методическое пособие для учителей технологии
презентация к уроку по технологии

Дышокова Татьяна Беталовна

«Художественное и эстетическое развитие у учащихся в процессе работы над творческими проектами на уроках технологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_dlya_uchiteley_tehnologii.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Терский муниципальный район

методическое пособие для учителей технологии

«Художественное и эстетическое развитие у учащихся в процессе работы над творческими проектами на уроках технологии»

 

        Разработчики: учитель технологии высшей

 квалификационной категории

учитель высшей категории высшей  

квалификационной категории

МКОУ СОШ №3 г.п. Терек

Дышокова Татьяна Беталовна

        2014г.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. .стр. 3

  1. Метод проектов в процессе общеобразовательной

деятельности школы……………………………………………..… стр.6

  1. Условия эффективного эстетического воспитания
  2. школьников в рамках проектной деятельности …………..стр.20

Заключение …………………………………………………………стр.30

Список литературы …………………………………………………стр.32

Введение

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». Часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе или о подготовке к каком –то внеклассном мероприятии. Тогда как технология метода проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Качество художественного и эстетического воспитания школьников зависит от того, какие методы обучения и воспитания применяются. Считаю, что эстетическое воспитание будет более эффективным, при условии предоставления учащимся возможности самостоятельно «открывать» законы красоты и гармонии и применять их в процессе собственной творческой деятельности. Таким образом, осуществляется более качественное получение и усвоение знаний, а также развитие кругозора учащихся и воспитание чувств.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Мы также обязаны научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказа от творчества по «неумению».

Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно –воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельного деятельности (может труда) учащихся, на приоритет деятельности (занятий) исследовательского, поискового, творческого характера. 

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: Потребность, Мотив, Цель, Задачи, Действия, Операции

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём –либо или в ком –либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями. Мотивация  – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.

Именно на уроке технологии учащиеся могут в максимальном объеме воплотить свои творческие фантазии, провести исследование в области изучения той или иной темы, а также применить свои знания на практике. Кроме того, урок технологии является прекрасной возможностью для применения на практике знаний, полученных в ходе изучения других предметов школьного курса и собственного жизненного опыта.

Развитием метода проекта в России занимались такие педагоги и психологи как Безрукова Н.С., Горбатов Д.С., Олешкевич Д.И., Пидкасис –тый П.И., Полат Е.С. и другие. Проектная деятельность рассматривается ими как связь теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе работы с этим методом у учащихся развивается техническое мышление, творческие способности, повышается качество технологической подготовки, и формируются исследовательские навыки. Кроме того, с помощью метода проектов более успешно реализуется задача социализации и социальной адаптации учащегося. Таким образом, обучающие и развивающие свойства метода проектов успешно применяются в современной системе образования, тогда как использование проекта как метода эстетического воспитания школьников изучено мало.

Все вышесказанное привело нас к мысли о необходимости выявить возможности метода проектов в процессе эстетического воспитания школьников на уроках технологии. Нами учтены психологические особенности детей подросткового возраста в эстетическом восприятии окружающего мира.

1. Метод проектов как фактор эффективного художественно  –эстетического воспитания школьников

Новые социально –экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране, создания возможностей для реализации и развития прогрессивных технологий.

Новая интерпретация целей и задач трудового обучения, в которых эстетическая составляющая играет немаловажную роль потребовала использования нового комплекса форм и методов работы со школьниками. Педагогическая технология стала многооперационной. На вооружении современного учителя труда, а теперь «учителя технологии», появился проект, как метод обучения, и в то же время – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20 –е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [36,65 –66].

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко, но недостаточно продуманно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько –нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Изменения произошли лишь в постперестроечный период, когда вместе с изменением политической и экономической ситуации в стране, пришел черед менять и образовательную систему.

Суть метода проектов состоит в том, что ученик самостоятельно ставит цели и задачи, проводит анализ, решает нестандартные вопросы экспериментирует, на основе опытной, лабораторной, практической работы выводит новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады и рефераты, содержащие свои выводы, обобщения, решения. Учитель – организатор. Ученики должны работать самостоятельно.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяют педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную и творческую работу. Поэтому одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе обучения сегодня и является метод проектов. Существует множество определений, раскрывающих сущность метода проектов:

 И.Чечель: «Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования)» [39].

Е.С. Полат: «Метод проектов  – обобщенная модель определенного способа достижения познавательной деятельности» [27]. Но наиболее полное, на наш взгляд определение предлагает В.Д. Симоненко: «Метод проектов (от греческого – «путь исследования») – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость» [53, 82 –83].

Отличие метода проектов от других заключается в том, что он сочетается с самим обучением и сам по себе является учебным процессом, а не выступает лишь средством подачи знаний и умений. Метод проектов  – это способ организации познавательно –трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда) [47].

В образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьника общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда, творческие способности и основанный на овладении ими способов преобразования материалов, энергий, информации, технологиями их обработки [39]. Этот метод способствует активному развитию у учащихся основных видов мышления, творческих способностей, стремления самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами», «неподатливыми материалами», «умными конструкциями», технологическими системами и др.

У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умение выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна, способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой –то проблемы. Причём в процессе работы над проблемой, предусматривается использование разнообразных методов; интегрирование знаний, умений из различных областей науки и техники, искусства. Работа по методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме работы. Результаты выполненных проектов должны быть реальными, ощутимыми. В случае теоретической проблемы должно быть найдено конкретное её решение, в случае практической проблемы – получен конкретный практический результат, готовый к применению.

Существуют основные требования к использованию метода проектов [53]: назначение в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей знания по широкому кругу предметов и исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

 – определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

 – выдвижение гипотезы их решения;

 – обсуждение методов исследования;

 – обсуждение способов оформления конечных результатов;

 – сбор, систематизация и анализ полученных данных;

 – подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

 – выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и др. Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

 – постепенное увеличение объёма знаний и навыков;

 – выполнение проектов в различных областях, начиная от хорошо знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (местное общество, бизнес, индустрия и др.);

 – постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т.п.);

 – постепенное осознание учащимися собственных способностей и возможностей в удовлетворении потребностей личности и общества;

 – возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

Очень важно правильно выбрать проект. Первоначально выбор делает, конечно же, учащийся, но преподаватель должен особенно внимательно проконтролировать этот процесс и направлять учащегося в сторону проекта, развивающего как можно больше его кругозор и знания в различных областях науки, а не умения и навыки работы в какой –то отдельной области. Вполне удачен выбор проекта, в котором выполнение одного проекта, как за ниточку, потянет за собой желание учащегося работать над другим, дополняющим первую работу проектом, но уже в несколько иной технике.

Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема может казаться интересной и практически значимой.

Методика выбора темы проектов в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях учитель определяет тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, творческих способностей учащихся. В других – тематика проектов может быть предложена и самими учащимися, которые естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учётом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Разрабатывая тематику творческих проектов, надо стремиться, чтобы в неё входили изделия народных промыслов, работа над которыми может сочетаться с изучением истории и быта народа той местности, где живут школьники. Знание истоков народного творчества способствует восприятию таких качеств, как патриотизм, любовь к Родине, своему народу.

При разработке темы проекта следует также учитывать количество учащихся, которые будут над ним работать. По количеству участников проекты делятся на групповые и индивидуальные. В первом случае проект является совместным делом учителя и отдельного ученика, во втором – делом целой группы, в которую входит и сам учитель, причём доля участия учителя как будто более ограничена, но роль его, пожалуй, ещё ответственнее. Он равный среди равных в праве инициативы, но в то же время он первое ответственное лицо во всяком споре, в каждом затруднительном положении, за ним остаётся последнее слово. Ни одна детская инициатива не должна пропасть даром, всякий предложенный проект должен учитываться, всякое предложение подлежит обстоятельному обсуждению.

Но порой проекты сыплются на голову ребёнка как из рога изобилия. У каждого здорового, жизнерадостного ребёнка есть что сказать. У каждого ребёнка своя фантазия – на то он и ребёнок. Как же справиться с разбушевавшимся морем детских желаний? Как ввести этот беспорядочный поток предложений в спокойное русло, определённое целями и задачами технологического образования школьников?

Помощь учащемуся, неустанное деятельное руководство в выборе проектов, посильных школьнику, реально выполнимых с учётом существующих материальных и других ресурсов и вместе с тем наиболее многообещающих, с точки зрения расширения опыта, кругозора, знаний и умений учащихся, всей тяжестью ложится на плечи учителя. Чтобы облегчить выбор методов работы с детьми в настоящее время в программе «Технология» предлагается сведущая классификация проектов по содержанию:

 1. Интеллектуальные:

 – описание модернизированных, оригинальных, новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы;

 – дизайнерские разработки жилых производственных помещений и т.п.

 2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно –наглядных пособий, объектов технического и декоративно –прикладного творчества.

 3. Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесохозяйственных угодий, водоёмов, сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащихся.

 4. Сервисный. Сбор, оформление и предоставление информации, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт и благоустройство жилья.

 5. Комплексные. Включает интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.

Творческие проекты могут быть: конструкторско –технологическими, художественно –конструкторскими и исследовательскими. В соответствии с учебной программой учителю желательно разработать тематику творческих проектов для каждого года обучения, чтобы дать учащимся возможность подумать над ней самостоятельно с учетом своих способностей и возможностей, а потом воспользоваться советом учителя, имея уже свои представления о темах.

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому –то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат, так как учителю приходится переориентировать свою учебно –воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Направление работы учителя зависит, в том числе, и от выбранного учащимся типа проектной деятельности.

Определим типологические признаки проектов [39]:

 – доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико –ориентированная), ознакомительно –ориентировочная и другие;

 – предметно –содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;

 – характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

 – характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

 – количество участников проекта;

 – продолжительность выполнения проекта.

Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

За функциями помощи детям в свободном выборе проекта следует целый ряд других: помощь в планировании проекта, практическом его осуществлении, в анализе конечных результатов. Помощь учителя школьникам следует направить на:

 – снабжение учащихся всякого рода материалами, справочниками, информацией, инструментами и т.п.;

 – обсуждение различных способов преодоления возникающих трудностей с помощью косвенных, наводящих вопросов;

 – одобрение или неодобрение различных фаз рабочей процедуры;

 – обучение фиксированию (записи) результатов своей проектной деятельности;

 – чёткий анализ результатов выполнения проекта.

Кроме того, при выполнении проекта у учащихся возникают проблемные вопросы:

  • как определить сферу деятельности;
  • как выбрать вид изделия; как разработать технологию изготовления;
  • как провести экономический расчёт;
  • как оформить отчёт по проекту.

Для решения этих проблем необходимо знать последовательность выполнения творческого проекта.

При составлении календарно –тематического плана, работа над проектом может быть выделена в отдельный блок уроков или распределена на весь учебный год.

Выбрав тему проекта, учащемуся необходимо определиться с последовательностью изготовления проекта, то есть составить план.

При разработке плана проекта учащиеся обращаются к различным справочникам, используют internet, другие источники информации, советуются с родителями, членами семьи, компетентными лицами данной области знаний, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта. Первоначально составленный план реализации проекта, разумеется, предполагает постоянный пересмотр, исправление возможных упущений.

Структура плана проектной деятельности может быть условно разделена на пять основных этапов и несколько отличаться от профессиональной проектной деятельности:

1. Подготовительный этап. На первом этапе проектной деятельности необходимо применить исследовательский метод, который является одним из вариантов проектного метода обучения (о котором более подробно будет сообщено позже). Основное содержание метода – обеспечить овладение учащимися методами научного познания, развить и сформировать у них навыки творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода – обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Эти проблемы должны быть поставлены самими учащимися с помощью учителя.

 2. Конструкторский этап предполагает формирование идеи реализации конструкции разрабатываемого объекта и разработку самой конструкции. При разработке конструкции швейного изделия этот этап представляет собой построение основы конструкции швейного изделия и прикладное моделирование определённого фасона.

 3.Технологический этап. Этот этап включает в себя анализ конструкторского решения на основе мероприятий по подготовке и изготовлению изделий от раскроя до окончательной отделки и утюжки. На этой стадии разработки проекта необходима концентрация внимания со стороны учащихся и постоянный контроль и максимальная помощь со стороны учителя.

 4. Защита проекта. Этот этап проектирования предполагает большую подготовительную работу со стороны учителя, которому необходимо помочь учащимся провести коррекцию готового изделия, если в этом возникнет необходимость; проверить проектную документацию, сообщить учащимся о выявленных недостатках и указать пути их исправления. Если защита проекта заменяет экзамен по технологии, то экзаменационная комиссия должна быть в составе трёх человек: председателя, руководителя проекта и ассистента.

 5. Подведение итогов по проекту – это анализ объекта проектирования, структуры и полученных результатов, а так же выставление оценок в баллах или по четырёхбальной системе. Руководителю проекта на каждом этапе проектирования необходимо реализовать дидактические принципы, такие как:

  • принцип связи теории с практикой,
  • принцип научности,
  • принцип систематичности и последовательности,
  • принцип доступности и посильности труда,
  • принцип сознательности и активности учащихся,
  • принцип прочности усвоения умений и навыков проектирования,
  • принцип наглядности,
  • дидактический принцип воспитания в процессе обучения по методу проектов.

Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной, как и сами проекты. Самое главное, чтобы план отвечал проекту, а не наоборот. По окончании работы учащихся над проектом, необходимо проанализировать результаты деятельности.

Анализ результатов работы учащихся по выполнению проекта следует направить по двум линиям: специальной и общей.

Специальный анализ имеет целью выяснить, удачно или неудачно выполнен тот или иной проект (или часть его), и если неудачно, определить причины. Под общим анализом понимается разбор ошибок общего характера, например небрежность формулировки задачи, неаккуратность в техническом исполнении, незначительные отступления от намеченного плана и др.

 Анализ хода выполнения проекта должен иметь место не только в конце работы, но и в любой момент. Самая лучшая форма его проведения – это неофициальная беседа, в процессе которой и учитель и ученик свободно выражают своё мнение. Живое участие и заинтересованность учителя в выполнении школьниками своего проекта имеет огромное педагогическое значение.

Подчеркнём необходимость внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, своевременно корректировать по этапам. При этом здесь оценка необязательно выражается в виде отметок. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, отслеживать работу всё равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Учитель проводит постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, в случае необходимости оказывая ребятам помощь.

Главным принципом в работе над проектом является то, что результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как –либо оформлены. В ходе решения какой –то проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения их разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, черчения, информатики, истории и многих других.

Введение в технологическую подготовку школьников метода проектов ставит перед учителем ряд проблем, среди которых можно выделить следующие [41]:

  • содержание задания для проектов;
  • методика выполнения проектов учащимися разных возрастов;
  • знания и умения, которыми должен обладать учитель дляразработки заданий для проектов и руководства ихвыполнением;
  • знания и умения, которыми должны обладать учащиеся для успешного выполнения проектов.

 Обращая внимание на большую ценность метода проектов, не следует упускать из виду и определённые трудности его применения:

  1. Школьники ещё поверхностно знают окружающую жизнь, да исама жизнь мало приспособлена к воспитательным задачам, онапедагогически не организована. Поэтому учителю следует оказыватьпомощь детям в выборе тем проектов.
  2. Как бы ни были ценны в воспитательном и образовательномотношении задачи, которые выдвигает окружающая жизнь и жизнь самогоребёнка, школа далеко не всегда богата всем образовательным материалом.Необходимо привлекать дополнительный искусно подобранный материалдля отработки умений и навыков.
  3. При выполнении проектов может возникнуть ситуация, прикоторой образовательный материал и целый ряд технических и другихнавыков будет даваться без строгой методической последовательности,которая выработана временем и обеспечивает успешность их усвоенияучениками.
  4. Определённый круг знаний, которые мы считаем необходимымдля учащихся, бывает трудно связать с проектами. Поэтому методпроектов не может быть единственным в учебно –воспитательном процессе.

Итак, в результате теоретического исследования возможностей использования метода проектов в целях эффективного эстетического воспитания школьников, мы выяснили, что:

  • метод проектов является эффективным методом обучения и воспитания, так как школьники сами выбирают интересующую их тему работы и самостоятельно проводят исследования по интересующим их вопросам;
  • существуют различные виды и типы проектов, которые позволяют применить личностный подход к процессу воспитания каждого школьника;
  • работа над проектом всегда предусматривает развитие коммуникативных качеств, а значит, и культуры межличностного общения школьников;
  • результаты проектной деятельности должны быть материальны, то есть, как-то оформлены. Следовательно, на этом этапе также развиваются эстетические качества детей;
  • в процессе работы над проектом у учащихся развиваются все виды мышления, а также творческие способности.

Стоящая перед нами цель исследования возможностей метода проектов в процессе эстетического воспитания школьников приводит нас к необходимости выявления условий эффективного эстетического воспитания школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.


2. Условия эффективного эстетического воспитания в процессе проектной деятельности школьников

Целенаправленное формирование личности, конкурентоспособной на рынке, способной подходить к труду, ориентируясь на законы красоты и гармонии в любой сфере человеческой деятельности – важнейшая задача, стоящая перед современной школой. За последнее годы эта мысль стала остро актуальной, еще и потому, что системе образования тяжело справиться с запросами общества, так как основные силы направлены на то, чтобы обеспечить школьников большим объемом энциклопедических знаний.

Эту цель предполагается достичь с помощью введения новых учебных дисциплин, увеличения, либо сокращения количества учебных часов по отдельным дисциплинам учебной программы, внедрения экспериментов, а также применения различных методик преподавания предметов. В итоге же оказывается, что наличие только профессиональных качеств является недостаточным для успешной адаптации человека в современном обществе, а также его нормальной жизнедеятельности.

Еще К.С. Станиславский говорил: «Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу,  – эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается» [31].

Молодой специалист должен быть не только компетентным в рамках профессии, но и иметь культурное, нравственное и эстетическое воспитание, позволяющее адаптироваться к любой среде. Наиболее важным из них мы считаем именно эстетическое воспитание, так как нравы в обществе со временем меняются, а направления в культуре все больше становятся признаками времени, тогда как отличить прекрасное от безобразного, а комическое от трагического необходимо всегда.

Но если задачи интеллектуального и физического совершенствования личности решаются с помощью применения методов обучения, то задача совершенствования человеческих чувств – проблема более сложная и многогранная – решается рядом факторов, среди которых эстетическому воспитанию принадлежит ведущая роль.

Проблема формирования эстетического сознания и ценностных ориентаций молодежи приобретает особую остроту на современном этапе еще и потому, что неуклонное возрастание потока информации, усложнение борьбы в сфере эстетики и искусства, поиски новых возможностей, форм художественной выразительности – все это затрудняет восприятие подростками подлинных ценностей культуры. Конечно, учитель не может, да и не должен соревноваться с мощными мобильными источниками информации, которые питают современного школьника.

На наш взгляд, на современном этапе развития общества наиболее успешно с поставленной задачей может справиться образовательная область «технология».

Преимущественная и исключительная особенность образовательной области «Технология» заключается в том, что, во –первых, она охватывает весь процесс обучения в образовательной школе с 1 по 11 класс, во –вторых, в базисном учебном плане это практически единственная предметная область, где наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится предметно –практической созидательной деятельности учащихся. Таким образом, соблюдаются два условия эффективности творческого развития школьников: 1) длительный отрезок времени обучения; 2) практическая созидательная деятельность обучающихся. Интегративный характер содержания образовательной области «Технология» создает основу для межпредметных связей. В поиске этих связей заключен творческий компонент обучения, который так необходим при качественном эстетическом воспитании школьников. Организационно –методическую основу обучения технологии составляет проектная деятельность учащихся. Здесь имеет место использование научных методов познания в обучении.

На выбор школьного предмета для внедрения проектной деятельности повлияло еще и то, что решающую роль в развитии и сохранении искусства сыграл труд. В частности, декоративно –прикладное искусство стоит на стыке изобразительных искусств и трудовой деятельности. Являясь самой богатой и разнообразной областью художественной культуры народа, оно наиболее доступна и для школы. Занятия декоративным искусством способствуют воспитанию эстетических чувств и переживаний, без которых духовная культура теряет всякий смысл. Трудовой процесс позволяет глубже познать закономерности построения формы, красоту изделий, возможности материала и цвета.

Художественная обработка природных материалов, создание «второй природы»  – мира предметов, которые природа не знает и, которые противостоят ей как результат человеческого творчества, развивает духовные способности человека. В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.

Художественное творчество включает в себя освоение культурного наследия. Народное искусство, в том числе народное декоративно –прикладное искусство (искусство ручного труда), играет важную роль в системе эстетического образования. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.

Необходимо отметить, что именно художественно –эстетическая деятельность содержит наибольший обучающе –творческий потенциал. Данное утверждение подкрепляется концептуальными теоретическими выводами и многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии творчества. Так, по мысли Н.А. Бердяева, художественное творчество лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта. Искусство – по преимуществу творческая сфера. Не случайно во всех сферах духовной активности творческий элемент принято называть художественным. Художественное творчество, или искусство, есть деятельность практически духовная (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и одна из составляющих эстетической деятельности. Другая ее составляющая – духовная деятельность, включающая эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр. Эстетическая деятельность в целом является креативной по форме, содержанию, существу. Она пронизывает все сферы человеческой практики – социальную, научную, трудовую и в наибольшей степени художественную, проявляясь наиболее полно и целостно, когда действия человека возвышаются до творчества «по законам красоты» [33].

Эстетические понятия: красота, гармония, совершенство, выразительность являются всеобщими. Они применимы ко всем видам деятельности, результатам труда, природным явлениям. Все виды деятельности, поведения содержат в той или иной мере эстетическое целеполагание, хотя в труде оно содержится потенциально (например, труд рабочего может содержать творческие элементы, но может быть их лишен). И только в эстетической и художественной деятельности такое целеполагание доминирует. Красота и выразительность в искусстве самоценны, они развивают человека, доставляют ему духовное наслаждение, помогают познавать и преобразовывать мир. Современные исследователи считают основным в воздействии искусства на человека его способность развивать познавательный, созидательный, ценностно –ориентационный и коммуникативный потенциалы личности. Кроме того, качество воздействия искусства на человека зависит еще и от его возраста.

Способность реагировать на красивое возникает у ребенка довольно рано. Уже на первом году жизни у ребенка начинают формироваться зачатки эстетических восприятий и чувств, что проявляется в избирательной реакции ребенка на приятный и неприятный раздражитель.

Восприятия дошкольника неразрывно связаны с действием.

Воспринять предмет означает для него совершить с ним какое –то действие. Наглядно –действенный характер восприятия накладывает свой отпечаток на эстетическое развитие ребенка –дошкольника. Его эстетические восприятия и чувства ещё не вычленяются из общей совокупности получаемых им впечатлений.

В младшем школьном возрасте эстетическое развитие ребенка поднимается на более высокую ступень. Восприятие младшего школьника характеризуется большей дифференцированностью и целенаправленностью, чем восприятие дошкольника. Ребенок этого возраста способен замечать красивое в окружающем его мире и переживать чувство эстетического удовольствия от соприкосновения с ним. Эстетические восприятия и чувства вычленяются из общей массы впечатлений, получаемых ребенком из окружающего его мира.

Однако в силу недостаточности личного опыта в некритичности своего мышления младший школьник не может разобраться в сущности прекрасного и не всегда умеет отличать красивое от грубого, фальшивого, некрасивого. Нередко грубая аляповатая вещь оказывает на него большее эмоциональное воздействие, чем подлинное произведение искусства.

Объем эстетического восприятия младшего школьника ещё очень ограничен, а содержание восприятия характеризуется неточностью, поверхностностью. Ребенок воспринимает из окружающего мира лишь то, что имеет непосредственное значение для его жизни и деятельности. Многое из того, что он видит, слышит, с чем соприкасается, не воспринимается им совсем.

Учитывая особенности эстетического развития младшего школьника, примерная программа воспитания ориентирует учителей и родителей прежде всего на формирование начальных представлений о прекрасном в жизни, в отношении людей друг к другу, в окружающей природе в различные времена года, в образах литературы и различных вещах искусства. Рекомендуется также воспитывать интерес к занятиям выразительным чтением, рисованием, лепкой, музыкой, танцами, драматизацией.

Эстетическое развитие подростка существенно отличается от эстетического развития младшего школьника. Эстетическое восприятие подростка приобретает целенаправленный, произвольный характер. Подросток способен к самостоятельному, планомерному наблюдению и в силу этого впервые начинает осознавать природу, окружающие его предметы реального мира, искусство как факторы большого эстетического значения. Это новое отношение к прекрасному волнует и удивляет самого подростка и нередко воспринимается им как своеобразное открытие.

 Эстетические восприятия и чувства связываются у подростка с более или менее самостоятельным суждением о прекрасном, он стремится не только воспринять прекрасное, но и передать своеобразие своего эмоционального состояния, возникающего под его воздействием. Однако школьник –подросток ещё не всегда способен словесно выразить свои чувства и впечатления, что проявляется в бедности выразительных средств его речи.

В подростковом возрасте у школьника пробуждается настоятельная потребность в прекрасном и это сказывается во всем. Он начинает больше уделять внимания своей внешности, коллекционирует открытки, читает книги по искусству, увлекается театром, телевидением, кино. Иногда подростки начинают пробовать силы в том или ином виде искусства (пишут стихи, увлекаются рисованием, хореографическим, драматическим искусством).

Не всегда умея самостоятельно разобраться в сущности прекрасного, подросток подражает взрослым и нередко перенимает у них дурной вкус в одежде, грубые вульгарные манеры поведения, привычки безоговорочно следовать за модой.

В более старшем возрасте, в 14 – 15 лет, у подростка начинает развиваться восприимчивость и эмоциональная отзывчивость к малому, обыденному, мягкому, спокойному, лирическому, что особенно типично для старшего школьника.

В связи с дальнейшим развитием эстетической культуры подростков усложняется и программа воспитания соответствующих качеств. Здесь уже главной задачей является формирование способности воспринимать красоту творческого созидательного труда человека, красоту поведения людей, их взаимоотношений, умение воспринимать, понимать, наслаждаться выдающимися произведениями литературы и искусства, стремление к эстетической деятельности, к красоте труда, поведения, внешнего вида.

Юношеский возраст – это период повышенного стремления человека к прекрасному, становления его нравственных и эстетических взглядов, идеалов и вкусов. Эстетические интересы старшего школьника довольно разнообразны и богаты по своему содержанию. Как правило, современный молодой человек много читает, любит искусство, стремится испробовать свои возможности и способности в различных областях творчества.

Особенность эстетических интересов старшеклассников является то, что они носят выраженный избирательный характер.

У школьника появляется склонность к занятиям определенным видом искусства. Возросший уровень общей, интеллектуальной и эстетической подготовки позволяет школьнику познакомиться с теоретическими, философскими, историческими проблемами литературы и искусства. Его эстетические интересы развиваются не только вширь, но и вглубь. На основе накопленных в процессе жизненного опыта конкретных жизненных впечатлений у школьников формируется система эстетических понятий, суждений, идеалов.

Эстетические взгляды старшего школьника отличаются эмоциональной насыщенностью, непримиримостью, категоричностью. Он не признает никаких компромиссов в области прекрасного. Стремясь к самостоятельному эстетическому суждению, старшеклассник не терпит нажима, волевого навязывания ему своих вкусов, симпатий и антипатий. Нетактичное вмешательство педагогов и взрослых приводит к результатам, обратным желаемым.

Эстетические взгляды и убеждения старшего школьника характеризуются осознанностью и критическим подходом к окружающему миру. Старший школьник отчетливо осознает значение хороших здоровых вкусов в жизни человека, задумывается над тем, как отличить хороший вкус от дурного, отмечает агрессивный характер носителей дурного вкуса, их стремление распространить свое влияние на окружающих.

Когда речь идет об эстетическом воспитании, то здесь имеется в виду педагогическое воздействие в области духовной составляющей эстетической деятельности. Не умаляя значения эстетического воспитания, формирующего способность видеть красоту, ярко, эмоционально чувствовать, давать эстетическую оценку предметам и явлениям, необходимо подчеркнуть важность созидательной эстетической деятельности в творческом развитии ребенка, а точнее, их взаимосвязь. В этом отношении трудно не согласиться с В.А. Разумным, который считает, что более корректно было бы говорить об эстетическом образовании (а не только воспитании), имея в виду целостность процесса эстетического образования и художественного, в широком смысле слова, обучения [72].

Таким образом, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
  •  формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
  • развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
  • вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
  • развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
  • развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Соединив задачи эстетического воспитания школьников со структурой метода проекта можно выделить следующие условия для эффективного эстетического воспитания школьников:

  1. работа с учащимися на открытом воздухе (в лесопарковой зоне);
  2. развитие кругозора учащихся средствами мировой культуры и искусства;
  3. помощь в проведении уроков профессионалов из той или иной области искусства;
  4. формирование и развитие культуры общения учащихся в процессе групповой работы;
  5. индивидуальный подход к творческой и исследовательской деятельности каждого учащегося;
  6. воспитание в учащихся потребности в создании предметов искусства на занятиях, дома, в быту и их ориентация на выполнения и оформления работ в соответствии с законами красоты и гармонии окружающего мира;
  7. создание обстановки, благоприятствующей формированию эстетических качеств с помощью аудио, видео и других видов техники;
  8. наличие творческого компонента обучения;
  9. наличие длительного отрезка времени и возможность практической созидательной деятельности учащихся.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

Уроки технологии содержат в себе исключительную возможность интеграции предметно –практического и художественно –эстетического аспектов деятельности учащихся. В таком варианте происходит наиболее яркое воплощение и развитие эстетических качеств школьников.

Введение в образовательную область «Технология» метода проекта дает возможность учителю целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Особенно важен для эстетического воспитания подростковый возраст, так как именно в этом возрасте подросток способен к самостоятельному, планомерному наблюдению и в силу этого впервые начинает осознавать природу, окружающие его предметы реального мира, искусство как факторы большого эстетического значения.

В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического образования, а также создавать условия, настраивающие на восприятие прекрасного.


Заключение

При создании условий для эффективного эстетического воспитания школьников нужно учитывать психологические особенности, а также познавательные и творческие способности детей конкретного возраста.

Использование метода проектов на уроках технологии, является тем средством воспитания, которое способно обеспечить высокую эффективность в художественно эстетическом воспитании школьников, поскольку направлен на достижение интересов учащихся, посредством их исследовательской, познавательной и практической деятельности.

Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности школьников наиболее эффективно в рамках проведения уроков технологии, так как именно этот предмет позволяет наиболее полно удовлетворить потребность детей в творческой и исследовательской деятельности.

В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического образования, а также создавать условия, настраивающие на восприятие прекрасного.

Стремление человека к гармонии является естественной, и при неудовлетворении этой потребности возможно замещение понятия о прекрасном, чем то уродливым, дисгармоничным.


 

Список литературы.

  1. Алексеева Т.Н. Эстетическое воспитание на занятиях по технологии / Алексеева Т.Н. // Школа и производство. – 2001. – №5. – С. 59.
  2. Алиева Т. Проектирование условий эстетического развития: содержание и формы / Алиева Т. // Дошкольное воспитание.  – 1997.  – №11. – С. 92 –106.
  3. Антонова А. Дифференциация и интеграция содержания образования / Антонова А. // Дошкольное воспитание. –1996 . – №7. – С.101 –103.
  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб пособие для инженерно-пед. ВУЗов / Безрукова В.С. – Екатеринбург: 1998.
  5. Белонин И.В. Работаем над проектом // Школа и производство  –2004. – №6. – С.44 –45.
  6. Борев Ю.Б. Эстетика / Борев Ю.Б.– М.: Политиздат, 1988.
  7. Васин Е.К. Подготовка учащихся к выполнению проекта / Васин Е.К. // Школа и производство.  – 2003. – №7. – С.95 – 101.
  8. Гик М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / Гик М.– М. : Изд-во всесоюз. акад. Архитектуры, 1936. – 309 с.
  9.  Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Горбатов Д.С.  – М.: Бахрах –2000. – 248 с.
  10. Горяева Н.А. Декоративно –прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. общеоб. учреждений / Горяева Н.А., Островская О.В. – М.:Просвещение,2000 г.  – 176 с.
  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Давыдов В.В. – М.: ИНТОР, 1996. – 348 с.
  12.  Домоводство / Сост. М.И.Никифорова, О.Н.Кагановская. – М.: Колос, 2000.
  13. Евстигнеева О. Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность / Евстигнеева О. // Директор школы. –2003. –№6. – с.44 –48.
  14. Захарова Л.П. Из опыта художественно –эстетического воспитания / Л.Захарова //Воспитание школьников. –2003. –№9. –с.48 –51.
  15. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся / Карачев А.А. // Школа и производство. – 1997 г. № 2  – с.10 –11.
  16. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания предметов эстетического цикла: (из опыта работы) / Кириллова Г. // Исскусство в школе.  – 1997.  – №5. – с.44 –45.
  17. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись / Кирцер Ю.М.  –М. : Высш.шк.: Академия, 2000. – 272 с.
  18. Коваленко Л. Как стать красивой: Посоветуйте девушкам. / Коваленко Л. // Воспитание школьников. –1994. –№1. – с.52 –53.
  19. Концептуальные основы образовательной области Технология/ Под ред. Ю.Л. Хотунцева. – М. : РАО, 1999.
  20. Королев Ю.А. Эстетическое воспитание учащихся / КоролевЮ.А. //Физика в школе. –2000. –№3. –с.23 –29.
  21. Крылов А.В. Проектирование в технологии / Крылов А.В. // Школа и производство. –2002. –№1. – с. 65 –68.
  22. Крылова Н.М. Эстетический потенциал культуры / Крылова Н.М. – М. :Прометей –1990. – 243с.
  23. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб пособие для ВУЗов / Кукушин В.С.  – Ростов –на –Дону. : Март,2002. –(Пед. образование). –316 с.
  24. Кутецкий В.А. Воспитание дисциплинированности у подростков / Кутецкий В.А., Лукин Н.С.  –М. :Учпедгиз,1960. –270 с.
  25. Лабзина А.Я. Занятия по трудовому обучению / Лабзина А.Я.  – М. :  –1990. –168 с.
  26. Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Лебедева Л.И. // Школьные технологии. – 2002. – №5. – С. 116 –120.
  27. Лосский Н.О. Мир, как осуществление красоты: основы эстетики / Лосский Н.О.  –  М.: 1998. – 298 с.
  28. Метод проектов в образовательном пространсте школы и ВУЗа. Сост. С.Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ. –1999.
  29. Мукаржовский Я. Исследование по эстетике и теории искусства / Мукаржовский Я.  – М., 1994. – 156  с.
  30. Наумов В.П. Основы проектной деятельности / Наумов В.П.  – М., 2001. – 236 с.
  31. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: книга для учителя / Неменский Б.М.  – М.: Просвещение, 1981.  –192 с.
  32. Новикова Е. Эстетическое воспитание школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства / Новикова Е. // Воспитание школьников. – 2003. –№8. – С. 30 –32.
  33. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Школьные технологии. – 2000. – №2. –  С. 43 –52.
  34. Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без/ Сорины – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. –172 с.
  35. Степаненков Н.К. Педагогика: учеб. Пособие для ВУЗов / Степаненков Н.К.  – Минск, 1998. – 357 с.
  36. Степанова Л.А. Каптерев П.Ф. Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания / Степанова Л.А. // Педагогика. – 1999г.  – №6. – С. 57 –61.
  37.  Творческие проекты учащихся 5–9 классов общеобразовательных школ / Под. ред. В.Д.Симоненко. – Брянск:1996.
  38. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вента – Графф, 2003.
  39.  Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вента – Графф, 2003.
  40. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вента – Графф, 2003.
  41. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вента – Графф, 2003.
  42. Толстых. А.В. Гуманитаризация и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. – 1996. – №4. – С.9 –13
  43. Феодосова Т.Н. В центре метод объединения – освоение метода проектов / Феодосова Т.Н. // Школа и производство. – 2002. – №8. – С. 12 –13.
  44. Фрид.Д. Чтение личности: всестороннее исследование личности с помощью самых достоверных методик / Фрид.Д., Бирнбаум Д.  – М. : Эксмо, 2003. – 286 с.
  45. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / Хворостов А.С.  – М., 1988.  – 223 с.
  46. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология»: Методические рекомендации для учителей и студентов факультетов технологии и предпринимательства.
  47. Черемных Г. Дополнительное образование: эстетическая ценность результатов обучения/ Черемных Г. // Учитель. –1999. – №2. – С. 49 –51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1

Курс  алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...

Методическое пособие для учителя по использованию образовательных технологий в подготовке к ГИА по информатике

Цель моего пособия: разработка и теоретическое обоснование методики подготовки к ГИА по информатике. Возможно, мои наработки помогут учителю информатики  в его нелёгком труде  по подготовке ...

Методическое пособие для учителей немецкого языка «Модель деятельности учителя, оптимизирующая изучение немецкого языка»

Авторское методическое пособие, которое отражает сущность педагогического опыта учителя немецкого языка, содержащее методический алгоритм деятельности, оптимизирующей начало изучения немецкого языка,...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)

Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)Клонина Татьяна ВладимировнаучительМодернизация отечественной системы образования, способствует актуализации проблемы форм...