Доклад ШМО«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»
материал по технологии

Сивочалова Марина Николаевна

Не для кого не секрет, что в настоящее время  Российское образование терпит  кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность новых стандартов заключена в системно-деятельностным подходе. Основная идея, которого заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №1 г.Талдома

                 ШМО учителей естественного цикла

Доклад 

«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»

                      Подготовила: Сивочалова Марина Николаевна,

                                   учитель технологии высшей  категории

                       

  2022 г.

Если мы сегодня будем учить детей как вчера,

мы украдём у них завтра.

Джон Дьюи

Не для кого не секрет, что в настоящее время  Российское образование терпит  кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность новых стандартов заключена в системно-деятельностным подходе. Основная идея, которого заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.  В этой связи следует отметить, что  образовательная отрасль образования «Технология» была и остается единственной практико-ориентированной отраслью, осуществляющей подготовку учащихся к самостоятельной деятельности, жизни и труду в современном обществе.

Технологическое  образование существенно отличается от традиционных подходов к обучению в школе. Здесь прослеживается прямая связь с необходимостью гуманизации образования. Ключевым вопросом трудовой, а в дальнейшем и профессиональной, подготовки является вопрос о том, какую личность мы хотим получить в конечном итоге, какими качествами должен обладать человек, находящийся на пороге, или уже вступающий в мир труда и профессий.

В условиях внедрения ФГОС второго поколения учитель должен стремиться заменить обучение  познавательной  деятельностью. Образование должно стать личностно-ориентированным, а учитель организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, их консультантом и помощником. Профессиональные умения учителя должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении этих знаний в практической деятельности.

Нельзя успешно обучать школьника, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без проявления интереса. Поэтому интересы учащихся необходимо формировать и развивать.

Познавательная деятельность человека, это  взаимодействие внешних и внутренних условий, которое представляет собой весьма сложный процесс. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности всё большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания, совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

Познавательная деятельность личности всегда целенаправленна на какой либо объект, в первую очередь на объекты, которые имеют жизненное значение и интересны личности. Нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира.

Необходимо признать, что познавательный интерес являтся одним из самых значимых факторов учебного процесса, его влияние неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и в целом на интенсивность познавательной деятельности учащихся.

         Одной из важнейших задач обучение «Технологии» в основной школе является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся  учатся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни.

         Меняются цели и содержание образования, появляются новые

средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным.

Поиск новых форм и приемов обучения – явление весьма закономерное. В современной школе каждый должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности, для формирования личности ученика, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

         Современный урок технологии  отличается использованием таких методов и приемов обучения, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, выполнение проектов с элементами творчества и т.д. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Несмотря на высокую степень эффективности нетрадиционных форм занятий в процессе обучения, их не следует полностью абсолютизировать. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения. То есть, должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционную.

Нетрадиционные формы помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподаёт, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность

           Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Учитель, его отношение к  учебному предмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Литература

  1. Федеральная целевая программа развития образования (на 2011-2015 гг.) (Постановление Правительства РФ № 61 от 7 февраля 2011 г.).
  2.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М., Просвещение, 2010 г.).
  3.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12 2012 г., № 273-ФЗ)
  4. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2
  5. Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС

Современный подход  разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся,  инвариантной...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО.

Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализацииФГОС ООО на примере темы : «Лоскутное шитье» 5 класс.Ссылка на перезентацию.https://cloud.mail.ru/public/8S2M/YmtXDBuYzСсылки на ви...

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации  ФГОС"...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...