Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)
методическая разработка

Клонина Татьяна Владимировна

Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)

Клонина Татьяна Владимировна

учитель

Модернизация отечественной системы образования, способствует актуализации проблемы формирования инновационной культуры педагога. Под культурой педагогической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Проявляется прямо пропорциональная зависимость между уровнем инновационной культуры и эффективностью реализации профессиональной деятельности.

К рассмотрению представляется продукт – пособие для учителя технологии с методической разработкой курса «Декоративная обработка изделия из дерева», включающего в себя 7 тем с подробными инструкциями для выполнения поэтапной работы по декорированию изделия из дерева:

1.  История и традиции народного художественного промысла Полхов-Майдан.

2.  Разработка эскиза для росписи изделия из дерева.

3.  Подготовка изделия из дерева к художественной обработке (пирография, росписи).

4.  Нанесение рисунка на изделие из дерева.

5.  Пирография на изделии из дерева.

6.  Роспись изделия из дерева (выполнение в цвете).

7.  Лакировка изделия.

Курс включает в себя пошаговые инструкции по выполнению практической работы (инструкции работы над изделием), а также в рамках каждой изучаемой темы содержит:

·               лекции,

·               тематические статьи,

·               тесты,

·               кроссворды,

·               разноуровневые задания на закрепление знаний,

·               ссылки на интернет-ресурсы,

·               глоссарий,

·               фотоматериалы,

·               авторские иллюстрации.

Пособие адресовано не только учителю технологии (ДПИ), но и педагогу дополнительного образования. Пособие призвано помочь изучению и освоению учащимися разнообразных художественных приемов декоративной обработки дерева (в процессе создания изделия-сувенира) в целях разнообразия учебного процесса, профориентационной работы, повышения творческой мотивации учащихся, а также побуждения к творчеству не только учеников, но и самих преподавателей.

Актуальность.

Решая задачи эстетического и трудового воспитания, на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, в том числе в процессе создания изделий декоративно-прикладного искусства. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства воспитывает у школьников трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.

Пособие  позволяет учителю подготовить учащихся к более осознанному восприятию учебного материала и практическому выполнения работ по декоративному оформлению изделия из дерева. Также пособие дает возможность учителю способствовать формированию у учащихся навыков планирования, самостоятельной работы по заданным алгоритмам, формированию навыков самоконтроля. Пособие для учителя технологии на примере практической деятельности дает возможность педагогу:

·               формировать способности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·               создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации;

·               обеспечить успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в области декоративно-прикладного искусства.

Цель.

Оказание методической помощи учителю технологии при подготовке занятий декоративно-прикладного искусства. Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства. Формирование гармоничной, творческой личности посредством изучения направлений декоративно-прикладного искусства, обучения техникам и приемам ДПИ.

Задачи.

·                Учить работать с литературой, с текстами;

·                учить технике декоративного рисования;

·                учить основам композиции;

·                учить основам цветоведения;

·                учить технологии обработки дерева для выполнения росписи;

·                учить работе с электроприбором для пирографии;

·                учить росписи по дереву Полхов-Майдан;

·                учить планировать свою деятельность;

·                формировать представление об эталоне изделия;

·                формировать положительную мотивацию к учебному процессу;

·                развивать логическое мышление, внимание;

·                развивать аккуратное отношение к работе;

·                развивать чувство ритма, цвета;

·                развивать мелкую моторику рук, вербальную и зрительную память, внимание, глазомер, осанку;

·                развивать эмоциональную сферу детей;

·                развивать образное и ассоциативное мышление;

·                развивать творческие способности детей;

·                развивать художественные умения и навыки.

·                воспитывать эстетический вкус;

·                воспитывать любовь к искусству народных мастеров;

·                воспитывать у детей чувство гордости за родной край;

·                воспитывать чувство ответственности.

Методы и средства обучения, разнообразие видов учебной деятельности.

В качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных задач обучения в пособии используются следующие средства обучения:

·               Изображение и отображение материальных объектов: иллюстративные материалы, слайд шоу (учебные презентации), ссылки на веб-страницы;

·               Средства обучения, представляющие описание предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки: план работы, инструкционные карты, текстовые и дидактические материалы): лекции, веб-страницы, глоссарий, задания, тесты, рабочие тетради.

Приемы и методы работы, которые используются в курсе,  направлены на создание системы обучения, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей в соответствии с их возрастными индивидуально-психологическими, психическими особенностями для   развития личности учащихся. Учебный материал излагается дозировано с использованием логических приемов переработки учебной информации: конкретизация, установление аналогии по образцам и инструкционным картам, обобщение по доступным признакам изучаемого материала.  Словесные методы обучения присутствуют в курсе в виде опросов, тестов.

В пособии  используется письменное инструктирование учителя, согласно которому ученик выполняет практические задания, пишет ответы в рабочих тетрадях.

Использованные в курсе наглядные методы трудового обучения, обогащают круг представлений учащихся, делают обучение более доступным, развивают наблюдательность и мышление, помогают более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

Для трудового обучения наличие слов и чувственного образа недостаточно, так как формирование трудовых умений и навыков возможно только в результате практической деятельности, поэтому в каждой теме курса предлагается выполнение практического задания.  

Сочетание наглядного и практического методов обучения со словесным  в курсе, позволяют обеспечивать усвоения учащимися объёма необходимого материала, без которого невозможно осуществление сознательной трудовой деятельности на том или ином этапе обучения.

Предполагаемый результат.

Результатом работы в курсе должно стать изделие: дощечка для кухни, оформленная пирографией и росписью.

В ходе работы ученик должен:

·               приобрести теоретические знания о народном промысле Полхов-Майдан;

·               закрепить навыки работы с текстом;

·               научиться использовать в своих работах знания об основах композиции;

·               научиться смешивать цвета;

·               научиться технологии обработки изделия из дерева: шлифовка, грунтовка, лакировка;

·               закрепить навыки планирования своей деятельности;

·               закрепить навыки соблюдения последовательности выполнения работы;

·               закрепить навыки самостоятельной работы в соответствии с поставленными задачи;

·               научиться осуществлять контроль качества своей работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon posobie_dekorirovanie_doshchechki.pdf1.89 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

Методические рекомендации для педагогов отдела Декоративно-прикладного искусства.

В этом разделе вы найдете методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях декоративно-прикладному искусству...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г....

Методическая разработка уроков по блоку декоративно-прикладного искусства по технологии

В данной разработке представлены методические указания по урокам "Мезенской росписи" на уроках технологии...

Рабочая программа элективного курса по технологии: «Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»

Рабочая программа элективного курса по технологии«Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»...

методическое пособие для учителей технологии

laquo;Художественное и эстетическое развитие у учащихся в процессе работы над творческими проектами на уроках технологии»...

Методический материал по технологии (декоративно-прикладное искусство) "Декорирование матрешки в технике хохломской росписи"

1. Материалы, интструменты.2. Технологическая карта по росписи изделия из дерева.3. Тест для проверки теоретического материала по теме "Хохломская роспись"....