Технологическая карта урока «Профессиональное образование. Пути освоения профессии»
план-конспект занятия по технологии (8 класс)

Гомзякова Евгения Павловна

Цели обучения:

  • Образовательная: ознакомление учащихся с  новыми предметными знаниями в области профессионального образования, основными  понятиями: профессия, специальность, квалификация, система профессионального образования в России.
  • Развивающая: развитие визуальных и аудиальных способностей обработки информации, умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнивать, делать необходимые выводы.
  • Воспитывающая: формирование активной жизненной позиции и ответственного отношения к выбору будущего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

667783, Иркутская область, город Братск, жилой район Сухой, улица Социалистическая,  дом 14а.

тел./факс 8 (3953) 30-22-84, e- mail: school_08@mail.ru

Методическая разработка по технологии

Технологическая карта урока

 

«Профессиональное образование.

Пути освоения профессии»

Автор разработки:

Гомзякова Евгения Павловна

учитель технологии

высшая квалификационная категория

педагогический стаж 24 года

Братск, 2020 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 8 (ФГОС)

УМК:  ФГОС. Линия УМК Симоненко. Технология (Традиционная линия) 5-8 кл.:

  • А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Программа: 5-8 классы, ФГОС, М.: Вентана-граф, 2014 г.
  • В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров В.Д. Технология. Учебник 8 классы, М.: Вентана-граф, 2018 г.

Тема урока: Профессиональное образование. Пути освоения профессии

Место урока в учебном плане: предметная область «Технология», рабочая программа «Технология» ООО (недельная нагрузка 1 час, годовая – 34 часа), первый урок тематического раздела рабочей программы «Современное производство и профессиональное самоопределение», продолжительность  40 минут.

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Цели обучения: 

  • Образовательная: ознакомление учащихся с  новыми предметными знаниями в области профессионального образования, основными  понятиями: профессия, специальность, квалификация, система профессионального образования в России.
  • Развивающая: развитие визуальных и аудиальных способностей обработки информации, умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнивать, делать необходимые выводы.
  • Воспитывающая: формирование активной жизненной позиции и ответственного отношения к выбору будущего профессионального образования. 

Задачи обучения: научить учащихся анализировать информацию о профессиональных образовательных услугах, применять полученные знания на практике.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты: 

  • проявление познавательной активности, самоопределение к деятельности, самоорганизация;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • проявление заинтересованности в приобретении компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • умение применять в жизненных ситуациях и  учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания;
  • самооценивание на основе критерий успешности, оценивание содержания урока. 

Метапредметные результаты:

  • способность планировать познавательную  деятельность, целепологание;
  • формирование учебной задачи, как шаги к достижению поставленной цели, принятие и сохранение учебной задачи;
  • алгоритмизированное планирование учебного процесса, выполнение пробного учебного действия;
  • проявление  визуальных и аудиальных способностей в обработке информации, извлечение из предметного текста необходимой информации, осознанное изложение полученной  информации;
  • выполнение учебных действий в умственной форме: структурирование знаний, анализ, синтез, обобщение, классификация;
  • осуществление контроля и оценки способов своей деятельности;
  • рефлексирование способов и условий действий;
  • планирование успешного сотрудничества, согласование и координация совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса,  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные результаты:

  • формирование  представлений о мире профессий;
  • направленное продвижение к выбору будущей профессии в учреждениях профессионального образования;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения совместной работы.

Методы обучения:  проблемное обучение, видео-лекция (словесно-наглядный),  презентация,  объяснение,

работа в рабочих  листам, работа со схемой.

Технологии, применяемые на уроке: информационно-коммуникативные.

Формы организации работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.

Опорные понятия: профессия, специальность, квалификация, система профессионального образования.

Средства обучения: 

  • мультимедийный проектор, экран;
  • ПК для учителя и ПК для групп учеников;
  • электронная презентация «Профессиональное образование. Пути освоения профессии»;
  • видеолекция № 49 «Профессиональное образование», компьютерный тест в программе «My Test»  из комплекта видеоуроков для 8 класса (ориентированного на учебник В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров В.Д. Технология 8 класс)  сайта «Видеоуроки» для учителей: https://videouroki.net/;
  • рабочие листы для учащихся;
  • материалы для оформления доски и выполнения заданий.

Организационная  структура  урока

№  

этапа

Этапы урока

1.

Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин.)

Цель

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 1. Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учеников к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок и условия внутренних потребностей включения в деятельность.

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Мы начинаем изучать раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Эпиграф к нашему уроку: «Сорок тысяч дорог - одна твоя». Приложение 1.

Настраиваются на работу и положительную атмосферу.

Личностные:. самоопределение к деятельности,

самоорганизация. 

Познавательные:

целепологание.

Коммуникативные:

умение организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

2.

Актуализация знаний. Возникновение проблемной ситуации.

(6-7 мин.)

Цель

Создать проблемную ситуацию.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к решению проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 2. Организует  коллективную работу.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

- Своей будущей профессии вы будете учиться после окончания школы.

В мире очень много профессий и так же много путей, чтобы ими овладеть (проблема).

- Где можно получить профессиональное образование?

- Какие бывают профессиональные учебные заведения?

- В чем отличия профессии от специальности?

- Образование и квалификация одно и то же?

Ведут диалог.

Задают и отвечают на вопросы.

Познавательные:

мыслительные операции.

Регулятивные: способность планировать познавательную деятельность.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.

3.

Постановка учебной задачи

(3-4 мин.)

Цель

Поставить цели и задачи учебной деятельности. 

Зафиксировать алгоритм действий.

Включение учащихся  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 3. Знакомит с темой,  целями и задачами урока.

Выбор профессии – это первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит то, как сложится в дальнейшем ваша судьба. Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни. На данном уроке мы поговорим о «Профессиональном образовании».

Основные  термины: «профессия», «специальность»,  «квалификация». Обсудим способы выбора профессии. И узнаем, сколько существует уровней профессионального образования в России.

Слайд 4. Предлагает ознакомиться с рабочими  листами. Приложение 2.

Слушают учителя. Определяют тему, цель и задачи учебного занятия.

Знакомятся с рабочими листами.

Личностные:. самоопределение к деятельности,

самоорганизация.

 Познавательные:

мыслительные операции.

Регулятивные: формирование учебной задачи, как шаги к достижению поставленной цели.

4.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(12-14 мин.)

Цели

Организовать просмотр видеолекции.

Усвоение учащимися новых конкретных знаний,  которых недостаёт для решения исходной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 5. Предлагает посмотреть  видеолекцию по теме занятия.

(Продолжительность 12-14 мин.)

Приложение 3.

Смотрят, слушают видеолекцию по теме занятия.

Заполняют рабочие листы.

Познавательные:

извлечение из предметного текста необходимой информации.

Регулятивные: 

выполнение пробного учебного действия, проявление  визуальных и аудиальных способностей в обработке информации.

5.

Физкультминутка

(2мин)

Цель

Оптимизировать  функциональное состояние организма учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 6. Организует физкультминутку.

  1. АУДИО-файл Приложение 4.
  2. Упражнения для глаз: быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5. Повторить (4-5 раз). Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Личностные:  умение применять в жизненных ситуациях и  учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания.

Регулятивные:

согласование и координация совместной деятельности с другими участниками.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7-8 мин.)

Цель

Организовать применение нового знания в типовых заданиях.

Закрепление учащимися нового знания при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 7. Организует работу в  группах для закрепления изученного материала.

Предлагает учащимся выполнит тест на компьютерах в программе «My Test», проговаривая вопросы и обсуждая ответы.  

Приложение 5.

Проверяет качество заполнения рабочего листа, оценивает.

Выполняют тест на компьютерах, проговаривая вопросы и обсуждают ответы. Закрепляют изученный материал.

Личностные:  проявление заинтересованности в приобретении компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Познавательные:

изложение полученной информации, интерпретируя ее в качестве решаемой задачи.

Регулятивные: осознанное изложение  полученной  информации.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(1-2мин.)

Цель

Организовать самостоятельную работу на новый способ действия с самопроверкой учебных решений по эталону, самоанализом и самоконтролем.

Предоставление учащимся возможности выявления причин ошибок и их устранения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 8. Организует самостоятельную работу с самопроверкой учебных решений по эталону (рабочему листу ученика).

Анализируют личные ответы на тестовые задания, индивидуально выполняют самопроверку своих вариантов учебных решений по заполненным ранее рабочим листам. Учащиеся  фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового учебного материала (Знаком +).

Регулятивные: осуществление контроля и оценки способов своей деятельности.

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(3-4 мин.)

Цель

Организовать  повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения  содержательной  непрерывности. Включение нового способа действий в систему знаний.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 9. Предлагает учащимся  заполнить кластеры «Профессии» и «Специальности» арточки с вариантами находятся у доски).

Одному из учащихся предлагает «развернуть гармошку» - схему «Система образования в России».  

Мы научились различать понятия «профессия» и «специальность», теперь мы знаем, что квалификация работника – это не его образование, мы подробно разобрались в системе профессионального образования России.

Но мы не разобрались еще в самих себе.

На следующем уроке мы продолжим изучение раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» и познакомимся, как внутренний мир человека влияет на профессиональное самоопределение.

Учащийся выходит к доске выбирают и прикрепляет карточку к соответствующему термину.

Создают кластеры, выполняют задания.

Личностные:

оценивание содержания.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,  выполнение учебных действий в умственной форме.

Познавательные:
структурирование знаний, анализ, синтез, обобщение, классификация.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

(1-2 мин.)

Цель

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.  

Соотнесение учащимися  цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Слайд 10. Организует рефлексию учебной деятельности учащихся по графической схеме на доске и в рабочих листах учеников:

- Какова была цель урока?

- Достиг ли урок цели?  

Цель   ???

http://wl-static.fotolia.com/jpg/00/48/94/15/400_F_48941506_Mbd9yphoYpZAfihe7xq00LBJ6g0sorD1.jpg

Цель урока понятна и достигнута, я выполнил(ла) задачи урока, мне было интересно.

Цель урока частично понятна и достигнута, я не смог (ла) выполнить все задачи урока, мне было не очень интересно.

Цель урока не понятна, я не выполнил(ла) задачи урока, мне было не интересно.

Слайд 11. Дает оценку работы класса и отдельных учащихся.

Отметки  за урок = заполнение рабочего листа (работа слушателя) + работа в группе + участие в обсуждении.

Слайд 12. Определяет домашнее задание:  используя интернет-ресурсы, справочник «Учебные заведения Иркутской области» (возможны другие регионы) выполнить проект - кластер «Моя будущая профессия. Куда пойти учиться?»

Приложение 2 (Рабочий лист)

Приложение 6 (Справочник)

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Фиксируют степень соответствия.

Делают выводы.

Намечают цели  и задачи дальнейшей деятельности  (домашнее задание).

Личностные:

самооценивание на основе критерий успешности.

 Познавательные:

рефлексирование способов и условий действий.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,  планирование успешного сотрудничества.

Источники информации

  1. А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Технология. Программа: 5-8 классы, ФГОС, М.: Вентана-граф,2014 г.
  2. В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров В.Д. Технология. Учебник 8 классы, М.: Вентана-граф, 2018 г.
  3. Корпорация «Российский учебник» (издательство «ДРОФА – ВЕНТАНА»): методическая помощь, https://rosuchebnik.ru/
  4. Сайт «Видеоуроки» для учителей: https://videouroki.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требовани­ям стандарта второго поколения мы должны отказаться от при­вычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...

Технологическая карта урока "Особенности образования в Великобритании" (11 класс, английский язык).

Технологическая карта к уроку английского языка "Особенности образования в Великобритании" (11 класс)....

Презентация к уроку по технологии 8 класс "Пути освоения профессии".

Презентация к уроку по технологии 8 класс "Пути освоения профессии".  Раздел "Современное производство и профессиональное самоопределение"....

технологическая карта урока по теме " Пути достижения биологического прогресса"

Принципиальным отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не п...

Технологическая карта урока "Профессиональное образование"

Ознакомление с системой профессиональной подготовки кадров в России, с понятиями «рынок труда» и «конъюнктура  рынка»...

Технологическая карта урока обществознания "На пути к жизненному успеху" (6 класс)

Создать условия для формирования  у учащихся представлений о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха  1)познакомить учащихся со слагаемыми жизненного у...

Технологическая карта урока Профессионально-трудовое обучение швейное дело

Технологическая карта урока, направленного на формирование (развитие) профессиональной ориентации и (или) самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.«Изготовление стилизо...