Практическое использование техник декоративно-прикладного искусства на уроках технологии
статья по технологии (5 класс)

Николаева Анна Валерьевна

Значение уроков технологии в средней общеобразовательной школе представляется несомненным, хотя на данный момент могут существовать разные подходы к этой проблеме, так как учебное время ограничено и только значимые с точки зрения формирования компетенций предметы достойны того, чтобы быть включенными в учебный план. Итак, каковы же полезные эффекты от наличия уроков технологии в учебном плане средней общеобразовательной школы?

Уроки технологии благоприятно сказываются на улучшении психологического состояния учеников: занятия ручным трудом помогают снять стресс и улучшить психологическое состояние детей, так как они могут сосредоточиться на процессе творчества. Это позволяет снизить психологическую нагрузку и стресс, который имеет свои особенности в раннем подростковом возрасте. Ранний подростковый возраст часто связан с переходом из одной социальной группы в другую, например, из начальной школы в среднюю. Детям приходится адаптироваться к новой среде и устанавливать новые социальные связи, участвовать в социальных взаимодействиях с учетом меняющихся ожиданий со стороны взрослых и сверстников. Возрастают учебные нагрузки: в раннем подростковом возрасте учебная нагрузка может значительно увеличиться, что также может вызывать стрессовые состояния и необходимость адаптации. Эмоциональные изменения, связанные с переходом от детства к подростковому возрасту, могут включать в себя чувства неуверенности, тревоги и депрессии.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николаева Анна Валерьевна,

учитель технологии ГБОУ Лицей № 597

Приморского района Санкт-Петербурга

Практическое использование техник декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в школе

Значение уроков технологии в средней общеобразовательной школе представляется несомненным, хотя на данный момент могут существовать разные подходы к этой проблеме, так как учебное время ограничено и только значимые с точки зрения формирования компетенций предметы достойны того, чтобы быть включенными в учебный план. Итак, каковы же полезные эффекты от наличия уроков технологии в учебном плане средней общеобразовательной школы?

Прежде всего, это развитие моторики и координации движений. Уроки ручного труда помогают развивать мелкую моторику и координацию движений, что особенно важно для детей младшего возраста. Вместе с тем, в средней школе эта возможность также имеет значение, так как позволяет компенсировать нехватку этого развития, и способствовать повышению такого качества как ловкость. В современном мире, где высоко значение цифровых технологий, на уроках технологии дети имеют возможность взаимодействовать с различными физически существующими материалами как природного, так и искусственного свойства, что позволяет им не терять связи с реальным миром в противовес миру виртуальному. Эти занятия способствуют ещё и формированию навыков управления собственным телом во взаимодействии с окружающим миром.

Кроме того, уроки технологии способствуют развитию творческого мышления, так как они способствуют развитию фантазии, предполагают освоение навыков конструирования, а также самостоятельности такого конструирования. В ходе проведения уроков дети коммуницируют друг с другом, дети учатся общаться друг с другом, выражать свои мысли и идеи, а также слушать мнение других. Элементы урока, направленные на развитие творческого мышления, помогают детям научиться решать проблемы и находить нестандартные решения. Также развитие творческих навыков, создание условий для раскрытия соответствующих способностей ребенка даёт возможность повысить мотивацию к учебе, показать, что школьный урок тоже может быть интересным и занимательным. Конечно, в данном случае многое зависит от самого педагога, от способности организовать учебный процесс, преподавательского опыта и материального снабжения самой школы.  

Уроки технологии благоприятно сказываются на улучшении психологического состояния учеников: занятия ручным трудом помогают снять стресс и улучшить психологическое состояние детей, так как они могут сосредоточиться на процессе творчества. Это позволяет снизить психологическую нагрузку и стресс, который имеет свои особенности в раннем подростковом возрасте. Ранний подростковый возраст часто связан с переходом из одной социальной группы в другую, например, из начальной школы в среднюю. Детям приходится адаптироваться к новой среде и устанавливать новые социальные связи, участвовать в социальных взаимодействиях с учетом меняющихся ожиданий со стороны взрослых и сверстников. Возрастают учебные нагрузки: в раннем подростковом возрасте учебная нагрузка может значительно увеличиться, что также может вызывать стрессовые состояния и необходимость адаптации. Эмоциональные изменения, связанные с переходом от детства к подростковому возрасту, могут включать в себя чувства неуверенности, тревоги и депрессии.

Также не следует забывать о том, что уроки технологии помогают подготовиться к будущей профессии в плане определения своих собственных склонностей: дети могут попробовать свои силы в различных областях, например, в дизайне, архитектуре, механике и т.д. В данном случае важно понимать, что ремесленное декоративно-прикладное творчество также может быть ремеслом, занятия которым могут стать делом всей дальнейшей жизни, даст возможность реализовать свои таланты, монетизировать их.  

Наконец, уроки технологии могут способствовать развитию уверенности в себе: занятия ручным трудом помогают развивать уверенность в себе и своих способностях, так как дети видят результат своего труда и получают положительную обратную связь от учителя и сверстников. Конструктивная обратная связь особенно важна, и в данном случае очень многое зависит от мастерства педагога и состояния детского коллектива, что также определяет важность совместной работы педагога, школы и школьного сообщества, включающего детей и родителей.

Реализация упомянутых позитивных эффектов уроков технологии возможна при условии соблюдения методологической корректности таковых. Для уроков технологии характерны практические методы обучения, это их отличительная особенность. О.А. Иванова следующим образом раскрывает содержательную и процессуальную сущность этих методов: «Практические методы обучения на уроках технологии нацелены на результат. Прежде всего, они дают возможность провести исследовательскую работу, в ходе которой обучающиеся смогут усовершенствовать свои знания и приведут свои навыки деятельности до безупречности. С педагогической точки зрения нет никакого значения есть ли в исследовании обучающегося новая или известная всем информация. Здесь самым важным является сам исследовательский опыт. Именно этот опыт и креативное мышление составляют основу педагогического результата и являются одним из важнейших приобретений ученика. Применение таких методов обучения в школе подразумевает определенную последовательность действий: 1) знакомство обучающихся с теоретическим материалом по конкретной теме; 2) проведение инструктажа по технике безопасности; 3) пошаговая демонстрация выполнения работы; 4) самостоятельная деятельность обучающихся; 5) контроль, оценка и анализ полученного изделия. В общеобразовательных школах учителя технологии чаще всего применяют практические методы обучения только после того, как был изучен новый раздел или тема. Следовательно, ученики знают, как организован процесс трудовой деятельности в любой сфере жизни. Обучающиеся понимают, зачем им необходима эта информация, и как ее можно применить в реальности»[1].

Для стимулирования творческой деятельности обучающихся В.О. Ноткина предлагает следующие возможные приемы:

«1) создание эффекта удивления с помощью привлечения необычных фактов;

2) создание ситуации успеха. Влияние успеха и неудачи на процесс мотивации к творческой деятельности велик. Поощрение положительно действует и на скорость, и на качество выполняемых заданий;

3) создание игровых ситуаций. В игровых формах легче усваивается любой материал, а также создается положительный настрой у обучающихся;

4) создание проблемно-поисковых ситуаций, когда педагог ставит определённые творческие задачи;

5) метод сравнения.

Важно соблюдать плавный переход от простого к сложному. Стоит начинать с легких видов декоративно-прикладного творчества, которые не требуют особых умений и навыков. Чтобы показать обучающимся, что от них не требуют сверхъестественных действий. Это поможет избежать эмоциональных всплесков в виде разочарований и агрессии, когда что-то не получается. Очень важно, чтобы дети получали удовольствие от их творческой деятельности, т. е. от процесса и от конечного результата, который получится у всех индивидуальным»[2].


[1] Иванова, О. А. Использование практических методов обучения на уроках технологии / О. А. Иванова // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы VI студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 26–29 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2022. – С. 155-157. – EDN GKKOLT.

[2] Формирование и развитие творческих способностей и эстетического вкуса у обучающихся на уроках технологии в СОШ / В. О. Ноткина, Г. М. Исмаилов, А. И. Слободенюк [и др.] // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов : Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Москва, 07 сентября 2022 года. – Санкт-Петербург: Печатный цех, 2022. – С. 96-101. – EDN EUQXXQ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство воспитанников с техниками декоративно-прикладного искусства.Тема:"Нет ничего прекраснее цветов"

В настоящее время большое значение в жизни современного человека приобретает приобщение к творчеству, связанному с традициями декоративно-прикладного искусства.Современных детей сейчас сложно чем-то у...

Обобщение опыты работы по теме "Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"

Обобщение педагогического опыты по теме "Декоративно -прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"...

Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии в ракурсе проектной деятельности

   Возникновение опыта связано с потерей у детей интереса к разделу «Декоративно-прикладное искусство», который изучается детьми на уроках технологии. Ведь многие ученики ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...