Макетирование и проектирование на уроках технологии, как методы познания и эффективные средства гражданско-патриотического воспитания учащихся.
статья по технологии (7 класс)

Одним из инвариантных (обязательных) модулей современной программы по технологии является модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»

В рамках этого модуля можно использовать технику «бумажного макетирования». Она является востребованной и актуальной в современном образовании, в связи с интересом детей к техническому творчеству, что предусматривает получение учащимися знаний в области конструирования и моделирования на этапе начальной и средней школы. С дидактической точки зрения проектирование и изготовление макета - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы.

             Кроме этого, по моему мнению, данный модуль может играть важную воспитательную роль. При изучении макетирования я использую  военно-историческое моделирование не только как метод познания , но и как эффективное средство гражданского и патриотического воспитания учащихся.

Военно-историческое моделирование, стало в последнее время  популярным у детей и подростков.

При изучении предметной области «Технология» в 7 классе я предлагаю учащимся разработать проектную работу, связанную с историей Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макетирование и проектирование

на уроках технологии, как методы познания и эффективные средства гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Т.А.Гришина

Учитель технологии 1 категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани

           Учебный предмет «Технология» в современной школе интегрирует знания по разным предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания .

            Технологическое образование школьников носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с любым трудовым процессом и создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности; включении учащихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности; воспитании культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и др .), самостоятельности, инициативности, предприимчивости; развитии компетенций, позволяющих учащимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения .

           Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Практико-ориентированный характер обучения технологии предполагает, что не менее 75 % учебного времени отводится практическим и проектным работам .

      Современный курс технологии построен по модульному принципу .

     Модуль — это относительно самостоятельная часть структуры образовательной программы по предмету «Технология», имеющая содержательную завершённость по отношению к планируемым предметным результатам обучения за уровень обучения (основного общего образования) .

       Одним из инвариантных (обязательных) модулей современной программы по технологии является модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»

       Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса «Технология»: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является моделирование . При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы и открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта . Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания технологий .

          В рамках этого модуля можно использовать технику «бумажного макетирования». Она является востребованной и актуальной в современном образовании, в связи с интересом детей к техническому творчеству, что предусматривает получение учащимися знаний в области конструирования и моделирования на этапе начальной и средней школы. С дидактической точки зрения проектирование и изготовление макета - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы.

             Кроме этого, по моему мнению, данный модуль может играть важную воспитательную роль. При изучении макетирования я использую  военно-историческое моделирование не только как метод познания , но и как эффективное средство гражданского и патриотического воспитания учащихся.

Военно-историческое моделирование, стало в последнее время  популярным у детей и подростков.

               Этому во многом способствовало бурное развитие производства компонентов для модельного творчества. В настоящее время промышленность предлагает компоненты для создания стендовых моделей самолетов, танков, военных кораблей, ракет, автомобилей и другой военной техники. Но, главное, из этих компонентов ребенок собирает  модели  знаменитых образцов отечественного оружия, составляющих гордость народа.

          При изучении предметной области «Технология» в 7 классе я предлагаю учащимся разработать проектную работу, связанную с историей Великой Отечественной войны. Ребята исследуют развитие самолётостроения в нашей стране, как одного из видов транспортных технологий.  В ожидании праздника День Победы, в марте, мы запускаем исследовательский проект «Крылья Победы».

      Цель проекта:

      Разработать информационный продукт на тему: «Крылья Победы»

      Задачи проекта:

1.Найти, проанализироваь и подготовить информацию о советских самолётах, разработанных до и в период Великой Отечественной войны.

2. Разработать эскиз и оформить информационный продукт (стенгазету о самолётах Великой отечественной войны).

3.Изготовить макет самолёта ЯК из бумаги, используя технику бумажного макетирования.

3.Организовать выставку стенгазет и макетов самолётов Великой отечественной войны на базе школы.  

        Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну).

Новизной данного проекта является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, дающих возможность получить опыт сбора, анализа информации, создавать информационный продукт для широкой аудитории. Также проект  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно основы чертёжной графики, с которым дети познакомились в 5-7 классе.

Новизной проекта является реализация принципа межпредветных связей с предметом «история». Данный проект обеспечивает знакомство учащихся с лучшими образцами конструкторского творчества при изготовлении самолётов в период Великой отечественной войны, узнать о подвигах советских лётчиков.

Учащийся выбирает информационные источники, адекватные цели проекта,    планирует информационный поиск, систематизирует информацию, критически относится к полученной информации, делает выводы.

Информационный проект требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), методы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы), результат информационного поиска (стенгазета, макет, презентация)

Этапы работы над проектом.

1.Постановка проблемы.

2.Планирование этапов проекта.

3.Поиск информации.

4.Создание информационных продуктов.

5.Презентация продуктов

6.Применение информационных продуктов.

       Информационные продукты в дальнейшем могут использоваться на уроках и классных часах и других формах учебной деятельности

Примерный план поиска информации при выполнении проекта:

1.Модели самолётов, конструкторы.

2.Где производились самолёты?

3.Технические характеристики, вооружение, преимущества, особенности

4.Подвиги лётчиков, летавших на самолётах

5.Интересные факты

При изготовлении модели самолёта учащиеся работают по инструкционной карте «Инструкционная карта. Модель самолёта ЯК»

Инструкционная карта. Модель самолёта ЯК:

  • Самолеты истребители конструкции Героя Социалистического Труда А. С. Яковлева имели марки ЯК1, ЯК3, ЯК9 и др. На "ЯКах" в годы Великой Отечественной войны летал трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. Он сбил в воздушных боях 59 вражеских самолетов.
  • Модель самолета ЯК из бумаги имеет крыло, лонжерон, фюзеляж, прокладку, киль и стабилизатор соединенный с фюзеляжем винт и шасси.
  • Самолеты ЯК строились с убирающимися шасси, поэтому модель самолета як можно сделать и запускать без шасси. Так модель самолета ЯК будет лучше летать и больше будет похожа во время полета на настоящий самолет.

Описание: C:\Users\Школа-144\Pictures\22.jpg Описание: C:\Users\Школа-144\Pictures\23.jpg

        Жизненный цикл  и этапы реализации проекта.

Сроки реализации проекта: март 2023г.- май 2023г.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (март 2023г.) – поиск  и анализ информации.

2.Основной (апрель – май 2023 г) - подобрать материалы, оформить стенгазету (группой учащихся по 4-5 человек), изготовить модель самолёта ЯК(индивидуально), контролировать качество своей работы, оценить качество готового продукта.

3.Заключительный (8  мая 2023 г.)- организация школьной выставки стенгазет  «Крылья Победы»  и макетов самолёта ЯК, приуроченной ко Дню Победы.

               Ожидаемые результаты реализации проекта.

1. Участие в мероприятии будет способствовать повышению уровня мотивации к занятиям техническим творчеством, совершенствованию практических навыков в сфере технологической деятельности, а также расширению общего кругозора учащихся, повышению уровня гражданского и патриотического воспитания.

2. В результате проведения выставки «Крылья Победы» учащиеся будут демонстрировать теоретическую подготовленность и наличие знаний в сфере технологической, конструктивной обработки материала.

3. У участников возникнет потребность в создании новых продуктов технического творчества, возникнет активное, заинтересованное отношение к участию в выставке.

4. В процессе активного участия в проекте проявятся творческие и технологические способности, передача исторического образа.

5. Участники глубже познакомятся с технологией изготовления технических моделей

6. Будет достигнут конечный результат:

- создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

- результат проекта будет использован другими коллективами;

- информация о проекте широко распространена;

- получено удовольствие от своей деятельности;

-в ходе подготовки и организации проектной деятельности будет происходить усовершенствование профессионального мастерства учителя технологии.

         Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.

Для оценки эффективности внедрения проекта «Крылья Победы» как формы технологического обучения учащихся были выделены основные критерии технологического обучения: проблемный, потребностно-мотивационный,  деятельностный. Для диагностики каждого из компонентов были определены показатели:  потребность в изготовлении продукта, комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом, способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы, активное, заинтересованное отношение к участию в проекте.

Проект «Крылья Победы» разработан на основе ценностных ориентиров содержания курса «Технология» и предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Заключение.

В процессе работы над проектом учащиеся получат опыт освоения исследовательской компетенцией на основе овладения знаниями и навыками в области подготовки информационного продукта (стенгазеты) и модели самолёта ЯК, разработают эскиз и изготовят информационный продукт и макеты самолётов ЯК,  получат опыт защиты проекта,  опыт организации выставки информационного продукта на базе школы.  

Работа будет использована в школьном музее и на мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы.

        Педагогический потенциал исследовательского проекта «Крылья Победы» определяется воплощенным в нем одним из методов познания и способов повышения уровня мотивации к занятиям техническим творчеством, совершенствованием практических навыков в сфере технологического образования, расширением общего кругозора учащихся, а так же повышением уровня гражданского и патриотического воспитания школьников.

Список литературы

     1. Рабочая программа основного общего образования по технологии одобренная федеральным учебно –методическим объединением по общему образованию (Протокол №5/22 от 25.08.2023г.)

  1. Сасова И.А., Гуревич М.И., Павлова М.Б. Технология. Метод проектов в техническом образовании школьников. 7 класс. – М.: Вентана – Граф,
  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 2 – е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс. 2009. – 544 с.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  4.  Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.
  5. Субботина, Н.М. Исследовательские проекты в практике школы/ Н.М. Субботина// Библиотека журналов «ДШ» . - № 7. - 2008. С. 110-121.
  6. Тищенко А.Т. Технология. 7 класс: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 114 с.
  7. Тюкавина , М.В. Формирование социальной компетентности у обучающихся технологического профиля / М.В.Тюкавина // Профильная школа. – 2007. - №5. – С.36-39.
  8. http://www.jlady.ru/hobby/pechvork-bez-igolki.html

    10. http://открытыйурок.рф/статьи/596218/ 

    11. http://открытыйурок.рф/статьи/522753/ 

    12. https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31467 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников"...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...

Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...

"Технология социального проектирования как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"

Выступление на педагогическом совете по вопросам гражданско-патриотического воспитания в школе....

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...