Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»
методическая разработка по технологии

Ренни Сергей Борисович

Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому воздействию на детей. В качестве примера даётся открытый урок с участием родителей на тему

"Создание действующей модели электродвигателя".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota_renni_tstt_admiralteyskogo.docx244.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Санкт-Петербургский центр детского (юношеского)
технического творчества

Курсы повышения квалификации
«Повышение профессиональной компетентности
педагогов УДОД»
(технической направленности)

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»

Форма аттестационной работы: Исследовательская работа

Слушатель: Ренни Сергей Борисович
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского р-на

Куратор: Котова Анна Александровна
кандидат педагогических наук

Санкт-Петербург

2021 год.


Оглавление

Введение        3

Теоретическая часть        4

План проведения открытого урока        6

Разработка необходимой раздаточной документации        8

Тестирование открытого занятия        8

Внесение корректировок в разработанный план урока.        9

Заключение        9

Приложения        11

Библиография        13

Литература        13

Ссылки на интернет-источники        13


Введение

Тему этой своей аттестационной работы я выбрал , чтобы обобщить опыт преподавания технических дисциплин среди школьников 4-7 классов.

И предложить несколько иной формат творческой деятельности учащихся на занятии.

Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому воздействию на детей.

Задачи аттестационной работы:

  • Разобраться в причинах иногда низкой заинтересованности учащихся на занятиях технической направленности.
  • Проанализировать существующие форматы преподавания по программе «Основы Электротехники» и трудности, возникающие в процессе реализации «коротких» программ.
  • Придумать новый формат открытого урока для родителей с детьми из нашего объединения  на тему «Электродвигатель своими руками.
  • Разработать план занятия.
  • Разработать необходимую раздаточную документацию.
  • Провести пробный урок, внести необходимые изменения в план занятия, если потребуется.

Теоретическая часть

Преподавая дисциплины «Квадромоделирование» и «Основы электротехники» в нашем Центре Технического Творчества , я столкнулся с тем, что иногда учащиеся очень неохотно воспринимают теоретическую часть занятия. Придя из школы, ещё один «урок» им не нужен. Они отвлекаются, шумят, мешают другим. Зато, когда мы переходим к практической части занятия (собственно говоря, к самому творчеству) они все замолкают и сосредоточенно трудятся. Кроме того, замечено, что вернувшихся с перерыва учащихся так же тяжело «вернуть» в тему занятия.

Виной всему мне видится тот «информационный шум», который создаёт имеющийся у каждого смартфон или подобный гаджет. Даже не каждый взрослый понимает, насколько отрицательную роль может играть это устройство в жизни человека. Несомненно полезный источник информации,  смартфон подключённый к интернету, используется  зачастую, как развлечение, как средство неконтролируемой коммуникации. В этой обстановке, преподаватель находится как бы на месте человека, пытающегося перекричать одновременно идущий футбольный матч, юмористическое шоу, диалог трёх-четырёх человек и концертное выступление группы «Ленинград». Примерно это творится в головах учащихся. Шансов почти нет. Руки заняты телефоном, мозги – тем, что происходит на экране.

Зато, когда, грубо говоря, даёшь человеку в руки паяльник и конкретную задачу – всё ! Телефон держать уже нечем, голова думает о пайке.

Таким образом, поменяв теорию с практикой местами, удаётся быстро заинтересовать учащихся. «Оторвать» их друг от друга и от телефона. И сосредоточится на теме занятия. Теоретическую часть – вводить в процессе работы и в конце занятия, как бы объясняя, что и для чего мы делали сегодня. И как это будет работать. Такая интрига до конца занятия – так же подогревает интерес слушателей.

Конечно, речь не идёт о таких вещах, как инструктаж по Технике Безопасности и правилам обращения с инструментом. Здесь теория – на первом месте.

Кроме того, если результатом практического занятия  будет нечто впечатляющее, какой-то работающий механизм или устройство – мы получим так называемый «вау-эффект». Когда детям захочется понять и вникнуть в теорию, как и почему это работает. Самим захочется ! Не этого ли мы добивались ?

В этом плане, создание работающего электродвигателя буквально из «подножных» материалов – видится вполне подходящим примером. И здесь помощь родителей – так же вполне уместна.

 Несмотря на кажущуюся простоту изготовления, здесь мы столкнёмся с общей неподготовленностью учащихся в элементарных слесарных навыках, которые (в общем случае узконаправленной программы) мы им пока ещё не преподали. Поэтому преподаватель будет вынужден подходить к каждому индивидуально, помогая с перманентно-возникающими трудностями. Возникнут ненужные паузы у остальных, руки освободятся и мы их опять «потеряем».

Особенностью большинства «коротких» программ является то, что ребёнок приходит в неделю раз на один или два часа. И увлекается ли он нашим предметом в остальное время – неизвестно. Вот тут-то и необходима помощь родителей. Воздействовать на мироощущение ребёнка совместно. А для того, чтобы привлечь родителей – тоже нужен какой-то повод. Это открытое занятие –отличный пример такого события. Привлекая к процессу творчества на открытом уроке родителей (мужчин желательно), мы достигаем сразу нескольких целей.

Во-первых : родители имеют отличный шанс, место и технически-обеспеченную возможность совместного творчества со своим ребёнком. Шанс передать свой опыт, пообщаться с ребёнком, научить чему-то лично. Они получат хороший совместный опыт. И родителю, наверняка, захочется это повторить. А возможно и подарить ребёнку набор инструментов (как у нас), а не очередной телефон. Это можно только приветствовать.

Во вторых: в этом случае педагог, ведущий занятие, несколько разгружается. Взрослые быстрее понимают поставленую задачу и в случае необходимости, могут ещё раз донести её до своих детей. Исчезнут ненужные паузы для основной массы слушателей. Процесс пойдёт быстрее, тогда как время на индивидуальную помощь и советы – увеличится.

В-третьих: Если занятие пройдёт успешно и изготовленный электродвигатель заработает – все участники получат хороший заряд положительных эмоций. Самооценка у всех вырастет. И взрослые наверняка не преминут  поделиться своими впечатлениями на работе, среди друзей, в соц.сетях (для чего обязательно необходимо организовать фото или видео съёмки урока) Положительная реклама нашему объединению – обеспечена .Не секрет, что в 80 процентах случаев младших и средних школьников записываются в кружки именно по инициативе родителей.

План проведения открытого урока

Учитывая различное количество часов в разных вариантах программы, я разработал две версии открытого урока на 45 минут и 90 минут

Время
(мин.)

Действия преподавателя

Действия участников

4

Приветствует участников. Представляется. Немного рассказывает об электродвигателях вообще. Рассказывает о физических принципах действия эл.двигателя.

Внимательно слушают. Задают вопросы.

2

Раздаёт эскизы деталей, расходные материалы и инструмент

Знакомятся с эскизами, Задают вопросы.

5

Проводит инструктаж по Технике Безопасности и Объясняет правила пользования инструментом

Слушают инструктаж. Знакомятся с инструментом. Задают вопросы.

15*

Руководит разметкой и раскроем материала

Размечают и режут материалы согласно эскизам.

15*

Руководит сборкой и намоткой катушек. Объясняет значение направления намотки и полярности подключения.

Склеивают бумажные бобины.

Наматывают катушки. Слушают теорию. Задают вопросы

5

Объясняет схему с одной катушкой, кнопкой и источником питания

Собирают простейший якорь.

Собирают простейшую схему с кнопкой.

Наблюдают вращение

5

Объясняет значение «бабочки» и пружинящего контакта. Руководит сборкой .

Модернизируют якорь, согласно эскизу. Собирают схему с прерывателем и пружинящим контактом. Наблюдают вращение.

4

Даёт понятия «Якорь» и «индуктор».  Руководит изготовлением рамы

Слушают. Изготавливают раму , согласно эскизу.

5

Руководит сборкой макета на раме. Объясняет способы подключения катушек.

Собирают катушки и якорь на раме. Убеждаются в правильности подключения катушек. Наблюдают вращение.

5

Руководит модернизацией якоря, Объясняет смысл и механизм действия дополнительных обмоток.

Изолируют пластины и ось якоря. Наматывают обмотки, крепят ламели. Подключают обмотки к ламелям и к источнику питания.

5

Руководит заменой индукторов на постоянные магниты.

Демонстрирует заводские электродвигатели в разборе.

Меняют индукторы на постоянные магниты. Наблюдают вращение.

15*

Демонстрирует анимированный видеоматериал о теоретических принципах работы собранного двигателя.

Смотрят видеоматериал. Задают вопросы.

5

Определяет лучшее исполнение. Отвечает на вопросы. Завершает занятие

Задают вопросы. Забирают изготовленные макеты с собой.

Звёздочкой отмечены этапы двухчасового урока.

Разработка необходимой раздаточной документации

Для успешного проведения открытого урока необходимо разработать раздаточную документацию, эскизы деталей,  которую получит в руки каждый участник..

Тестирование открытого занятия

Разработанный открытый урок был проведён в тестовом режиме при изготовлении одного экземпляра на всю группу с демонстрацией анимированного видеоматериала. Приходится признать, что так называемая «работа в команде» в этом случае совершенно не работает. Столкнувшись с какими-либо сложностями в изготовлении детали или узла, ребёнок не ищет пути к нахождению решения, а ждёт, когда с этим справится кто-то другой. Самоустраняясь от необходимости самому найти выход из положения.  Так же было замечено, что демонстрация анимированного видеоматериала, созданного с применением эффекта ускоренной съёмки, создаёт у обучающихся ложное представление о лёгкости предстоящего процесса и собственных возможностях.  Взявшись за инструменты, дети понимают, что всё не так легко и просто. И тут не нужна никакая «работа в команде». Каждый должен пройти весть путь изготовления от начала и до конца. И чем труднее придётся, тем слаще будет чувство победителя в конце. И тот опыт работы с различными материалами и инструментами (может даже не относящийся напрямую к теме занятия) , будет , без сомнения, отличным дополнением, к теоретическим познаниям в области электротехники.

Внесение корректировок в разработанный план урока.

После тестового занятия  в план были внесены следующие изменения

  1. Демонстрация видео была отнесена на заключительную часть урока.
  2. Решено было отказаться от коллективного творчества.
  3. Увеличено время на предварительное изготовление заготовок деталей.

Заключение

Считаю что в результате этой работы мне удалось :

  • Проанализировать причины отсутствия мотивации и внимания учащихся при изложении теоретической части учебной программы.
  • Придумать новый форму открытого урока с родителями в котором теоретическая часть не является подавляющей.
  • Разработать план проведения открытого урока.
  • Разработать необходимую раздаточную документацию.
  • Проверить подготовленный урок в тестовом режиме на практике.
  • Внести коррективы в план занятия.


Приложения

Эскизы плоских деталей.

Библиография

Литература

  • Андреева Ю. Мастер-класс как форма практико-ориентированного обучения специалистов в области рекламы. В сб. Alma Mater: Вестник высшей школы. 2005. № 11.
  • Скробот И. Мастер-класс как форма профессионального образования. Библиотека. 2008. № 1.
  • Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. Сост. Т. В. Хуртова. Волгоград: Учитель. 2008.

Ссылки на интернет-источники

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Ренни С.Б.        стр.  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников

Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...

Модернизация процесса обучения младших школьников

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно – коммуникативных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на н...

Использования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии.

К современному образованию сегодня предявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, правильно работать с ней, творчески решать проблемы...

Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку

Тема « Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку» стала актуальна в связи с обучением младших школьников английскому языку.Кто-то из педагог...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Открытый урок «Сказка своими руками в технике айрис-фолдинг».

Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.Цель занятия: обобщение и закрепление изученного материала по теме «Айрис фолдинг».З...

Статья "Методика работы со стихотворными текстами на уроках английского языка в процессе обучения младших школьников"

Статья касается  важности использования поэтических текстов, песен, сказок в процессе обучения английскому языку....