни танка.

Научить изготовлению детали закругленной формы

2

2

07.12

08.12

9

Изготовление колес, дула, баков модели.

Ознакомить с последовательностью изготовления круглых деталей

2

2

2

09.12

14.12

15.12

10

Сборка модели из деталей. Зачистка и покраска.

Изучить последовательность сборки модели из деталей

Сборка модели изделия при помощи гвоздей и шпилек.                               Развитие умений слушать и рассуждать.  

2

2

16.12

21.12

14

Самостоятельная работа: «Изготовление лопатки для снега»

Научить изготовлению лопатки по чертежу

2

22.12

15

Зачистка готового изделия.

Слушание объяснение учителя.                        Шлифовка и отделка изделия.                   Анализ результатов работы.

2

23.12

Итоговое занятие.

2

28.12

III четверть

1

Вводное занятие. План работы на II четверть. Правила поведения в мастерских и правила техники безопасности .

Повторить правила безопасной работы в мастерской

Знать правила работы в мастерской. Уметь осмысленно соблюдать правила т/б.

2

11.01

Выжигание

11

Устройство, действие выжигателя. Техника безопасности при работе. Требования к материалу.

Ознакомить с устройством и правилами работы выжигателя

Слушание объяснений учителя.       Изучение устройства и правил работы выжигателем.                                          Подбор и подготовка материала для выжигания.                                               Перенос рисунка на фанеру при помощи копировальной бумаги.                        Формирование умения слушать и рассуждать.                                              Художественное оформление результатов выжигания.                                                  

2

12.01

12

Подготовка поверхности к выжиганию. Подбор рисунка, перевод рисунка. Выжигание рисунка.

Научить подготовке поверхности материала, правилам переноса рисунка на заготовку

2

13.01

13

Выжигание рисунка. Обработка и покраска изделия.

Научить работе выжигателем

2

2

18.01

19.01

Пиление лучковой пилой.

2

Пиление древесины. Виды пиления (поперек и вдоль волокон). Инструмент для пиления.

Ознакомить с видами пиления и инструментом для пиления

Знакомство с видами пил.                            Изучение особенности лучковой пилы.   Крепление заготовок при пилении.               Разметка заготовок под пиление.            Слушание объяснения учителя.                      Работа с учебниками и тестами.                    Участие в обсуждении изучаемого материала.                                                  Продольное и поперечное пиление древесины.                                                

2

20.01

3

Назначение и устройство пил для продольного и поперечного пиления, форма зубьев. Лучковая пила. Правила техники безопасности при пилении.

Научить различать пилы для продольного и поперечного пиления

2

25.01

4

Правила разметки заготовки по заданным размерам. Разметка заготовки. Подготовка лучковой пилы к работе.

Ознакомить с правилами разметки согласно заданным размерам

2

26.01

5

Пиление древесины поперек и вдоль волокон с контролем качества пиления линейкой и угольником.

Научить пилению по разметке и контролю за качеством линейкой

2

27.01

Строгание рубанком

6

Грани доски, бруска. Длина, ширина и толщина доски. Лицевые стороны

Ознакомить  с гранями бруска, понятием лицевых сторон

Ознакомление с устройством рубанка.    Изучение правил работы рубанком, подготовки его к работе.                       Разметка заготовок под строгание.                 Знакомство со способами контроля за качеством строгания.                               Работа с учебниками, тестами.                     Строгание брусков и досок.                            

2

01.02

7

Последовательность разметки при строгании. Разметка бруска под строгание.

Изучить последовательности разметки под строгание

2

02.02

8

Назначение и устройство рубанка. Правила техники безопасности при строгании. Подготовка рубанка к работе.

Изучить устройство и назначение рубанка

2

2

03.02

08.02

9

Строгание древесины, волокнистость и её влияние на строгание. Пороки древесины, их влияние на строгание.

Ознакомить  с операцией  строгания и свойствами древесины

2

2

09.02

10.02

10

Виды и последовательность контроля за качеством строгания.

Изучить методы контроля за качеством строгания

2

15.02

11

Разметка бруска по размерам ножки табуретки. Строганиепо разметке.

Научить разметке и строганию по разметке

2

2

16.02

17.02

12

Разметка и строгание бруска прямоугольного сечения (проножка, царга)

Научить разметке и строганию по разметке

2

2

22.02

01.03

13

Разметка и строгание досок

Научить строганию досок с контролем качества

2

2            

2

02.03

03.03

09.03

Соединение деталей при помощи шурупов.

14

Применение соединения деталей при помощи шурупов. Составление плана изготовления полочки.

Ознакомление с технологией соединения деталей при помощи шурупов. Изучение плана изготовления полочки

Слушание объяснения учителя об особенностях и области применения соединения деталей шурупами.                 Подбор инструмента для разметки и выполнения соединения.                                   Разметка деталей изделия.              

2

10.03

15

Разметка деталей полочки. Обработка деталей по разметке.

Изучить последовательность разметки и обработки деталей полочки.

Выполнение сборки изделия при помощи шурупов.                                                       Участие в обсуждении последовательности операций  и анализе качества сборки изделия.

2

15.03

16

Инструменты для сверления отверстий под шурупы: шило, буравчик, коловорот, раззенковка. Техника безопасности при сверлении

Ознакомиться  с ручным инструментом для сверления

2

16.03

17

Разметка и сверление отверстий коловоротом. Соединение деталей шурупами.

Научить сборке изделия при помощи шурупов

Разметка заготовки под сверление.          Работа с учебником.                              Ответы на вопросы учителя.                     Сверление несквозных отверстий.                                    

2

17.03

18

Самостоятельная работа: «Изготовление плечиков для одежды»

Изготовить плечики по заданным размерам

2

22.03

IV четверть.

1

Вводное занятие. План работы на IV четверть. Правила техники безопасности.

Повторить правила техники безопасности при работе в мастерской

Повторение правил работы в мастерской. Ответы на тесты по технике безопасности

2

05.04

Изготовление кухонной утвари.

2

Технология изготовления разделочной доски. Подбор материала. Черновая обработка. Техника безопасности при строгании.

Ознакомить с технологией изготовления разделочной доски, правилами подбора материалов.

Изучение размеров и формы изделия.    Обсуждение порядка операций при работе.                                                       Разметка под пиление и строгание.            Пиление лобзиком по разметке.                       Строгание изделия по толщине.                   Слушание объяснение учителя.                        Шлифовка и отделка изделия.                   Анализ результатов работы.

2

06.04

3

Обработка досок рубанком по разметке ширины и толщины.

Научить обработке материала по разметке

2

2

07.04

12.04

4

Шлифовка граней доски. Разметка контура разделочной доски.

Изучить способы разметки контура разделочной доски.

2

13.04

5

Выпиливание разделочной доски по разметке лобзиком. Техника безопасности при работе лобзиком.

Научить выпиливанию контура изделия лобзиком

2

2

14.04

19.04

6

Художественная отделка разделочной доски (простейшая резьба). Техника безопасности при резьбе.

Ознакомить  со способами художественной отделки изделия

2

2

20.04

21.04

7

Заготовка материала для кухонной лопатки. Черновая обработка. Разметка контура. Строгание рубанком.

Изучить  последовательность  изготовления  кухонной лопатки

2

2

26.04

27.04

8

Обработка лопатки рубанком, резаком, рашпилем. Зачистка изделия.

Ознакомить с  технологией зачистки и шлифовки изделия

2

2

28.04

03.05

Соединение рейки с бруском врезкой.

9

Врезка, как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Инструмент для разметки и выполнения соединения.

Ознакомить с особенностями разметки и выполнения соединения деталей способом врезки

Слушание объяснение учителя.                Участие в обсуждении плана работы.     Изучение размеров деталей.                        Знакомство с особенности разметки соединения врезкой.                        

2

04.05

10

Подбор материала. Черновая обработка брусков и реек. подбор материала. Техника безопасности при строгании.

Ознакомить с требованиями к материалу для работы

       Изучение приемов долбления пазов.                               Работа по формированию умений слушать, рассуждать, анализировать.        

2

05.05

11

Разметка реек и брусков по размерам. Строгание под размер.

Изучить технологию разметки и обработки одинаковых деталей

Строгание деталей соединения.                Запиловка и обработка пазов.                        Сборка изделия.                                

2

2

10.05

11.05

12

Запиливание реек и брусков по размеру. Контроль за качеством пиления. Разметка паза.

Изучить последовательность разметки паза

  Зачистка и покраска изделия.

2

12.05

13

Понятие о допусках при пилении. Правила пиления паза. Контроль за глубиной и шириной паза.

Ознакомить с правилами запиловки паза

Слушание объяснение учителя.                Участие в обсуждении плана работы.     Изучение размеров деталей.                        

2

17.05

14

Правила и последовательность работы стамеской. Удаление подрезанного материала. Техника безопасности при работе стамеской.

Изучить последовательность зачистки паза стамеской

Изучение приемов долбления пазов.                               Работа по формированию умений слушать, рассуждать, анализировать.        

2

18.05

15

Самостоятельная  работа:

«Изготовление ручки молотка»

Выявить способности  самостоятельногоизготовления изделия

2

19.05

16

Подгонка реек к пазам. Исправление брака. Соединение деталей.

Изучить правила подгонки рейки к пазу.

Слушание объяснение учителя.                        Шлифовка и отделка изделия.                   Анализ результатов работы.

2

24.05

17

Итоговое занятие.

2

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 5 классе (ФГОС)

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих д...

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 6 класс

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 5 класс

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессионально-трудовому обучению профиль «Столярное дело» для учащихся 7 «а» класса...

рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессионально-трудовому обучению профиль «Столярное дело» для учащихся 8 класса...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа по профильному труду направленна на обучение детей с легкой умственной отсталостью для 5-9 классов общеобразовательных школ....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа направленна на изучение предмета "Профильный труд" для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ...